×
27.04.2016
216.015.38a0

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПУСКА КОСМИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002582514
Дата охранного документа
27.04.2016
Аннотация: Изобретение относится к области ракетной техники и касается вопросов обеспечения безопасности пуска ракеты. Способ пуска космической ракеты заключается в превентивном выведении на режим предельного или частичного форсирования всех двигателей до отрыва ракеты от стартового стола или в начале движения с уровнем тяги, превышающим номинальный уровень на величину, достаточную для исключения возможности зависания или обратного движения ракеты в случае отказа, по крайней мере, одного неисправного двигателя. По истечении некоторого времени двигатели переводят на номинальный режим работы, а при возникновении отказа, по крайней мере, одного неисправного двигателя выдерживают форсированный режим работы исправных двигателей. Техническим результатом изобретения является повышение безопасности пуска ракеты, повышение надежности выполнения полетного задания и снижение вероятности повреждения стартовых сооружений.
Основные результаты: Способ пуска космической ракеты, основанный на использовании для создания ускорения ракеты тяги двух или более маршевых двигателей, отличающийся тем, что до отрыва ракеты от стартового стола или в начале движения ракеты все двигатели превентивно выводят на режим предельного или частичного форсирования с уровнем тяги, превышающим номинальный уровень на величину, достаточную для исключения возможности зависания или обратного движения ракеты в случае отказа, по крайней мере, одного неисправного двигателя, а по истечении некоторого времени, переводят двигатели на номинальный режим работы или при возникновении отказа, по крайней мере, одного неисправного двигателя выдерживают форсированный режим работы исправных двигателей.

Предлагаемое изобретение относится к области ракетной техники и касается вопросов обеспечения безопасности пуска ракеты.

Современные требования к перспективным ракетным комплексам космического назначения содержат в себе повышенные требования к безопасности старта и полета ракеты, что связано, с одной стороны, с уникальностью и большой стоимостью полезных грузов, выводимых на космические орбиты, в том числе и с учетом возможности использования этих комплексов в пилотируемых полетах, а с другой стороны, с уникальностью стартового сооружения, потеря которого в случае аварии ракеты при старте может сорвать или приостановить на длительный период всю космическую программу, базирующуюся на использовании данной ракеты. Автоматически эти требования надежности и безопасности распространяются и на маршевые двигатели, комплектующие ракету. Одним из известных способов повышения надежности двигательной установки ракеты является резервирование тяги, реализуемое как созданием резерва двигателей в комплекте ДУ (ДУ должна быть многодвигательной), так и расширением диапазона форсирования двигателей до уровня, обеспечивающего восполнения недостатка тяги, возникающего вследствие отключения в полете, по крайней мере, одного неисправного двигателя. Последний вариант наиболее применимый, поскольку не обременен нежелательным увеличением массы и габаритов ДУ (что неизбежно при установке резервных двигателей). Уровень потребного форсирования по тяге каждого из исправных двигателей ДУ, оставшихся, например, для четырехдвигательной установки при отказе одного двигателя составляет 33,3% сверх уровня номинальной тяги. Этот метод позволяет увеличить на порядок вероятность безотказной работы всей двигательной установки в целом по сравнению с аналогичным показателем отдельно взятого двигателя. Например, при надежности отдельно взятого двигателя, равной 0,99, надежность нерезервированной ДУ, состоящей из четырех двигателей, будет равна 0,994=0,96, а резервированной с допустимым отказом одного двигателя будет равна 0,994+4·0,993·(1-0,99)=0,9994.

Техническая реализация логики резервирования, однако, не всегда может обеспечить успех, поскольку сам процесс своевременного выявления и безопасного отключения неисправного двигателя в полете и последующие включение или перевод оставшихся исправных двигателей на форсированный режим работы требует некоторого времени (это время может достигать в отдельных случаях порядка нескольких секунд). На участке траектории ракеты, достаточно удаленном по времени (и по расстоянию) от начала полета, т.е. когда скорость полета достаточно велика, указанная временная задержка перевода двигателей на форсированный режим работ не критична и не скажется существенным образом на выполнение дальнейшей программы полета. В случае же возникновение описанной ситуации сразу (или же через короткий промежуток времени) после отрыва ракеты от стартового стола, когда ракета не набрала еще большой скорости и нуждается для надежного продолжения полета в относительно высоком уровне тяги, обеспечиваемой работающими двигателями, задержка перевода режимов двигателей на форсированный уровень может привести в момент отказа одного из двигателей к зависанию ракеты над стартовым столом или даже к ее обратному движению (падению). Известные способы пуска ракет предусматривают график изменения тяги ракетного двигателя при его запуске с выходом тяги на номинальный уровень без участка форсирования (см., например, в книге «А.А. Лебедев, Н.Ф. Герасюта. Баллистика ракет /Машиностроение, М., 1970/, стр. 39, рис. 1.12 - прототип). Недостатком указанного способа пуска ракеты является необеспеченность условия, предотвращающего развитие аварийной ситуации в случае отказа, по крайней мере, одного двигателя непосредственно при старте (в начальной фазе движения) ракеты. При таком способе пуска, если произойдет отказ, по крайней мере, одного двигателя в начальной стадии движения ракеты, велика вероятность аварийного исхода полета и повреждения стартового сооружения.

Целью предлагаемого изобретения является повышение безопасности пуска ракеты, повышение надежности выполнения полетного задания и снижение вероятности повреждения стартовых сооружений.

Эта цель достигается тем, что до отрыва ракеты от стартового стола или в начале движения ракеты все двигатели превентивно выводят на режим предельного или частичного форсирования с уровнем тяги, превышающим номинальный уровень на величину, достаточную для исключения возможности зависания или обратного движения ракеты в случае отказа, по крайней мере, одного неисправного двигателя, а по истечении некоторого времени переводят двигатели на номинальный режим работы или при возникновении отказа, по крайней мере, одного неисправного двигателя выдерживают форсированный режим работы исправных двигателей.

Конкретный уровень указанного превентивного форсирования штатно работающих двигателей до отрыва ракеты от стартового стола или в начале движения ракеты выбирается уже при запуске двигателей или на начальной фазе движения ракеты, как минимум, исходя из условия уверенного увода ракеты от стартового сооружения. Верхний уровень указанного форсирования ограничивается заданным предельным диапазоном, допустимым для двигателя с точки зрения сохранения его работоспособности, с учетом соображений о необходимости экономного расходования располагаемого ресурса двигателей и допустимой осевой перегрузки для данной конкретной ракеты. Соображения по экономному расходованию ресурса особенно важно для двигателей многократного использования. Время работы двигателей на указанном форсированном режиме должно быть достаточным для удаления ракеты на безопасное расстояние от стартового сооружения (обычно достаточно 15-25 сек полета). В случае же возникновения отказов двигателей на начальной фазе полета режим форсирования исправных двигателей сохраняется вплоть до окончания активной фазы полета.

Практическое использование предлагаемого способа пуска космической ракеты должно осуществляться, например, следующим образом. При старте ракеты все двигатели двигательной установки в процессе их запуска выводятся на уровень тяги, превышающий номинальный (т.е. на форсированный режим работы).

Этот уровень определяется примерно следующим условием для каждого двигателя в установке

где Rф - тяга на форсированном режиме работы двигателя,

A - доля (часть) использования разрешенного предельного диапазона форсирования двигателя,

ΔRрез - разрешенный предельный диапазон форсирования двигателя по тяге (резерв тяги),

Rном - номинальная тяга двигателя.

Двигатели после выхода на указанный режим форсирования работают на этом режиме в течение времени, достаточного для набора ракетой некоторой скорости и удаления ее от стартового сооружения на безопасное расстояние. В течение этого времени, если случится допустимый отказ одного из двигателей, ракета будет продолжать управляемый полет без зависания, так как уровень тяги будет достаточным благодаря ранее выполненному (превентивному) переводу двигателей на форсированный режим работы. При необходимости полного использования предусмотренного резерва тяги время перевода исправных двигателей на предельный режим форсирования будет при этом минимальным и, соответственно, не критичным с точки зрения продолжения программного полета ракеты. Например, при номинальной стартовой осевой перегрузке ракеты с четырьмя маршевыми двигателя, равной nx=1,3, отказ одного двигателя снизит эту перегрузку до 0,975. С такой перегрузкой ракета зависнет и начнет падать. Превентивное частичное форсирование двигателей до уровня, например, равного половине предельного разрешенного диапазоне (0,5×0,333=0,1665), обеспечит осевую перегрузку ракеты при работающих трех двигателях на уровне nx=(1+0,1665)×0,975=1,137, что уже достаточно для продолжения полета ракеты. Полное использование резерва тяги вернет значение осевой перегрузки ракеты при отказе одного двигателя в рассматриваемом примере до номинального уровня (nx=(1+0,333)×0,975=1,3).

Таким образом, использование данного предлагаемого изобретения позволит повысить уровень надежности выполнения программы полета космической ракеты, повысить общую безопасность пуска и, таким образом, обеспечить сохранность стартового сооружения и полезного груза, выводимого на орбиту.

Способ пуска космической ракеты, основанный на использовании для создания ускорения ракеты тяги двух или более маршевых двигателей, отличающийся тем, что до отрыва ракеты от стартового стола или в начале движения ракеты все двигатели превентивно выводят на режим предельного или частичного форсирования с уровнем тяги, превышающим номинальный уровень на величину, достаточную для исключения возможности зависания или обратного движения ракеты в случае отказа, по крайней мере, одного неисправного двигателя, а по истечении некоторого времени, переводят двигатели на номинальный режим работы или при возникновении отказа, по крайней мере, одного неисправного двигателя выдерживают форсированный режим работы исправных двигателей.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 84 items.
20.01.2013
№216.012.1d2c

Жидкостный ракетный двигатель и способ охлаждения теплонапряженных участков его камеры

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), преимущественно кислородно-керосиновым. Жидкостный ракетный двигатель содержит как минимум одну регенеративно охлаждаемую камеру, устройство для подачи рабочего тела на турбину турбонасосного агрегата, турбонасосный агрегат, агрегаты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472962
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.02.2013
№216.012.2b99

Энергоустановка

Энергетическая установка содержит паровую машину с системой подачи компонентов топлива, кинематически связанную с электрогенератором. Паровая машина выполнена в виде высокотемпературного парогазогенератора, например кислородно-водородного. На выходе паровой машины установлен турбонасосный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476688
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.32c0

Донная защита хвостового отсека ракеты-носителя

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в конструкциях хвостовых отсеков блоков ракет-носителей для их защиты от газодинамического воздействия работающего двигателя. Донная защита хвостового отсека блока ракеты-носителя содержит четыре подвижных сферических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478535
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.4910

Жидкостный ракетный двигатель

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД) и может быть использовано в других областях техники. В жидкостном ракетном двигателе, содержащем камеру сгорания, турбонасосный агрегат, узел уплотнения, соединенный с дренажным трубопроводом, баллон со сжатым газом, согласно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484284
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d30

Силовой блок двигательной установки ракеты-носителя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в силовых блоках ракет-носителей (РН) для управления вектором тяги. Силовой блок РН с управляемым вектором тяги содержит хвостовой отсек для установки маршевого жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и силовое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485342
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.06.2013
№216.012.5142

Шаровой клапан

Изобретение относится к арматуростроению, а именно к шаровым клапанам с дистанционным управлением, и предназначено для использования, например, в ракетной технике для пуска и отсечки компонентов в агрегаты двигателя. Шаровой клапан содержит корпус с переходниками входа, выхода и дренажа,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486395
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.08.2013
№216.012.5dc5

Клапан

Изобретение относится к арматуростроению, а именно к клапанам с пневматическим управлением, и предназначено для пуска и отсечки рабочего тела. Клапан содержит корпус с входным и выходным патрубками, элемент с втулкой на ребрах и седлом, установленный в корпус, подпружиненный затвор с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489626
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.08.2013
№216.012.612c

Жидкостный ракетный двигатель с дожиганием генераторного газа

Изобретение относится к ракетной технике. В жидкостном ракетном двигателе, содержащем неподвижные опорную раму, газогенератор, работающий с избытком одного из компонентов, и турбонасосный агрегат с корпусом турбины и насосами, и с возможностью качания камеры сгорания с цапфами в районе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490508
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.09.2013
№216.012.6cf1

Измерительное устройство

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в производстве арматуры питания газогидравлических машин для изготовления компенсирующих втулок. Заявленное измерительное устройство содержит штангу со шкалой на одном ее конце, установленную на другом конце штанги...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493540
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.10.2013
№216.012.73a7

Устройство для слива топливного компонента из бака изделия

Изобретение может быть использовано в конструкциях хвостовых блоков для слива топливного компонента из бака изделия через вентиль слива, расположенный на донной тепловой защите двигателя. Устройство для слива топливного компонента из бака изделия содержит трубопровод, вентиль слива, проходник,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495264
Дата охранного документа: 10.10.2013
Showing 1-10 of 76 items.
20.01.2013
№216.012.1d2c

Жидкостный ракетный двигатель и способ охлаждения теплонапряженных участков его камеры

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД), преимущественно кислородно-керосиновым. Жидкостный ракетный двигатель содержит как минимум одну регенеративно охлаждаемую камеру, устройство для подачи рабочего тела на турбину турбонасосного агрегата, турбонасосный агрегат, агрегаты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472962
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.02.2013
№216.012.2b99

Энергоустановка

Энергетическая установка содержит паровую машину с системой подачи компонентов топлива, кинематически связанную с электрогенератором. Паровая машина выполнена в виде высокотемпературного парогазогенератора, например кислородно-водородного. На выходе паровой машины установлен турбонасосный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476688
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.32c0

Донная защита хвостового отсека ракеты-носителя

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано в конструкциях хвостовых отсеков блоков ракет-носителей для их защиты от газодинамического воздействия работающего двигателя. Донная защита хвостового отсека блока ракеты-носителя содержит четыре подвижных сферических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478535
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.4910

Жидкостный ракетный двигатель

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД) и может быть использовано в других областях техники. В жидкостном ракетном двигателе, содержащем камеру сгорания, турбонасосный агрегат, узел уплотнения, соединенный с дренажным трубопроводом, баллон со сжатым газом, согласно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484284
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d30

Силовой блок двигательной установки ракеты-носителя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в силовых блоках ракет-носителей (РН) для управления вектором тяги. Силовой блок РН с управляемым вектором тяги содержит хвостовой отсек для установки маршевого жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и силовое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485342
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.06.2013
№216.012.5142

Шаровой клапан

Изобретение относится к арматуростроению, а именно к шаровым клапанам с дистанционным управлением, и предназначено для использования, например, в ракетной технике для пуска и отсечки компонентов в агрегаты двигателя. Шаровой клапан содержит корпус с переходниками входа, выхода и дренажа,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486395
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.08.2013
№216.012.5dc5

Клапан

Изобретение относится к арматуростроению, а именно к клапанам с пневматическим управлением, и предназначено для пуска и отсечки рабочего тела. Клапан содержит корпус с входным и выходным патрубками, элемент с втулкой на ребрах и седлом, установленный в корпус, подпружиненный затвор с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489626
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.08.2013
№216.012.612c

Жидкостный ракетный двигатель с дожиганием генераторного газа

Изобретение относится к ракетной технике. В жидкостном ракетном двигателе, содержащем неподвижные опорную раму, газогенератор, работающий с избытком одного из компонентов, и турбонасосный агрегат с корпусом турбины и насосами, и с возможностью качания камеры сгорания с цапфами в районе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490508
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.09.2013
№216.012.6cf1

Измерительное устройство

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в производстве арматуры питания газогидравлических машин для изготовления компенсирующих втулок. Заявленное измерительное устройство содержит штангу со шкалой на одном ее конце, установленную на другом конце штанги...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493540
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.10.2013
№216.012.73a7

Устройство для слива топливного компонента из бака изделия

Изобретение может быть использовано в конструкциях хвостовых блоков для слива топливного компонента из бака изделия через вентиль слива, расположенный на донной тепловой защите двигателя. Устройство для слива топливного компонента из бака изделия содержит трубопровод, вентиль слива, проходник,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495264
Дата охранного документа: 10.10.2013
+ добавить свой РИД