Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к медицине, конкретно к коррекционной педагогике, клинической психологии, и может быть использовано для оценки функциональных возможностей анализаторов и психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела.
Недоношенность определяется не столько антропометрическими показателями, сколько морфофункциональной незрелостью жизненно важных органов и систем организма. У недоношенных детей чаще, чем среди доношенных выявляются неврологические нарушения, в частности, особенности иннервации мускулатуры, патология органа зрения, болезни уха и сосцевидного отростка, в том числе тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата. Реакции недоношенных детей на различные раздражители отличаются сглаженностью проявлений, слабостью активного торможения, иррадиацией возбуждения.
Известен способ ранней диагностики умственного развития (Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики РАО. - М., 2001 №4, стр. 22-23), согласно которому детям предлагают простое задание - перемещение предметов в пространстве и выявляют пространственные зависимости, соотнесения предметов по форме, величине, цвету. Это обследование позволяет выявить у детей раннего возраста отклонения в умственном развитии и помогает психологам и педагогам-дефектологам наметить пути коррекционной работы с каждым из обследуемых детей с учетом их индивидуальной структуры нарушения.
Известен способ диагностики психического состояния младенцев, согласно которому ребенку предъявляют предметы и наблюдают за перемещением взгляда ребенка, затем проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, прислушивание к речи, развитие способности находить спрятанный объект и рассматривать два объекта. Определяют состояние развития действий с предметами, для чего предлагают ребенку погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев при захвате, продолжительность удержания, характер манипуляций. При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму - гуканье, гуление, лепет, первые слоги. Все показатели сравнивают с нормативами развития.
(https://sites.google.com/site/didaktichmateriali/home/diagnostika-psihiceskogo-razvitia-mladencev).
Известен способ диагностики психического развития детей от рождения до 3-х лет, который предполагает выявление уровня развития общения ребенка со взрослым и его познавательной активности по отношению к предметам. Основными параметрами, характеризующими уровень развития любой формы общения, являются: уровень инициативности в общении как показатель стремления ребенка к общению; уровень чувствительности к воздействиям партнера как готовность воспринять инициативу взрослого, ответить на нее и перестроить свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого и уровень владения средствами общения, т.е. конкретными действиями, с помощью которых ребенок осуществляет общение. В процессе проведения каждой диагностической пробы психолог отмечает в соответствующих графах протокола баллами выраженность наблюдаемых компонентов комплекса оживления (http://psychlib.ru/mgppu/SDp-2002/DSC-001.НТМ).
Известен способ диагностики отклонений нервно-психического развития детей, включающий предъявление с учетом возраста тестового материала, состоящего из набора проб из группы нейропсихических признаков, с последующим введением в компьютерную программу, анализ полученных статистических данных с количественной оценкой выраженности нервно психического дефицита функции, при этом тестовый материал предъявляют детям в возрасте с 1 месяца до 16 лет, в компьютерную программу вводят семибалльные шкалы оценок результатов нормальных реакций для каждой возрастной группы и при отклонении от нормального диапазона на 1-12 баллов диагностируют легкую степень отклонения нервно-психического развития, на 13-23 балла - умеренную степень, на 24-30 баллов - среднюю степень, более 30 баллов - выраженную степень отклонения нервно-психического развития (Патент РФ №2171625).
Известен способ диагностики психического развития ребенка первого года жизни с перинатальной энцефалопатией путем исследования познавательных функций и оценки их по трехбалльной системе, для чего у ребенка в возрасте 1-3 месяцев жизни оценивают зрительную и слуховую функции, эмоции, экспрессивную речь, рефлексы орального автоматизма, зрительно-моторную координацию и при оценке высшим баллом сенсорных функций и эмоций при общей суммарной оценке 9-12 баллов диагностируют легкую степень задержки психического развития, 6-9 баллов - умеренную, меньше 6 баллов - тяжелую степень задержки психического развития (Патент РФ №2039521, 1995 г.).
Способ выбран нами в качестве прототипа.
Задачей настоящего изобретения является разработка способа диагностики психической активности младенцев, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела.
Результатом решения поставленной задачи является оценка способности реагирования младенца на внешние стимулы и установление соответствия его психофизиологической реакции онтогенетическому нормативу.
Сущность способа диагностики психической активности младенцев заключается в последовательной оценке функциональных возможностей каждого из четырех анализаторов ребенка: кожного, двигательного, зрительного и слухового. Для этого на каждый анализатор специалист оказывает воздействие пособиями различного уровня интенсивности. Работу каждого анализатора оценивают шестью тестами с разными предметами. При оценке интенсивности стимула для каждого анализатора проводят воздействие, как минимум, двумя предметами, чтобы подтвердить реакцию. Интенсивность и качество ответов анализатора оценивают в баллах в зависимости от того, при какой интенсивности воздействия наблюдалась ожидаемая реакция. Если ожидаемая реакция не была получена даже при высоком уровне интенсивности воздействия, ставят 0 баллов; если реакция получена при высоком уровне интенсивности воздействия, ставят 1 балл; если реакция получена при среднем уровне интенсивности воздействия - 2 балла, а если реакция получена при низком уровне интенсивности воздействия - 3 балла. Результат обследования обобщают и записывают в следующем виде: A+B+C+D, где А - оценка кожного анализатора в баллах, В - оценка двигательного анализатора в баллах, С - оценка зрительного анализатора в баллах и D - оценка слухового анализатора в баллах. Итоговую оценку функциональных возможностей анализаторов или психическую активность младенца вычисляют по следующей формуле:
,
при результате от 0 до 50% отмечают очень низкую психическую активность, при результате от 50 до 80% - низкую психическую активность, а при результате от 80 до 100% - удовлетворительную психическую активность младенца.
Способ осуществляют следующим образом. Младенцам, родившимся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела в возрасте от 15 дней до 90 дней жизни, последовательно предъявляют игрушки, воздействующие на рецепторы одного из 4-х анализаторов: в первую очередь кожного, затем двигательного, затем зрительного и слухового. На каждый анализатор специалист сначала оказывает воздействие пособиями низкой интенсивности, при отсутствии результата оказывает воздействие пособиями средней интенсивности, затем пособиями высокой интенсивности. Внешний вид, цветовая гамма, размер, качество, фактура и вид материалов, акустические характеристики дидактических пособий и игрушек соответствуют возрасту и особенностям работы организма младенцев первого полугодия жизни, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тел.
Полученные результаты и бальная оценка позволяют установить качественные характеристики функциональных возможностей основных анализаторов, выявить степень зрелости первых ориентировочных реакций, определить те реакции, на которые необходимо оказывать стимулирующее воздействие для повышения уровня их зрелости и те, которые в дополнительной стимуляции не нуждаются, т.е. сформулировать направления специальной педагогической помощи.
Суммируют баллы, набранные младенцем при диагностике, и вычисляют итоговую оценку психической активности ребенка, используя формулу:
, где
А - оценка в баллах кожного анализатора, В - оценка в баллах двигательного анализатора, С - оценка в баллах зрительного анализатора, D - оценка в баллах слухового анализатора. При результате от 0 до 50% отмечают очень низкую психическую активность, при результате от 50 до 80% - низкую психическую активность, а при результате от 80 до 100% - удовлетворительную психическую активность младенца.
Пособия и игрушки для диагностики психической активности младенца, а также тип реакции на внешнее воздействие и его оценка в баллах представлены в таблице №1.
В начале обследования педагог берет младенца на руки и оказывает воздействие на его кожный анализатор внешними стимулами низкой интенсивности - щеткой с мягкой щетиной, затем детской резиновой зубной щеткой с мягкой щетиной. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности и изменение мимики на воздействие хотя бы одного стимула оценивают 3 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции на стимул низкой интенсивности воздействуют на кожный анализатор стимулом средней интенсивности - щеткой с резиновой жесткой щетиной, затем мягким надувным валиком. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности и изменение мимики на воздействие хотя бы одного стимула оценивают 2 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакций воздействуют стимулами высокой интенсивности - тесьмой Velcro, затем надувным матрасом. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности и изменение мимики на воздействие хотя бы одного стимула оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие реакции и изменения в поведении ребенка оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты младенцу дают возможность для отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк. А - оценка в баллах кожного анализатора представляет собой сумму баллов, выставленных при тестировании возможностей кожного анализатора младенца шестью тестами разными предметами.
Затем оказывают воздействие на двигательный анализатор младенца внешними стимулами низкой интенсивности - яркой игрушкой с возможностью растягивания и вибрацией, затем ярким мячом с фактурной поверхностью, второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде поворота головы в сторону внешнего стимула и координированных движений рук при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 3 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции воздействуют стимулами средней интенсивности - игрушкой-подвеской с крупными яркими подвижными деталями, затем звонким бубном с яркими лентами, второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде поворота головы в сторону внешнего стимула и координированных движений рук при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 2 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакций воздействуют стимулам высокой интенсивности - яркой игрушкой-пищалкой с интенсивным звуком, затем мягкой текстильной, приятной на ощупь погремушкой с громким звуком, второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде поворота головы в сторону внешнего стимула и координированных движений рук при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие реакции и изменений в поведении младенца оценивают 0 баллов. Младенцу дают отдохнуть в течение 1 минуты, в это время специалист заносит полученные данные в бланк. В - оценка в баллах двигательного анализатора представляет собой сумму баллов, выставленных при тестировании возможностей двигательного анализатора младенца шестью тестами разными предметами.
Затем оказывают воздействие на зрительный анализатор младенца внешними стимулами низкой интенсивности - черно-белым изображением лица человека, затем куклой-неваляшкой, размещая их перед лицом ребенка. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде способности фиксации взгляда и прослеживания при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 3 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакций воздействуют стимулами средней интенсивности - карточками с изображением черных и белых полос, черных кругов на белом фоне, затем крупной яркой контрастной по цвету игрушкой с низким глухим звуком и подвижными деталями, размещая их перед лицом ребенка. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде способности фиксации взгляда и прослеживания при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 2 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции воздействуют стимулами высокой интенсивности - светящейся игрушкой среднего размера, яркого цвета, с фактурной поверхностью, подвижными деталями, затем фонариком с мягким световым потоком, располагая их на расстоянии 50-70 сантиметров от его глаз младенца и перемещая из стороны на 30-50 сантиметров, добиваясь фиксации взгляда на предмете. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде способности фиксации взгляда и прослеживания при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие реакции и изменений в поведении младенца обозначают 0. После чего в течение 1 минуты младенцу дают возможность для отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк. С - оценка в баллах зрительного анализатора представляет собой сумму баллов, выставленных при тестировании возможностей зрительного анализатора младенца шестью тестами разными предметами.
Далее оказывают воздействие стимулами низкой интенсивности на слуховой анализатор младенца - крупной яркой игрушкой с низким глухим звуком, затем игрушкой с крупяным звучанием. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности, изменение мимики и поисковые повороты головы при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 3 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции воздействуют стимулами средней интенсивности - колокольчиком с мягким мелодичным звуком, затем звонким бубном с яркими лентами. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции в виде притормаживания двигательной активности, изменение мимики и поисковые повороты головы при воздействии хотя бы одного стимула оценивают 2 баллами и диагностику прекращают. При отсутствии реакции воздействуют стимулами высокой интенсивности: клаксоном с резким громким звуком и крупной яркой контрастной игрушкой с громким резким звуком, размещая их на расстоянии 50-70 сантиметров от его уха поочередно с правой и левой стороны, добиваясь изменения мимики, поисковых движений головы. Второй стимул предъявляют для подтверждения реакции. Наличие реакции оценивают 1 баллом и диагностику прекращают. Отсутствие данных реакций и изменений в поведении младенца оценивают 0 баллов. После чего в течение 1 минуты младенцу дают возможность отдыха, а специалист в это время заносит полученные данные в бланк. Д - оценка в баллах слухового анализатора представляет собой сумму баллов, выставленных при тестировании возможностей слухового анализатора младенца шестью тестами разными предметами. Результат обследования обобщают и записывают в следующем виде: A+B+C+D. Суммируют баллы, набранные младенцем при диагностике, и вычисляют итоговую оценку психической активности ребенка, используя формулу:
, где
А - оценка в баллах кожного анализатора, В - оценка в баллах двигательного анализатора, С - оценка в баллах зрительного анализатора, D - оценка в баллах слухового анализатора. При результате от 0 до 50% отмечают очень низкую психическую активность, при результате от 50 до 80% - низкую психическую активность, а при результате от 80 до 100% - удовлетворительную психическую активность младенца.
Клинические примеры.
Пример 1. Ира Б., 2013 года рождения. Клинический диагноз: недоношенность II степени, вес при рождении 1850 г, перинатальное поражение ЦНС, вегето-сосудистая дистония. Инструментальные методы обследования особенностей в работе органов и систем не выявили. ЭЭГ - дезорганизованный тип ЭЭГ с нерегулярным основным ритмом. Вызванная отокаустическая эмиссия - ЗВОАЭ зарегистрированы, со средней амплитудой ответов. Заключение офтальмолога патологии не выявлено, группа риска по миопии. Возраст на момент обследования 45 дней жизни. Результаты обследования: оценка для тактильной чувствительности - 3 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов низкой интенсивности; оценка двигательного анализатора - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности, оценка зрительного анализатора - 2 балла; оценка слухового анализатора - 3 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов низкой интенсивности. Итоговая оценка психической активности вычисляется по следующей формуле: (3+2+2+3)/12×100%,=83,3%, что соответствует удовлетворительной психической активности.
Пример 2. Женя А., 2014 года рождения. Диагноз при рождении: недоношенность IV степени, вес при рождении 950 г, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, гипертензивный синдром, затяжная конъюгационная желтуха. ЭЭГ-признаки дисфункции и раздражения серединных и подкорковых структур, дисфункция корково-подкоркового взаимодействия. Паренхима без особенностей, боковые желудочки по 11,5 мм передние рога, 3-7 мм, МПЩ - 12 мм. Вызванная отокаустическая эмиссия - ЗВОАЭ зарегистрированы, со средней амплитудой ответов. Заключение офтальмолога - ангиопатия сетчатки по дистоническому типу. Возраст на момент обследования 55 дней жизни. Результаты обследования: оценка для тактильной чувствительности - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности; оценка возможностей двигательного анализатора - 1 балл, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов высокой интенсивности; оценка возможностей зрительного анализатора - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности; оценка возможностей слухового анализатора - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности. Итоговая оценка психической активности вычисляется по следующей формуле: (2+1+2+2)/12×100%=58,3%, что соответствует низкой психической активности.
Пример 3. Антон В., 2013 года рождения. Диагноз при рождении: недоношенность III степени, вес при рождении 1250 г, перинатальное поражение ЦНС гипоксически-ишемического генеза, синдром мышечной дистонии, транзиторная лактазная недостаточность, функциональное нарушение ЖКТ, анемия новорожденных. ЭЭГ- умеренно дезорганизованный паттерн ЭЭГ сна, типичной эпилептической активности нет. Вызванная отокаустическая эмиссия - ЗВОАЭ зарегистрированы, со средней амплитудой ответов. Заключение офтальмолога - анизометропия, гиперметропический астигматизм сложный, косоглазие первичное. Возраст на момент обследования 65 дней жизни. Результаты обследования: оценка тактильной чувствительности - 2 балла, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов средней интенсивности; оценка возможностей двигательного анализатора - 1 балл, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов высокой интенсивности; оценка возможностей зрительного анализатора - 1 балл, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов высокой интенсивности; оценка возможностей слухового анализатора - 1 балл, т.к. ребенок продемонстрировал ожидаемую реакцию при воздействии стимулов высокой интенсивности. Итоговая оценка психической активности вычисляется по следующей формуле: (2+1+1+1)/12×100%=41,6%, что соответствует очень низкой психической активности.
Максимальный результат от применения данного способа достигается при его использовании в первые месяцы жизни детей, родившихся с очень низкой и экстремальной низкой массой тела, так как именно в этом возрасте можно максимально эффективно использовать пластические компенсаторные возможности организма к развитию.
Способ диагностики может быть реализован в высших учебных заведениях при подготовке учителей-дефектологов, специальных психологов, врачей-неонатологов, неврологов и педиатров, а также практических психологов, воспитателей дошкольных учреждений, социальных работников.
Способ диагностики психической активности младенцев, заключающийся в воздействии внешних стимулов на анализаторы ребенка, отличающийся тем, что, поочередно на каждый анализатор младенца - кожный двигательный, зрительный и слуховой, воздействуют путем стимуляции предметами различной интенсивности, по 2 предмета для подтверждения реакции каждой степени интенсивности согласно таблице 1, содержащейся в описании, при этом, если младенец реагирует на стимулирование предметами низкого уровня интенсивности воздействия, диагностику данного анализатора заканчивают, если ребенок не реагирует на стимулирование предметами данного уровня интенсивности, то проводят воздействие предметами с более высоким уровнем интенсивности, сначала средней, затем, высокой интенсивности; для каждого анализатора выставляют оценку в баллах: если реакция получена при низком уровне интенсивности воздействия - 3 балла, если реакция получена при среднем уровне интенсивности воздействия - 2 балла, если реакция получена при высоком уровне интенсивности воздействия - 1 балл, если ожидаемая реакция не была получена даже при высоком уровне интенсивности воздействия - 0 баллов, результат оценки представляют в виде A+B+C+D, где A - балльная оценка кожного анализатора, B - балльная оценка двигательного анализатора, C - балльная оценка зрительного анализатора и D - балльная оценка слухового анализатора, итоговую оценку функциональных возможностей рецепторов вычисляют по формуле: , при результате от 0 до 49% отмечают очень низкую психическую активность, при результате от 50 до 79% - низкую психическую активность, а при результате от 80 до 100% - удовлетворительную психическую активность младенцев.