×
10.10.2015
216.013.8130

ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах с бесступенчатым изменением крутящего момента. Фрикционный вариатор содержит опорный контур, ведущий и ведомый вал, штангу, опорную для ведомого звена передачи. Бесступенчатое изменение кинематических характеристик передачи обеспечено контролируемым контактом качения без скольжения сопрягающихся звеньев, имеющих сферическую форму рабочей поверхности. Передаточное число изменяется вращением опорного контура и/или изменением угла наклона ведомого вала по отношению к ведущему валу. Достигается бесступенчатое разностороннее изменение кинематических характеристик движения. 1 ил.
Основные результаты: Фрикционный вариатор, преобразующий вращательное движение в фрикционном контакте сферических рабочих поверхностей ведущего и ведомого звеньев передачи, отличающийся тем, что ступень передачи размещена внутри опорного контура, состоящего из стойки, служащей опорой для ведущего звена, связей, управляющих положением контура и обеспечивающих замкнутость кинематической цепи передачи, и штангой, опорной для ведомого звена передачи, а ведомый вал снабжен упругой связью, размещенной на нем между ведомым звеном передачи и опорной штангой, с возможностью обеспечения надежного управляемого контакта качения без скольжения ведущего и ведомого звеньев; кроме того, ведомый вал снабжен связью, управляющей изменением передаточного числа передачи; при этом вращением опорного контура вокруг оси, перпендикулярной оси вращения ведущего звена, обеспеченным действием связей, управляющих положением контура, и изменением угла между осями ведущего и ведомого валов действием связи, управляющей изменением передаточного числа передачи, обеспечивается бесступенчатое изменение значений угловой скорости вращения ведомого звена и положений вектора этой угловой скорости в пространстве, ограниченном конусными поверхностями, угол при вершине которых задается поворотом плоскости опорного контура относительно стойки или величиной угла между осями ведущего и ведомого валов передачи.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения в части разработки схем передаточных механизмов с бесступенчатым изменением кинематических характеристик.

Известны технические решения [1, 2], предлагающие бесступенчатое изменение положения вектора угловой скорости вращения ведомого вала в одноступенчатой зубчатой передаче, звенья которой имеют сферическую форму рабочей поверхности. Однако при сохранении несомненных преимуществ кинематической схемы, практическая реализация этих решений затруднена сложностями технологического процесса изготовления зубчатых сферических рабочих поверхностей основных звеньев передачи, что обуславливает, фактически, штучное производство таких передач. При этом выгоды от реализации принципа бесступенчатости существенно снижаются необходимостью снабжения механизма дополнительными вспомогательными элементами конструкции, изготовление каждого из которых создает дополнительные трудности технологического процесса.

Целью предлагаемого технического решения является создание передаточного механизма, содержащего минимальное количество звеньев передачи, при обеспечении возможности бесступенчатого разностороннего изменения кинематических характеристик движения, преобразуемого механизмом.

Согласно предлагаемому изобретению эта задача решается тем, что в механизме, преобразующем вращательное движение, взаимодействие звеньев ступени передачи, расположенной внутри опорного контура передачи, осуществляется в фрикционном контакте сферических рабочих поверхностей, при относительном качении без скольжения сопрягающихся звеньев; при этом бесступенчатое изменение величины и положения вектора угловой скорости преобразованного вращательного движения обеспечивается действием связей, управляющих положением ведомого звена и опорного контура, а усилие давления в контакте рабочих звеньев передачи, обеспечивающее качение без скольжения, создается упругой связью.

Предлагаемое техническое решение иллюстрируется фиг.1, где:

1 - ведущий вал, 2 - ведущее звено передачи, 3 - ведомое звено передачи, 4 - ведомый вал, 5 - опорная штанга, 6 - сферический подшипник, 7 - упругая связь, 8 - управляющая связь опорного контура, 9 - управляющая связь положения ведомого звена, 10 - стойка, ω1 - угловая скорость вращения ведущего звена, ω3var - угловая скорость вращения ведомого звена (варьируемая величина), - вектор угловой скорости ведомого звена (варьируемое положение), φ8 - угол поворота управляющей связи 8, φ4 - угол поворота управляющей связи 9, h - ход штанги 5 в плоскости опорного контура.

Ведущий вал 1 составляет со стойкой вращательную кинематическую пару и жестко соединен с ведущим звеном 2, задавая ему угловую скорость вращения ω1. Ведомое звено передачи 3 составляет с ведущим 2 высшую кинематическую пару, взаимодействуя с ним в точечном контакте, приобретая в этом взаимодействии угловую скорость вращения ω3var, варьируемую в процессе работы в широком диапазоне значений. Ведомый вал 4 передачи жестко соединен с ведомым звеном 3, составляет сферическую кинематическую пару 6 с опорной штангой 5 и снабжен управляющей связью 9, действием которой задается значение угла φ4 между осями вращения ведущего 2 и ведомого 3 звеньев, обеспечивая этим варьируемость положения вектора угловой скорости ведомого звена 3; при этом изменение угла φ4 строго согласовано с изменением величины h хода штанги 5 опорного контура.

Рабочая ступень фрикционной передачи, представленная звеньями 2 и 3, расположена внутри опорного контура передачи, содержащего стойку 10, две управляющие связи 8 и опорную штангу 5. Управляющие связи 8, выполненные, например, в виде тяг-тандеров (талрепов), обеспечивают прижатие ведомого звена 3 к ведущему 2 при посредстве упругой связи 7, расположенной на участке ведомого вала 4 между опорной штангой 5 и ведомым звеном 3 передачи; при этом усилие прижатия обеспечивает значение силы трения в контакте звеньев 2 и 3, не менее чем на 20% превышающей значение окружного усилия от ведущего звена 2, соблюдая, таким образом, условие качения без скольжения в сопряжении звеньев 2 и 3. Кроме того, положением управляющих связей 8 задается величина угла φ8 поворота плоскости опорного контура относительно оси, перпендикулярной оси вращения ведущего вала 1, сообщая, таким образом, дополнительную варьируемость положения вектора (оси вращения ведомого вала 4). Опорная штанга 5 составляет с управляющей связью 8 вращательную и поступательную кинематические пары, обеспечивающие возможность вращения штанги 5 относительно собственной оси и поступательного перемещения в направлении этой оси (ход h). Принудительное поступательное перемещение штанги 5, а вместе с ним изменение положения осуществляется действием управляющей связи 9 (в соединении с ведомым валом 4 представляет собой аналог колонки рулевого управления), которое обеспечивает возможность кратковременного уменьшения усилия прижатия звена 3 к звену 2, с возможностью плавного или мгновенного изменения положения точки контакта на поверхности звена 3, при сохранении ее положения на поверхности звена 2; этим действием изменяется передаточное число ступени передачи, то есть варьируется значение угловой скорости ведомого звена .

Ожидаемый технический результат реализации предлагаемого решения заключается в обеспечении бесступенчатого варьирования, в широком диапазоне значений, величины угловой скорости вращения ведомого звена передачи, а также положений вектора этой угловой скорости внутри пространства, ограниченного коническими поверхностями, угол при вершине которых равен φ8 или 2φ4.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР на изобретение №39499, приоритет №118417 от 11.11.1932 г.

2. Offenlegungsschrift Bundesrepublik Deutschland DE 4420183 A1. Aktenzeichen Ρ 4420183.4. Anmeldetag 09.06.1994.

Фрикционный вариатор, преобразующий вращательное движение в фрикционном контакте сферических рабочих поверхностей ведущего и ведомого звеньев передачи, отличающийся тем, что ступень передачи размещена внутри опорного контура, состоящего из стойки, служащей опорой для ведущего звена, связей, управляющих положением контура и обеспечивающих замкнутость кинематической цепи передачи, и штангой, опорной для ведомого звена передачи, а ведомый вал снабжен упругой связью, размещенной на нем между ведомым звеном передачи и опорной штангой, с возможностью обеспечения надежного управляемого контакта качения без скольжения ведущего и ведомого звеньев; кроме того, ведомый вал снабжен связью, управляющей изменением передаточного числа передачи; при этом вращением опорного контура вокруг оси, перпендикулярной оси вращения ведущего звена, обеспеченным действием связей, управляющих положением контура, и изменением угла между осями ведущего и ведомого валов действием связи, управляющей изменением передаточного числа передачи, обеспечивается бесступенчатое изменение значений угловой скорости вращения ведомого звена и положений вектора этой угловой скорости в пространстве, ограниченном конусными поверхностями, угол при вершине которых задается поворотом плоскости опорного контура относительно стойки или величиной угла между осями ведущего и ведомого валов передачи.
ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 10 items.
27.02.2013
№216.012.2cb8

Устройство для сушки обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при техническом обслуживании и ремонте электрических машин. Предлагаемое устройство для сушки изоляции обмоток электрических машин содержит систему нагрева и подачу воздуха, а также систему контроля за изменением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476975
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.06.2013
№216.012.49de

Устройство диагностики асинхронных электрических двигателей

Изобретение относится к области диагностики электромеханического оборудования, применяемого на железнодорожном транспорте, а также других отраслях промышленности, в частности к диагностике асинхронных электрических двигателей. Устройство диагностики асинхронных электрических двигателей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484490
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.11.2013
№216.012.7d00

Способ высокочастотной обработки деталей из полиамида и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способу высокочастотной обработки детали, которой является полиамидный сепаратор роликового подшипника, и к устройству для его осуществления. Способ осуществляется путем охвата деталей высокопотенциальными и заземленными электродами рабочего конденсатора, подключенного к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497673
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.11.2013
№216.012.7ec6

Маховик с регулируемым моментом инерции

Изобретение относится к машиностроению. Маховик содержит массивный обод, являющийся связующим звеном для полумуфт, размещенных на валах электродвигателя и начального звена механизма. Массивные ползуны выполнены с возможностью перемещения в радиальных пазах обода и образуют с ним поступательные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498127
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.03.2014
№216.012.abb3

Способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне "колесо-рельс" железнодорожного подвижного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне «колесо - рельс» железнодорожной транспортной системы, использующего ферромагнитную жидкость в качестве компонента смазочной композиции или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509670
Дата охранного документа: 20.03.2014
10.06.2015
№216.013.53e4

Использование сульфидированного лигнина в качестве противозадирной присадки в смазочных композициях для тяжелонагруженных узлов трения

Настоящее изобретение относится к использованию сульфидированного лигнина в качестве противозадирной присадки в смазочной композиции. Техническим результатом настоящего изобретения является расширение сфер применения сульфидированного лигнина, а также использование сульфидированного лигнина для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552997
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.10.2015
№216.013.81a8

Способ предупреждения нарушений режима скоростного движения на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта в части обеспечения безопасности процесса перевозок. Способ предупреждения нарушений режима скоростного движения на железнодорожном транспорте, вызванных повреждением рабочих поверхностей катания колесных пар в виде ползуна,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564789
Дата охранного документа: 10.10.2015
10.12.2015
№216.013.95ce

Устройство для гашения колебаний в железнодорожном транспортном средстве, выполняющем грузовые перевозки

Изобретение относится к машиностроению. Устройство содержит подвижную контейнерную площадку, грузовой контейнер и дополнительную цепь виброзащиты. Фрикционные гасители колебаний выполнены в виде закрепленных на боковой поверхности грузового контейнера цилиндров. Штоки размещены во внутренних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569970
Дата охранного документа: 10.12.2015
25.08.2017
№217.015.a6ee

Комплекс рабочей транспортной единицы для грузовых перевозок

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Предложен комплекс рабочей транспортной единицы для грузовых перевозок, выполненный с возможностью монтажа, демонтажа и группирования на подвижной контейнерной площадке пустых (порожних) контейнеров в объект перевозки путем пакетирования, не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002608146
Дата охранного документа: 16.01.2017
26.08.2017
№217.015.e18d

Способ определения границ фазовых и релаксационных переходов в полимерных материалах

Изобретение относится к области исследования свойств и контроля качества полимеров в отраслях промышленности, производящих и использующих полимерные материалы, в частности для определения границ фазовых и релаксационных переходов в полимерных материалах. Сущность предлагаемого способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625630
Дата охранного документа: 17.07.2017
Showing 1-10 of 19 items.
10.11.2013
№216.012.7ec6

Маховик с регулируемым моментом инерции

Изобретение относится к машиностроению. Маховик содержит массивный обод, являющийся связующим звеном для полумуфт, размещенных на валах электродвигателя и начального звена механизма. Массивные ползуны выполнены с возможностью перемещения в радиальных пазах обода и образуют с ним поступательные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498127
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.03.2014
№216.012.abb3

Способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне "колесо-рельс" железнодорожного подвижного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне «колесо - рельс» железнодорожной транспортной системы, использующего ферромагнитную жидкость в качестве компонента смазочной композиции или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509670
Дата охранного документа: 20.03.2014
10.06.2015
№216.013.53e4

Использование сульфидированного лигнина в качестве противозадирной присадки в смазочных композициях для тяжелонагруженных узлов трения

Настоящее изобретение относится к использованию сульфидированного лигнина в качестве противозадирной присадки в смазочной композиции. Техническим результатом настоящего изобретения является расширение сфер применения сульфидированного лигнина, а также использование сульфидированного лигнина для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002552997
Дата охранного документа: 10.06.2015
10.10.2015
№216.013.81a8

Способ предупреждения нарушений режима скоростного движения на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта в части обеспечения безопасности процесса перевозок. Способ предупреждения нарушений режима скоростного движения на железнодорожном транспорте, вызванных повреждением рабочих поверхностей катания колесных пар в виде ползуна,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564789
Дата охранного документа: 10.10.2015
10.12.2015
№216.013.95ce

Устройство для гашения колебаний в железнодорожном транспортном средстве, выполняющем грузовые перевозки

Изобретение относится к машиностроению. Устройство содержит подвижную контейнерную площадку, грузовой контейнер и дополнительную цепь виброзащиты. Фрикционные гасители колебаний выполнены в виде закрепленных на боковой поверхности грузового контейнера цилиндров. Штоки размещены во внутренних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569970
Дата охранного документа: 10.12.2015
25.08.2017
№217.015.a6ee

Комплекс рабочей транспортной единицы для грузовых перевозок

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Предложен комплекс рабочей транспортной единицы для грузовых перевозок, выполненный с возможностью монтажа, демонтажа и группирования на подвижной контейнерной площадке пустых (порожних) контейнеров в объект перевозки путем пакетирования, не...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002608146
Дата охранного документа: 16.01.2017
26.08.2017
№217.015.e18d

Способ определения границ фазовых и релаксационных переходов в полимерных материалах

Изобретение относится к области исследования свойств и контроля качества полимеров в отраслях промышленности, производящих и использующих полимерные материалы, в частности для определения границ фазовых и релаксационных переходов в полимерных материалах. Сущность предлагаемого способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625630
Дата охранного документа: 17.07.2017
10.05.2018
№218.016.3c57

Устройство для гашения колебаний

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство содержит штоки и корпус, взаимодействующие посредством несамотормозящих винтовых кинематических пар. Внутренние полости корпуса заполнены гидросмесью и сообщаются посредством дроссельных каналов. Штоки размещены в двух частях устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647779
Дата охранного документа: 19.03.2018
03.11.2018
№218.016.9a29

Способ оценки адгезионной прочности изоляционного покрытия обмоток тяговых двигателей электровозов и устройство для его реализации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проведении испытаний адгезионной прочности изоляционного покрытия обмоток электродвигателей локомотивов. Сущность: осуществляют воздействие на образец с износостойкими покрытиями деформирующей нагрузки до разрушения покрытия и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671548
Дата охранного документа: 01.11.2018
29.12.2018
№218.016.acd6

Способ оценки адгезионной прочности изоляционного покрытия электродвигателей и устройство для его реализации

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при проведении комплексной оценки состояния изоляционного покрытия обмоток электродвигателей локомотивов. Сущность: образец изоляционного покрытия нагревают и прикладывают усилие, необходимое для его разрушения....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002676218
Дата охранного документа: 26.12.2018
+ добавить свой РИД