×
27.07.2015
216.013.6763

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области технологии машиностроения, а именно к упрочнению поверхностного слоя стальных деталей. Осуществляют низкотемпературное азотирование детали, а затем проводят ее поверхностное пластическое деформирование. Поверхностное пластическое деформирование детали осуществляют ультразвуковым инструментом при частоте f=19-22 кГц и амплитуде ξ=2-20 мкм акустических колебаний и усилием его прижима к детали 25-100 H. В результате увеличивается толщина упрочненного слоя детали и повышается микротвердость ее поверхностного слоя. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к области технологии машиностроения, а именно к комбинированным способам поверхностного упрочнения деталей, и может быть использовано при изготовлении деталей, работающих в условиях изнашивания и знакопеременных нагрузок, преимущественно имеющих форму тел вращения.

Известен способ ультразвуковой упрочняюще-чистовой обработки, который проводят деформирующими элементами в виде тел вращения, свободно установленными по торцу волновода [1].

Недостатком этого способа является недостаточная толщина упрочненного слоя, при этом не обеспечивается равномерное распределение микротвердости вглубь детали.

Наиболее близким к заявляемому способу по технической сущности является принятое в качестве прототипа устройство, в котором реализуется способ упрочнения металлических поверхностей, при котором на вращающуюся деталь воздействуют деформирующим элементом, установленным с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль его оси [2].

Недостатком известного способа является недостаточная толщина упрочненного слоя при сравнительно небольшом увеличении микротвердости.

Технической задачей, решаемой настоящим изобретением, является значительное увеличение толщины упрочненного слоя с повышением микротвердости.

Решение поставленной технической задачи достигается за счет того, что в способе упрочнения поверхностного слоя стальных деталей, заключающемся в поверхностно-пластическом деформировании при воздействии на деталь ультразвуковым инструментом при частоте f=19-22 кГц и амплитуде ξm=2-20 мкм акустических колебаний и

усилием прижима инструмента 25-100 H, согласно изобретению процесс упрочнения проводят комплексно в два этапа, причем на первом этапе осуществляют низкотемпературное азотирование, а затем на втором этапе проводят поверхностно-пластическое деформирование.

На решение поставленной технической задачи направлено также то, что низкотемпературное азотирование осуществляют при нагреве деталей до Т=500-520°C с выдержкой в течение 1 часа в среде 50% аммиака и 50% воздуха и последующим охлаждением.

Решение поставленной технической задачи достигается благодаря тому, что образовавшийся на этапе низкотемпературного азотирования слой в виде монолита керамики нитрида железа и расположенный под ним твердый раствор этих керамик в α-Fe на втором этапе допускает пластическое деформирование ультразвуковым инструментом без каких-либо заметных нарушений его целостности, поскольку обладает требуемой пластичностью для увеличения твердости.

Способ упрочнения поверхностного слоя стальных деталей заключается в поверхностно-пластическом деформировании при воздействии на деталь ультразвуковым инструментом при частоте f=19-22 кГц и амплитуде ξm=2-20 мкм акустических колебаний и усилием прижима инструмента 25-100 H. При этом процесс упрочнения проводят комплексно в два этапа, причем на первом этапе осуществляют низкотемпературное азотирование, а затем на втором этапе проводят поверхностно-пластическое деформирование. Процесс низкотемпературного азотирования ведут известным способом при нагреве деталей до T=500-520°C с выдержкой в течение 1 часа в среде 50% аммиака и 50% воздуха и последующим охлаждением [3].

Таким образом, способ упрочнения поверхностного слоя стальных деталей является комбинированным и включает в себя два основных этапа:

1. низкотемпературное азотирование в среде аммиака и воздуха;

2. ультразвуковое поверхностно-пластическое деформирование.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом.

На первом этапе осуществляют низкотемпературное азотирование при нагреве деталей до Т=500-520°C с выдержкой в течение 1 часа в среде 50% аммиака и 50% воздуха при последующем охлаждении деталей в насыщенной среде 50% аммиака и 50% воздуха. На втором этапе проводят поверхностно-пластическое деформирование охлажденных деталей при воздействии на деталь ультразвуковым инструментом при частоте f=19-22 кГц и амплитуде ξm=2-20 мкм акустических колебаний и усилием прижима инструмента 25-100 H.

Для сравнения заявляемого способа с прототипом были проведены исследования стальных деталей - образцов из стали 3. Цилиндрические образцы диаметром 10 мм и высотой 20 мм в зависимости от принятого плана исследования подвергались только химико-термической обработке (азотированию), только ультразвуковому деформированию или последовательно азотированию, а затем поверхностному пластическому деформированию ультразвуковым инструментом.

Поверхностный слой, образовавшийся в результате азотирования, в виде монолита керамики нитрида железа и расположенный под ним твердый раствор этих керамик в α-Fe, деформирован в результате последующего поверхностного пластического деформирования ультразвуковым инструментом с одновременным ростом микротвердости. При этом нарушений в поверхностном слое с увеличением глубины не наблюдается.

Результаты сравнительной оценки методов приведены в таблице.

Из таблицы видно, что в процессе низкотемпературного азотирования получен поверхностный слой толщиной до 25 мкм и микротвердостью 335 HV, который представляет собой монолит из керамики (70% Fe4N+30% Fe3O4), под монолитом - твердый раствор этих же керамик в α-Fe. Микротвердость на поверхности деталей после низкотемпературного азотирования возросла до 365 HV, причем с увеличением глубины она монотонно уменьшается вплоть до исходного значения Нµ=:220 HV при глубине 50 мкм.

Ультразвуковое поверхностно-пластическое деформирование позволило получить поверхностный слой толщиной до 50 мкм и микротвердостью 305 HV. Твердость на поверхности после поверхностно-пластического деформирования возросла до 330 HV, с увеличением глубины она монотонно уменьшается вплоть до исходного значения Hµ=220 HV при глубине 150 мкм.

Из таблицы также видно, что после комплексной обработки (низкотемпературное азотирование и последующее ультразвуковое поверхностно-пластическое деформирование) твердость образцов на поверхности возрастает до Hµ=472 HV. Одновременно с увеличением твердости на поверхности увеличивается и глубина упрочненного слоя до 300 мкм.

Благодаря комплексному проведению упрочнения стальных деталей, включающему на втором этапе ультразвуковое поверхностно-пластическое деформирование, становится возможным повысить микротвердость поверхностного слоя, полученного после азотирования на первом этапе и состоящего из монолита керамик за счет изменения структуры и форма зерен металла под действием деформаций. При этом наличие монолита высокой твердости и твердого раствора этих керамик в α-Fe позволяет увеличить глубину металла, подвергающегося активному воздействию эффектов от ультразвукового поверхностно-пластического деформирования до 250 мкм, что, в свою очередь, позволяет значительно повысить такие эксплуатационные характеристики как износостойкость, предел выносливости и коррозионная стойкость.

Таким образом, способ упрочнения поверхностного слоя стальных деталей ультразвуковым инструментом в комплексе с предварительным низкотемпературным азотированием обеспечивает значительное увеличение толщины упрочненного слоя с повышением микротвердости.

Источники информации

1. Патент СССР №1199598, МПК B24B 39/04, опубл. 1983 г.

2. Патент СССР №1192952, МПК B24B 39/04, опубл. 1983 г. (прототип).

3. Ю.М. Лахтин, Б.Н. Арзамасов. Химико-термическая обработка металлов. М.: Металлургия, 1985, с. 141-153.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 32 items.
10.09.2013
№216.012.686a

Цепная передача с автоматически изменяемым шагом

Изобретение относится к области бесступенчатых механических передач и может быть использовано в вариаторах и любых других механизмах, предназначенных для плавного регулирования скорости. Замкнутая многозвенная цепь цепной передачи составлена из нечетных и четных звеньев (2, 3), соответственно....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492377
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.09.2013
№216.012.6c0d

Силовая опорная система для рельсового стыка

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции усилений рельсовых стыков верхнего строения железнодорожного пути. Силовая опорная система для рельсового стыка содержит расположенный со стороны подошвы рельсов в зоне стыка центральный силовой опорный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493312
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.01.2014
№216.012.93eb

Транспортная система высотных зданий

Изобретение относится к транспортным системам для высотных зданий на электрической канатной тяге. Транспортная система высотных зданий содержит канатный привод, основание, прикрепленное к зданию на уровне верхних этажей, автономные источники питания, пульты управления, кабины, движущиеся с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503561
Дата охранного документа: 10.01.2014
20.04.2014
№216.012.b8db

Топливный насос для дизеля (варианты)

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для дизеля в нагнетательных клапанах топливных насосов высокого давления. Насос содержит корпус с размещенным в нем плунжером, втулку с впускным отверстием и нагнетательной полостью, штуцер насоса. В полости последнего размещен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513051
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.06.2014
№216.012.cc75

Способ управления гидравлическим тормозным приводом для обеспечения автоматического торможения автомобиля

Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств и может быть использовано в автоматических устройствах управления транспортными средствами. Способ заключается в контроле и регистрации при движении ряда измеряемых и расчетных параметров движения, по которым предварительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518112
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.06.2014
№216.012.d151

Способ циклического газового азотирования штампов из сталей для горячего деформирования

Изобретение относится к области металлургии, а именно к химико-термической обработке, в частности к циклическому газовому азотированию легированных сталей с применением нанотехнологий, и может быть использовано при изготовлении штампов из сталей для горячего деформирования, работающих при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519356
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.06.2014
№216.012.d4b5

Дифференциальный механизм для привода колес или мостов транспортного средства

Изобретение относится к механическим трансмиссиям автомобилей или колесных тракторов, в частности к механическим дифференциалам. Дифференциальный механизм содержит картер (1), главную передачу, простой дифференциал, планетарные коробки передач и фрикционные муфты управления. Главная передача...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520224
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.01.2015
№216.013.1946

Устройство для идентификации типа шины, установленной на колесе транспортного средства

Изобретение относится к автотракторостроению. Устройство содержит корпус (1), датчик давления (2), датчик типа шины. Датчик типа шины состоит из ручного переключателя (11), датчика внешнего освещения (12), светодиода красного цвета (13). Достигается контроль достоверности введения в систему...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537898
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.01.2015
№216.013.1e14

Способ поверхностного борирования деталей из стали 40

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, а именно к комбинированным способам поверхностного упрочнения деталей из стали 40. Первоначально проводят предварительное поверхностное локальное борирование с использованием лазерного нагрева из обмазки, содержащей бор или его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539128
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.02.2015
№216.013.24a6

Способ контроля выполняемости периодического технического обслуживания транспортных средств, сельскохозяйственных и дорожных машин

Изобретение относится к контролю и техническому обслуживанию транспортных средств. Технический результат заключается в обеспечении контроля соблюдения периодичности выполнения технического обслуживания, продлевая тем самым ресурс и сокращая издержки на эксплуатацию транспортных средств или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540835
Дата охранного документа: 10.02.2015
Showing 1-10 of 31 items.
10.09.2013
№216.012.686a

Цепная передача с автоматически изменяемым шагом

Изобретение относится к области бесступенчатых механических передач и может быть использовано в вариаторах и любых других механизмах, предназначенных для плавного регулирования скорости. Замкнутая многозвенная цепь цепной передачи составлена из нечетных и четных звеньев (2, 3), соответственно....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492377
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.09.2013
№216.012.6c0d

Силовая опорная система для рельсового стыка

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции усилений рельсовых стыков верхнего строения железнодорожного пути. Силовая опорная система для рельсового стыка содержит расположенный со стороны подошвы рельсов в зоне стыка центральный силовой опорный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493312
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.01.2014
№216.012.93eb

Транспортная система высотных зданий

Изобретение относится к транспортным системам для высотных зданий на электрической канатной тяге. Транспортная система высотных зданий содержит канатный привод, основание, прикрепленное к зданию на уровне верхних этажей, автономные источники питания, пульты управления, кабины, движущиеся с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503561
Дата охранного документа: 10.01.2014
20.04.2014
№216.012.b8db

Топливный насос для дизеля (варианты)

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для дизеля в нагнетательных клапанах топливных насосов высокого давления. Насос содержит корпус с размещенным в нем плунжером, втулку с впускным отверстием и нагнетательной полостью, штуцер насоса. В полости последнего размещен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513051
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.06.2014
№216.012.cc75

Способ управления гидравлическим тормозным приводом для обеспечения автоматического торможения автомобиля

Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств и может быть использовано в автоматических устройствах управления транспортными средствами. Способ заключается в контроле и регистрации при движении ряда измеряемых и расчетных параметров движения, по которым предварительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518112
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.06.2014
№216.012.d151

Способ циклического газового азотирования штампов из сталей для горячего деформирования

Изобретение относится к области металлургии, а именно к химико-термической обработке, в частности к циклическому газовому азотированию легированных сталей с применением нанотехнологий, и может быть использовано при изготовлении штампов из сталей для горячего деформирования, работающих при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519356
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.06.2014
№216.012.d4b5

Дифференциальный механизм для привода колес или мостов транспортного средства

Изобретение относится к механическим трансмиссиям автомобилей или колесных тракторов, в частности к механическим дифференциалам. Дифференциальный механизм содержит картер (1), главную передачу, простой дифференциал, планетарные коробки передач и фрикционные муфты управления. Главная передача...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520224
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.01.2015
№216.013.1946

Устройство для идентификации типа шины, установленной на колесе транспортного средства

Изобретение относится к автотракторостроению. Устройство содержит корпус (1), датчик давления (2), датчик типа шины. Датчик типа шины состоит из ручного переключателя (11), датчика внешнего освещения (12), светодиода красного цвета (13). Достигается контроль достоверности введения в систему...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537898
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.01.2015
№216.013.1e14

Способ поверхностного борирования деталей из стали 40

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, а именно к комбинированным способам поверхностного упрочнения деталей из стали 40. Первоначально проводят предварительное поверхностное локальное борирование с использованием лазерного нагрева из обмазки, содержащей бор или его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539128
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.02.2015
№216.013.24a6

Способ контроля выполняемости периодического технического обслуживания транспортных средств, сельскохозяйственных и дорожных машин

Изобретение относится к контролю и техническому обслуживанию транспортных средств. Технический результат заключается в обеспечении контроля соблюдения периодичности выполнения технического обслуживания, продлевая тем самым ресурс и сокращая издержки на эксплуатацию транспортных средств или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540835
Дата охранного документа: 10.02.2015
+ добавить свой РИД