×
20.06.2015
216.013.5635

Результат интеллектуальной деятельности: МНОГОКОРПУСНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ ( ВАРИАНТЫ)

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002553599
Дата охранного документа
20.06.2015
Аннотация: Изобретение относится к области судостроения, а именно к обитаемым подводным аппаратам. Предложен многокорпусный глубоководный обитаемый аппарат, являющийся универсальной интегрированной системой, который состоит из нескольких (например, трех) корпусов, расположенных, например, в ряд, один из которых основной движущий, а остальные - взаимозаменяемые модули. Во втором варианте выполнения многокорпусного глубоководного обитаемого аппарата оси симметрии его корпусов при виде спереди расположены на одной окружности, в центре системы между корпусами установлены движители. Модули соединены герметично с основным корпусом автоматическим разъемным соединением с переходными люками сообщения между корпусами. Каждый корпус оборудован в зависимости от назначения системами жизнеобеспечения и автономного всплытия. Многокорпусный глубоководный обитаемый аппарат имеет устройство для соединения тросом-кабелем с самолетом-носителем (при размещении его на самолете-носителе) или с судном-носителем и способен передвигаться как по воде, так и под водой с дистанционным управлением как привязной аппарат или как независимый автономный аппарат. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик подводного аппарата, расширении его функциональных возможностей. 2 н.п. ф-лы, 11 ил.

Предлагаемое изобретение относится к судостроению и авиации, а именно к обитаемым подводным аппаратам (ОПА).

Известен обитаемый подводный аппарат «Мир» (журнал «Судостроение» №1, 1992 г., стр. 67), построенный в Финляндии по заказу СССР с глубиной погружения 6000 м, массой 18,7 т, скоростью 5 узлов, с экипажем 3 человека, автономность по запасам энергии 10 часов, длина 7,8 м, ширина 2,9 м. Обитаемый подводный аппарат снабжен манипуляторами и тремя иллюминаторами. ОПА типа «Мир» приспособлен для исследования глубин океана.

ОПА типа «Мир» не может быть использован как универсальный аппарат и приспособлен для выполнения определенных научно-исследовательских работ.

ОПА типа «Мир» принимаем за аналог.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является ОПА «Сага» с водоизмещением 515 т, предназначенный для проведения подводно-технических работ на глубинах до 300 м, построенный во Франции (Marine Engineers Revien, 1990 г. VII, P. 18, 19 «Судостроение» №1, 1992 г.). На нем установлены два двигателя «Стерлинг» шведской фирмы «Собпауэр» марки V4-275P, работающих на дизельном топливе и кислороде. Предусмотрена шлюзовая камера для выхода водолазов (6 человек), 4 выдвижные опоры, иллюминаторы и отдельная рубка, служащая спасательной капсулой. «Сага» имеет длину 28 м, ширину 7,4 м, высоту 8 м. Максимальная глубина погружения 600 м, скорость подводная - 6 узлов, автономность подводная 35 суток. ОПА «Сага» имеет оснащение: двигательно-движительные устройства, рубку, средства управления (киль и руль), систему жизнеобеспечения, балласт, запас воздуха высокого давления, навигационное оборудование. Навигационное оборудование включает в себя курсоуказатель, лаг, указатель глубины, эхо-кренометр, дифферентометр, указатель скорости, гидролокатор, прочный корпус.

При всем своем совершенстве ОПА «Сага» имеет очень большие габариты, что осложняет применение его для размещения в самолете-носителе и ухудшает маневренность. Его компоновка позволяет разместить только 6 человек (водолазов). ОПА «Сага» имеет узкую специализацию в применении.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является создание универсального многокорпусного глубоководного обитаемого аппарата (ГОА) с возможностью быстрого изменения его назначения для выполнения различных функций.

Технический результат достигается тем, что многокорпусный глубоководный обитаемый аппарат (I вариант), содержащий корпус, двигатели и движители, радиоэлектронное оборудование, средства управления и навигации, выполнен в виде универсальной интегрированной системы, состоящей из нескольких корпусов, расположенных в ряд, один из которых основной движущий, а остальные - взаимозаменяемые модули. Модули соединены герметично с основным корпусом автоматическим разъемным соединением с переходными люками сообщения между корпусами. Каждый корпус оборудован в зависимости от назначения системами жизнеобеспечения и автономного всплытия. Многокорпусный аппарат имеет устройство для соединения тросом-кабелем с самолетом-носителем (при размещении его на самолете-носителе) или с судном-носителем.

В многокорпусном глубоководном обитаемом аппарате по II варианту оси симметрии корпусов при виде спереди расположены на одной окружности, а в центре системы между корпусами установлены движители.

Многокорпусный ГОА базируется на самолете-амфибии-носителе со специальным люком в днище лодки, крышка которого открывается вниз, и он опускается по крышке люка прямо в воду.

Многокорпусный ГОА позволяет быстро разъединить и заменить корпус, как модуль с другим снаряжением и назначением в зависимости от необходимости выполнения других задач.

Кроме того, спасательные модули, снабженные всем необходимым для спасения, например, экипажа затонувшей подводной лодки, для размещения спасенных в секциях, декомпрессии, медицинского обслуживания и т.д., а также для отсоединения модуля от основного корпуса и самостоятельного всплытия. Предлагаемая схема многокорпусного ГОА позволяет выполнить его относительно небольшими габаритами, что дает возможность размещения его в самолете-носителе и в то же время разместить большее количество спасенных в спасательном варианте.

Сопоставительный анализ предлагаемого изобретения с выявленными аналогами показывает, что оно обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью.

Сущность изобретения поясняется кратким описанием и прилагаемыми чертежами, где показаны два варианта взаимного расположения корпусов.

I вариант

На фиг. 1 показана фронтальная проекция глубоководного обитаемого аппарата;

на фиг. 2 показан вид сверху ГОА;

на фиг. 3 показан вид сбоку ГОА;

на фиг. 4 показан вид А;

на фиг. 5 показано сечение Б-Б;

на фиг. 6 показана аксонометрическая проекция ГОА.

II вариант

На фиг. 7 показан вид спереди ГОА;

на фиг. 8 показан вид сверху ГОА;

на фиг. 9 показан вид сбоку ГОА;

на фиг. 10 показана аксонометрическая проекция ГОА;

на фиг. 11 показан ГОА, опускаемый с самолета-носителя через носовой люк в днище лодки.

Многокорпусный глубоководный обитаемый аппарат может быть выполнен как привязной (тросом-кабелем) и управляемый в основном дистанционно с самолета-носителя (судна-носителя) или как автономный.

Многокорпусный глубоководный обитаемый аппарат, показанный на фиг. 1-11, представляет собой универсальную интегрированную систему, состоящую из нескольких, например из трех, взаимозаменяемых корпусов, расположенных, например, в ряд (I вариант), или оси симметрии корпусов при виде спереди расположены на одной окружности, а в центре системы между корпусами установлены движители (II вариант).

Один из корпусов 1 - основной несущий, оснащенный двигателями 2, системой навигации и управления и другим оборудованием, необходимым для надводного и подводного автономного перемещения аппарата. Другие присоединенные к нему корпусы 3 и 4 - как взаимозаменяемые модули, оснащенные оборудованием в зависимости от назначения и выполняемых функций.

Соединения корпусов автоматически разъемные, позволяющие быстро разъединить один или несколько корпусов для возможного самостоятельного всплытия.

В объединенных корпусах обеспечена возможность сообщения (переходов из одного корпуса в другой), для чего предусмотрены люки 5. По основным размерам все корпусы одинаковые, круглого сечения, с носовой частью 6, выполненной в виде полусферы, и хвостовой частью 7 в виде конуса.

В носовой части основного корпуса расположен корпус 8 в виде шара, в котором имеется входной люк 9, иллюминаторы 10, прожектор 11.

В хвостовой части снаружи по бокам конуса расположены два движителя 12 в виде винтов, заключенных в окантовку 13. Внизу конуса расположены киль 14 и руль 15.

В спасательном корпусе (фиг. 3) в носовой части расположена шлюзовая камера 16 с входным люком 17 в носовой полусфере корпуса, закрываемым крышкой 18. В цилиндрической (средней) части корпуса за шлюзовой камерой расположены сиденья 19 для спасенных, между сиденьями - проходной пол 20. В верхней части корпуса имеются кронштейны 21 для установки и крепления носилок 22. В корпусе 4 имеется люк 23, при открытии которого выдвигаются вперед манипуляторные устройства 24, которые позволяют выполнять операции при ремонтных работах, заборе грунта, отдельных предметов и т.д.

На фиг. 7-11 показан второй вариант взаимного расположения корпусов, например, оси симметрии корпусов при виде спереди расположены на одной окружности, где верхний корпус основной (движущий), а ниже два корпуса-модуля.

Этот вариант имеет свои преимущества. Он занимает меньше места по ширине и поэтому удобнее располагается на самолете-носителе 25 (фиг. 11).

Многокорпусный ГОА с таким расположением корпусов удобнее управляем при подходе к затонувшей подводной лодке и подсоединении к ней люком шлюзовой камеры, а также удобнее управлять работами с использованием манипуляторов.

В многокорпусном ГОА второго варианта возможна установка дополнительных винтов 26, заключенных в трубу 27, расположенную между корпусами.

Для выполнения задач в экстремальных ситуациях (спасение экипажа затонувшей подводной лодки, подводный ремонт нефте- или газотрубопровода) самолет-амфибия-носитель многокорпусного ГОА на борту приводняется на месте аварии, открывается люк в днище лодки, крышка которого опускается под воду. Многокорпусный ГОА, освобожденный от расчалок крепления, по рольгангу 28 передвигается вниз, опускается на воду и, приведя в движение ходовые винты, переходит в режим надводного, а затем подводного плавания. После выполнения работ многокорпусный ГОА всплывает и подтягивается тросом-кабелем 29 к люку самолета, а затем по рольгангу 28 в самолете, где и закрепляется в походном положении для летного возвращения на базу.

В судостроении по проектированию, постройке и эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов достигнуты высокие результаты и аппараты близки к совершенству. Анализируя схемы конструкций ОПА, можно улучшить некоторые качественные характеристики этих аппаратов. Так, в результате исследовательских работ и анализа конструкций аналогов появилось настоящее предложение оригинальной схемы многокорпусного глубоководного обитаемого аппарата.

При сопоставлении предлагаемого изобретения с аналогами имеются значительные преимущества предлагаемой конструктивной схемы многокорпусного глубоководного обитаемого аппарата, которая дает возможность оперативного изменения целевого назначения аппарата по выполнению различных функций, используя различные комплектации из корпусов-модулей в интегрированную систему, способную решать различные задачи.

Предлагаемая схема конструкции глубоководного обитаемого аппарата с несколькими (например, тремя) взаимозаменяемыми корпусами-модулями, оснащенными оборудованием в зависимости от назначения и слитными воедино с основным движущим корпусом, представляет собой универсальную интегрированную систему с возможностью использования ее для различных ситуаций, например аварийной в случае спасения экипажа затонувшей подводной лодки, для ремонтных работ под водой, доставки водолазов и необходимых грузов на глубину океана, мониторинга океана, для выполнения других функций при возможных и непредсказуемых ситуациях.

Большое значение имеет предусмотренная возможность отстыковки одного (или нескольких) корпусов-модулей и самостоятельное их всплытие в экстремальных ситуациях.

Размеры и расположение корпусов в системе позволяет максимально использовать занятое аппаратом пространство и расположить большее число спасаемых в корпусах, разместить его в самолете-носителе (амфибии) с дистанционным управлением по тросу-кабелю из самолета-амфибии (на плаву) или как автономный подводный аппарат. Технико-экономическая эффективность предлагаемого изобретения достигается предлагаемой оригинальной схемой конструкции многокорпусного глубоководного обитаемого аппарата с его преимуществами по сравнению с выявленными аналогами и выражается в универсальности этой системы, в мобильности его применения, в быстроте изменения его назначения путем оперативной замены корпусов-модулей для выполнения различных функций, в возможности размещения его на самолете-носителе, в повышении безопасности, в компактности системы в целом.

Предлагаемое изобретение осуществимо по существующим технологиям из применяемых в настоящее время материалов.


МНОГОКОРПУСНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ ( ВАРИАНТЫ)
МНОГОКОРПУСНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ ( ВАРИАНТЫ)
МНОГОКОРПУСНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ ( ВАРИАНТЫ)
МНОГОКОРПУСНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ ( ВАРИАНТЫ)
МНОГОКОРПУСНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ ( ВАРИАНТЫ)
МНОГОКОРПУСНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ ( ВАРИАНТЫ)
МНОГОКОРПУСНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ ( ВАРИАНТЫ)
МНОГОКОРПУСНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ ( ВАРИАНТЫ)
МНОГОКОРПУСНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ ( ВАРИАНТЫ)
МНОГОКОРПУСНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ ( ВАРИАНТЫ)
МНОГОКОРПУСНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ ( ВАРИАНТЫ)
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 13 items.
10.01.2013
№216.012.1829

Самолет-амфибия

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к морской авиации. Самолет-амфибия содержит крыло с механизацией, хвостовое оперение, силовую установку, шасси, водоруль. Самолет-амфибия выполнен по схеме «летающее крыло», снабженное на нижней поверхности встроенными в него килевыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471677
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.04.2013
№216.012.39df

Механизм стопорения крана стояночного торможения летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к механизму стопорения крана стояночного торможения летательного аппарата. Механизм содержит подпружиненный корпус рукоятки, на котором расположен фиксатор, входящий в зацепление с пазами гребенки, закрепленной на корпусе крана....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480376
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3d30

Линемёт

Изобретение относится к спасательным средствам на воде, а именно к линеметательным устройствам. Линемёт содержит рукоятку со спусковым крючком и упором, цилиндр, предохранительное устройство, легкосъемный патрон и линь. Упор фиксирует гарпун с линём в цилиндре. Гарпун выстреливается поршнем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481231
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.08.2013
№216.012.5fd8

Полуавтоматическая система предотвращения выхода угла тангажа самолета за пределы эксплуатационного диапазона

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления посадкой. Полуавтоматическая система предотвращения выхода угла тангажа самолета за пределы эксплуатационного диапазона содержит автопилот, привод руля высоты, соединенные последовательно ручку управления и электродистанционную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490168
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.11.2013
№216.012.81e4

Обтекатель антенны самолёта

Изобретение относится к конструктивным элементам фюзеляжа летательного аппарата. Обтекатель антенны, установленный на самолете, содержит радиопрозрачную переднюю и металлическую заднюю части, обшивку, подкрепленную силовым набором. Обтекатель выполнен обтекаемой сигарообразной формы с жесткой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498928
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.12.2013
№216.012.904c

Опора вращающегося обтекателя антенн на самолете

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к опоре вращающегося обтекателя антенн на самолете. Опора содержит механизм вращения и выполнена из шести балок, расположенных в объеме обтекателя и объединенных в цельную конструкцию соединениями концов балок между собой и одновременно с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502633
Дата охранного документа: 27.12.2013
20.07.2014
№216.012.de20

Вращающийся обтекатель антенн на самолете

Изобретение относится к элементам конструкции антенн самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. Вращающийся обтекатель антенн, выполненный в виде кессона и предназначенный для установки на фюзеляже за крылом посредством пилонов, содержит центральный узел - силовой куб, состоящий из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522650
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.02.2015
№216.013.27ac

Способ и устройство визуальной индикации скорости противопожарного самолёта-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности

Группа изобретений относится к визуальной индикации скорости противопожарного самолета-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности. При использовании способа пилот информируется о соотношении текущей скорости и установленных для данного режима полета ее граничных значений с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541613
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.02.2015
№216.013.2c44

Самолет-амфибия - летно-спасательный комплекс

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям самолетов-амфибий. Самолет-амфибия - летно-спасательный комплекс выполнен многокорпусным, например трехкорпусным, полуторапланом, и содержит корпус-лодку, крыло, хвостовое оперение, шасси, силовую установку, водоруль,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542800
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.04.2015
№216.013.46a4

Гидросамолет вертикального взлета и посадки и устройство для отклонения вектора тяги двигателей

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Гидросамолет вертикального взлета и посадки оснащен устройством для отклонения вектора тяги, расположенным в верхней части центроплана, имеющего форму обратного V, по обе стороны...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549588
Дата охранного документа: 27.04.2015
Showing 1-10 of 13 items.
10.01.2013
№216.012.1829

Самолет-амфибия

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к морской авиации. Самолет-амфибия содержит крыло с механизацией, хвостовое оперение, силовую установку, шасси, водоруль. Самолет-амфибия выполнен по схеме «летающее крыло», снабженное на нижней поверхности встроенными в него килевыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471677
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.04.2013
№216.012.39df

Механизм стопорения крана стояночного торможения летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к механизму стопорения крана стояночного торможения летательного аппарата. Механизм содержит подпружиненный корпус рукоятки, на котором расположен фиксатор, входящий в зацепление с пазами гребенки, закрепленной на корпусе крана....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480376
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3d30

Линемёт

Изобретение относится к спасательным средствам на воде, а именно к линеметательным устройствам. Линемёт содержит рукоятку со спусковым крючком и упором, цилиндр, предохранительное устройство, легкосъемный патрон и линь. Упор фиксирует гарпун с линём в цилиндре. Гарпун выстреливается поршнем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481231
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.08.2013
№216.012.5fd8

Полуавтоматическая система предотвращения выхода угла тангажа самолета за пределы эксплуатационного диапазона

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления посадкой. Полуавтоматическая система предотвращения выхода угла тангажа самолета за пределы эксплуатационного диапазона содержит автопилот, привод руля высоты, соединенные последовательно ручку управления и электродистанционную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490168
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.11.2013
№216.012.81e4

Обтекатель антенны самолёта

Изобретение относится к конструктивным элементам фюзеляжа летательного аппарата. Обтекатель антенны, установленный на самолете, содержит радиопрозрачную переднюю и металлическую заднюю части, обшивку, подкрепленную силовым набором. Обтекатель выполнен обтекаемой сигарообразной формы с жесткой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498928
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.12.2013
№216.012.904c

Опора вращающегося обтекателя антенн на самолете

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к опоре вращающегося обтекателя антенн на самолете. Опора содержит механизм вращения и выполнена из шести балок, расположенных в объеме обтекателя и объединенных в цельную конструкцию соединениями концов балок между собой и одновременно с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502633
Дата охранного документа: 27.12.2013
20.07.2014
№216.012.de20

Вращающийся обтекатель антенн на самолете

Изобретение относится к элементам конструкции антенн самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. Вращающийся обтекатель антенн, выполненный в виде кессона и предназначенный для установки на фюзеляже за крылом посредством пилонов, содержит центральный узел - силовой куб, состоящий из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522650
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.02.2015
№216.013.27ac

Способ и устройство визуальной индикации скорости противопожарного самолёта-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности

Группа изобретений относится к визуальной индикации скорости противопожарного самолета-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности. При использовании способа пилот информируется о соотношении текущей скорости и установленных для данного режима полета ее граничных значений с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541613
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.02.2015
№216.013.2c44

Самолет-амфибия - летно-спасательный комплекс

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям самолетов-амфибий. Самолет-амфибия - летно-спасательный комплекс выполнен многокорпусным, например трехкорпусным, полуторапланом, и содержит корпус-лодку, крыло, хвостовое оперение, шасси, силовую установку, водоруль,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542800
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.04.2015
№216.013.46a4

Гидросамолет вертикального взлета и посадки и устройство для отклонения вектора тяги двигателей

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Гидросамолет вертикального взлета и посадки оснащен устройством для отклонения вектора тяги, расположенным в верхней части центроплана, имеющего форму обратного V, по обе стороны...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549588
Дата охранного документа: 27.04.2015
+ добавить свой РИД