×
10.06.2015
216.013.5333

Результат интеллектуальной деятельности: СЕРЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ЧУГУН

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области металлургии, в частности к серым высокофосфористым чугунам для изготовления тормозных колодок и других деталей механизмов трения. Чугун содержит, мас.%: углерод 2,8-3,5; кремний 1,4-2,3; марганец 0,3-0,8; фосфор 1,6-3,2; хром 0,02-0,08; сера 0,01-0,03; азот 0,002-0,02; бор 0,002-0,03; алюминий 0,01-0,03; барий 0,02-0,05; магний 0,01-0,03; железо - остальное. Техническим результатом изобретения является повышение трещиностойкости и ударно-усталостной долговечности чугуна. 2 табл.
Основные результаты: Серый фрикционный чугун, содержащий углерод, кремний, марганец, фосфор, хром, серу, азот, бор, алюминий и железо, отличающийся тем, что он дополнительно содержит барий и магний при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Изобретение относится к области металлургии, в частности к серым фрикционным высокофосфористым чугунам. Может использоваться для изготовления литых тормозных колодок и других деталей механизмов трения.

Известен чугун для тормозных колодок (Патент RU 2122042, МПК C22C 37/10, 1998), содержащий, мас.%:

Углерод 2,6-3,4
Кремний 1,2-2,2
Марганец 0,3-0,8
Фосфор 2,7-3,2
Сера (не более) 0,03
Ванадий (не более) 0,1
Магний (не менее) 0,03-0,04
Алюминий 0,3-0,4
Железо Остальное

Известный чугун обладает нестабильными характеристиками механических свойств и низкой трещиностойкостью.

Известен также серый фрикционный чугун (Патент RU 2326178, МПК C22C 37/10, 2008), содержащий, мас.%

Углерод 2,9-3,5
Кремний 1,3-2,0
Марганец 0,3-0,8
Фосфор 1,0-1,5
Сера 0,02-0,15
Азот 0,002-0,01
Алюминий 0,002-0,01
Железо Остальное

Этот фрикционный чугун имеет недостаточные характеристики прочности и ударно-усталостной долговечности, не превышающей 10,5-12,8 тыс. циклов.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является фрикционный чугун (Патент RU 2442838, МПК C22C 37/06, 2010), содержащий, мас.%:

Углерод 2,8-3,5
Кремний 0,8-2,0
Марганец 0,3-0,8
Фосфор 1,0-1,5
Хром 0,01-0,08
Сера 0,02-0,15
Азот 0,012-0,03
Бор 0,002-0,01
Алюминий 0,002-0,01
Железо Остальное

Предел прочности при растяжении этого чугуна составляет 250-280 МПа; твердость НВ 252-279; ударно-усталостная долговечность 13,5-17,1 тыс. циклов; коэффициент трения 6,5-6,9; трещиностойкость 3-7 трещин в пробе. При изготовлении тормозных колодок отмечается недостаточная ударно-усталостная долговечность.

Задачей данного технического решения является повышение ударно-усталостной долговечности и трещиностойкости.

Поставленная задача решается тем, что серый фрикционный чугун, содержащий углерод, кремний, марганец, фосфор, хром, серу, азот, бор, алюминий и железо, дополнительно содержит барий и магний, при следующем соотношении компонентов, мас%:

Углерод 2,8-3,5
Кремний 1,4-2,3
Марганец 0,3-0,8
Фосфор 1,6-3,2
Хром 0,02-0,08
Сера 0,01-0,03
Азот 0,002-0,02
Бор 0,002-0,03
Алюминий 0,01-0,03
Барий 0,02-0,05
Магний 0,01-0,03
Железо Остальное

Существенным отличием предложенного чугуна является дополнительное введение бария и магния. Проведенный анализ предложенного решения показал, что на данный момент неизвестно техническое решение, в котором отражены указанные отличия. Кроме того, эти отличия являются необходимыми и достаточными для достижения положительного эффекта, указанного в цели изобретения. Это позволяет сделать вывод, что данные отличия являются существенными.

Дополнительное введение 0,02-0,05% бария обусловлено его химической, модифицирующей и графитизирующей способностью и значительным влиянием на дисперсность структуры металлической основы, очистку границ зерен и форму графита, что способствует повышению упругопластичных свойств чугуна, его трещиностойкости и ударно-усталостной долговечности. При концентрации бария до 0,02% модифицирующий эффект, упругопластические свойства и ударно-усталостная долговечность недостаточны. При повышении содержания бария более 0,05% увеличиваются угар, неоднородность структуры чугуна в отливках и снижаются характеристики ударной вязкости, удароустойчивости и трещиностойкости.

Введение магния в чугун в количестве 0,01-0,03% оказывает раскисляющее и модифицирующее влияние, повышает содержание в структуре сфероидизированного графита, механические и фрикционные свойства чугуна в отливках. При концентрации магния до 0,01% модифицирующий эффект, механические свойства и ударно-усталостная долговечность недостаточны, а при повышении содержания магния более 0,03% снижаются трещиностойкость, стабильность коэффициента трения и удароустойчивость.

Опытные плавки чугуна доэвтектического состава проводили в коксовых вагранках производительностью 5 т/ч с копильником. В качестве шихтовых материалов использовали литейные чугуны марок Л3 и Л5, передельный чугун марки ПЛ5, чугунный лом марок 16А и 17А, стальной лом группы 1А, ферромарганец ФМн75, доменный феррофосфор марок ФФ16 и ФФ18, феррохром ФХ800 и другие ферросплавы.

Рафинирование, раскисление и доводку чугуна по химическому составу проводили в копильнике. Модифицирование расплава производили при выпуске чугуна из копильника в разливочный ковш с использованием ферросилико-бария, порошков ферробора в составе экзотермических модифицирующих таблеток на основе кремния, магния и алюминия.

В песчано-глинистых литейных формах получали тормозные колодки типа «Ф», отливки и технологические пробы на трещиностойкость и стандартные образцы для механических и фрикционных испытаний.

В таблице 1 приведены химические составы известного и предложенного чугунов опытных плавок.

Исследование структуры (ГОСТ 3443-87), механических свойств (ГОСТ 27208-87) и эксплуатационные испытания литых изделий проведены в литом состоянии без термической обработки. Исследования на трещиностойкость проводили на звездообразных технологических пробах высотой 140 мм, а определение ударной вязкости - на образцах без надреза.

В таблице 2 приведены результаты механических и фрикционных испытаний, исследование трещиностойкости чугунов в отливках.

Как видно из таблицы 2, предложенный чугун обладает более высокими характеристиками трещиностойкости, механических и фрикционных свойств.

Таблица 1
Химические составы чугунов опытных плавок
Компоненты Содержание компонентов, мас.% (железо - остальное)
1 (Изв.) 2 3 4 5 6
Углерод 3,3 2,5 2,8 3,1 3,5 3,7
Кремний 1,7 1,3 1,4 2,0 2,3 2,5
Марганец 0,4 0,2 0,3 0,5 0,8 1,0
Фосфор 1,2 1,2 1,6 2,2 3,2 3,4
Хром 0,05 0,01 0,02 0,06 0,08 0,1
Сера 0,1 0,008 0,01 0,02 0,03 0,05
Азот 0,02 0,001 0,002 0,01 0,02 0,05
Бор 0,01 0,001 0,002 0,02 0,03 0,04
Алюминий 0,01 0,006 0,01 0,02 0,03 0,05
Барий - 0,01 0,02 0,04 0,05 0,07
Магний - 0,005 0,01 0,02 0,03 0,05

Таблица 2
Результаты механических и фрикционных испытаний чугунов опытных плавок
Показатели Результаты испытаний фрикционных чугунов опытных плавок
1 (Изв.) 2 3 4 5 6
Предел прочности при растяжении, МПа 275 312 341 380 365 332
Твердость, НВ 260 322 280 310 282 264
Ударная вязкость, Дж/см2 24 21 28 32 30 25
Ударно-усталостная долговечность, тыс. циклов 16 14 19 24 21 18
Коэффициент трения 67 59 67 70 68 65
Фрикционная теплостойкость, % 100 102 108 112 110 106
Трещиностойкость (количество трещин в пробе) 5 7 2 2 3
Средний износ при сухом трении, мг/г·с 13 10 9 7 8 11

Серый фрикционный чугун, содержащий углерод, кремний, марганец, фосфор, хром, серу, азот, бор, алюминий и железо, отличающийся тем, что он дополнительно содержит барий и магний при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 25 items.
20.03.2013
№216.012.2f7e

Адаптер подшипникового узла боковой рамы тележки, преимущественно грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам грузовых вагонов. Адаптер подшипникового узла боковой рамы тележки имеет контактные горизонтальную и вертикальные поверхности, взаимодействующие с горизонтальной и вертикальными контактными поверхностями подшипникового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477693
Дата охранного документа: 20.03.2013
20.06.2013
№216.012.4e79

Способ когерентного детектирования сигналов с абсолютной фазовой манипуляцией на 180º и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области приема сигналов. Достигаемый технический результат - реализация максимально возможной помехоустойчивости приема сигналов. Устройство для реализации способа когерентного детектирования сигналов с абсолютной фазовой манипуляцией (ФМн) на 180° состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485671
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.08.2013
№216.012.608f

Литейный сплав на основе алюминия

Изобретение относится к металлургии литейных сплавов на основе алюминия и может быть использовано при изготовлении конструкционных материалов для машиностроения и электрической промышленности. Сплав содержит следующие компоненты, мас.%: кремний 11-13, медь 0,8-1,5, магний 0,8-1,3, никель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490351
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.08.2013
№216.012.6214

Способ изготовления провода сталеалюминиевого

Изобретение относится к кабельной и электротехнической промышленности и предназначено для использования при эксплуатации воздушных линий электропередач. Для повышения стойкости стального сердечника к коррозии стальная проволока алитируется за 1-3 цикла, каждый из которых состоит из операций...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490740
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.12.2013
№216.012.8d7a

Сглаживающая рельсовая стыковая накладка

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к конструкциям накладок для безударного стыкового разъемного соединения рельсов. Средняя часть накладок устанавливается внутри колеи для возможности взаимодействия их верхних поверхностей с колесом. При этом имеется...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501901
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.01.2014
№216.012.936e

Способ ориентации, навигации и информации в пространстве людей с нарушением зрительных функций и система его осуществления

Изобретение относится к средствам для обеспечения жизнедеятельности инвалидов по зрению, а именно предназначено для получения информации и облегчения ориентации незрячих людей в пространстве. Способ ориентации в пространстве, навигации и информирования людей с нарушением зрительных функций...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503436
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.03.2014
№216.012.a9ce

Безрезьбовое рельсовое скрепление пути с железобетонными подрельсовыми основаниями

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования в железнодорожных путях магистрального и промышленного транспорта, метрополитенов и трамвайного хозяйства в сочетании с щебеночным балластным слоем. Безрезьбовое рельсовое скрепление для пути с железобетонными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509185
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.04.2014
№216.012.ba13

Высокопрочный антифрикционный чугун

Изобретение относится к области металлургии, в частности к высокопрочным антифрикционным чугунам для ответственных деталей двигателей. Чугун содержит, мас.%: углерод 3,2-3,5; кремний 1,8-2,2; марганец 0,4-0,8; медь 0,15-0,70; никель 0,31-0,70; хром 0,02-0,06; магний 0,03-0,05; церий 0,01-0,02;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513363
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.04.2014
№216.012.bca0

Способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике. Способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока заключается в том, что измеряют падения напряжения на секциях основных обмоток...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514027
Дата охранного документа: 27.04.2014
27.04.2014
№216.012.bdec

Серый фрикционный чугун

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к серым высокофосфористым чугунам, и может быть использовано для изготовления литых фрикционных изделий. Серый фрикционный чугун содержит, мас.%: углерод 2,8-3,5; кремний 0,8-2,0; марганец 0,3-0,8; фосфор 1,6-3,0; серу 0,1-0,15;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514360
Дата охранного документа: 27.04.2014
Showing 1-10 of 33 items.
20.03.2013
№216.012.2f7e

Адаптер подшипникового узла боковой рамы тележки, преимущественно грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам грузовых вагонов. Адаптер подшипникового узла боковой рамы тележки имеет контактные горизонтальную и вертикальные поверхности, взаимодействующие с горизонтальной и вертикальными контактными поверхностями подшипникового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477693
Дата охранного документа: 20.03.2013
27.05.2013
№216.012.45a0

Способ циклирования щелочных аккумуляторных батарей и устройство для его реализации

Изобретение относится к области электротехники, а именно к области эксплуатации аккумуляторных батарей, и может быть использовано при производстве, введении в эксплуатацию, проведении плановых ремонтных и восстановительных работ с аккумуляторными батареями. Сущность изобретения заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483401
Дата охранного документа: 27.05.2013
20.06.2013
№216.012.4e79

Способ когерентного детектирования сигналов с абсолютной фазовой манипуляцией на 180º и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области приема сигналов. Достигаемый технический результат - реализация максимально возможной помехоустойчивости приема сигналов. Устройство для реализации способа когерентного детектирования сигналов с абсолютной фазовой манипуляцией (ФМн) на 180° состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485671
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.08.2013
№216.012.608f

Литейный сплав на основе алюминия

Изобретение относится к металлургии литейных сплавов на основе алюминия и может быть использовано при изготовлении конструкционных материалов для машиностроения и электрической промышленности. Сплав содержит следующие компоненты, мас.%: кремний 11-13, медь 0,8-1,5, магний 0,8-1,3, никель...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490351
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.08.2013
№216.012.63d6

Промышленный вагон с дифференциальными колесными парами

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к промышленным вагонам с дифференциальными колесными парами. Промышленный вагон содержит тележки с колесными парами, каждая из которых включает ось (1), два колеса, одно из которых напрессовано на ось, две клеммы (6, 7) с разъемными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491195
Дата охранного документа: 27.08.2013
20.09.2013
№216.012.6af9

Устройство крепления подшипникового узла к раме тележки

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам вагонов. Устройство крепления подшипникового узла содержит: сменные износостойкие прокладки (6), снабженные верхними крепежными ветвями (9), зафиксированными над буксовыми проемами рамы (1), и нижними фиксирующими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493036
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.09.2013
№216.012.6afa

Сменный элемент фрикционного узла, преимущественно тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тележкам вагонов. Сменный элемент (6) фрикционного узла выполнен в виде крышки (7) с опорной (7b) и фрикционной (7a) поверхностями. Элемент содержит, по меньшей мере, по части контура окантовку (8-13), расположенную под углом к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493037
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.12.2013
№216.012.8d7a

Сглаживающая рельсовая стыковая накладка

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности к конструкциям накладок для безударного стыкового разъемного соединения рельсов. Средняя часть накладок устанавливается внутри колеи для возможности взаимодействия их верхних поверхностей с колесом. При этом имеется...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501901
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.01.2014
№216.012.936e

Способ ориентации, навигации и информации в пространстве людей с нарушением зрительных функций и система его осуществления

Изобретение относится к средствам для обеспечения жизнедеятельности инвалидов по зрению, а именно предназначено для получения информации и облегчения ориентации незрячих людей в пространстве. Способ ориентации в пространстве, навигации и информирования людей с нарушением зрительных функций...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503436
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.03.2014
№216.012.a9ce

Безрезьбовое рельсовое скрепление пути с железобетонными подрельсовыми основаниями

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования в железнодорожных путях магистрального и промышленного транспорта, метрополитенов и трамвайного хозяйства в сочетании с щебеночным балластным слоем. Безрезьбовое рельсовое скрепление для пути с железобетонными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509185
Дата охранного документа: 10.03.2014
+ добавить свой РИД