×
10.05.2015
216.013.4b03

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ АСФАЛЬТОВОГО ПОКРЫТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для строительства автомобильной дорог, расположенных в географических широтах с резко континентальным климатом, где температура может колебаться от +50 до -50°С. В асфальтовом слое на расстоянии 5-10 м друг от друга фрезеруют полости, промазывают их жидким битумом и укладывают в них ленты из эластично-упругого материала, представляющего собой полимерную композицию на основе двух жидковязких низкомолекулярных каучуков с концевыми функциональными карбоксильными и эпоксидными группами, сополимеризующимися и трехмерно сшивающимися агентом с тремя эпоксидными группами, при этом образуются деформационные швы. Полости выполняют шириной 10-30 мм и длиной, равной ширине асфальтового слоя, затем по ширине дороги поверх деформационных швов накатывают рулонное покрытие толщиной 10-15 мм из того же материала. Способ позволяет получать дорожное покрытие, которое будет успешно эксплуатироваться в зимнее и летнее время без образования поперечных и продольных трещин, срок службы которого может достигать 30 лет без ремонта. 1 пр.
Основные результаты: Способ повышения долговечности асфальтового покрытия автомобильной дороги с использованием эластично-упругого материала, представляющего собой полимерную композицию на основе двух жидковязких низкомолекулярных каучуков с концевыми функциональными карбоксильными и эпоксидными группами, сополимеризующимися и трехмерно сшивающимися агентом с тремя эпоксидными группами, отличающийся тем, что в асфальтовом слое на расстоянии 5-10 м друг от друга фрезеруют полости, промазывают их жидким битумом и укладывают в них ленты из указанного эластично-упругого материала с образованием деформационных швов, полости выполняют шириной 10-30 мм и длиной, равной ширине асфальтового слоя, затем по ширине дороги поверх деформационных швов накатывают рулонное покрытие толщиной 10-15 мм из того же материала.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для строительства автомобильной дорог, расположенных в географических широтах с резко континентальным климатом, где температура может колебаться от +50 до 50°C.

Известны способы повышения долговечности асфальтового покрытия автомобильных мостов путем использования деформационных швов различных конструкций, выполняющих роль температурных компенсаторов в стыках секций мостов. Швы при этом заполняют термопластичной мастикой на основе нефтяного гудрона, полимерно-битумных вяжущих или термопластичных высокомолекулярных полимеров, армированных сетками из нитей полиэфира, полиамида («нейлона») или стекловолокна (В.И. Шестериков. Деформационные швы в автодорожных мостах. М.: Транспорт, 1978, с.7-9; RU 2069042, опубл. 10.11.1996 г.; RU 2158797, опубл. 10.11.2000 г.).

Общим недостатком известных способов является ненадежная защита асфальтового покрытия от поперечного трещинообразования в зимний период и от ползучего деформирования - в летний. Расчеты показывают, что для климатических зон с морозами до -50°C разрывная деформация материала таких швов должна составлять не менее 21% (В.В. Ушаков. Ремонт цементобетонных покрытий автомобильных дорог. // Автомобильные дороги, 2002, №6, с.1-15). При этом для обычного асфальта при температурах - 20-30°C этот параметр будет составлять 0,1-0,2% соответственно.

Кроме того, известные способы характеризуются конструктивной сложностью при осуществлении и дороговизной. Поэтому для многокилометровых автомобильных дорог, вдоль которых в зимний период регулярно возникают поперечные трещины из-за перехода вяжущего в стеклообразное состояние, использование таких способов является неэффективным и нецелесообразным.

Известны также способы повышения долговечности асфальтовых покрытий автомобильных дорог путем армирования их геосетками (http://asfalt.kiev.ua/stt_armirovanie_asfalta.html) из стекловолокна, полиэстера, базальтового волокна и ряда других материалов. Полиэфирная сетка типа «Халемит», например, обладает высокими техническими характеристиками, однако не выдерживает проходов тяжелого автотранспорта при дорожных работах, а также является неморозостойкой, так же как и остальные перечисленные материалы.

Наиболее близким к заявляемому является способ повышения долговечности асфальтовых покрытий, исключающий появление продольных трещин при эксплуатации путем нанесения гидроизоляционного морозостойкого рулонного покрытия на полимерной основе (RU 2473581, опубл. 27.01.2013 г.).

Материал покрытия представляет собой полимерную композицию на основе двух жидковязких низкомолекулярных каучуков с концевыми функциональными карбоксильными и эпоксидными группами, сополимеризующимися и трехмерно сшивающимися агентом с тремя эпоксидными группами. В качестве наполнителя применяется полифракционный диоксид кремния. Этот эластично-упругий материал в качестве гидроизоляционного морозостойкого рулонного покрытия асфальта имеет при стандартной скорости одноосного растяжения следующие значения разрывной деформации: при температурах до +50°C - 48-51%, при температурах -50°C - 21-23%.

Однако использование рулонного сплошного покрытия из такого материала не позволяет избежать поперечных трещин при низких температурах до -50°C, которые возникают от температурных нагрузок дороги и в результате образования льда, разрушающего дорожное покрытие из-за его объемного расширения при замерзании воды. Изготовление деформационных швов из подобного морозостойкого материала из источников информации неизвестно.

Технический результат заключается в создании способа повышения долговечности асфальтового покрытия автомобильной дороги с высоким сроком эксплуатации до 30 лет путем предотвращения возникновения поперечных и продольных трещин в асфальтовом покрытии при его эксплуатации в зимнее время при температурах до -50°C.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе повышения долговечности асфальтового покрытия автомобильной дороги с использованием эластично-упругого материала, представляющего собой полимерную композицию на основе двух жидковязких низкомолекулярных каучуков с концевыми функциональными карбоксильными и эпоксидными группами, сополимеризующимися и трехмерно сшивающимися агентом с тремя эпоксидными группами, согласно изобретению в асфальтовом слое на расстоянии 5-10 м друг от друга фрезеруют полости, промазывают их жидким битумом и укладывают в них ленты из указанного эластично-упругого материала с образованием деформационных швов, полости выполняют шириной 10-30 мм и длиной, равной ширине асфальтового слоя, затем по ширине дороги поверх деформационных швов накатывают рулонное покрытие толщиной 10-15 мм из того же материала.

Ширина полостей для укладки ленты составляет 10-30 мм. Ширина полости меньше 10 мм будет недостаточной, а полученный деформационный шов будет малоэффективным. Ширина полости и шва больше 30 мм приведет к большому расходу материала без существенного повышения положительного эффекта. Толщина рулонного покрытия также должна быть в интервале 10-15 мм, что объясняется экономической и технической целесообразностями. Кроме того, расстояние между деформационными швами зависит от морозности зим. Чем ниже температура в зоне дороги, тем меньше расстояние между швами.

Последовательная укладка лент из указанного материала на расстоянии 5-10 м друг от друга на жидкий битум и дальнейшее накатывание рулонного покрытия на асфальт позволяет получать дорожное покрытие, которое будет успешно эксплуатироваться в зимнее и летнее время без образования поперечных и продольных трещин, срок службы которого может достигать 30 лет без ремонта.

Способ осуществляется следующим образом.

Ленты нарезают из полотна эластично-упругого материала, который представляет собой полимерную композицию на основе двух жидковязких низкомолекулярных каучуков с концевыми функциональными карбоксильными и эпоксидными группами, сополимеризующимися и трехмерно сшивающимися агентом с тремя эпоксидными группами. Ленты, имеющие заданную ширину и длину, равную ширине асфальтового слоя дороги, укладывают в профрезерованные заранее полости в асфальте на залитый в них жидкий битум. Полости расположены на расстоянии 5-10 м друг от друга. При остывании битума образуются деформационные швы. Поверх деформационных швов накатывают рулонное покрытие толщиной 10-15 мм из того же материала, что и ленты.

Пример

На участке дороги в 100 м шириной 9 м фрезой в асфальте через каждые 10 м профрезеровали 10 канав - полостей шириной 30 мм и длиной 9 м. Полости промазали жидким битумом класса CГ. В полости уложили 10 лент шириной 30 мм и длиной 9 м. После остывания битума в течение 1 часа на этот участок дороги с помощью дорожной техники параллельно поверх деформационных швов накатали 3 рулонных слоя шириной по 3 м.

Ниже представлены составы двух использованных эластично-упругих материалов, содержащих разные по количественному содержанию компонентов:

Состав 1:

Низкомолекулярные каучуки - полибутадиеновый марки СКД-КТР с концевыми карбоксильными группами (9,0 % масс.), полидиенуретанэпоксидный марки ПДИ-3Б (4,5 % масс.).

Трехмерно сшивающий агент - эпоксидная смола марки ЭЭТ-1 (1,45 % масс.).

В качестве наполнителя использован диоксид кремния двух фракций - природный крупнокристаллический кварц дисперсностью 500-1500 микрометров (57,4 % масс.) и высокодисперсный (30-40 нанометров) диоксид кремния марки «Аэросил-380» (24,6 % масс.).

Технологические добавки: тиксотропный усилитель и пигмент эластомера - технический углерод дисперсностью 10-20 нанометров (3,0 % масс.); катализатор трехмерного сшивания каучуков - ацетил-ацетонат железа (0,05 % масс.).

Состав 2:

Низкомолекулярные каучуки - полибутадиеновый марки СКД-КТР с концевыми карбоксильными группами (6,75 % масс.), полидиенуретанэпоксидный марки ПДИ-3Б (4,50 % масс.).

Трехмерно сшивающий агент - эпоксидная смола марки ЭЭТ-1 (1,536 % масс.).

В качестве наполнителя использован диоксид кремния трех фракций - природный крупнокристаллический кварц дисперсностью 500-1500 микрометров (42,0 % масс.), природный мелкокристаллический кварц 3-7 микрометров (25,2 % масс.), высокодисперсный (30-40 нанометров) диоксид кремния марки «Аэросил-380» (16,8 % масс.).

Технологические добавки: тиксотропный усилитель и пигмент эластомера - технический углерод дисперсностью 10-20 нанометров (3,16 % масс.); катализатор трехмерного сшивания каучуков - ацетил-ацетонат железа (0,054 % масс.).

Расчетный срок службы этого участка дорожного покрытия составил от 20 до 30 лет в условиях эксплуатации при температурах от +50 до -50°C.

Способ повышения долговечности асфальтового покрытия автомобильной дороги с использованием эластично-упругого материала, представляющего собой полимерную композицию на основе двух жидковязких низкомолекулярных каучуков с концевыми функциональными карбоксильными и эпоксидными группами, сополимеризующимися и трехмерно сшивающимися агентом с тремя эпоксидными группами, отличающийся тем, что в асфальтовом слое на расстоянии 5-10 м друг от друга фрезеруют полости, промазывают их жидким битумом и укладывают в них ленты из указанного эластично-упругого материала с образованием деформационных швов, полости выполняют шириной 10-30 мм и длиной, равной ширине асфальтового слоя, затем по ширине дороги поверх деформационных швов накатывают рулонное покрытие толщиной 10-15 мм из того же материала.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 122 items.
27.01.2013
№216.012.1f90

Гидроизоляционное морозостойкое покрытие асфальта автомобильной дороги

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для строительства автомобильных дорог. Покрытие содержит полимерную основу - два жидких низкомолекулярных каучука с концевыми функциональными группами, эпоксидными и карбоксильными, сополимеризующиеся и трехмерно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473581
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.234f

Цветное шлакокаменное литье и шихта для его получения

Изобретение относится к производству художественных изделий и строительных материалов. Технический результат изобретения заключается в расширении сырьевой базы для декоративного каменного литья с использованием дешевых и распространенных трудноутилизируемых отходов производств. Цветное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474541
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.03.2013
№216.012.31a7

Трехфазный асинхронный электрический двигатель

Изобретение относится к области электротехники, а именно к асинхронным трехфазным двигателям, осуществляющим преобразование электрической энергии переменного тока в механическую энергию. Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, состоит в повышении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478249
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.04.2013
№216.012.3389

Устройство катодной защиты погружного нефтенасоса

Изобретение относится к устройствам для катодной защиты нефтепромысловго оборудования, в частности погружного насоса. Техническим результатом является расширение арсенала технических средств. Устройство катодной защиты погружного нефтенасоса содержит трансформатор с первичной и вторичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478736
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3392

Способ получения вторичных целлюлозных волокон переработкой макулатуры из гофрокартона

Изобретение относится к способу подготовки вторичного волокна и может быть использовано в целлюлозно-бумажной промышленности в производстве волокнистых материалов, в частности картона. Способ получения вторичных целлюлозных волокон переработкой макулатуры из гофрокартона включает роспуск...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478745
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3478

Способ контроля состояния изоляции в трехфазной электрической сети

Изобретение относится к электроэнергетике и предназначено для эксплуатационного контроля состояния изоляции относительно земли объектов под рабочим напряжением в трехфазных сетях с изолированной нейтралью, а также в сетях, где нейтраль заземлена через резистор или реактор. Технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478975
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3994

Способ волочения биметаллических прутковых и проволочных изделий

Изобретение предназначено для снижения энергоемкости процесса волочения биметаллических прутковых и проволочных изделий и повышения качества протягиваемых изделий. Способ включает формирование на изделии захватки с заостренным и коническим участками и последующее волочение через конический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480301
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.06.2013
№216.012.4c17

Способ получения цветного декоративного покрытия на камнелитом изделии

Изобретение относится к способам нанесения цветных декоративных износо- и коррозионно-стойких покрытий на поверхность строительных и художественных изделий из каменного литья. Технический результат изобретения заключается в снижении трудоемкости и энергоемкости способа с одновременным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485061
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4db6

Способ оценки ударной вязкости высоковязких листовых конструкционных сталей

Изобретение относится к области материаловедения, в частности к металловедению, определяющему ударную вязкость, динамическую трещиностойкость металлов. Сущность: изготавливают, по меньшей мере, четыре стандартных образца, получают в двух из них усталостную трещину-концентратор стандартной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485476
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4dbd

Способ оценки сопротивления коррозионной усталости сварных соединений

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам оценки работоспособности сварных соединений в условиях одновременного воздействия циклических нагрузок и коррозионных сред, и может быть использовано для решения научно-исследовательских задач. Сущность: осуществляют определение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485483
Дата охранного документа: 20.06.2013
Showing 1-10 of 125 items.
27.01.2013
№216.012.1f90

Гидроизоляционное морозостойкое покрытие асфальта автомобильной дороги

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для строительства автомобильных дорог. Покрытие содержит полимерную основу - два жидких низкомолекулярных каучука с концевыми функциональными группами, эпоксидными и карбоксильными, сополимеризующиеся и трехмерно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473581
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.234f

Цветное шлакокаменное литье и шихта для его получения

Изобретение относится к производству художественных изделий и строительных материалов. Технический результат изобретения заключается в расширении сырьевой базы для декоративного каменного литья с использованием дешевых и распространенных трудноутилизируемых отходов производств. Цветное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474541
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.03.2013
№216.012.31a7

Трехфазный асинхронный электрический двигатель

Изобретение относится к области электротехники, а именно к асинхронным трехфазным двигателям, осуществляющим преобразование электрической энергии переменного тока в механическую энергию. Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, состоит в повышении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478249
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.04.2013
№216.012.3389

Устройство катодной защиты погружного нефтенасоса

Изобретение относится к устройствам для катодной защиты нефтепромысловго оборудования, в частности погружного насоса. Техническим результатом является расширение арсенала технических средств. Устройство катодной защиты погружного нефтенасоса содержит трансформатор с первичной и вторичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478736
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3392

Способ получения вторичных целлюлозных волокон переработкой макулатуры из гофрокартона

Изобретение относится к способу подготовки вторичного волокна и может быть использовано в целлюлозно-бумажной промышленности в производстве волокнистых материалов, в частности картона. Способ получения вторичных целлюлозных волокон переработкой макулатуры из гофрокартона включает роспуск...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478745
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3478

Способ контроля состояния изоляции в трехфазной электрической сети

Изобретение относится к электроэнергетике и предназначено для эксплуатационного контроля состояния изоляции относительно земли объектов под рабочим напряжением в трехфазных сетях с изолированной нейтралью, а также в сетях, где нейтраль заземлена через резистор или реактор. Технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478975
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3994

Способ волочения биметаллических прутковых и проволочных изделий

Изобретение предназначено для снижения энергоемкости процесса волочения биметаллических прутковых и проволочных изделий и повышения качества протягиваемых изделий. Способ включает формирование на изделии захватки с заостренным и коническим участками и последующее волочение через конический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480301
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.06.2013
№216.012.4c17

Способ получения цветного декоративного покрытия на камнелитом изделии

Изобретение относится к способам нанесения цветных декоративных износо- и коррозионно-стойких покрытий на поверхность строительных и художественных изделий из каменного литья. Технический результат изобретения заключается в снижении трудоемкости и энергоемкости способа с одновременным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485061
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4db6

Способ оценки ударной вязкости высоковязких листовых конструкционных сталей

Изобретение относится к области материаловедения, в частности к металловедению, определяющему ударную вязкость, динамическую трещиностойкость металлов. Сущность: изготавливают, по меньшей мере, четыре стандартных образца, получают в двух из них усталостную трещину-концентратор стандартной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485476
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4dbd

Способ оценки сопротивления коррозионной усталости сварных соединений

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам оценки работоспособности сварных соединений в условиях одновременного воздействия циклических нагрузок и коррозионных сред, и может быть использовано для решения научно-исследовательских задач. Сущность: осуществляют определение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485483
Дата охранного документа: 20.06.2013
+ добавить свой РИД