×
20.04.2015
216.013.448a

Результат интеллектуальной деятельности: СКЛАДНАЯ РУЛЕВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ АВИАЦИОННОГО СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ С ПРУЖИННЫМ МЕХАНИЗМОМ РАСКЛАДЫВАНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002549044
Дата охранного документа
20.04.2015
Аннотация: Изобретение относится к авиационной и ракетной технике. Складная рулевая поверхность авиационного средства поражения с пружинным механизмом раскладывания содержит основание, выполненное из двух симметричных половин, скрепленных крепежными элементами, складную консоль и пружину растяжения, установленные в основании. Изобретение направлено на повышение надежности раскладывания рулевой поверхности. 4 ил.
Основные результаты: Складная рулевая поверхность авиационного средства поражения с пружинным механизмом раскладывания, содержащая основание рулевой поверхности, выполненное с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной к поверхности летательного аппарата, консоль с аэродинамическим профилем, установленную в основании с возможностью поворота, имеющую достаточный размах для управления авиационным средством поражения совместно с основанием, пружину, расположенную в основании, одним концом закрепленную на основании, другим - на кронштейне консоли, и средство фиксации консоли в сложенном положении, отличающаяся тем, что основание рулевой поверхности выполнено из двух симметричных половин в виде аэродинамической поверхности с аэродинамическим профилем, консоль выполнена с кронштейном и установлена таким образом, чтобы обеспечить ее раскладывание против потока, пружина выполнена в виде пружины растяжения, ее длина в деформированном состоянии равна 50÷150% длины консоли, причем при любом положении консоли угол между корневой хордой основания и осью пружины не превышает ±30°.

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, а именно к рулевым поверхностям летательных аппаратов, в частности авиационных средств поражения.

Из уровня техники известна складная рулевая поверхность летательного аппарата (патент RU№2446988 от 10.04.2012 г., МПК В64С 9/34, F42B 10/14), содержащая корневую часть и консоль, при этом при сложенном положении консоли отношение части площади складной рулевой поверхности, расположенной перед осью поворота корневой части, к части площади складной рулевой поверхности, расположенной за осью поворота корневой части, составляет от 1:1 до 3:1.

Недостатками складной рулевой поверхности летательного аппарата являются нарушенная центровка рулевой поверхности при сложенном положении консоли.

Из уровня техники известна рулевая поверхность ракеты (патент US№6578792 от 17.06.2003 г., МПК F42B 10/64, F42B 10/14, В64С 5/10), наиболее близкая к предлагаемому изобретению и выбранная в качестве прототипа. Рулевая поверхность состоит из поворотной корневой части, в которой установлена складная консоль с возможностью поворота, при этом в качестве средства раскладывания использована пружина кручения. Поворотная корневая часть имеет форму, близкую к параллелепипеду.

Недостатками прототипа являются: недостаточная надежность и низкая мощность пружины кручения по сравнению с пружиной растяжения, низкая управляемость ракеты, а также нарушенная центровка рулевой поверхности на начальном участке полета ракеты до полного раскладывания рулевых поверхностей.

Задачей предлагаемого изобретения является создание складной рулевой поверхности авиационного средства поражения, снабженной простым и надежным средством раскладывания достаточной мощности, и с рациональной центровкой и в сложенном, и в разложенном положениях рулевой поверхности.

Задача решается за счет того, что складная рулевая поверхность авиационного средства поражения с пружинным механизмом раскладывания содержит основание рулевой поверхности, выполненное из двух симметричных половин в виде аэродинамической поверхности с аэродинамическим профилем и с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной к поверхности летательного аппарата, консоль с кронштейном, выполненную с аэродинамическим профилем, установленную в основании с возможностью поворота таким образом, чтобы обеспечить ее раскладывание против потока, имеющую достаточный размах для управления авиационным средством поражения совместно с основанием, пружину, расположенную в основании, одним концом закрепленную на основании, другим - на кронштейне консоли, и средство фиксации консоли в сложенном положении, при этом пружина выполнена в виде пружины растяжения, ее длина в деформированном состоянии равна 50-150% длины консоли, причем при любом положении консоли угол между корневой хордой основания и осью пружины не превышает ±30°.

Складная рулевая поверхность авиационного средства поражения с пружинным механизмом раскладывания позволяет сохранить необходимую центровку как при сложенном положении консоли, так и при разложенном за счет двух объектов, изменяющих положение при раскладывании - консоли и пружины, а также обеспечить необходимую величину момента и высокую надежность раскладывания за счет использования пружины растяжения.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами:

На фиг.1 изображен главный вид складной рулевой поверхности авиационного средства поражения с пружинным механизмом раскладывания (далее рулевой поверхности) при сложенном положении консоли.

На фиг.2 изображен главный вид рулевой поверхности при разложенном положении консоли.

На фиг.3 изображен фронтальный разрез рулевой поверхности при сложенном положении консоли, при этом поверхность половины основания, находящаяся в плоскости сечения, обозначена сплошным светло-серым цветом.

На фиг.4 изображен фронтальный разрез рулевой поверхности при разложенном положении консоли, при этом поверхность половины основания, находящаяся в плоскости сечения, обозначена сплошным светло-серым цветом.

Рулевая поверхность состоит из основания 1 и консоли 2, снабженных средствами обеспечения раскладывания и средствами обеспечения и фиксации в сложенном и разложенном положениях, наиболее значительным из которых является пружина 3, обеспечивающая раскладывание консоли 2 и расположенная в основании 1.

Основание 1 установлено на фюзеляже авиационного средства поражения (далее АСП) с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной поверхности фюзеляжа, и выполнено из двух симметричных половин, которые соединены с помощью крепежных элементов, например винтов. Наружная поверхность собранного основания 1 представляет собой аэродинамическую поверхность, которая участвует в управлении АСП, при этом основание 1 выполнено с аэродинамическим профилем. Размах основания 1 недостаточен для эффективного управления АСП. Внутренняя поверхность основания 1, образованная сложной формой прилегающих друг к другу поверхностей его половин, представляет собой незамкнутую полость и имеет размеры и форму, достаточные для расположения консоли 2, пружины 3, их крепежных элементов (на фиг. не обозначены) и перемещения консоли 2 и пружины 3 при раскладывании рулевой поверхности. Например, в основании 1 выполнены: прорезь для размещения консоли 2 в сложенном положении и ее перемещения, представляющая собой зазор, выполненный между половинами основания 1; выемка для размещения пружины; отверстие для шарнирного крепления консоли 2, а также, в частном случае осуществления изобретения, направляющий паз для ограничения угла поворота консоли 2.

Консоль 2 представляет собой аэродинамическую поверхность определенного размаха, выполненную, в рассматриваемом случае осуществления изобретения, в виде цельной монолитной детали. Консоль 2 выполнена с аэродинамическим профилем. В состав консоли 2 входят шарнир 4 и кронштейн 5. Консоль 2 установлена в основании 1 посредством шарнира 4 с возможностью поворота относительно оси шарнира 4 таким образом, чтобы в сложенном положении не выходить (или выходить незначительно) за пределы основания 1 по размаху, в разложенном положении размаха консоли было достаточно для эффективного управления АСП, а раскладывание консоли 2 могло быть осуществлено против набегающего потока.

При сложенном положении консоли 2 размах рулевой поверхности таков, что рулевая поверхность не выходит за пределы любых габаритных ограничений при хранении или транспортировке АСП, таких, как транспортно-пусковые контейнеры или ограничения при размещении под крылом летательного аппарата или внутрифюзеляжном размещении. При разложенном положении консоли 2 размаха рулевой поверхности достаточно для эффективного управления.

Пружина 3 выполнена в виде пружины растяжения, расположена в выемке основания 1, одним концом закреплена на основании 1, а другим концом соединена с кронштейном 5 консоли 2 таким образом, что сила упругости пружины 3 создает момент раскладывания относительно оси шарнира 4. При сложенном положении консоли 2 пружина 3 находится в деформированном (растянутом) состоянии, и величина момента раскладывания достаточна для раскладывания консоли 2. Момент раскладывания определяется силой упругости пружины 3 и плечом ее приложения относительно оси шарнира 4, при этом сила упругости зависит от свойств пружины 3, в том числе и материала, а плечо - от геометрических параметров консоли 2, в частности, от длины кронштейна 5. Эти параметры выбираются, исходя из требуемой величины момента раскладывания, которая определяется индивидуально для каждого АСП и условий его эксплуатации, таких, например, как величина скоростного напора. В качестве варианта исполнения пружина 3 может быть выполнена из стали.

Длина пружины 3 в деформированном состоянии равна 50÷150% длины консоли 2. При любом положении консоли 2 угол между корневой хордой а основания 1 и осью b пружины 3 не превышает ±30°.

Консоль 2 снабжена средством фиксации в сложенном положении 6, препятствующим раскладыванию консоли 2 под действием силы упругости пружины 3, например, тросом, соединяющим консоль 2 с корпусом АСП (конкретная форма осуществления средства фиксации в сложенном положении на фиг.1-4 не отражена). Также консоль 2 снабжена средством фиксации в разложенном положении, в предлагаемом варианте осуществления изобретения роль этого средства играют упорная поверхность на основании 1, препятствующая дальнейшему повороту, направляющий паз для ограничения угла поворота консоли 2, и пружина 3, препятствующая возврату в сложенное положение.

Взаимное расположение основания 1, консоли 2, пружины, оси поворота основания относительно корпуса АСП и оси шарнира 4 таково, что в обоих положениях консоли 2 - сложенном и разложенном - сохраняется необходимая центровка рулевой поверхности. Как изображено на фиг 1-4, это может быть достигнуто с помощью расположения конца пружины 3, закрепленного на основании 1, сзади оси поворота основания 1, а конца пружины, закрепленного на кронштейне 5 консоли 2, и оси шарнира 4 консоли 2 - впереди оси поворота основания 1 (в данном случае для АСП направление «спереди» означает «ближе к носовой части» или «в направлении против набегающего потока», а «сзади» - «ближе к хвостовой части» или «в направлении по потоку»). То есть при раскладывании консоли 2 (которое, как указано выше, осуществляется против потока) центр масс консоли 2 сместится вперед относительно оси поворота основания 1, а центр масс пружины 3 - назад, при этом подбор масс и геометрических параметров основания 1, консоли 2 и пружины 3 позволит сохранить их общую центровку в сложенном и разложенном положениях консоли 2.

Складная рулевая поверхность авиационного средства поражения с пружинным механизмом раскладывания работает следующим образом:

Располагают АСП на авиационном носителе, например, подвешивают под крылом на пусковую установку или располагают внутрифюзеляжно. Осуществляют летную программу авиационного носителя, в процессе чего производят пуск АСП.

Освобождают рулевую поверхность от средства фиксации 6, в результате чего пружина 3 сжимается, что, в свою очередь, приводит в движение консоль 2. Консоль 2 поворачивается относительно оси шарнира 4, останавливается в разложенном состоянии и фиксируется. В дальнейшем разложенная рулевая поверхность поворачивается относительно оси поворота основания 1, осуществляя управление полетом АСП.

Складная рулевая поверхность авиационного средства поражения с пружинным механизмом раскладывания предназначена для применения в области авиационной и ракетной техники, а именно для рулевых поверхностей летательных аппаратов, в частности авиационных средств поражения. Складная рулевая поверхность авиационного средства поражения с пружинным механизмом раскладывания позволяет сохранить центровку как при сложенном, так и при разложенном положении консоли, а также обеспечить необходимую величину момента и высокую надежность раскладывания за счет использования пружины растяжения.

Складная рулевая поверхность авиационного средства поражения с пружинным механизмом раскладывания, содержащая основание рулевой поверхности, выполненное с возможностью поворота относительно оси, перпендикулярной к поверхности летательного аппарата, консоль с аэродинамическим профилем, установленную в основании с возможностью поворота, имеющую достаточный размах для управления авиационным средством поражения совместно с основанием, пружину, расположенную в основании, одним концом закрепленную на основании, другим - на кронштейне консоли, и средство фиксации консоли в сложенном положении, отличающаяся тем, что основание рулевой поверхности выполнено из двух симметричных половин в виде аэродинамической поверхности с аэродинамическим профилем, консоль выполнена с кронштейном и установлена таким образом, чтобы обеспечить ее раскладывание против потока, пружина выполнена в виде пружины растяжения, ее длина в деформированном состоянии равна 50÷150% длины консоли, причем при любом положении консоли угол между корневой хордой основания и осью пружины не превышает ±30°.
СКЛАДНАЯ РУЛЕВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ АВИАЦИОННОГО СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ С ПРУЖИННЫМ МЕХАНИЗМОМ РАСКЛАДЫВАНИЯ
СКЛАДНАЯ РУЛЕВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ АВИАЦИОННОГО СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ С ПРУЖИННЫМ МЕХАНИЗМОМ РАСКЛАДЫВАНИЯ
СКЛАДНАЯ РУЛЕВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ АВИАЦИОННОГО СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ С ПРУЖИННЫМ МЕХАНИЗМОМ РАСКЛАДЫВАНИЯ
СКЛАДНАЯ РУЛЕВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ АВИАЦИОННОГО СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ С ПРУЖИННЫМ МЕХАНИЗМОМ РАСКЛАДЫВАНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 36 items.
10.01.2013
№216.012.17cd

Способ изготовления тонкостенных несимметричных оболочек двойной кривизны с фланцем

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, а именно к изготовлению тонкостенных оболочек несимметричной формы двойной кривизны с фланцем, и находит применение в строительстве и производстве сантехники. Формоизменение листовой заготовки осуществляют методом ротационной вытяжки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471585
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.03.2013
№216.012.30eb

Унифицированный несущий модуль беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники. Унифицированный несущий модуль беспилотного летательного аппарата содержит несущий элемент, на котором установлены пары бугелей, складные консоли крыла, оснащенные средствами раскладывания и средствами фиксации в сложенном и разложенном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478061
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.05.2013
№216.012.3e70

Компактное предохранительное устройство однократного срабатывания

Изобретение относится к области летательных аппаратов, а именно к предохранительным устройствам бортовых систем летательных аппаратов, в частности беспилотных летательных аппаратов, запускаемых с авиационных носителей. Компактное предохранительное устройство однократного срабатывания содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481551
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3eed

Тепловая батарея с устройством защиты от электромагнитного излучения

Техническое решение относится к первичным химическим источникам тока одноразового действия, в частности к тепловым батареям, которые могут быть использованы для автономного питания бортовой аппаратуры летательных аппаратов. Предлагаемая тепловая батарея может быть использована в БПЛА с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481676
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.08.2013
№216.012.5df5

Компактный управляемый боеприпас

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к тактическим управляемым ракетам, используемым в условиях жестких габаритных ограничений. Компактный управляемый боеприпас содержит корпус, рулевые поверхности и полезную нагрузку. Боеприпас выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489674
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.09.2013
№216.012.688e

Сбрасываемый головной обтекатель летательного аппарата (варианты)

Изобретение относится к области авиации и ракетной техники, а именно головным обтекателям летательных аппаратов, например, управляемых ракет. Сбрасываемый головной обтекатель выполнен в виде тела вращения обтекаемой формы, заостренного спереди и имеющего открытый торец сзади. Обтекатель состоит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492413
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.11.2013
№216.012.8514

Малогабаритное воздухозаборное устройство летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к малогабаритному воздухозаборному устройству для летательного аппарата. Малогабаритное воздухозаборное устройство летательного аппарата содержит лоток, утопленный в корпусе летательного аппарата, входное отверстие, расположенное с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499746
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.11.2013
№216.012.8515

Компактное воздухозаборное устройство беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации и ракетостроения, а именно к воздухозаборным устройствам воздушно-реактивных двигателей. Компактное воздухозаборное устройство беспилотного летательного аппарата содержит лоток, входное отверстие, расположенное под наклоном к поперечной плоскости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499747
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.11.2013
№216.012.85fd

Способ проверки электрического и информационного обмена ракеты

Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к аппаратуре предстартового контроля. Способ используют для проведения проверки ракеты на контрольно-испытательной станции или на технической позиции для оперативного контроля штатной ракеты и ее модификаций, а также ее составных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499979
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.12.2013
№216.012.8e2b

Способ проверки линий связи аппаратуры носителя и устройство для его реализации

Изобретение относится к информационно-измерительным системам и предназначено для проведения автоматической проверки электрических параметров линий связи сложного изделия, например ракеты с аппаратурой носителя. Предлагаемое устройство позволяет проверять линии связи аппаратуры носителя с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502078
Дата охранного документа: 20.12.2013
Showing 1-10 of 23 items.
10.01.2013
№216.012.17cd

Способ изготовления тонкостенных несимметричных оболочек двойной кривизны с фланцем

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, а именно к изготовлению тонкостенных оболочек несимметричной формы двойной кривизны с фланцем, и находит применение в строительстве и производстве сантехники. Формоизменение листовой заготовки осуществляют методом ротационной вытяжки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471585
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.03.2013
№216.012.30eb

Унифицированный несущий модуль беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники. Унифицированный несущий модуль беспилотного летательного аппарата содержит несущий элемент, на котором установлены пары бугелей, складные консоли крыла, оснащенные средствами раскладывания и средствами фиксации в сложенном и разложенном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478061
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.05.2013
№216.012.3e70

Компактное предохранительное устройство однократного срабатывания

Изобретение относится к области летательных аппаратов, а именно к предохранительным устройствам бортовых систем летательных аппаратов, в частности беспилотных летательных аппаратов, запускаемых с авиационных носителей. Компактное предохранительное устройство однократного срабатывания содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481551
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.05.2013
№216.012.3eed

Тепловая батарея с устройством защиты от электромагнитного излучения

Техническое решение относится к первичным химическим источникам тока одноразового действия, в частности к тепловым батареям, которые могут быть использованы для автономного питания бортовой аппаратуры летательных аппаратов. Предлагаемая тепловая батарея может быть использована в БПЛА с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481676
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.08.2013
№216.012.5df5

Компактный управляемый боеприпас

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к тактическим управляемым ракетам, используемым в условиях жестких габаритных ограничений. Компактный управляемый боеприпас содержит корпус, рулевые поверхности и полезную нагрузку. Боеприпас выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489674
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.09.2013
№216.012.688e

Сбрасываемый головной обтекатель летательного аппарата (варианты)

Изобретение относится к области авиации и ракетной техники, а именно головным обтекателям летательных аппаратов, например, управляемых ракет. Сбрасываемый головной обтекатель выполнен в виде тела вращения обтекаемой формы, заостренного спереди и имеющего открытый торец сзади. Обтекатель состоит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492413
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.11.2013
№216.012.8514

Малогабаритное воздухозаборное устройство летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, более конкретно, к малогабаритному воздухозаборному устройству для летательного аппарата. Малогабаритное воздухозаборное устройство летательного аппарата содержит лоток, утопленный в корпусе летательного аппарата, входное отверстие, расположенное с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499746
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.11.2013
№216.012.8515

Компактное воздухозаборное устройство беспилотного летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации и ракетостроения, а именно к воздухозаборным устройствам воздушно-реактивных двигателей. Компактное воздухозаборное устройство беспилотного летательного аппарата содержит лоток, входное отверстие, расположенное под наклоном к поперечной плоскости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499747
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.11.2013
№216.012.85fd

Способ проверки электрического и информационного обмена ракеты

Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к аппаратуре предстартового контроля. Способ используют для проведения проверки ракеты на контрольно-испытательной станции или на технической позиции для оперативного контроля штатной ракеты и ее модификаций, а также ее составных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499979
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.12.2013
№216.012.8e2b

Способ проверки линий связи аппаратуры носителя и устройство для его реализации

Изобретение относится к информационно-измерительным системам и предназначено для проведения автоматической проверки электрических параметров линий связи сложного изделия, например ракеты с аппаратурой носителя. Предлагаемое устройство позволяет проверять линии связи аппаратуры носителя с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502078
Дата охранного документа: 20.12.2013
+ добавить свой РИД