×
10.04.2015
216.013.40b5

КАНАЛ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области приборостроения, а именно к средствам измерения угловой скорости в инерциальных навигационных системах. Канал измерения угловой скорости инерциальной навигационной системы содержит датчик угловой скорости (ДУС), аналого-цифровой преобразователь (АЦП), перепрограммируемое постоянное запоминающееся устройство (ППЗУ), устройство контроля, процессор. ДУС содержит гироскоп с датчиком угла и датчиком момента с компенсационной катушкой, усилитель, к выходу которого подключены первый и второй резисторы. В месте соединения этих резисторов подсоединен третий резистор. В устройстве контроля выполнен канал контроля следящей системы ДУС, содержащий ключ, источник опорного напряжения (ИОН). Выход ИОН подсоединен к четвертому резистору, который подсоединен к входу ключа, выход ключа подключен к точке соединения первого и второго резисторов, вход управления ключа подсоединен к процессору, выход ППЗУ подключен к процессору. В ППЗУ записан код напряжения в точке соединения компенсационной катушки с первым резистором в соответствии с расчетным соотношением. Технический результат изобретения - обеспечение контроля работоспособности следящей системы ДУС. 1 ил.
Основные результаты: Канал измерения угловой скорости инерциальной навигационной системы, содержащий датчик угловой скорости (ДУС), аналого-цифровой преобразователь (АЦП), перепрограммируемое постоянное запоминающееся устройство (ППЗУ), устройство контроля, процессор, причем ДУС содержит гироскоп с датчиком угла и датчиком момента с компенсационной катушкой, усилитель с последовательно соединенными каскадом усиления переменного тока, демодулятором и усилителем постоянного тока, первый и второй последовательно соединенные резисторы, выход датчика угла подсоединен к входу каскада усиления переменного тока, один вывод компенсационной катушки подсоединен к выходу усилителя постоянного тока, другой вывод компенсационной катушки подключен к первому резистору и входу АЦП, точка соединения первого и второго резисторов подсоединена к третьему резистору, который подсоединен к входу усилителя постоянного тока, выход АЦП подключен к процессору, отличающийся тем, что в устройстве контроля выполнен канал контроля следящей системы ДУС, содержащий ключ, источник опорного напряжения (ИОН), выход ИОН подсоединен к четвертому резистору, который подсоединен к входу ключа, выход ключа подключен к точке соединения первого и второго резисторов, вход управления ключа подсоединен к процессору, выход ППЗУ подключен к процессору, причем в ППЗУ записан код напряжения U в точке соединения компенсационной катушки с первым резистором в соответствии с соотношением: ,где U - выходное напряжение ИОН;r - сопротивление первого резистора;r - сопротивление второго резистора;r - сопротивление четвертого резистора;r - сопротивление компенсационной катушки датчика момента.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к средствам измерения угловой скорости в инерциальных навигационных системах.

Известен канал измерения угловой скорости инерциальной навигационной системы [1], содержащий гироскоп с датчиком угла и датчиком момента с компенсационной катушкой, усилитель, нагрузочный резистор, причем выход датчика угла подсоединен к входу усилителя, один вывод компенсационной катушки подсоединен к выходу усилителя, другой вывод компенсационной катушки подключен к нагрузочному резистору.

Наиболее близким по технической сущности является канал измерения угловой скорости инерциальной навигационной системы [2], содержащий датчик угловой скорости (ДУС), аналого-цифровой преобразователь (АЦП), перепрограммируемое постоянное запоминающееся устройство (ППЗУ), устройство контроля, процессор, причем ДУС содержит гироскоп с датчиком угла и датчиком момента с компенсационной катушкой, усилитель с последовательно соединенными каскадом усиления переменного тока, демодулятором и усилителем постоянного тока, первый и второй последовательно соединенные резисторы, выход датчика угла подсоединен к входу каскада усиления переменного тока, один вывод компенсационной катушки подсоединен к выходу усилителя постоянного тока, другой вывод компенсационной катушки подключен к первому резистору и входу АЦП, точка соединения первого и второго резисторов подсоединена к третьему резистору, который подсоединен к входу усилителя постоянного тока, выход АЦП подключен к процессору.

Недостатком такого канала измерения угловой скорости инерциальной навигационной системы является отсутствие информации о работоспособности следящей системы ДУС.

Технический результат изобретения состоит в том, что обеспечивается контроль работоспособности следящей системы ДУС.

Данный технический результат достигается в канале измерения угловой скорости инерциальной навигационной системы, содержащем датчик угловой скорости (ДУС), аналого-цифровой преобразователь (АЦП), перепрограммируемое постоянное запоминающееся устройство (ППЗУ), устройство контроля, процессор, причем ДУС содержит гироскоп с датчиком угла и датчиком момента с компенсационной катушкой, усилитель с последовательно соединенными каскадом усиления переменного тока, демодулятором и усилителем постоянного тока, первый и второй последовательно соединенные резисторы, выход датчика угла подсоединен к входу каскада усиления переменного тока, один вывод компенсационной катушки подсоединен к выходу усилителя постоянного тока, другой вывод компенсационной катушки подключен к первому резистору и входу АЦП, точка соединения первого и второго резисторов подсоединена к третьему резистору, который подсоединен к входу усилителя постоянного тока, выход АЦП подключен к процессору, отличается тем, что в устройстве контроля выполнен канал контроля следящей системы ДУС, содержащий ключ, источник опорного напряжения (ИОН), выход ИОН подсоединен к четвертому резистору, который подсоединен к входу ключа, выход ключа подключен к точке соединения первого и второго резисторов, вход управления ключа подсоединен к процессору, выход ППЗУ подключен к процессору, причем в ППЗУ записан код напряжения U в точке соединения компенсационной катушки с первым резистором в соответствии с соотношением:

,

где UИОН - выходное напряжение ИОН;

r1 - сопротивление первого резистора;

r2 - сопротивление второго резистора;

r3 - сопротивление четвертого резистора;

r4 - сопротивление компенсационной катушки датчика момента.

Путем выполнения в устройстве контроля канала контроля следящей системы ДУС в составе ключа, источника опорного напряжения, записи в ППЗУ кода напряжения соответствующего условиям работоспособности следящей системы ДУС, подсоединения входа ключа к ИОН, выхода ключа к точке соединения первого и второго резисторов, входа управления ключа к процессору, выхода ППЗУ к процессору обеспечивается информация о реагировании следящей системы ДУС на входное воздействие, чем достигается контроль за работоспособностью следящей системы ДУС.

На фиг.1 представлена блок-схема канала измерения угловой скорости инерциальной навигационной системы.

Канал измерения угловой скорости инерциальной навигационной системы (фиг.1) содержит гироскоп 1 с выходной обмоткой 2 датчика угла индукционного типа и компенсационной катушкой 3 магнитоэлектрического датчика момента, процессор 4, АЦП 5, ППЗУ 6, ИОН 7 с выходным напряжением UИОН, ключ 8. В следящую систему ДУС входят обмотка 2 датчика угла, компенсационная катушка 3 датчика момента, усилитель с последовательно соединенными каскадом 9 усиления переменного тока, демодулятором 10 и усилителем постоянного тока 11. К обмотке 2 датчика угла подсоединен вход каскада 9 усиления переменного тока, к выходу усилителя постоянного тока 11 подсоединен один из выводов компенсационной катушки 3, ко второму выводу которой в точке «а» подключены последовательно соединенные первый резистор R1 и второй резистор R2. К точке «а» соединения компенсационной катушки 3 и первого резистора R1 подключен вход АЦП 5, выход которого подсоединен к процессору 4. Точка «б» соединения первого резистора R1 со вторым резистором R2 подключена к выходу ключа 8 и третьему резистору R3, который подсоединен к входу усилителя постоянного тока 11. Выход ИОН 7 подсоединен к четвертому резистору R4, подключенному к входу ключа 8. Выход ППЗУ 6 подключен к процессору 4, выход которого подсоединен к входу управления ключа 8. Один из выходов процессора 4 подключен к входу управления ППЗУ 6, где записан код напряжения U в точке «а» соединения компенсационной катушки 3 с первым резистором R1 в соответствии с соотношением:

Канал измерения угловой скорости инерциальной навигационной системы работает следующим образом. При наличии измеряемой угловой скорости датчик угла гироскопа 1 измеряет угловое отклонение ротора гироскопа 1, сигнал углового отклонения ротора с обмотки 2 поступает на вход каскада 9 усиления переменного тока, где он усиливается по амплитуде. Далее сигнал переменного тока с выхода каскада 9 усиления переменного тока в демодуляторе 10 преобразуется в напряжение постоянного тока, усиливается по величине и по мощности в усилителе постоянного тока 11. С выхода усилителя постоянного тока 11 напряжение подается на последовательно включенные компенсационную катушку 3 и резисторы R1, R2. Создаваемое протекающим через компенсационную катушку 3 током магнитное поле взаимодействует с магнитным полем постоянного магнита датчика момента. В результате создается момент, компенсирующий угловое отклонение ротора гироскопа. При этом на первом резисторе R1 падение напряжения составит U1, на втором резисторе R2 - U2. Сумма напряжений U1 и U2 будет мерой измеренной угловой скорости. При предполетной подготовке инерциальной системы ДУС измеряет угловую скорость, являющуюся проекцией на его измерительную ось угловой скорости Земли. Так как ДУС предназначен для измерения угловой скорости полета, на несколько порядков большей угловой скорости Земли, то ток компенсационной катушки 3 близок к нулю. Поэтому близка к нулю и сумма напряжений U1 и U2. Для проверки работоспособности следящей системы ДУС при предполетной подготовке инерциальной системы процессором 4 подается команда на вход управления ключа 8, по которой выход ИОН 7 подключается к точке соединения «б» первого резистора R1 со вторым резистором R2. Если следящая система ДУС отрабатывает входные воздействия, то напряжение Ua1 в точке «а» будет иметь значение в соответствии с формулой (1), то есть Ua1=U.

Если сигнал рассогласования следящей системы ДУС не проходит вплоть до выхода усилителя постоянного тока 11 из-за отказа, например датчика угла или каскада 9 усиления переменного тока, или демодулятора 10, или усилителя постоянного тока 11, то напряжение Ua2 в точке «а» будет соответствовать значению, описываемому выражением:

где Uмакс - максимальное выходное напряжение усилителя постоянного тока 11.

В том случае, когда будет отказ усилителя постоянного тока 11 или произойдет обрыв компенсационной катушки 3, то напряжение Ua3 в точке «а» будет иметь значение в соответствии с формулой:

Из выражений (2), (3) следует, что в случае отказа одного из устройств в цепи передачи сигнала следящей системы ДУС напряжение в точке «а» будет больше, чем описываемое формулой (1) напряжение в точке «а», которое соответствует нормальной работе следящей системы ДУС.

Преобразованное посредством АЦП 5 в код напряжение в точке «а» в процессоре 4 сравнивается с поступающим из ППЗУ 6 кодом напряжения U в точке «а» в соответствии с формулой (1). В случае несоответствия кода напряжения в точке «а» записанному в ППЗУ 6 коду напряжения U процессор 4 дает сигнал неисправности данного канала измерения угловой скорости инерциальной навигационной системы.

Таким образом обеспечивается контроль следящей системы канала измерения угловой скорости инерциальной навигационной системы.

Источники информации

1. Патент РФ №2368871 С2 кл. G01C 21/00. Бесплатформенный инерциальный измерительный преобразователь. 2007 г.

2. Патент РФ №2325620 С2 кл. G01C 21/10. Преобразователь инерциальной информации. 2006 г.

Канал измерения угловой скорости инерциальной навигационной системы, содержащий датчик угловой скорости (ДУС), аналого-цифровой преобразователь (АЦП), перепрограммируемое постоянное запоминающееся устройство (ППЗУ), устройство контроля, процессор, причем ДУС содержит гироскоп с датчиком угла и датчиком момента с компенсационной катушкой, усилитель с последовательно соединенными каскадом усиления переменного тока, демодулятором и усилителем постоянного тока, первый и второй последовательно соединенные резисторы, выход датчика угла подсоединен к входу каскада усиления переменного тока, один вывод компенсационной катушки подсоединен к выходу усилителя постоянного тока, другой вывод компенсационной катушки подключен к первому резистору и входу АЦП, точка соединения первого и второго резисторов подсоединена к третьему резистору, который подсоединен к входу усилителя постоянного тока, выход АЦП подключен к процессору, отличающийся тем, что в устройстве контроля выполнен канал контроля следящей системы ДУС, содержащий ключ, источник опорного напряжения (ИОН), выход ИОН подсоединен к четвертому резистору, который подсоединен к входу ключа, выход ключа подключен к точке соединения первого и второго резисторов, вход управления ключа подсоединен к процессору, выход ППЗУ подключен к процессору, причем в ППЗУ записан код напряжения U в точке соединения компенсационной катушки с первым резистором в соответствии с соотношением: ,где U - выходное напряжение ИОН;r - сопротивление первого резистора;r - сопротивление второго резистора;r - сопротивление четвертого резистора;r - сопротивление компенсационной катушки датчика момента.
КАНАЛ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
КАНАЛ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 32 items.
10.05.2013
№216.012.3e77

Комплексная система навигации и управления летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может найти применение в комплексах пилотажно-навигационного оборудования летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого комплексная система навигации и управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481558
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.06.2013
№216.012.4a01

Устройство для задания углового положения

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для установки и отсчета значений физических величин. Технический результат - упрощение конструкции устройства для задания углового положения, уменьшение его габаритных размеров. Для этого предложено устройство для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484525
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.06.2013
№216.012.51c6

Способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата и устройство, его реализующее

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано при разработке навигационного оборудования летательных аппаратов. Сущность: измеряют скорость летательного аппарата (ЛА) относительно воздуха. Счисляют путь пройденного ЛА относительно воздуха. Измеряют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486527
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.07.2013
№216.012.54d2

Резонатор лазерного гироскопа

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для измерения угловой скорости, выполненным на кольцевых лазерах. Резонатор лазерного гироскопа содержит четырехугольный контур из выполненных в оптическом блоке четырех каналов. Концы смежных каналов выходят в одну...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487317
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.5751

Способ закалки листовых заготовок из алюминиевого сплава д16

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано в точном приборостроении и машиностроении, в частности при термической обработке листовых заготовок из алюминиевого сплава Д16 перед дальнейшим изготовлением из них деталей высокоточных приборов, например рам, корпусов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487961
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.09.2013
№216.012.692c

Электрогенератор

Изобретение относится к области генерации электроэнергии путем электризации диэлектрических веществ, а именно к устройствам, в которых тепловая или кинетическая энергия преобразуется в электрическую энергию путем ионизации жидкой или газовой среды и снятия с нее заряда. Технический результат -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492571
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.09.2013
№216.012.6cbc

Устройство для газификации сыпучего мелкодисперсного углеродсодержащего сырья и гранулированных биошламов

Изобретение относится к области термической переработки углеродсодержащих материалов с образованием топочного газа. Устройство для газификации сыпучего мелкодисперсного углеродсодержащего сырья и гранулированных биошламов содержит вихревую топку с камерой сгорания, устройство для нагрева камеры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493487
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.7707

Способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку

Изобретение предназначено для применения в области авиационного приборостроения, в частности в пилотажно-навигационном оборудовании летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - повышение надежности и безопасности совершения посадки ЛА, увеличение точности формирования заданной траектории...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496131
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.01.2014
№216.012.9558

Блок лазерных гироскопов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к гироскопическим преобразователям угловой скорости, выполненным на кольцевых лазерах. Блок лазерных гироскопов содержит выполненные в основании три лазерных гироскопа, имеющих замкнутые четырехугольные контуры. На каждой из одних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503926
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.04.2014
№216.012.b147

Инсинератор твердых углеродсодержащих отходов

Изобретение относится к средствам уничтожения твердых углеродсодержащих бытовых и промышленных отходов. Инсинератор твердых углеродсодержащих отходов содержит устройство для загрузки отходов со шнековым питателем 14, камеру горения 1, устройство поджига 4, устройство дожига 2 с плазматроном,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511098
Дата охранного документа: 10.04.2014
Showing 1-10 of 37 items.
10.05.2013
№216.012.3e77

Комплексная система навигации и управления летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может найти применение в комплексах пилотажно-навигационного оборудования летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого комплексная система навигации и управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481558
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.06.2013
№216.012.4a01

Устройство для задания углового положения

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для установки и отсчета значений физических величин. Технический результат - упрощение конструкции устройства для задания углового положения, уменьшение его габаритных размеров. Для этого предложено устройство для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484525
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.06.2013
№216.012.51c6

Способ определения скорости ветра на борту летательного аппарата и устройство, его реализующее

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть использовано при разработке навигационного оборудования летательных аппаратов. Сущность: измеряют скорость летательного аппарата (ЛА) относительно воздуха. Счисляют путь пройденного ЛА относительно воздуха. Измеряют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486527
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.07.2013
№216.012.54d2

Резонатор лазерного гироскопа

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для измерения угловой скорости, выполненным на кольцевых лазерах. Резонатор лазерного гироскопа содержит четырехугольный контур из выполненных в оптическом блоке четырех каналов. Концы смежных каналов выходят в одну...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487317
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.5751

Способ закалки листовых заготовок из алюминиевого сплава д16

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано в точном приборостроении и машиностроении, в частности при термической обработке листовых заготовок из алюминиевого сплава Д16 перед дальнейшим изготовлением из них деталей высокоточных приборов, например рам, корпусов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487961
Дата охранного документа: 20.07.2013
20.10.2013
№216.012.7707

Способ управления летательным аппаратом при заходе на посадку

Изобретение предназначено для применения в области авиационного приборостроения, в частности в пилотажно-навигационном оборудовании летательных аппаратов (ЛА). Технический результат - повышение надежности и безопасности совершения посадки ЛА, увеличение точности формирования заданной траектории...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496131
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.01.2014
№216.012.9558

Блок лазерных гироскопов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к гироскопическим преобразователям угловой скорости, выполненным на кольцевых лазерах. Блок лазерных гироскопов содержит выполненные в основании три лазерных гироскопа, имеющих замкнутые четырехугольные контуры. На каждой из одних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503926
Дата охранного документа: 10.01.2014
27.04.2014
№216.012.bd1b

Акселерометр

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к измерительным преобразователям линейных ускорений. Акселерометр содержит корпус, первую пластину с внешней подвижной частью, внутренней неподвижной частью и соединяющими их упругими перемычками по оси подвеса, дифференциальный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514150
Дата охранного документа: 27.04.2014
27.04.2014
№216.012.bd1c

Компенсационный акселерометр

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к измерительным преобразователям линейного ускорения. Компенсационный акселерометр содержит корпус со стойкой, первую пластину из монокристаллического кремния, вторую пластину с двумя неподвижными электродами дифференциального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514151
Дата охранного документа: 27.04.2014
27.06.2014
№216.012.d736

Комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку

Изобретение относится к комплексной системе управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку. Система включает инерциальную навигационную систему, систему воздушных сигналов, индикатор посадочных сигналов (ИПС), блок комплексной обработки информации (КОИ), спутниковую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520872
Дата охранного документа: 27.06.2014
+ добавить свой РИД