Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в процессах очистки деталей турбомашин, например лопаток, при их ремонтно-восстановительных работах.
Известен способ очистки газотурбинного двигателя (ГТД) от различных видов загрязнений, при котором на поверхности детали двигателя воздействуют струей чистящей жидкости (RU 2331487, В08В 3/02, 2008). Недостатком известного способа является сложность в осуществлении качественной очистки, требующей к тому же длительное время, а также невозможность проведение очистки внутренних полостей деталей.
Также известен способ очистки лопаток ГТД, заключающийся в размещении лопаток в герметичном контейнере и воздействии на них в течение времени, необходимого для очистки, моющей жидкости (ЕР 2407254, В08В 9/00, F01D 25/00, 2012). Недостатком данного способа, принятого за прототип, также является сложность и длительность осуществления качественной очистки.
Задачей предлагаемого изобретения является гарантированное получение качественной очистки как внешних, так и внутренних поверхностей деталей при упрощении процесса очистки и минимизации затрат времени и средств.
Решение указанной задачи достигается тем, что в способе очистки деталей турбомашин от нагара, включающем размещение детали в герметичном контейнере, воздействие на нее химическим реагентом и выдерживание в течение времени, необходимого для очистки, в процессе воздействия химическим реагентом деталь нагревают до температуры не менее чем 0,8 Т°пл, где Т°пл - температура плавления материала детали, при этом очищаемые поверхности детали продувают аргоном, а в качестве химического реагента используют фторборат калия (KBF4).
Изобретение поясняется чертежами, где:
- на фиг.1 показана схема осуществления способа при очистке только внешних поверхностей деталей,
- на фиг.2 показана схема осуществления способа при очистке только внутренних поверхностей деталей,
- на фиг.3 показана схема осуществления способа при одновременной очистке внутренних и внешних поверхностей деталей.
Способ может быть реализован следующим образом.
Подлежащие очистке детали 1 размещаются (например, подвешиваются) в герметичном металлическом контейнере 2, в котором установлена открытая емкость 3 с фторборатом калия (KBF4). Контейнер 2 с соответствующими штуцерами 4 для подвода и 5 для отвода аргона устанавливается, например, в электропечи (условно не показана), где производится нагрев до температуры не менее чем 0,8 Т°пл, где Т°пл - температура плавления материала детали, при этом через контейнер 2 осуществляют продувку аргона. Фторборат калия, испаряясь, воздействует на поверхность деталей 1 и производит их эффективную очистку от нагара. Продукты очистки вместе с аргоном удаляются из контейнера 2.
В случае необходимости очистки только внутренней поверхности детали 1 осуществляют подвод аргона непосредственно к этой поверхности с размещением емкости 3 с фторборатом калия в линии подвода аргона, а удаление продуктов очистки вместе с аргоном производят от данной поверхности (фиг.2).
Если необходимо провести очистку как внутренней, так и внешней поверхностей детали 1, то осуществляют подвод аргона с фторборатом калия как в предыдущем случае - к внутренней поверхности, а затем аргон с фторборатом калия поступает в полость контейнера 2, воздействуя на внешнюю поверхность детали, после чего уже удаляется вместе с продуктами очистки через штуцер 5 (фиг.3).
В зависимости от степени загрязнений (нагара) поверхности детали расход фторбората калия может составлять до 200 г на 1 куб. м объема контейнера 2, а расход аргона составляет 5…10 л/мин.
Применение изобретения позволяет эффективно производить очистку поверхностей деталей от нагара при упрощении процесса очистки и минимизации затрат времени и средств.
Способ очистки деталей турбомашин от нагара, включающий размещение детали в герметичном контейнере, воздействие на нее химическим реагентом и выдерживание в течение времени, необходимого для очистки, отличающийся тем, что в качестве химического реагента используют фторборат калия (KBF), причем реагент и деталь нагревают до температуры не менее, чем 0,8Т°, где Т° - температура плавления материала детали, а воздействие на деталь осуществляют парами реагента, при этом очищаемые поверхности детали продувают аргоном.