×
10.03.2015
216.013.30d4

Результат интеллектуальной деятельности: БЛОК КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ ДЛЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002543968
Дата охранного документа
10.03.2015
Аннотация: Изобретение относится к области вращающихся электрических машин. Блок (30) контактных колец для вращающейся электрической машины, включает в себя несколько контактных колец (18), расположенных концентрично оси машины и в осевом направлении друг за другом. Контактные кольца соединены между собой, образуя проточные отверстия для охлаждения среды, в частности охлаждающего воздуха, и удерживаются на расстоянии друг от друга с помощью расположенных между ними дистанционных средств, которые могут быть выполнены в виде колец, имеющих по периферии дополнительные распорки. Техническим результатом является упрощение и эффективное охлаждение. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области вращающихся электрических машин. Оно касается блока контактных колец для вращающейся электрической машины в соответствии с ограничительной частью пункта 1 формулы изобретения и способа его охлаждения.

Во вращающихся электрических машинах с контактными кольцами, например в асинхронном двигателе трехфазного тока в виде фазного ротора, через вращающиеся с валом контактные кольца посредством соответствующих щеток передаются токи. Пример такой вращающейся электрической машины изображен в виде фрагмента на фиг.1. Машина 10 включает в себя вращающийся вокруг ее оси 17 ротор с центральным телом 11, конец которого переходит в вал 16. На центральном теле 11 установлен пакет железа 12 ротора, в котором размещена роторная обмотка 13 с лобовой частью 13' на конце. Ротор 11, 12, 13 концентрично окружен пакетом железа 15 статора, в котором размещена статорная обмотка 15 с соответствующей лобовой частью 15'. На внешней стороне вала 16 расположены несколько (четыре) контактных колец 14, служащих для передачи тока между ротором и окружающим пространством. Разумеется, в машине, представленной на фиг.1, мощность потерь необходимо отводить посредством специальных охлаждающих устройств (не показаны).

В высоконагружаемых машинах этого рода зону контактных колец в отношении охлаждения следует рассматривать отдельно. Из-за высоких электрической и механической (трение) нагрузок щеток (не показаны) и контактных колец 14 происходит повышение температуры в этой зоне. Поскольку щетки при отклонении от оптимальной рабочей температуры реагируют на это повышенным износом или, начиная с определенной предельной температуры, могут быть полностью разрушены, следует предусмотреть соответствующее охлаждение этих деталей.

В традиционной конструкции зоны контактных колец согласно фиг.2 предусмотрен сплошной вал 16, на котором установлены контактные кольца 14. В этой конструкции охлаждение контактных колец 14 возможно лишь условно. Контактные кольца 14 должны обтекаться извне охлаждающим воздухом или другой охлаждающей средой. Однако это затруднено вследствие вращения контактных колец 14. Охлаждение изнутри, при котором воздух течет изнутри вала 16 радиально наружу, невозможно из-за того, что он закрыт. С другой стороны, снабжение вала 16 соответственно большим числом отверстий представляет проблему из-за снижения механической прочности.

Из ЕР-А 1-0052385 известен блок контактных колец для электрических машин, контактные кольца которого снабжены осевыми отверстиями для охлаждающего газа. Последний поступает, поглощая тепло, радиально снаружи через канавки или пазы в отверстия и отводится по ним посредством всасывающего вентилятора. Однако такая конфигурация охлаждения конструктивно очень сложна.

В DE-A1-3232102 для улучшения охлаждения в зоне блока контактных колец предложено разделить каждое контактное кольцо на несколько отдельных контактных колец, насаженных в горячем состоянии на изолированные от их вала промежуточные усадочные кольца. На них перед контактными кольцами и за ними расположены вентиляторы охлаждающего воздуха. Также это решение требует сложной конструкции и очень точного ведения охлаждающего воздуха.

Задачей изобретения является создание блока контактных колец, который в отношении охлаждения позволил бы избежать недостатков известных блоков контактных колец и отличался бы очень простым и эффективным охлаждением, а также способа охлаждения этого блока.

Эта задача решается посредством совокупности признаков пунктов 1 и 11 формулы изобретения. Существенным для предложенного решения является то, что блок контактных колец выполнен самонесущим. За счет самонесущей конструкции блока контактных колец можно отказаться от несущего вала в этой зоне. Благодаря этому, с одной стороны, контактные кольца хорошо доступны со всех сторон для контактирования с охлаждающей средой. С другой стороны, конструкция блока контактных колец может быть гибкой и с большим уменьшением массы, что дает значительные преимущества в отношении опирания вала машины.

Один вариант предложенного блока контактных колец отличается тем, что контактные кольца соединены между собой с образованием проточных отверстий для охлаждающей среды, в частности охлаждающего воздуха, и удерживаются на расстоянии друг от друга с помощью расположенных между ними дистанционных средств.

В частности, дистанционные средства могут включать в себя дистанционные кольца, имеющие распределенные по периферии дополнительные распорки.

Особенно оптимальное ведение охлаждающей среды возникает тогда, когда дополнительные распорки отстоят в осевом направлении с обеих сторон соответствующего дистанционного кольца и отформованы на нем.

Согласно другому варианту осуществления изобретения, возможно также, чтобы дистанционные средства имели распределенные по периферии распорки.

Блок контактных колец скреплен преимущественно несколькими распределенными по периферии осевыми стяжками, причем стяжки пропущены через контактные кольца и распорки.

Особенно стабильным блок контактных колец является тогда, когда контактные кольца и расположенные между ними распорки сжаты стяжками между двумя действующими в качестве прижимных фланцев концевыми кольцами.

Другой вариант осуществления изобретения отличается тем, что контактные кольца разделены соответственно на несколько отдельных, расположенных концентрично и в осевом направлении друг за другом частичных колец, которые соединены между собой, образуя проточные отверстия для охлаждающей среды, в частности охлаждающего воздуха, и удерживаются на расстоянии друг от друга с помощью расположенных между ними дистанционных средств. За счет этого контактные кольца могут охлаждаться еще эффективнее.

Преимущественно дистанционные средства для частичных колец включают в себя распределенные по периферии распорки.

Другой вариант осуществления изобретения отличается тем, что блок контактных колец охватывает внутреннее пространство и что внутри него от контактных колец к концу блока со стороны машины проходят разрядники. За счет этого можно распространить эффективное охлаждение также на разрядники.

Предложенный способ охлаждения блока контактных колец отличается тем, что охлаждающая среда, в частности охлаждающий воздух, подается в осевом направлении внутрь блока контактных колец и снова выходит радиально наружу между ними или частичными кольцами.

Изобретение более подробно поясняется ниже на примерах его осуществления со ссылкой на чертежи, на которых изображают:

- фиг.1: фрагмент примера вращающейся электрической машины с традиционным блоком контактных колец;

- фиг.2: разрез традиционного блока контактных колец;

- фиг.3: сопоставимый с фиг.2 вид блока контактных колец в соответствии с первым примером осуществления изобретения;

- фиг.4: подробный вид блока контактных колец из фиг.3;

- фиг.5: перспективный вид сбоку блока контактных колец в соответствии со вторым примером осуществления изобретения;

- фиг.6: разрез блока контактных колец из фиг.5.

На фиг.3 и 4 изображен сопоставимый с фиг.2 вид блока контактных колец в соответствии с первым примером осуществления изобретения. В новой конструкции блока 20 контактных колец полностью отсутствует вал в качестве держателя контактных колец 18. Контактные кольца 18 расположены концентрично друг над другом, т.е. в осевом направлении друг за другом, и пространственно отделены друг от друга лежащими между ними дистанционными кольцами 21. Контактные 18 и дистанционные 21 кольца образуют самонесущий блок контактных колец. На дистанционных кольцах 21 равномерно по периферии отформованы отстоящие с обеих сторон каждого из них распорки 22, благодаря которым между дистанционными кольцами 21 и примыкающими контактными кольцами 18 образуются соответственно кольцевые щели, через которые охлаждающая среда может радиально протекать с боков мимо контактных колец 18 и поглощать тепло.

Однако в блоке 20, представленном на фиг.3, 4 отдельные контактные кольца 18 не только отделены друг от друга дистанционными кольцами 21, но и отдельные контактные кольца 18 состоят из нескольких, частичных колец 19, отделенных друг от друга равномерно распределенными по периферии распорками 23. За счет этого охлаждающая среда или охлаждающий воздух может вытекать не только между контактными 18 и дистанционными 21 кольцами, но и протекать «через» сами контактные кольца 18, т.е. через образованные распорками 23 кольцевые щели между частичными кольцами 19. Таким образом, с одной стороны, достигается более равномерное распределение охлаждающего воздуха, а с другой стороны, заметно увеличивается поверхность, через которую отдается тепло.

За счет самонесущего выполнения блока контактных колец можно также удовлетворить требованию охлаждения разрядников, располагаемых на внутренней стороне вала или контактных колец. Это видно на изображенном на фиг.5, 6 примере осуществления изобретения. Блок 30 выполнен также самонесущим из четырех контактных колец 18, которые, в свою очередь, разделены соответственно на три частичных кольца 19. Вместо дистанционных колец 21 на фиг.3 используются распределенные по периферии распорки 24 в виде бобышек, которые образуют необходимые промежутки и проточные отверстия 31 между отдельными контактными кольцами 18. За счет этого в данной зоне достигается большее открытое сечение для охлаждающего воздуха.

Также в этом примере частичные кольца 19 отстоят друг от друга за счет распорок (не показаны), в результате чего образуются проточные отверстия в виде узких кольцевых щелей, через которые может протекать охлаждающий воздух. Самонесущий блок 30 контактных колец скреплен несколькими распределенными по периферии осевыми стяжками 27, которые пропущены через контактные 18 или частичные 19 кольца и распорки 24. Контактные 18 или частичные 19 кольца и расположенные между контактными кольцами 18 распорки 24 сжаты стяжками 27 между двумя действующими в качестве прижимных фланцев концевыми кольцами 25, 26, образуя механически стабильный блок. Проточные отверстия 31 предусмотрены также между внешними контактными 18 и концевыми 25, 26 кольцами, обеспечивая на внешней стороне достаточное охлаждение.

Блок 30 контактных колец охватывает внутреннее пространство 28, в которое для охлаждения аксиально подается охлаждающий воздух, выходящий затем радиально наружу через проточные отверстия 31, 32 (охлаждающая среда 33 на фиг.5). Во внутреннем пространстве 28 могут предпочтительно располагаться электрически соединенные с контактными кольцами разрядники 29. Поскольку весь охлаждающий воздух течет мимо разрядников 29, они охлаждаются.

Разумеется, для электрической изоляции контактных колец 18 распорки 24 или дистанционные кольца 21 должны быть выполнены изолирующими. То же относится к стяжкам 27.

Помимо улучшения возможности охлаждения описанным образом можно также экономить материал за счет того, что больше не требуется вал, несущий контактные кольца 18. Экономия материала приводит к сокращению издержек и способствует разгрузке подшипников машины. Поскольку контактные кольца 18, как правило, расположены не между местами опоры, а снаружи, они представляют собой большую нагрузку для подшипников (качающиеся движения). За счет уменьшения массы в этой зоне можно предпочтительно уменьшить действующие на подшипники усилия.

Перечень ссылочных позиций

10 - вращающаяся электрическая машина, например асинхронная

11 - центральное тело

12 - пакет железа ротора

13 - роторная обмотка

13' - роторная обмотка

14, 18 - контактное кольцо

15 - пакет железа статора

15' - статорная обмотка

16 - вал

17 - ось машины

19 - частичное кольцо

20, 30 - блок контактных колец

21 - дистанционное кольцо

22, 23, 24 - распорка

25 - внутреннее концевое кольцо

26 - внешнее концевое кольцо

27 - стяжка

28 - внутреннее пространство

29 - разрядник

31, 32 - проточное отверстие

22 - охлаждающая среда.


БЛОК КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ ДЛЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
БЛОК КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ ДЛЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
БЛОК КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ ДЛЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
БЛОК КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ ДЛЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
БЛОК КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ ДЛЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
БЛОК КОНТАКТНЫХ КОЛЕЦ ДЛЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 24 items.
10.04.2013
№216.012.34ef

Ротор электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения роторов электрических машин, в частности гидрогенераторов. Предлагаемый ротор (10) электрической машины содержит ярмо (12) с распределенными по внешней периферии осевыми пазами (13), в которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479094
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.01.2014
№216.012.9858

Втулка для гидростатического или гидродинамического подшипника, гидравлическая машина, оборудованная такой втулкой, и способ установки такой втулки на валу

Заявленная втулка предназначена для плотной посадки вокруг вала гидравлической машины с целью образования части гидростатического или гидродинамического подшипника. Она содержит, по меньшей мере, один первый участок, по меньшей мере, один второй участок и средства установки первого и второго...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504699
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.02.2014
№216.012.a6ff

Гидравлическая машина и установка для преобразования энергии, содержащая такую машину

Изобретение касается гидравлической машины. Гидравлическая машина содержит колесо, размещенное на валу, при этом колесо и вал установлены подвижно с возможностью вращения вокруг оси Х. Гидростатический или гидродинамический радиальный подшипник 100 с водяной смазкой образован между, с одной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508466
Дата охранного документа: 27.02.2014
10.03.2014
№216.012.a9f8

Колесо типа френсис для гидравлической машины, гидравлическая машина, содержащая такое колесо, и способ сборки такого колеса

Изобретение относится к колесу типа Френсис для гидравлической машины, к гидравлической машине, содержащей такое колесо, а также к способу сборки такого колеса. Колесо 1 типа Френсис для гидравлической машины имеет в своем составе наружный обод, обладающий симметрией вращения относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509227
Дата охранного документа: 10.03.2014
27.12.2014
№216.013.163b

Установка для преобразования гидравлической энергии и способ её управления

Изобретение относится к установке, предназначенной для преобразования гидравлической энергии в электрическую или механическую энергию. Установка (I) для преобразования гидравлической энергии в электрическую или в механическую энергию имеет в своем составе гидравлическую турбину (1), канал (5)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537115
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.01.2015
№216.013.1ca3

Вращающаяся электрическая машина, в частности асинхронная электрическая машина двойного питания в диапазоне мощности от 20 мв а до 500 мв а и более

Изобретение относится к области электротехники и может быть использавно во вращающейся электрической машине, в частности асинхронной электрической машине двойного питания в диапазоне мощности от 20 МВ·А до 500 МВ·А. Технический результат - обеспечение защиты изоляции от повреждений. Асинхронная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538759
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e6c

Распределительный узел для колеса турбины пельтона и турбина пельтона, содержащая такой распределительный узел

Изобретение относится к распределительному узлу для питания водой колеса турбины Пельтона. Распределительный узел (1) для колеса (R) турбины Пельтона содержит распределительный водовод (20) в форме части тора и несколько сопловых трубопроводов (31-35), распределенных вокруг места размещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539229
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1fc0

Вращающаяся электрическая машина, в частности асинхронная машина двойного питания, предназначенная для работы в диапазоне мощности от 20 мва до 500 мва и выше

Изобретение относится к вращающейся электрической машине, в частности к асинхронной машине двойного питания, предназначенной для работы в диапазоне мощности от 20 МВА до 500 МВА и более. Электрическая машина выполнена с возможностью вращения вокруг оси концентрично окруженного статором ротора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539569
Дата охранного документа: 20.01.2015
10.02.2015
№216.013.257a

Вращающаяся электрическая машина

Изобретение относится к вращающейся электрической машине (10), в частности к гидрогенератору, содержащей ротор (11), который содержит многослойный блок (12) ротора, проходящий в направлении оси (20) машины и имеющий обмотку ротора, образующую переднюю обмотку на каждом торце многослойного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541047
Дата охранного документа: 10.02.2015
27.02.2015
№216.013.2d48

Двигатель-генератор с воздушным охлаждением и способ эксплуатации двигателя-генератора

Изобретение относится к области электрических машин с вращающимися деталями. Двигатель-генератор (10) с воздушным охлаждением содержит ротор (34) с валом (11), который расположен с возможностью вращения вокруг оси (15) машины и на котором расположена обмотка (16) ротора, и статор (35) с пакетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543060
Дата охранного документа: 27.02.2015
Showing 1-10 of 24 items.
10.04.2013
№216.012.34ef

Ротор электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения роторов электрических машин, в частности гидрогенераторов. Предлагаемый ротор (10) электрической машины содержит ярмо (12) с распределенными по внешней периферии осевыми пазами (13), в которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479094
Дата охранного документа: 10.04.2013
20.01.2014
№216.012.9858

Втулка для гидростатического или гидродинамического подшипника, гидравлическая машина, оборудованная такой втулкой, и способ установки такой втулки на валу

Заявленная втулка предназначена для плотной посадки вокруг вала гидравлической машины с целью образования части гидростатического или гидродинамического подшипника. Она содержит, по меньшей мере, один первый участок, по меньшей мере, один второй участок и средства установки первого и второго...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504699
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.02.2014
№216.012.a6ff

Гидравлическая машина и установка для преобразования энергии, содержащая такую машину

Изобретение касается гидравлической машины. Гидравлическая машина содержит колесо, размещенное на валу, при этом колесо и вал установлены подвижно с возможностью вращения вокруг оси Х. Гидростатический или гидродинамический радиальный подшипник 100 с водяной смазкой образован между, с одной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508466
Дата охранного документа: 27.02.2014
10.03.2014
№216.012.a9f8

Колесо типа френсис для гидравлической машины, гидравлическая машина, содержащая такое колесо, и способ сборки такого колеса

Изобретение относится к колесу типа Френсис для гидравлической машины, к гидравлической машине, содержащей такое колесо, а также к способу сборки такого колеса. Колесо 1 типа Френсис для гидравлической машины имеет в своем составе наружный обод, обладающий симметрией вращения относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509227
Дата охранного документа: 10.03.2014
27.12.2014
№216.013.163b

Установка для преобразования гидравлической энергии и способ её управления

Изобретение относится к установке, предназначенной для преобразования гидравлической энергии в электрическую или механическую энергию. Установка (I) для преобразования гидравлической энергии в электрическую или в механическую энергию имеет в своем составе гидравлическую турбину (1), канал (5)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002537115
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.01.2015
№216.013.1ca3

Вращающаяся электрическая машина, в частности асинхронная электрическая машина двойного питания в диапазоне мощности от 20 мв а до 500 мв а и более

Изобретение относится к области электротехники и может быть использавно во вращающейся электрической машине, в частности асинхронной электрической машине двойного питания в диапазоне мощности от 20 МВ·А до 500 МВ·А. Технический результат - обеспечение защиты изоляции от повреждений. Асинхронная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538759
Дата охранного документа: 10.01.2015
20.01.2015
№216.013.1e6c

Распределительный узел для колеса турбины пельтона и турбина пельтона, содержащая такой распределительный узел

Изобретение относится к распределительному узлу для питания водой колеса турбины Пельтона. Распределительный узел (1) для колеса (R) турбины Пельтона содержит распределительный водовод (20) в форме части тора и несколько сопловых трубопроводов (31-35), распределенных вокруг места размещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539229
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1fc0

Вращающаяся электрическая машина, в частности асинхронная машина двойного питания, предназначенная для работы в диапазоне мощности от 20 мва до 500 мва и выше

Изобретение относится к вращающейся электрической машине, в частности к асинхронной машине двойного питания, предназначенной для работы в диапазоне мощности от 20 МВА до 500 МВА и более. Электрическая машина выполнена с возможностью вращения вокруг оси концентрично окруженного статором ротора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539569
Дата охранного документа: 20.01.2015
10.02.2015
№216.013.257a

Вращающаяся электрическая машина

Изобретение относится к вращающейся электрической машине (10), в частности к гидрогенератору, содержащей ротор (11), который содержит многослойный блок (12) ротора, проходящий в направлении оси (20) машины и имеющий обмотку ротора, образующую переднюю обмотку на каждом торце многослойного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541047
Дата охранного документа: 10.02.2015
27.02.2015
№216.013.2d48

Двигатель-генератор с воздушным охлаждением и способ эксплуатации двигателя-генератора

Изобретение относится к области электрических машин с вращающимися деталями. Двигатель-генератор (10) с воздушным охлаждением содержит ротор (34) с валом (11), который расположен с возможностью вращения вокруг оси (15) машины и на котором расположена обмотка (16) ротора, и статор (35) с пакетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543060
Дата охранного документа: 27.02.2015
+ добавить свой РИД