×
27.02.2015
216.013.2c67

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ КОНТРОЛЯ "СЛЕПОЙ ЗОНЫ" БОКОВЫХ ЗЕРКАЛ ДВИЖУЩЕГОСЯ ВПЕРЕДИ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Группа изобретений относится к наблюдательным устройствам транспортных средств, а именно к способу контроля «слепой зоны» боковых зеркал движущегося впереди автомобиля. Согласно первому варианту способ включает определение наличия движущегося впереди по соседней полосе в попутном направлении транспортного средства с помощью видеокамеры, измерение расстояния до транспортного средства с расчетом положения «слепой зоны» его боковых зеркал и положения заднего транспортного средства относительно «слепой зоны», а также определение его типа и размеров, предупреждение об опасном сближении с помощью индикаторов, располагающихся на панели приборов, содействие в процессе управления транспортным средством путем снижения скорости автомобиля в случае, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по соседней полосе, начинает выполнять опасный маневр. Согласно второму варианту система контроля включает видеокамеру, ультразвуковые датчики и микроконтроллер. Ультразвуковые датчики, расположенные на переднем бампере автомобиля, определяют положение «слепой зоны» боковых зеркал движущегося впереди транспортного средства. Микроконтроллер выдает предупреждающие сигналы водителю о попадании транспортного средства в область «слепой зоны» впереди идущего транспортного средства. Достигается повышение безопасности дорожного движения за счет автоматического контроля состояния «слепой зоны» движущегося впереди транспортного средства. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Предлагаемое решение относится к способам улучшения обзора окружающей обстановки и наблюдательным устройствам транспортных средств (ТС), а именно к устройствам для улучшения обзора окружающей обстановки и помощи водителю при совершении маневра, и предназначено для установки и использования на легковых и грузовых автомобилях, а также автобусах.

Известна система зеркал заднего вида в автомобилях и других транспортных средствах (например, патент RU 2286267 C1, 09.11.2004), состоящая из внутрисалонного зеркала заднего вида (обычного, призматического, панорамного) и двух наружных боковых зеркал. Эта общепринятая система имеет ряд недостатков. Основной недостаток заключается в наличии у существующей системы эффекта «слепой зоны» - когда автомобиль, находящийся в соседнем ряду и чуть сзади, не виден ни в салонном, ни в боковом зеркалах заднего вида. Контроль такой «слепой зоны» крайне важен при перестроении ТС в потоке машин.

Для обеспечения безопасности движения, при прочих условиях, водителю необходима постоянная полная информация о быстро меняющейся окружающей обстановке не только позади его автомобиля, но и впереди с обеих сторон от движущейся машины.

Известны системы наружных видеокамер (например, патент RU 2096202 C1 от 26.08.96) или системы, использующие волоконную оптику, переносящую информацию на лобовое стекло, однако эти дорогостоящие и легко повреждаемые системы пока не нашли широкого применения ввиду неработоспособности при загрязнении оптических элементов.

Известны патенты, в которых изображение с наружного бокового зеркала переносится в кабину водителя, приближая изображение бокового пространства к водителю (например, патент RU 2127201 C1, 03.04.95). В этих патентах наружное боковое зеркало превращается в сложное оптическое устройство с применением комбинаций линз и призматических устройств. Существенным недостатком является необходимость устанавливать наружные боковые зеркала под острым углом к продольной оси машины. При таком положении зеркал значительно уменьшается зона бокового обзора.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому устройству является «Система контроля «мертвой зоны» боковых зеркал автомобиля» (Патент RU №96822, B60R 1/02, 20.04.10), состоящая из ультразвуковых датчиков, располагаемых на заднем бампере автомобиля, состояние которых опрашивается вычислительным ядром системы. Недостаток устройства - невозможность контроля состояния «слепой зоны» движущегося впереди ТС.

Задача, решаемая предлагаемым изобретением - информирование водителя о нахождении его ТС в области «слепой зоны» боковых зеркал едущего впереди автомобиля с целью помощи этому водителю при управлении им ТС.

Технический результат заключается в автоматическом контроле состояния «слепой зоны» движущегося впереди ТС и в помощи водителю при перестроениях этого ТС, который достигается за счет того, что водителю выдаются предупреждающие сигналы: если в просматриваемой системой «слепой зоне» обнаруживается ТС, то система оповещает водителя посредством индикаторов.

Поставленная задача решается применением ультразвуковых датчиков, располагаемых на переднем бампере ТС, а также видеокамеры, состояние которых опрашивается вычислительным ядром системы, что позволяет не только автоматически контролировать состояние «слепой зоны» движущегося впереди ТС даже в условиях плохой видимости, но и оказывать активное содействие водителю в процессе управления им ТС.

Поскольку каждая модель автомобиля имеет свои конструктивные особенности, в частности габаритные размеры, и заранее неизвестно, в «слепую зону» какого ТС (легкового автомобиля, грузового автомобиля или автобуса) может попасть автомобиль, то не представляется возможным заранее определить параметры этой «слепой зоны». Таким образом, возникает необходимость контроля не только расстояния до впереди идущего ТС, но и определения габаритных параметров этого ТС.

Использование видеокамер в системах контроля объектов позволяет не только наблюдать за обстановкой вокруг ТС, но и определять тип и размеры обгоняемых ТС. Значительную проблему при использовании видеокамер представляет определение расстояния до ТС. В разработанной системе данный вопрос решается путем применения измерителей расстояния, описанных выше.

Изобретение иллюстрируется следующими фигурами:

на фиг.1 схематично показан принцип работы предлагаемой системы контроля «слепой зоны» впереди идущего ТС;

на фиг.2 представлена структура системы контроля «слепой зоны» впереди идущего ТС;

на фиг.3 приведен упрощенный алгоритм работы системы контроля «слепой зоны».

Структуру системы контроля «слепой зоны» можно представить в виде одного вычислительного модуля - ядра системы, в качестве которого выступает микроконтроллер, и 2-х либо 3-х (в зависимости от варианта исполнения) взаимодействующих с ним рабочих модулей (фиг.2):

- модуль контроля попадания ТС в область «слепой зоны» впереди идущего ТС;

- модуль световой индикации;

- дополнительный модуль управления скоростью ТС.

Само ядро системы контроля «слепой зоны» представляет собой простое схемное решение, в центре которого находится микроконтроллер. Данная схема располагается в небольшом пластиковом корпусе (140×110×35 мм), который может быть расположен, например, под панелью приборов ТС, либо в его подкапотном пространстве.

Модуль контроля ТС в области «слепой зоны» состоит из двух либо четырех (в зависимости от варианта исполнения) ультразвуковых датчиков, располагаемых на переднем бампере, и видеокамеры. Два датчика устанавливаются под углом около 30° к продольной оси ТС, два дополнительных датчика устанавливаются по направлению движения ТС и контролируют перестроение впереди идущего ТС. Информация с датчиков поступает в микроконтроллер. Для изображения, получаемого с видеокамеры, применяется метод распознавания образов. Распознавание в системе основывается на методе перебора, т.е. производится сравнение с базой данных, где для каждого вида объектов представлены всевозможные модификации отображения. Если образ при сравнении с элементами базы данных окажется ТС, система начнет расчет, попадает ли оснащенный предлагаемой системой ТС в данную «слепую зону» движущегося впереди ТС. В случае попадания система предупреждает об опасном сближении с помощью индикаторов, расположенных на панели приборов.

Модуль световой индикации состоит из двух светодиодов, располагаемых на приборной панели ТС. Когда ТС попадает в «слепую зону», сигнал с датчиков поступает в микроконтроллер, который анализирует расстояние до этого ТС и информирует посредством светодиодных индикаторов о попадании его ТС в «слепую зону» ТС, движущегося по соседней полосе и немного впереди. Тем самым водитель узнает, что его ТС попало в «слепую зону» другого ТС. Система не реагирует на припаркованные ТС, дорожные ограждения, столбы и другие неподвижные предметы, что позволяет избежать ложных срабатываний. Сама система активируется на скорости свыше 10 км/ч.

Применение подобной конструкции системы контроля «слепой зоны» позволяет значительно снизить вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия при сравнительно небольшой себестоимости самой системы.


СПОСОБ КОНТРОЛЯ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 22 items.
10.03.2014
№216.012.a9c3

Способ имплантации ионами газов металлов и сплавов

Изобретение относится к области модификации поверхности металлов и сплавов и может быть использовано в машиностроении при производстве деталей, работающих в условиях трения скольжения. В обрабатываемую поверхность поочередно имплантируют ионы азота и ионы инертного газа. Дозу имплантации ионов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509174
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.07.2014
№216.012.e19a

Исполнительное устройство системы стабилизации кузова транспортного средства

Изобретение относится к системам стабилизации кузова транспортного средства (ТС) и используется при движении по дорожным покрытиям с различной неровностью. Устройство системы стабилизации кузова транспортного средства выполнено в виде линейного электромеханического преобразователя (ЛЭМП) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523540
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.08.2014
№216.012.ebb0

Способ предупреждения столкновения транспортного средства с динамическим препятствием

Изобретение относится к системам обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств (ТС). В способе предупреждения столкновения транспортного средства с динамическим препятствием, перемещающимся в передней зоне ТС, при помощи сигналов ультразвуковых датчиков, лазерного дальномера и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526144
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.09.2014
№216.012.f707

Червячная цилиндрическая передача с трехпарным зацеплением

Изобретение относится к станкостроению, транспортному и дорожно-строительному машиностроению и может быть использовано в трансмиссии с червячными передачами. Червячная цилиндрическая передача имеет нестандартные параметры исходного и производящего контура, которые позволяют обеспечивать...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529076
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f80c

Способ ионной имплантации поверхностей деталей из конструкционной стали

Изобретение относится к области ионно-лучевой вакуумной обработки материалов и может быть использовано в машиностроении для повышения эксплуатационных свойств деталей машин и механизмов. Способ включает обработку поверхности деталей из конструкционной стали потоком ионов меди и свинца с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529337
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.10.2014
№216.012.fd3e

Способ производства сплавов с однородным распределением структурных составляющих на основе систем и ограниченной растворимостью в жидком состоянии

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к производству сплавов на основе алюминия с несмешивающимися компонентами. Способ получения контактным плавлением сплавов на основе алюминия с несмешивающимися компонентами включает приведение в контакт с алюминием двух или более...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530676
Дата охранного документа: 10.10.2014
27.12.2014
№216.013.1448

Сплав, аккумулирующий водород

Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе титана, используемых для аккумулирования водорода, и может быть использовано в экологически чистых энергетических устройствах. Сплав содержит, мас. %: титан 46,3-48,8; алюминий 0,14-2,87; кальций 0,06-1,24; магний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536616
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.12.2014
№216.013.144b

Винтовой пресс с цикловым приводом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к прессовому оборудованию. Пресс содержит станину, в направляющих которой перемещается ползун, приводимый в движение четырьмя винтовыми шпинделями. На консолях винтовых шпинделей закреплены шестерни, приводимые во вращение рейкой. Рейка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536619
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.12.2014
№216.013.1494

Способ получения конструкционной алюмооксидной керамики

Изобретение относится к технологии плотно спеченных керамических материалов конструкционного назначения и может быть использовано для изготовления изделий, сочетающих высокие показатели прочности с повышенными термомеханическими свойствами и элементы ударопрочной защиты. Для изготовления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536692
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.12.2014
№216.013.152b

Способ ионной имплантации поверхностей деталей из титанового сплава

Изобретение относится к области ионно-лучевой вакуумной обработки материалов и может быть использовано в машиностроении для повышения эксплуатационных свойств деталей машин и механизмов. Способ включает имплантацию ионов меди и кобальта в поверхность изделий из титановых сплавов, при этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536843
Дата охранного документа: 27.12.2014
Showing 1-10 of 22 items.
10.03.2014
№216.012.a9c3

Способ имплантации ионами газов металлов и сплавов

Изобретение относится к области модификации поверхности металлов и сплавов и может быть использовано в машиностроении при производстве деталей, работающих в условиях трения скольжения. В обрабатываемую поверхность поочередно имплантируют ионы азота и ионы инертного газа. Дозу имплантации ионов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509174
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.07.2014
№216.012.e19a

Исполнительное устройство системы стабилизации кузова транспортного средства

Изобретение относится к системам стабилизации кузова транспортного средства (ТС) и используется при движении по дорожным покрытиям с различной неровностью. Устройство системы стабилизации кузова транспортного средства выполнено в виде линейного электромеханического преобразователя (ЛЭМП) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523540
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.08.2014
№216.012.ebb0

Способ предупреждения столкновения транспортного средства с динамическим препятствием

Изобретение относится к системам обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств (ТС). В способе предупреждения столкновения транспортного средства с динамическим препятствием, перемещающимся в передней зоне ТС, при помощи сигналов ультразвуковых датчиков, лазерного дальномера и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526144
Дата охранного документа: 20.08.2014
27.09.2014
№216.012.f707

Червячная цилиндрическая передача с трехпарным зацеплением

Изобретение относится к станкостроению, транспортному и дорожно-строительному машиностроению и может быть использовано в трансмиссии с червячными передачами. Червячная цилиндрическая передача имеет нестандартные параметры исходного и производящего контура, которые позволяют обеспечивать...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529076
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f80c

Способ ионной имплантации поверхностей деталей из конструкционной стали

Изобретение относится к области ионно-лучевой вакуумной обработки материалов и может быть использовано в машиностроении для повышения эксплуатационных свойств деталей машин и механизмов. Способ включает обработку поверхности деталей из конструкционной стали потоком ионов меди и свинца с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529337
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.10.2014
№216.012.fd3e

Способ производства сплавов с однородным распределением структурных составляющих на основе систем и ограниченной растворимостью в жидком состоянии

Изобретение относится к цветной металлургии, в частности к производству сплавов на основе алюминия с несмешивающимися компонентами. Способ получения контактным плавлением сплавов на основе алюминия с несмешивающимися компонентами включает приведение в контакт с алюминием двух или более...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530676
Дата охранного документа: 10.10.2014
27.12.2014
№216.013.1448

Сплав, аккумулирующий водород

Изобретение относится к области металлургии, в частности к сплавам на основе титана, используемых для аккумулирования водорода, и может быть использовано в экологически чистых энергетических устройствах. Сплав содержит, мас. %: титан 46,3-48,8; алюминий 0,14-2,87; кальций 0,06-1,24; магний...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536616
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.12.2014
№216.013.144b

Винтовой пресс с цикловым приводом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к прессовому оборудованию. Пресс содержит станину, в направляющих которой перемещается ползун, приводимый в движение четырьмя винтовыми шпинделями. На консолях винтовых шпинделей закреплены шестерни, приводимые во вращение рейкой. Рейка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536619
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.12.2014
№216.013.1494

Способ получения конструкционной алюмооксидной керамики

Изобретение относится к технологии плотно спеченных керамических материалов конструкционного назначения и может быть использовано для изготовления изделий, сочетающих высокие показатели прочности с повышенными термомеханическими свойствами и элементы ударопрочной защиты. Для изготовления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536692
Дата охранного документа: 27.12.2014
27.12.2014
№216.013.152b

Способ ионной имплантации поверхностей деталей из титанового сплава

Изобретение относится к области ионно-лучевой вакуумной обработки материалов и может быть использовано в машиностроении для повышения эксплуатационных свойств деталей машин и механизмов. Способ включает имплантацию ионов меди и кобальта в поверхность изделий из титановых сплавов, при этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536843
Дата охранного документа: 27.12.2014
+ добавить свой РИД