×
27.02.2015
216.013.2c65

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДРУЛИВАЮЩИМИ УСТРОЙСТВАМИ ПРИ ШВАРТОВКЕ И ПРОХОЖДЕНИИ УЗКОСТЕЙ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области судостроения и касается средств активного управления судном. Оптимальное управление подруливающими устройствами при швартовке и прохождении узкостей заключается в применении подруливающих устройств. Подруливающие устройства состоят из выпрямителя, фильтра, автономного инвертора напряжения, системы управления, асинхронного двигателя, дальномера и винта. Система управления реализовывается на микроконтроллерной технике и осуществляет расчеты параметров заданных законов управления. В кормовой и носовой частях судна используется два подруливающих устройства, а вместо радаров используются дальномеры. Достигается повышение маневренности и точности позиционирования судна, повышение безопасности прохождения узкостей судном. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

При швартовке и прохождении узкостей необходимы дополнительные средства активного управления судном - подруливающие устройства (ПУ), а также способы их управления.

Изобретение относится к области судостроения и касается средств активного управления судном, а более конкретно ПУ. В способе используют движители (гребные винты), электропривод и систему управления.

Целью предлагаемого изобретения является формирование автоматического регулирования движением судна в режиме швартовки и прохождения узкостей с использованием электропривода, движителей, дальномеров и системы управления, основанной на методе параметрической оптимизации.

Известен способ управления движением судна по заданной траектории (патент RU 2483973 от 10.06.2013), использующий введение подсистемы стабилизации судна в поперечном направлении. Недостатком способа является сложность прокладки маршрута, подбор карт необходимого масштаба при формировании программных параметров.

Известен также способ автоматической проводки судов (патент RU 2277495 от 10.06.2006). Недостатком способа является необходимость измерения множества параметров: ветра и волнения, углы тяги, обороты движителей, обороты подруливающего устройства, глубина под килем, траектория движения центра тяжести, носовой и кормовой оконечностей и пр.

В качестве ближайшего аналога (прототипа) выбран способ швартовки судна (патент RU 2330789 от 10.08.2008), состоящий в управлении движением судна по заданному направлению с выходом на заданную точку режима швартовки с использованием приемника спутниковой навигационной системы, радаров, регулятора оборотов гребного винта, рулевого привода и носового подруливающего устройства.

К недостаткам ближайшего аналога (прототипа) следует отнести низкую точность определения расстояния до препятствия из-за использования радара и низкую управляемость при швартовке из-за использования одного ПУ.

Задачей изобретения является настройка параметров регулятора системы оптимального управления, которые рассчитываются в зависимости от минимального времени переходного процесса при известных показаниях дальномера в условиях влияния внешней среды, определяемых спектральными характеристиками ветроволновых возмущений.

Поставленная задача решается благодаря тому, что в способе швартовки судна, включающем рулевой привод, носовое подруливающее устройство из п.1 формулы изобретения, предусмотрены следующие отличия:

- наличие двух ПУ (в кормовой и носовой частях судна);

- использование локальных измерителей (дальномеров);

- использование метода параметрической оптимизации.

Сущность предложенного способа заключается в следующем.

ПУ установлены в поперечных каналах, расположенных в кормовой и носовой частях судна, и позволяют корректировать процесс швартовки или прохождения узкостей.

Способ оптимального управления подруливающими устройствами при швартовке и прохождении узкостей проиллюстрирован на фиг.1, на которой:

1 - выпрямитель (В1) носовой части судна;

2 - автономный инвертор напряжения (АИН1) носовой части судна;

3 - асинхронный двигатель (АД1) носовой части судна;

4 - система управления (СУ1) носовой части судна;

5 - дальномер (Д1) носовой части судна;

6 - гребной винт носовой части судна;

7 - выпрямитель (В2) кормовой части судна;

8 - автономный инвертор напряжения (АИН2) кормовой части судна;

9 - асинхронный двигатель (АД2) кормовой части судна;

10 - система управления (СУ2) кормовой части судна;

11 - дальномер (Д2) кормовой части судна;

12 - гребной винт кормовой части судна.

На входы блоков 1 и 7 поступает трехфазное переменное напряжение частотой 50 Гц. В этих блоках переменное напряжение преобразуется в пульсирующее однонаправленное напряжение. Затем выпрямленное напряжение с блоков 1 и 7 подается на емкостные фильтры С1 и С2, которые обеспечивают уменьшение амплитуды пульсаций. С выходов фильтров напряжение поступает на вход блоков 2 и 8, каждый из которых выполнен по схеме трехуровневого АИН с фиксированной нулевой точкой с биполярными транзисторами с изолированным затвором в качестве активных ключей. В этих блоках осуществляется преобразование входного пульсирующего однонаправленного напряжения в переменное напряжение заданной частоты и действующего значения. С выхода блоков 2 и 8 преобразованное напряжение поступает на блоки 3 и 9, в которых происходит электромеханическое преобразование энергии. С выхода блоков 3 и 9 механическая энергия посредством жесткой связи передается на гребные винты 6 и 12. Данные о дистанции до препятствия, вырабатываемые в блоках 5 и 11, передаются по коммуникационному каналу на дискретные входы блоков 4 и 10, реализованных на микроконтроллерной технике и осуществляющих регулирование скоростей и моментов АД1 и АД2 (блоков 3 и 9 соответственно), изменяя частоту и действующее значение напряжения на их входе, посредством управления активными ключами в 2 и 8. При этом для реализации регулирования скоростей и моментов 3 и 9 в 4 и 10 применяются векторные алгоритмы управления с элементами оптимального управления по времени. Расчет сигналов управления активными ключами 2 и 8 происходит после синхронизации блоков 4 и 10 по двунаправленному коммуникационному каналу и расчета параметров заданных алгоритмов управления 3 и 9.

Питание АД осуществляется от преобразователя частоты с неуправляемым 24-пульсным В в звене постоянного тока. Использование алгоритмов векторной широтно-импульсной модуляции на выходе трехуровневого АИН позволяет аппроксимировать синусоидальное напряжение заданной частоты и заданного действующего значения. Регулирование скоростей и моментов АД1 и АД2 в СУ1 и СУ2 реализовано на векторных алгоритмах управления с элементами оптимального управления по времени. На основании данных Д1, Д2 и датчиков дрейфа после синхронизации СУ1 и СУ2 рассчитываются оптимальные траектории движения переменных состояния АД1 и АД2. После этого в СУ1 и СУ2 рассчитываются значения коэффициентов обратных связей для реализации параметрической оптимизации в составе системы векторного управления с косвенной ориентацией по потокосцеплению ротора. Предлагаемый способ векторного управления отличается раздельным независимым многоканальным регулированием скорости и потокосцепления. Известный способ векторного управления модифицирован с учетом возможности адаптации настроек регуляторов переменных состояния в зависимости от вариации параметров двигателей и внешней среды.

Технический результат представляет собой повышение маневренности судна в условиях узкостей и швартовки за счет расположения ПУ в кормовой и носовой частях судна и повышение точности позиционирования судна за счет использования оптимального управления с учетом информации, получаемой с датчиков. Внедрение данного способа позволит осуществлять швартовку без помощи буксира и повысить безопасность прохождения судном узкостей.


СПОСОБ ОПТИМАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОДРУЛИВАЮЩИМИ УСТРОЙСТВАМИ ПРИ ШВАРТОВКЕ И ПРОХОЖДЕНИИ УЗКОСТЕЙ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 45 items.
10.08.2013
№216.012.5e2a

Способ измерения магнитного поля надводного или подводного объекта при наладке его системы электромагнитной компенсации

Изобретение относится к области электроизмерительной техники и предназначено для измерений магнитного поля надводного или подводного объекта при наладке его системы электромагнитной компенсации. Сущность изобретения заключается в том, что в процессе маневрирования на стационарном стенде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489727
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.09.2013
№216.012.6754

Скоростной тримаран

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования скоростных многокорпусных судов - тримаранов. Скоростной тримаран включает центральный и два боковых корпуса, жестко связанные между собой соединительными мостами. Кормовые окончания всех корпусов и мостов выполнены в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492099
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.03.2014
№216.012.aa49

Устройство контроля объемного электрического заряда и постоянной времени его релаксации в потоке диэлектрической жидкости

Устройство контроля объемного электрического заряда и постоянной времени его релаксации в потоке диэлектрической жидкости относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля плотности объемного электрического заряда и постоянной времени его релаксации в потоке...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509308
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.03.2014
№216.012.ad19

Способ измерения плотности объемного заряда и постоянной времени его релаксации в потоке диэлектрической жидкости

Способ измерения плотности объемного заряда и постоянной времени его релаксации в потоке диэлектрической жидкости, при котором выделяют электроизолированный участок основного заземленного трубопровода, создают дополнительный резервуар, заполненный перекачиваемой жидкостью, помещают в него...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510028
Дата охранного документа: 20.03.2014
10.04.2014
№216.012.b512

Успокоитель качки скоростного судна

Изобретение относится к области судостроения и касается успокоителей продольной и бортовой качки скоростных судов. Успокоитель качки скоростного судна включает установленное на скуловом закруглении корпуса судна крыльевое устройство, выполненное в виде последовательно расположенных друг за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512078
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.05.2014
№216.012.c7d4

Автоматический регулятор магнитного поля подводного или надводного объекта

Изобретение относится к судовым средствам магнитной защиты подводного или надводного объекта, в частности к автоматическим регуляторам его магнитного поля. Автоматический регулятор магнитного поля подводного или надводного объекта включает блок приема сигналов от датчиков его магнитного поля,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516915
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.07.2014
№216.012.dc67

Судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским судам, предназначенным для транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) при низких температурах, и решает задачу по повышению технико-экономической эффективности судна-газовоза для перевозки СПГ. Судно-газовоз для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522201
Дата охранного документа: 10.07.2014
27.10.2014
№216.013.0334

Барже-буксирный состав - бункеровщик

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к морским судам-бункеровщикам, предназначенным для бункеровки морских судов, а также касается вопросов транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). Предложен барже-буксирный состав - бункеровщик судов, включающий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532218
Дата охранного документа: 27.10.2014
20.11.2014
№216.013.0940

Устройство для снижения радиолокационной заметности объектов

Изобретение относится к области радиотехники, касается вопроса применения полимерных композитов в составе устройства для снижения радиолокационной заметности и решает задачу оптимизации конструкции по радиопоглощающим свойствам. Предлагаемое устройство состоит из трех слоев: два наружных слоя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533769
Дата охранного документа: 20.11.2014
20.02.2015
№216.013.27f1

Способ анализа акустического поля сложного источника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для поиска зон повышенного акустического излучения по длине транспортных средств - на автомобильном или железнодорожном транспорте, а также на судах различного назначения при их диагностическом обследовании. Задачей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541682
Дата охранного документа: 20.02.2015
Showing 1-10 of 41 items.
10.08.2013
№216.012.5e2a

Способ измерения магнитного поля надводного или подводного объекта при наладке его системы электромагнитной компенсации

Изобретение относится к области электроизмерительной техники и предназначено для измерений магнитного поля надводного или подводного объекта при наладке его системы электромагнитной компенсации. Сущность изобретения заключается в том, что в процессе маневрирования на стационарном стенде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489727
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.09.2013
№216.012.6754

Скоростной тримаран

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования скоростных многокорпусных судов - тримаранов. Скоростной тримаран включает центральный и два боковых корпуса, жестко связанные между собой соединительными мостами. Кормовые окончания всех корпусов и мостов выполнены в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492099
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.03.2014
№216.012.aa49

Устройство контроля объемного электрического заряда и постоянной времени его релаксации в потоке диэлектрической жидкости

Устройство контроля объемного электрического заряда и постоянной времени его релаксации в потоке диэлектрической жидкости относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля плотности объемного электрического заряда и постоянной времени его релаксации в потоке...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509308
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.03.2014
№216.012.ad19

Способ измерения плотности объемного заряда и постоянной времени его релаксации в потоке диэлектрической жидкости

Способ измерения плотности объемного заряда и постоянной времени его релаксации в потоке диэлектрической жидкости, при котором выделяют электроизолированный участок основного заземленного трубопровода, создают дополнительный резервуар, заполненный перекачиваемой жидкостью, помещают в него...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510028
Дата охранного документа: 20.03.2014
10.04.2014
№216.012.b512

Успокоитель качки скоростного судна

Изобретение относится к области судостроения и касается успокоителей продольной и бортовой качки скоростных судов. Успокоитель качки скоростного судна включает установленное на скуловом закруглении корпуса судна крыльевое устройство, выполненное в виде последовательно расположенных друг за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512078
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.05.2014
№216.012.c7d4

Автоматический регулятор магнитного поля подводного или надводного объекта

Изобретение относится к судовым средствам магнитной защиты подводного или надводного объекта, в частности к автоматическим регуляторам его магнитного поля. Автоматический регулятор магнитного поля подводного или надводного объекта включает блок приема сигналов от датчиков его магнитного поля,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516915
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.07.2014
№216.012.dc67

Судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским судам, предназначенным для транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) при низких температурах, и решает задачу по повышению технико-экономической эффективности судна-газовоза для перевозки СПГ. Судно-газовоз для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522201
Дата охранного документа: 10.07.2014
27.10.2014
№216.013.0334

Барже-буксирный состав - бункеровщик

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к морским судам-бункеровщикам, предназначенным для бункеровки морских судов, а также касается вопросов транспортировки сжиженного природного газа (СПГ). Предложен барже-буксирный состав - бункеровщик судов, включающий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532218
Дата охранного документа: 27.10.2014
20.11.2014
№216.013.0940

Устройство для снижения радиолокационной заметности объектов

Изобретение относится к области радиотехники, касается вопроса применения полимерных композитов в составе устройства для снижения радиолокационной заметности и решает задачу оптимизации конструкции по радиопоглощающим свойствам. Предлагаемое устройство состоит из трех слоев: два наружных слоя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533769
Дата охранного документа: 20.11.2014
20.02.2015
№216.013.27f1

Способ анализа акустического поля сложного источника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для поиска зон повышенного акустического излучения по длине транспортных средств - на автомобильном или железнодорожном транспорте, а также на судах различного назначения при их диагностическом обследовании. Задачей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541682
Дата охранного документа: 20.02.2015
+ добавить свой РИД