×
27.02.2015
216.013.2c4e

ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к конструкции коробок передач со сдвоенным сцеплением. На входе в коробку передач (КП) расположено сдвоенное сцепление. Часть ведомых дисков этого сцепления установлена на трубчатом валу, на котором закреплена одна ведущая шестерня. Внутри трубчатого вала расположен первичный вал КП, на котором закреплены четыре ведущие шестерни, зацепленные с пятью ведомыми шестернями, свободно установленными на выходном валу. Дополнительная шестерня заднего хода расположена между ведущей и ведомой шестернями заднего хода, две шестерни высших передач выходного вала объединены в блок. Между блоком и средней шестерней расположена первая трехпозиционная муфта. Вторая трехпозиционная муфта расположена между ведомыми шестернями заднего хода и низших передач. Достигается расширение эксплуатационных и компоновочных характеристик транспортного средства. 2 ил.
Основные результаты: Шестиступенчатая несоосная коробка передач, содержащая корпус агрегата, в опорах которого параллельно расположены валы, на которых установлены четыре пары шестерен внешнего зацепления и ряд шестерен заднего хода, дополнительная шестерня заднего хода установлена на оси, расположенной между первичным и выходным валами, на выходном валу ведомые шестерни установлены свободно, две из них объединены в блок, между блоком и средней шестерней расположена первая трехпозиционная муфта выходного вала, вторая трехпозиционная муфта расположена между шестернями низших передач и заднего хода, отличающаяся тем, что на входе первичного вала установлены ведомые диски левого сцепления, между ними и шестерней первичного вала свободно расположен трубчатый вал, на котором установлены ведомые диски правого сцепления и закреплена шестерня, соосно первичному валу в корпусе сдвоенного сцепления расположен входной вал с закрепленным на нем кожухом сдвоенного сцепления с ведущими дисками.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.

Известны агрегаты трансмиссии - коробки передач (КП) со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие шестерни, валы, опоры, устройства переключения передач, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях (Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия./Под ред. А.И. Гришкевича. Мн.: Выш. шк., 1985. - 240 с.).

Эти агрегаты конструктивно сложны, металлоемки.

Наиболее близкой к предлагаемой коробке передач (КП) является КП по патенту №2149767 (бюл. № 15 от 27.05.2000).

Коробка передач содержит корпус агрегата, в котором параллельно расположены валы с четырьмя парами шестерен внешнего зацепления, ряд шестерен заднего хода, на первичном валу расположен трубчатый вал, на котором закреплены четыре шестерни, и одна шестерня установлена свободно, между этой шестерней и шестерней трубчатого вала расположена трехпозиционная муфта первичного вала, на выходном валу все шестерни установлены свободно, две из них объединены в блок и зацеплены с шестернями, расположенными рядом с трехпозиционной муфтой первичного вала, первая трехпозиционная муфта выходного вала расположена между блоком шестерен и средней шестерней, вторая трехпозиционная муфта выходного вала расположена между ведомыми шестернями низших передач и заднего хода.

Описанная КП проще типовых конструкций трансмиссионных агрегатов, приведенных в книге, но имеет недостатки, которые заключаются в ограничении эксплуатационных и компоновочных характеристик транспортного средства при переключении передач с разрывом потока мощности, недостаточном диапазоне КП (отношение передаточных чисел низшей и высшей передач), который ограничен из-за увеличенного диаметра шестерен трубчатого вала.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в расширении эксплуатационных и компоновочных возможностей транспортного средства за счет попарного переключения передач практически без разрыва потока мощности, а также увеличения диапазона КП за счет уменьшения диаметра ведущих шестерен.

Поставленная задача решается за счет достижения технического результата, который заключается в усовершенствовании процесса переключения передач путем установки сдвоенного сцепления, а также за счет увеличения диапазона КП при уменьшении диаметра ведущих шестерен, закрепленных непосредственно на первичный вал.

Сущность предлагаемого устройства заключается в том, что шестиступенчатая несоосная коробка передач, содержащая корпус агрегата, в опорах которого параллельно расположены валы, на которых установлены четыре пары шестерен внешнего зацепления и ряд шестерен заднего хода, дополнительная шестерня заднего хода установлена на оси, расположенной между первичным и выходным валами, на выходном валу ведомые шестерни установлены свободно, две из них объединены в блок, между блоком и средней шестерней расположена первая трехпозиционная муфта выходного вала, вторая трехпозиционная муфта расположена между шестернями низших передач и заднего хода, при этом в отличие от прототипа на входе первичного вала установлены ведомые диски левого сцепления, между ними и шестерней первичного вала свободно расположен трубчатый вал, на котором установлены ведомые диски правого сцепления и закреплена шестерня, соосно первичному валу в корпусе сдвоенного сцепления расположен входной вал с закрепленным на нем кожухом сдвоенного сцепления с ведущими дисками.

Предлагаемое техническое решение позволяет сдвоенным сцеплением попарно переключать передачи (6 и 5, 4 и 3, 2 и 1) практически без разрыва потока мощности, что облегчает процесс управления транспортным средством и повышает его проходимость. Закрепление шестерен непосредственно на первичный вал позволяет увеличить диапазон КП за счет уменьшения диаметра ведущей шестерни первичного вала и роста величины передаточного числа в паре шестерен от первичного вала к выходному валу, что также оптимизирует распределение диапазона по парам шестерен.

На фиг.1 изображена кинематическая схема шестиступенчатой несоосной КП 6R2 (6 передач переднего хода и 2 заднего хода) со сдвоенным сцеплением. В нижней части (под фиг.1) отмечены номера пар шестерен.

На фиг.2 изображена лучевая диаграмма КП 6R2 с таблицами положений сцеплений и муфт переключения на различных передачах. В верхней строке таблицы указаны номера включенных пар шестерен. На горизонтальных шкалах диаграммы в логарифмическом виде представлены величины передаточных чисел пар шестерен и передач. Над верхней горизонталью обозначены номера передач переднего хода (6-1), под нижней горизонталью - передачи заднего хода (2R, 1R). На крайних горизонталях величина передаточных чисел приведена к выходному валу, т.0 на средней горизонтали - к входному валу. Номера пар шестерен указаны на лучах. Наклон луча направо указывает на замедляющий режим работы пары шестерен: чем положе луч, тем больше передаточное число. Наклон луча налево характеризует ускоряющий режим работы пары шестерен. Наклон луча каждой пары шестерен постоянный на любом участке лучевой диаграммы.

Предлагаемое устройство состоит из корпуса КП 1 и корпуса сдвоенного сцепления 2, в их опорах соосно расположены входной 3 и первичный 4 валы, а также параллельно им расположенный выходной вал 5. На первичном валу 4 свободно установлен трубчатый вал 6 с закрепленной на нем шестерней 7. Ведущие шестерни 8-11 жестко закреплены на первичном валу 4. Ведомые шестерни 12-16 свободно установлены на выходном валу 5. Ведущая шестерня заднего хода 11 зацеплена с ведомой шестерней 16 через дополнительную шестерню заднего хода 17, которая установлена на оси 18, расположенной между первичным 4 и выходным 5 валами. Шестерни 12 и 13 объединены в блок 19 и зацеплены с шестернями 7 трубчатого вала 6 и 8 первичного вала 4. Шестерни 9 и 10 первичного вала 4 зацеплены соответственно с шестернями 15 и 16 выходного вала 5. Между шестернями 13 и 14 расположена первая трехпозиционная муфта 20 (А) выходного вала 5. Вторая трехпозиционная муфта 21 (В) выходного вала 5 расположена между шестернями 15 и 16. На входном валу 3 закреплен кожух 22 сдвоенного сцепления, в нем расположены ведущие диски 23 сцеплений. Ведомые диски 24 левого сцепления (Л) установлены на первичном валу 4, а ведомые диски 25 правого сцепления (П) установлены на трубчатом валу 6. Нажимное устройство, прижимающее ведущие и ведомые диски при включении сцеплений, не показано.

Между входным валом 3 и кожухом 22 сдвоенного сцепления возможна установка зубчатой передачи (цилиндрической, конической, гипоидной и т.п.).

КП работает следующим образом. Сдвоенное сцепление срабатывает при каждом переключении, которое происходит практически без разрыва потока мощности. Муфта 20 (A) изменяет свое положение после двух переключений, а муфта 21 (B) - после четырех последовательных переключений высших передач.

Первая передача

Включаем правое сцепление (П), муфта А (20) в нейтральном положении (Н), муфта В (21) в левом (Л) (см. на фиг.2, верхняя таблица над т.1). Включены 1-я, 2-я и 4-я пары шестерен.

Крутящий момент от ведомых дисков 25 правого сцепления (П) передается на трубчатый вал 6, на паре шестерен 7-12, по блоку 19, по паре шестерен 13-8, первичному валу 4, на пару шестерен 10-15 и муфтой В (21) на выходной вал 5.

На лучевой диаграмме (см. фиг.2) эта передача представлена тремя лучами: из т.0 на средней горизонтали крутой луч 1п направо вверх к верхней горизонтали, затем крутой луч 2п направо вниз к средней горизонтали, далее пологий луч 4п направо вверх к т.1.

Вторая передача

Включаем левое сцепление (Л), остальные муфты в прежнем положении. Выключаем из работы 1-ю и 2-ю пары шестерен.

Крутящий момент от ведомых дисков 24 левого сцепления (Л) передается на первичный вал 4, далее, как на первой передаче.

На лучевой диаграмме передача представлена пологим лучом 4п из т.0 на средней горизонтали направо вверх к т.2 верхней горизонтали.

Третья передача

Сцепление, как на первой передаче, муфту А переключаем в правое положение (П), а муфту В - в нейтральное (Н). Включены 1-я, 2-я и 3-я пары шестерен.

Крутящий момент, как на первой передаче, от трубчатого вала 6 передается парой шестерен 7-12, по блоку 19, по паре шестерен 13-8, первичному валу 4, затем на пару шестерен 9-14 и муфтой А (20) на выходной вал 5.

На лучевой диаграмме эта передача представлена тремя лучами: из т.0 на средней горизонтали крутой луч 1п направо вверх к верхней горизонтали, затем крутой луч 2п направо вниз к средней горизонтали, далее крутой луч 3п направо вверх к т.3.

Четвертая передача

Включаем левое сцепление (Л), остальные муфты в прежнем положении. Выключаем из работы 1-ю и 2-ю пары шестерен.

От левого сцепления крутящий момент, как на второй передаче, передается на первичный вал 4, далее, как на третьей передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена лучом 3п из т.0 на средней горизонтали направо вверх к т.4 на верхней горизонтали.

Пятая передача

Включаем правое сцепление (П), муфту А переводим в правое положение (П). Работает 1-я пара шестерен.

Крутящий момент передается от первичного вала 4 парой шестерен 7-12, по блоку 19 и муфтой 20 (А) на выходной вал 5.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствует крутой луч 1п из т.0 на средней горизонтали направо вверх к т.5 на верхней горизонтали.

Шестая передача

Включаем левое сцепление (Л), остальные муфты в прежнем положении. Работает 2-я пара шестерен.

От левого сцепления крутящий момент поступает на первичный вал 4, далее парой шестерен 8-13 и муфтой 20 (А) на выходной вал 5.

На лучевой диаграмме эта передача представлена крутым лучом 2п налево вверх из т.0 на средней горизонтали к т.6 на верхней горизонтали.

Первый задний ход - 1R

Включаем правое сцепление (П), муфту А переключаем в нейтральное положение (Н), муфту В - в правое положение (П). Включены 1-я и 2-я пары шестерен, а также ряд шестерен заднего хода R.

Крутящий момент до первичного вала 4 поступает, как на первой и третьей передачах переднего хода, далее по ряду шестерен заднего хода 11-17-16, муфтой В (21) на выходной вал 5.

На лучевой диаграмме эта передача представлена тремя лучами: из т.0 на средней горизонтали крутой луч 1п направо вверх к верхней горизонтали, затем крутой луч 2п направо вниз к средней горизонтали, далее пологий луч R вниз направо на нижнюю горизонталь к T.1R.

Второй задний ход - 2R

Включаем левое сцепление (Л), муфты остаются в прежнем положении.

Крутящий момент до первичного вала 4 поступает, как на второй, четвертой и шестой передачах переднего хода, далее, как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена лучом R вниз направо на нижнюю горизонталь к T.2R.

Обозначения

1 - корпус КП,

2 - корпус сдвоенного сцепления;

3 - входной вал,

4 - первичный вал,

5 - выходной вал,

6 - трубчатый вал,

7 - шестерня трубчатого вала 6,

8-11 - ведущие шестерни, закрепленные на первичном валу 4;

12-16 - ведомые шестерни, свободно установленные на выходном валу 5,

17 - дополнительная шестерня заднего хода, установленная на оси 18,

18 - ось дополнительной шестерни заднего хода 17,

19 - блок шестерен 12 и 13 выходного вала 5;

20 (А) - первая трехпозиционная муфта выходного вала 5, расположенная между шестернями 13 и 14;

21 (В) - вторая трехпозиционная муфта выходного вала 5, расположенная между шестернями 15 и 16;

22 - кожух сдвоенного сцепления,

23 - ведущие диски сцепления 22,

24 - ведомые диски левого (Л) сцепления 22, установленные на первичном валу 4,

25 - ведомые диски правого (П) сцепления 22, установленные на трубчатом валу 6.

Шестиступенчатая несоосная коробка передач, содержащая корпус агрегата, в опорах которого параллельно расположены валы, на которых установлены четыре пары шестерен внешнего зацепления и ряд шестерен заднего хода, дополнительная шестерня заднего хода установлена на оси, расположенной между первичным и выходным валами, на выходном валу ведомые шестерни установлены свободно, две из них объединены в блок, между блоком и средней шестерней расположена первая трехпозиционная муфта выходного вала, вторая трехпозиционная муфта расположена между шестернями низших передач и заднего хода, отличающаяся тем, что на входе первичного вала установлены ведомые диски левого сцепления, между ними и шестерней первичного вала свободно расположен трубчатый вал, на котором установлены ведомые диски правого сцепления и закреплена шестерня, соосно первичному валу в корпусе сдвоенного сцепления расположен входной вал с закрепленным на нем кожухом сдвоенного сцепления с ведущими дисками.
ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ
ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 112 items.
27.03.2013
№216.012.30db

Моторно-трансмиссионный модуль

Изобретение относится к машиностроению, в частности к моторно-трансмиссионным модулям наземных транспортных машин. В цилиндрах (1) реечно-шестеренного двигателя расположены поршни (2), взаимосвязанные с зубчатыми рейками (3) и (4), зацепленными с полушестерней, длина дуги зубьев которой немного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478045
Дата охранного документа: 27.03.2013
20.04.2013
№216.012.3776

Мобильный станок-качалка

Устройство предназначено для использования в области нефтедобычи для механизированной добычи нефти установками штангового скважинного насоса. В направляющих стойки установлена траверса, к которой крепится колонна штанг. Стойка оснащена двумя талевыми системами с основными противовесами....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479751
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e47

Шестнадцатиступенчатая соосная коробка передач со сдвоенным сцеплением

Изобретение относится к коробкам передач со сдвоенным сцеплением в транспортных средствах. На входе в коробку передач расположено сдвоенное сцепление, часть ведомых дисков этого сцепления установлена на первичном валу, а другая часть - на трубчатом валу. На этих валах закреплены шестерни,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481510
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.05.2013
№216.012.44e7

Полушестеренно-реечная поршневая машина

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ДВС, компрессорах, насосах, в том числе многоцилиндровых. Поршневая машина содержит картер с зафиксированными в нем цилиндрами, поршни соединены двусторонними зубчатыми рейками, каждая зубчатая рейка валами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483216
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.06.2013
№216.012.48f3

Шестеренно-реечная поршневая машина

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, производству компрессоров, насосов. Шестеренно-реечная поршневая машина содержит картер с зафиксированными в нем цилиндрами, поршни соединены двусторонними зубчатыми рейками, каждая зубчатая рейка редуктором взаимосвязана...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484255
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.07.2013
№216.012.54b5

Термомеханический комплекс внутреннего композиционного покрытия трубопровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для нанесения защитного покрытия на внутреннюю поверхность трубопровода. Термомеханический комплекс состоит из последовательно шарнирно соединенных самоходного модуля очистки, модуля диагностики, турбодетандера и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487288
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.578f

Привод штангового глубинного насоса

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано для механизированной добычи нефти установками ШГН (штангового глубинного скважинного насоса). Привод ШГН содержит раму, противовесы, двигатель, в верхней части рамы установлены направляющие опоры вращения синхронизирующего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488023
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.73c8

Шестиступенчатая коробка передач

Изобретение относится к механическим коробкам передач. Шестиступенчатая коробка передач содержит соосные входной и выходной валы и промежуточный вал, установленный параллельно им. На валах установлены четыре пары шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода, причем ведущая шестерня...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495297
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.73c9

Восьмиступенчатая коробка передач

Изобретение относится к механическим коробкам передач. Восьмиступенчатая коробка передач содержит соосные входной и выходной валы, установленный параллельно им промежуточный вал. На валах расположены пять пар шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода. Ведущая шестерня заднего хода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495298
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.73ca

Десятиступенчатая коробка передач

Изобретение относится к механическим коробкам передач транспортных машин. Десятиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами. Входной и выходной валы установлены соосно, а промежуточный вал установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495299
Дата охранного документа: 10.10.2013
Showing 1-10 of 140 items.
27.03.2013
№216.012.30db

Моторно-трансмиссионный модуль

Изобретение относится к машиностроению, в частности к моторно-трансмиссионным модулям наземных транспортных машин. В цилиндрах (1) реечно-шестеренного двигателя расположены поршни (2), взаимосвязанные с зубчатыми рейками (3) и (4), зацепленными с полушестерней, длина дуги зубьев которой немного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478045
Дата охранного документа: 27.03.2013
27.04.2013
№216.012.39d0

Система стабилизации движения быстроходной гусеничной машины

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при синтезе систем управления поворотом быстроходных гусеничных машин с гидромеханической трансмиссией и дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемным приводом. Система стабилизации содержит бортовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480361
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.05.2013
№216.012.448a

Способ изготовления инструментального композиционного материала

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано в машиностроении для производства дешевого инструмента, в частности выглаживателей для деталей из цветных металлов. Для упрощения процесса производства композиционного материала и обеспечения равномерности его свойств,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483123
Дата охранного документа: 27.05.2013
27.05.2013
№216.012.44e7

Полушестеренно-реечная поршневая машина

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ДВС, компрессорах, насосах, в том числе многоцилиндровых. Поршневая машина содержит картер с зафиксированными в нем цилиндрами, поршни соединены двусторонними зубчатыми рейками, каждая зубчатая рейка валами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483216
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.06.2013
№216.012.4884

Способ получения железа из воздушной взвеси частиц содержащей его руды и устройство для осуществления способа

Группа изобретений относится к способу и устройству для получения металлического железа из рудного сырья. Способ включает формирование исходной механической смеси из руды и углерода, восстановление железа с помощью генерируемого в рабочей зоне физического поля и осуществление обработки в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484144
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.48f3

Шестеренно-реечная поршневая машина

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, производству компрессоров, насосов. Шестеренно-реечная поршневая машина содержит картер с зафиксированными в нем цилиндрами, поршни соединены двусторонними зубчатыми рейками, каждая зубчатая рейка редуктором взаимосвязана...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484255
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.06.2013
№216.012.4fd6

Способ подготовки порошка на основе чугунной стружки

Изобретение относится к порошковой металлургии, а именно к получению порошка на основе железа, содержащего небольшое количество углерода. Может использоваться для получения стального порошка на основе переработки отходов металлообрабатывающей промышленности - чугунной стружки. Порошок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486031
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.07.2013
№216.012.54b5

Термомеханический комплекс внутреннего композиционного покрытия трубопровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для нанесения защитного покрытия на внутреннюю поверхность трубопровода. Термомеханический комплекс состоит из последовательно шарнирно соединенных самоходного модуля очистки, модуля диагностики, турбодетандера и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487288
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.578f

Привод штангового глубинного насоса

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано для механизированной добычи нефти установками ШГН (штангового глубинного скважинного насоса). Привод ШГН содержит раму, противовесы, двигатель, в верхней части рамы установлены направляющие опоры вращения синхронизирующего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488023
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.07.2013
№216.012.59f5

Способ получения столбчатых монокристаллов кремния из песка и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области получения монокристаллов кремния. Способ включает предварительную установку в нижней части тигля затравки, обеспечивающей кристаллизацию конечного продукта, загрузку полости тигля сырьевой массой, состоящей из зерен песка, с обеспечением непрерывной подачи в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488650
Дата охранного документа: 27.07.2013
+ добавить свой РИД