Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах в подвесках сидений машиниста электровозов и троллейбусов.
Известен пневматический амортизатор (см. а.с. SU №1006936 по МПК F16F, 9/04 опубл. Бюл. №29 от 07.08.84), содержащий обойму, пуансон, размещенную между ними резинокордную диафрагму и снабженный установленной между пуансоном и обоймой тороидальной резинокордной догружающей оболочкой.
Недостатком известного пневматического амортизатора является сложность конструкции из-за значительного объема догружающей оболочки, затрудняющее оперативное регулирование жесткостной характеристикой амортизатора.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому техническому результату - прототипом является амортизатор (см. полезная модель RU №107304, опубл. 10.08.2011, Бюл.№22), состоящий из обоймы и пуансона, соединенных резинокордной диафрагмой, в пуансон установлены коаксиально обойме и пуансону соленоиды с жестко закрепленным на обойме подвижным сердечником, выполненным из двух магнитных частей, равных длине соленоидов и находящихся на равном расстоянии между соленоидами, и немагнитной вставки, расположенной между магнитными частями подвижного сердечника.
Недостатком известного прототипа является то, что при резком ускорении или торможении транспортного средства обойма может смещаться из-за гибкости резинокордной диафрагмы в горизонтальном направлении, что дает возможность подвижному сердечнику отклоняться и жестко замыкаться на одну из обмоток соленоида, а при наезде на препятствие транспортного средства происходит удар подвижного сердечника о стенку корпуса.
Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанного недостатка, техническим результатом которого будет повышение эффективности гашения колебаний и вибрации подвески сидения без перебоев.
Решение задачи по обеспечению указанного технического результата достигается тем, что амортизатор, состоящий из обоймы и пуансона, соединенных между собой резинокордной диафрагмой, с установленными коаксиально обойме и пуансону соленоидами с подвижным сердечником, жестко закрепленным на обойме и выполненным из двух магнитных частей, находящихся на равном расстоянии между соленоидами, и немагнитной вставки, расположенной между магнитными частями сердечника, отличается тем, что на пуансоне и корпусе, в котором установлены соленоиды, жестко закреплены по два ряда сепараторов с находящимися внутри их с возможностью вращения и соприкосновения с поверхностью подвижного сердечника шариками. На верхнюю и нижнюю стенку корпуса установлены стопы с конусообразной выемкой, а окончания двух магнитных частей имеют соответствующую стопам коническую поверхность.
При движении в сложных дорожных условиях транспортного средства жестко установленные на пуансоне и корпусе сепараторы с шариками не позволят отклоняться подвижному сердечнику, и он будет двигаться вверх и вниз строго вертикально, а стопы с конусообразной выемкой за счет конических поверхностей магнитных частей компенсировать удар при движении подвижного сердечника.
Сущность изобретения поясняется чертежом, где показан общий вид амортизатора в разрезе.
Амортизатор состоит из обоймы 1 (чертеж), пуансона 2, соединенных резинокордной диафрагмой 3, соленоидов 4 и 5, установленных в корпусе 6, и жестко закрепленного на обойме 1 подвижного сердечника 7, выполненного из двух магнитных частей 8, равных длине соленоида, и немагнитной вставки 9 подвижного сердечника 7 и двух пар сепараторов 10 с шариками 11, установленных одна в пуансоне 2, а вторая на корпусе 6, верхняя и нижняя стенка корпуса 6 содержат с конусообразной выемкой стопы 12, а магнитные части 8 имеют соответствующую коническую поверхность 13.
Амортизатор работает следующим образом.
В нейтральном, спокойном положении амортизатор имеет вид, изображенный на чертеже.
При движении транспортного средства, когда происходит изменение его скорости в зависимости от неровности покрытия дорожного полотна: уклонов, грузовой нагрузки, происходят вертикальные и горизонтальные смещения обоймы 1 относительно пуансона 2, закрепленного на полу кабины транспортного средства. Подвижный сердечник 7, жестко закрепленный к обойме 1, перемещается относительно соленоидов 4, 5 в зависимости от хода смещения. При этом действие силы притяжения одного из соленоидов на подвижный сердечник 7 увеличивается, а противоположного уменьшается. Суммарная сила двух соленоидов 4 и 5 направлена в сторону смещения и вычитается из восстанавливающей силы резинокордной диафрагмы 3.
Подвижный сердечник 7 выполнен в виде двух магнитных частей 8, соединенных между собой немагнитной вставкой 9. Такая конструкция позволяет локализовать воздействие соленоидов 4 и 5 на соответствующие им магнитные части 8 подвижного сердечника 7, т.к. в противном случае часть энергии соленоидов 4 и 5 затрачивалась бы на взаимное перемагничивание ближайших участков подвижного сердечника 7, что привело бы к частичному снижению тяговой силы. Длина магнитных частей сердечника 8 подвижного сердечника 7 выбрана равной длине соленоидов 4 и 5 с целью получения необходимой силовой характеристики соленоида. Суммарная тяговая характеристика двух соленоидов 4 и 5 в исходном положении равна нулю, а при выводе системы из состояния равновесия противоположна по знаку и максимально отражает нагрузочную характеристику резинокордной диафрагмы 3.
При изменении условий движения транспортного средства обойма 1 вместе с резинокордной диафрагмой 3 смещается в горизонтальном положении от ускорения или торможения, но два сепаратора 10 с шариками 11, установленными один в пуансоне 2, а другой на корпусе 6, не позволяют отклоняться подвижному сердечнику 7.
Движение подвижного сердечника 7 от резких ударов ограничивают стопы 12 с конусообразной выемкой. Магнитные части 8 подвижного сердечника 7 имеют соответствующую стопам 12 коническую поверхность 13.
Использование предлагаемого изобретения позволит обеспечить эффективную виброзащиту сидения машиниста во время движения транспортного средства.