×
27.11.2014
216.013.09e6

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ С ОБРАТНОЙ ТЯГОВОЙ СЕТЬЮ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и может быть использовано для работы автоматической локомотивной сигнализации. Устройство содержит встречно соединенные локомотивные приемные катушки и локомотивные дешифрирующие устройства автоматической локомотивной сигнализации, два сумматора на аналоговых операционных усилителях, неинвертирующий вход первого из которых соединен с локомотивными катушками, а его инвертирующий вход через первый фазовращатель соединен с программируемым фильтром нижних частот, и выход этого сумматора соединен с неинвертирующим входом второго сумматора. Инвертирующий вход второго сумматора соединен через второй фазовращатель с программируемым режекторным фильтром. Автоматическое управляющее устройство воздействует на программируемый режекторный фильтр и программируемый фильтр нижних частот, выполняя роль детектора частоты полезного сигнала. Выход второго сумматора подключен к приемным устройствам автоматической локомотивной сигнализации. Технический результат заключается в повышении безопасности и бесперебойности движения поездов, 1 ил.
Основные результаты: Устройство повышения электромагнитной совместимости автоматической локомотивной сигнализации с обратной тяговой сетью, содержащее встречно соединенные локомотивные приемные катушки и локомотивные дешифрирующие устройства автоматической локомотивной сигнализации, отличающееся тем, что, с целью повышения помехозащищенности и помехоустойчивости приемных устройств автоматической локомотивной сигнализации при воздействии мощных помех от тяговых токов, возникающих на локомотивных приемных катушках при движении тяжеловесных поездов и подавления помех от неравномерного магнитного поля рельсов по их длине, снабжено двумя сумматорами на аналоговых операционных усилителях, неинвертирующий вход первого из которых соединен с локомотивными катушками, а инвертирующий вход которого через первый фазовращатель соединен с программируемым фильтром нижних частот, и выход этого сумматора соединен с неинвертирующим входом второго сумматора, инвертирующий вход которого соединен через второй фазовращатель с программируемым режекторным фильтром, на тактовый вход которого, а также и на тактовый вход программируемого фильтра нижних частот воздействует автоматическое управляющее устройство, выполняющее роль детектора частоты полезного сигнала (тока кодирования), а выход второго сумматора подключен к приемным устройствам автоматической локомотивной сигнализации.

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики и обеспечивает повышение электромагнитной совместимости локомотивных приемников автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия (АЛСН) или комплекса локомотивных устройств безопасности (КЛУБ) с обратной тяговой сетью.

Проблема повышения помехозащищенности и помехоустойчивости приемных устройств АЛСН и КЛУБ обострилась в связи с ростом веса и интенсивности движения поездов, особенно при движении тяжеловесных поездов на горных электрифицированных участках и в районах тяговых подстанций. Проведенные измерения показали, что на выходе локомотивных приемных катушек часто возникают мощные помехи, с которыми локомотивные фильтры не справляются [4].

В результате на входе локомотивных дешифрирующих устройств появляются помехи выше допускаемого уровня, что приводит к появлению сбоев в работе локомотивной аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации, ухудшающих безопасность движения поездов. Количество таких сбоев на сети железных дорог измеряется сотнями тысяч.

Известно устройство для приема сигналов автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия, содержащее встречно соединенные локомотивные приемные катушки, устанавливаемые под днищем локомотива перед первой колесной парой и подключенные к локомотивной аппаратуре, состоящей из фильтра, усилителя с автоматической регулировкой усиления и блока дешифратора с элементами контроля и управления [1].

Встречное включение локомотивных катушек призвано исключить отрицательное действие помех от обратных тяговых токов и неравномерной намагниченности рельсов по их длине на устойчивость работы локомотивной аппаратуры. Однако это происходит только тогда, когда величины тяговых токов, протекающих в рельсовых нитях, или динамика изменения напряженности магнитного поля обоих рельсов под приемными локомотивными катушками одинаковы.

Известно также приемное устройство для сигналов автоматической локомотивной сигнализации [2], которое решает задачу повышения помехоустойчивости работы автоматической локомотивной сигнализации с частотой полезного сигнала 25 Гц, эксплуатируемой на участках с электротягой переменного тока.

В условиях эксплуатации обратные тяговые токи включают в себя широкий спектр гармонических составляющих и обычно неодинаковы, поэтому наводимые этими токами ЭДС в локомотивных катушках также различаются. Разность этих ЭДС в виде помехи поступает на вход локомотивной аппаратуры. Так как величина разности тяговых токов в рельсах может на порядок и более превышать величину тока кодирования автоматической локомотивной сигнализации, то уровень сигнала помехи на входе дешифрирующей локомотивной аппаратуры может намного превышать уровень полезного сигнала.

Кроме этого, на участках с электротягой переменного тока большое негативное влияние на устойчивость работы устройств автоматической локомотивной сигнализации оказывает неравномерная намагниченность рельсов по их длине. Причем это относится как к рельсам, уложенным в путь, так и к рельсам, подготовленным для замены или еще не убранным после замены, уложенным в колее или по краям шпал [4].

Известен локомотивный приемник автоматической локомотивной сигнализации для участков с электротягой переменного тока [3], повышающий помехоустойчивость приемного устройства автоматической локомотивной сигнализации при воздействии мощных помех от переменного тягового тока и от магнитного поля неравномерно намагниченных рельсов. Однако этот локомотивный приемник сигналов автоматической локомотивной сигнализации конструктивно сложнее и применим только на участках железных дорог с электротягой переменного тока с частотой полезного сигнала автоматической локомотивной сигнализации 25 или 75 Гц.

Целью изобретения является повышение помехозащищенности и помехоустойчивости приемных устройств автоматической локомотивной сигнализации при воздействии мощных помех от постоянного или переменного обратного тягового тока и от магнитного поля неравномерно намагниченных по длине рельсов.

Это достигается тем, что устройство снабжено программируемыми фильтром нижних частот и режекторным фильтром, двумя фазовращателями, двумя сумматорами на аналоговых операционных усилителях и автоматическим управляющим устройством, выполняющим роль детектора частоты полезного сигнала (тока кодирования) fс, подключенное входом к локомотивным приемным катушкам, а выходом - к локомотивным дешифрирующим устройствам автоматической локомотивной сигнализации.

Неинвертирующий вход первого сумматора, вход программируемого фильтра нижних частот и вход автоматического управляющего устройства соединены с локомотивными катушками. Инвертирующий вход первого сумматора через первый фазовращатель соединен с выходом программируемого фильтра нижних частот. К выходу первого сумматора подключены неинвертирующий вход второго сумматора и вход программируемого режекторного фильтра, выход которого соединен через второй фазовращатель с инвертирующим входом второго сумматора. Выходы автоматического управляющего устройства соединены с тактовыми входами программируемых фильтров.

На вход устройства поступает смесь сигналов полезной частоты и гармонических помех, наводимых в приемных локомотивных катушках. Далее этот сигнал делится на три части, одна часть поступает на программируемый фильтр нижних частот, вторая подается на первый сумматор, а третья - на вход автоматического управляющего устройства. Задача программируемого фильтра нижних частот состоит в том, чтобы на инвертирующий вход первого сумматора пропускать только низкочастотные гармонические помехи, например, создаваемые отрицательным влиянием неравномерного магнитного поля рельсов. Таким образом, на выходе первого сумматора будет сигнал с ограниченной полосой частотного спектра в диапазоне примерно (fс-2)÷1500 Гц.

Сигнал с выхода первого сумматора снова делится пополам и подается на вход программируемого режекторного фильтра, настроенного на частоту полезного сигнала, и на неинвертирующий вход второго сумматора. Таким образом, на инвертирующий вход этого сумматора будет поступать только сигнал помех. Благодаря такой структуре будет получен эффект активного шумоподавления.

На чертеже представлена структурная схема устройства.

Устройство содержит встречно соединенные локомотивные приемные катушки 1 автоматической локомотивной сигнализации, сигнал с которых подается на неинвертирующий вход первого сумматора 2, на вход программируемого фильтра нижних частот 3 и на вход автоматического управляющего устройства 5. Автоматическое управляющее устройство 5 воздействует на тактовые входы фильтра нижних частот 3 и режекторного фильтра 7, в результате чего изменяются амплитудно-частотные характеристики и частоты срезов этих фильтров. Выход фильтра нижних частот 3 соединен через первый фазовращатель с инвертирующим входом первого сумматора 2, к выходу которого подключен неинвертирующий вход второго сумматора 6, на инвертирующий вход которого поступает сигнал через второй фазовращатель 8 с выхода программируемого режекторного фильтра 7, соединенного входом с выходом первого сумматора 2.

Устройство повышения электромагнитной совместимости автоматической локомотивной сигнализации с обратной тяговой сетью работает следующим образом.

Перед пуском в работу устройства первый фазовращатель 4 настраивается так, чтобы компенсировать изменение фазы и амплитуды, вносимой фильтром нижних частот 3 в сигнал помехи, в том числе, и от влияния неравномерного магнитного поля рельсов по их длине. Второй фазовращатель 8 настраивается так, чтобы компенсировать изменения фазы и амплитуды, вносимые режекторным фильтром 7 в сигнал помехи от тягового тока, выдаваемый с выхода первого сумматора 2.

После включения в работу устройства наведенная в приемных катушках 1 ЭДС, включающая в себя полезный сигнал и сигнал помехи, поступает на неинвертирующий вход первого сумматора 2, на вход фильтра нижних частот 3 и вход автоматического управляющего устройства 5. Детектор полезной частоты определяет частоту полезного сигнала (тока кодирования) и выдает управляющие воздействия u1(t) и u2(t) на тактовые входы программируемых фильтров нижних частот 3 и режекторного фильтра 7 соответственно. В результате чего изменяются их амплитудно-частотные характеристики и частоты среза. Фильтр нижних частот 3 пропускает только гармонические помехи с частотой, ниже частоты полезного сигнала, в том числе и создаваемые отрицательным влиянием неравномерного магнитного поля рельсов. Сигнал с его выхода корректируется по фазе первым фазовращателем и попадает на инвертирующий вход первого сумматора 2. После суммирования на выходе сумматора будет сигнал с ограниченной полосой частотного спектра (fc-2)÷1500 Гц.

Затем этот сигнал делится пополам и подается на вход программируемого режекторного фильтра 7, настроенного на частоту полезного сигнала, и на неинвертирующий вход второго сумматора 6. Сигнал с выхода режекторного фильтра 7 с диапазоном от 1÷(fc÷2) до (fc+2)÷1500 Гц корректируется по фазе вторым фазовращателем 8 и подается на инвертирующий вход второго сумматора 6. После суммирования на выходе второго сумматора будет только полезный сигнал.

Таким образом, применение устройства повышения электромагнитной совместимости автоматической локомотивной сигнализации с обратной тяговой сетью обеспечивает активное подавление мощных помех от тяговых токов, возникающих на выходе локомотивных приемных катушек при движении тяжеловесных поездов, особенно на горных участках и в зонах тяговых подстанций, а также обеспечивает подавление помех от неравномерности магнитного поля рельсов. Этим обеспечивается снижение интенсивности сбоев в работе автоматической локомотивной сигнализации и в результате достигается повышение безопасности и бесперебойности движения поездов.

Литература

1. Автоматическая локомотивная сигнализация и авторегулировка. // A.M. Брылеев, О. Поупе, B.C. Дмитриев и др. -М.: Транспорт, 1981, 320 с.

2. Полезная модель №59010 Ul, B61L25/06. Приемное устройство для автоматической локомотивной сигнализации. // Шаманов В.П., Пультяков А.В., Трофимов Ю.А.

3. Полезная модель №94944 U1, B61L 25/06. Локомотивный приемник сигналов автоматической локомотивной сигнализации для участков с электротягой переменного тока. // Шаманов В.И.

4. Шаманов В.И., Пультяков А.В., Трофимов Ю.А. Влияние условий эксплуатации на устойчивость работы АЛСН. // Железнодорожный транспорт. - 2009. - №5. - С.46-50.

Устройство повышения электромагнитной совместимости автоматической локомотивной сигнализации с обратной тяговой сетью, содержащее встречно соединенные локомотивные приемные катушки и локомотивные дешифрирующие устройства автоматической локомотивной сигнализации, отличающееся тем, что, с целью повышения помехозащищенности и помехоустойчивости приемных устройств автоматической локомотивной сигнализации при воздействии мощных помех от тяговых токов, возникающих на локомотивных приемных катушках при движении тяжеловесных поездов и подавления помех от неравномерного магнитного поля рельсов по их длине, снабжено двумя сумматорами на аналоговых операционных усилителях, неинвертирующий вход первого из которых соединен с локомотивными катушками, а инвертирующий вход которого через первый фазовращатель соединен с программируемым фильтром нижних частот, и выход этого сумматора соединен с неинвертирующим входом второго сумматора, инвертирующий вход которого соединен через второй фазовращатель с программируемым режекторным фильтром, на тактовый вход которого, а также и на тактовый вход программируемого фильтра нижних частот воздействует автоматическое управляющее устройство, выполняющее роль детектора частоты полезного сигнала (тока кодирования), а выход второго сумматора подключен к приемным устройствам автоматической локомотивной сигнализации.
УСТРОЙСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ С ОБРАТНОЙ ТЯГОВОЙ СЕТЬЮ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 41 items.
27.09.2013
№216.012.6eab

Устройство ослабления магнитного поля тягового электрического привода с повышенными энергетическими показателями

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговым электрическим приводом. Устройство ослабления магнитного поля тягового электрического привода состоит из якорной обмотки, обмотки возбуждения тягового двигателя, резистора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493982
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.11.2013
№216.012.7ec6

Маховик с регулируемым моментом инерции

Изобретение относится к машиностроению. Маховик содержит массивный обод, являющийся связующим звеном для полумуфт, размещенных на валах электродвигателя и начального звена механизма. Массивные ползуны выполнены с возможностью перемещения в радиальных пазах обода и образуют с ним поступательные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498127
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.11.2013
№216.012.8031

Многозонный выпрямительно-инверторный преобразователь и способ управления преобразователем

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электроподвижном составе, получающем питание от однофазной сети переменного тока. Техническим результатом является увеличение коэффициента мощности. Многозонный выпрямительно-инверторный преобразователь переменного тока...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498490
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.02.2014
№216.012.9f46

Клапан

Изобретение относится к области арматуростроения и предназначено для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе. Клапан содержит золотник, тонкостенное седло, выполненное на упругой диафрагме, и упор, ограничивающий ход золотника. В клапане предусмотрен, по крайней мере, один упругий упор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506482
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.03.2014
№216.012.abb3

Способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне "колесо-рельс" железнодорожного подвижного транспортного средства

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Способ повышения уровня экологической безопасности процесса лубрикации в зоне «колесо - рельс» железнодорожной транспортной системы, использующего ферромагнитную жидкость в качестве компонента смазочной композиции или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509670
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.03.2014
№216.012.ac5a

Устройство для вырезки балласта

Изобретение относится к средствам механизации, использующимся при текущем содержании железнодорожного пути. В предлагаемом устройстве вырезка балласта из межшпального пространства и торца шпал осуществляется рабочим органом. Рабочий орган выполнен в виде рамы с отверстиями в вертикальной и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509837
Дата охранного документа: 20.03.2014
10.04.2014
№216.012.b7fe

Колесная пара вагона с фрикционно-упругой связью между колесами

Изобретение предназначено для применения на железнодорожном транспорте и относится к ходовым частям вагона. Колесная пара состоит из оси дифференциального исполнения, подшипникового узла, две вложенных одна в другую полуоси. Во внутреннем подшипниковом узле применяют связующий стакан, который...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512829
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.05.2014
№216.012.c16e

Спектрально-осциллирующий способ пропитки изоляции лобовых частей обмоток вращающихся электрических машин и устройство для его реализации

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности, к технологии электрических машин, например обмоток вращающихся электрических машин тягового подвижного состава. Способ пропитки изоляции лобовых частей обмоток вращающихся электрических машин состоит из трех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515267
Дата охранного документа: 10.05.2014
10.05.2014
№216.012.c1cb

Способ контроля состояния контактных соединений электрических цепей

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано при создании систем контроля технологических процессов, связанных с эксплуатацией контактных соединений электрических цепей в промышленности и на транспорте. Способ заключается в том, что на обесточенное контактное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515360
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.05.2014
№216.012.c698

Призматический образец для оценки прочности материала

Изобретение относится к испытательной технике. Призматический образец имеет форму призмы, продольную и поперечную плоскости симметрии, два боковых выступа, расположенных продольно, по концам призмы - опорные поверхности, а в центральной ее части - поверхность нагружения поперечной испытательной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516599
Дата охранного документа: 20.05.2014
Showing 1-10 of 60 items.
20.02.2013
№216.012.2838

Управляющий автомат

Изобретение относится к к вычислительной технике и дискретной автоматике и может быть использовано при построении аппаратных средств обработки информации в быстродействующих системах реального времени. Технический результат - снижение сложности конструкции автомата Мили за счет уменьшения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475816
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.284e

Устройство криптографической защиты информации

Изобретение относится к вычислительной технике, дискретной автоматике и системам связи. Техническим результатом является повышение уровня криптозащиты при сохранении быстродействия аппаратурной реализации устройств. Для достижения указанного технического результата предлагается устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475838
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.03.2013
№216.012.2ea6

Способ микрофотометрических исследований годичных колец древесины

Способ включает регистрацию отраженного света, характеризующего выявление и измерение морфологической неоднородности древесины. Исследования осуществляют с помощью оптического эндоскопа путем его перемещения по отверстию, просверленному по центру ствола дерева в радиальном направлении с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477473
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.03.2013
№216.012.30ca

Способ наплавки коррозионно-эрозионного порошка присадочного материала на стальную поверхность детали

Изобретение относится к способам защиты стальных поверхностей деталей от эрозии, в том числе кавитационной, путем наплавки коррозионно-эрозионного порошка. Предварительно просеивают и прокаливают коррозионно-эрозионностойкий самофлюсующийся присадочный порошковый материал. Создают на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478028
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.07.2013
№216.012.5459

Способ получения водорода для топливных элементов

Изобретение относится к области получения технического водорода для топливных элементов. Целью изобретения является получение водорода, при котором металлические стружки погружают в емкость с раствором электролита, при этом для увеличения объема выделенного водорода через стружки пропускают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487196
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.08.2013
№216.012.5c72

Система обеспечения микроклимата в кабине управления локомотива

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к системам отопления и вентиляции железнодорожного транспорта. Система обеспечения микроклимата в кабине управления локомотива содержит кондиционер, подключенный через силовые контакты трехполюсного контактора к источнику...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489287
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.08.2013
№216.012.5fe1

Устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Нижняя панель устройства защиты выполнена с относительной длиной нижней панели и боковыми кромками с относительной высотой , с относительной шириной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490177
Дата охранного документа: 20.08.2013
27.08.2013
№216.012.63e3

Устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство защиты содержит нижнюю панель, выполненную с относительной длиной нижней панели , с относительной шириной нижней панели и имеет в кормовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491208
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.08.2013
№216.012.63e4

Устройство защиты двигателя от попадания посторонних предметов

Изобретение относится к области авиации, в частности к средствам защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов. Устройство защиты содержит нижнюю панель, выполненную с относительной длиной нижней панели , с относительной шириной нижней панели и способную к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491209
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.09.2013
№216.012.6eab

Устройство ослабления магнитного поля тягового электрического привода с повышенными энергетическими показателями

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговым электрическим приводом. Устройство ослабления магнитного поля тягового электрического привода состоит из якорной обмотки, обмотки возбуждения тягового двигателя, резистора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493982
Дата охранного документа: 27.09.2013
+ добавить свой РИД