×
10.08.2014
216.012.e784

СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ФЛАТТЕРА ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА В СОСТАВЕ ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002525061
Дата охранного документа
10.08.2014
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к энергомашиностроению и представляет собой способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины на заданном рабочем режиме. Изобретение основано на том, что увеличение длины лопатки при флаттере вследствие высоких амплитуд колебаний приводит не только к уменьшению радиального зазора, но и к касанию лопаток о внутреннюю поверхность корпуса турбомашины. Нанесение истираемого покрытия на внутренний корпус турбомашины и контроль характерных особенностей его износа позволит диагностировать наличие или отсутствие флаттера лопаток на данном режиме, а также определить диаметральную форму колебаний, по которой реализовался флаттер. Технический результат заключается в повышении надежности и снижении трудоемкости процесса диагностики флаттера рабочих лопаток турбомашин.1з.п.ф-лы, 2ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение предназначено для использования в энергомашиностроении и может найти широкое применение при создании систем диагностики осевых турбомашин в авиации и энергомашиностроении.

Известно, что флаттер (автоколебания) лопаток является одним из самых опасных видов колебаний лопаток, который возникает с большим уровнем вибрационных напряжений в лопатках и часто приводит к поломкам лопаток. Для повышения надежности работы и предупреждения разрушения турбомашины, а также для выработки эффективных защитных мероприятий весьма важно своевременное диагностирование флаттера лопаток.

Известен способ диагностики колебаний лопаток рабочего колеса осевой турбомашины, основанный на дискретно-фазовом методе, позволяющий определять деформационное состояние каждой лопатки рабочего колеса турбомашины [Заблоцкий И.Б., Коростелев Ю.А., Шипов Р.А. Бесконтактные измерения колебаний лопаток турбомашин. М.: Машиностроение, 1977, стр.23-27]. Сущность способа заключается в измерении временных интервалов между импульсами корневого и периферийного датчиков, их сопоставлении с геометрическим положением конкретной лопатки в колесе в определенные моменты времени и соответствующей интерпретации полученных значений.

Недостатками данного способа являются его трудоемкость и невозможность определения номеров диаметральных форм колебаний, по которым реализуется флаттер лопаток.

Известен также способ, основанный на измерении декрементов колебаний лопаток в процессе приближения режима работы турбомашины к границе автоколебаний [Сачин В.М., Шатохин А.Г. Исследование декрементов связанных аэроупругих колебаний рабочего колеса компрессора. Труды ЦИАМ №1064, 1983, с.187-202]. Данный способ характеризуется недостаточной эффективностью и надежностью, так как декременты колебаний лопаток в данном случае определяются в предположении стационарности процесса, хотя в действительности при подходе к границе автоколебаний процесс заведомо нестационарный.

Наиболее близким из известных по технической сущности и достигаемым результатам является способ диагностики флаттера [Хориков А.А. Исследование колебаний лопаток компрессоров датчиками измерения радиального зазора. Авиационно-космическая техника и технология №8 (55), Харьков, 2008, с.77-81], основанный на использовании датчика измерения величины радиального зазора и определении диагностической частоты флаттера рабочих лопаток в спектре пульсаций потока при дросселировании турбомашины. Момент возникновения флаттера фиксируют по наличию в спектре сигнала с датчика радиального зазора гармонического сигнала хотя бы на одной из диагностических частот, равных сумме частоты собственных колебаний и частоты вращения колеса, умноженной на номер диаметральной формы колебаний, т.е.

где m - номер диаметральной формы колебаний, fл - частота колебаний лопаток, fр - частота вращения ротора.

Недостатком данного способа, как и предыдущего, является невысокая надежность диагностики флаттера, так как состояние, при котором соотношение (1) может иметь место, может возникать не только при флаттере лопаток рабочего колеса, но и при других видах колебаний, например при срывных колебаниях [Хориков А.А., Данилкин С.Ю., Мазикина Т.И., Чистякова Е.М. Исследование широкохордных рабочих лопаток компрессоров в условиях срывного обтекания. Авиационно-космическая техника и технология №9 (56), Харьков, 2008. с.52-57]. Кроме того, вследствие высокого уровня амплитуд колебаний естественно-закрученных лопаток происходит увеличение длины лопатки и становится возможным касание торцов лопаток о датчик измерения радиального зазора, что также снижает надежность диагностики флаттера. К тому же конструкторские доработки, включая сверление отверстий под установку датчика зазора, требуют дополнительных затрат и уменьшают прочность корпуса турбомашины.

В основу изобретения положено решение задачи повышения надежности и снижения трудоемкости процесса диагностики флаттера рабочих лопаток турбомашин.

Изобретение основано на том, что увеличение длины лопатки при флаттере вследствие высоких амплитуд колебаний приводит не только к уменьшению радиального зазора, но и к касанию лопаток о внутреннюю поверхность корпуса турбомашины. Нанесение истираемого покрытия на внутренний корпус турбомашины и контроль характерных особенностей его износа позволит диагностировать наличие или отсутствие флаттера лопаток на данном режиме, а также определить диаметральную форму колебаний, по которой реализовался флаттер. В процессе экспериментальных исследований флаттера лопаток, проведенных на компрессорах авиационных двигателей, неоднократно наблюдались характерные признаки износа истираемого покрытия.

Поставленная задача решается тем, что реализуют способ диагностики флаттера рабочего колеса в составе осевой турбомашины на заданном рабочем режиме. Способ характеризуется тем, что на внутреннюю поверхность корпуса турбомашины в зоне вращения рабочего колеса наносят истираемое покрытие, толщину которого устанавливают исходя из отсутствия радиального зазора между торцами лопаток рабочего колеса и поверхностью покрытия на максимальной частоте вращения. Выводят турбомашину на заданную частоту вращения. Обеспечивают подачу равномерного газового потока на входе в турбомашину, устанавливают заданные значения параметров температуры и давления газового потока и дросселируют турбомашину при заданных значениях параметров температуры и давления газового потока на заданной частоте вращения до заданной точки на напорной характеристике турбомашины. Диагностирование наличия или отсутствия флаттера на заданном рабочем режиме осуществляют после останова турбомашины по результату анализа характера износа истираемого покрытия.

Другим характерным признаком заявленного способа является возможность по характеру износа истираемого покрытия определить номер диаметральной формы колебаний, по которой реализовался флаттер.

Указанные существенные признаки обеспечивают решение поставленной задачи, так как:

нанесение на внутреннюю поверхность корпуса турбомашины в зоне вращения рабочего колеса истираемого покрытия, толщину которого устанавливают исходя из отсутствия радиального зазора между торцами лопаток рабочего колеса и поверхностью покрытия на максимальной частоте вращения, обеспечивает гарантированное касание торцов лопаток рабочего колеса поверхности истираемого покрытия при возникновении флаттера;

подача равномерного газового потока на входе в турбомашину и установление заданных значений параметров температуры и давления газового потока обеспечивают реализацию условий работы турбомашины близкими к реальным эксплуатационным условиям;

дросселирование турбомашины при заданных значениях параметров температуры и давления газового потока на заданной частоте вращения до заданной точки на напорной характеристике турбомашины обеспечивает нагружение турбомашины и возможность реализации флаттера на заданном рабочем режиме;

диагностирование наличия или отсутствия флаттера на заданном рабочем режиме, которое осуществляют после останова турбомашины по результату анализа характера износа истираемого покрытия, является заключительной операцией заявленного способа и обеспечивает выполнение поставленной задачи.

На фиг.1 показано устройство, реализующее предлагаемый способ;

на фиг.2 - характерный волновой износ истираемого покрытия при флаттере лопаток.

Реализацию предлагаемого способа диагностики флаттера лопаток рассмотрим на примере экспериментальной турбомашины, например компрессора (фиг.1), содержащего корпус 1 с неподвижными лопатками 2, ротор 3 рабочего колеса с лопатками 4, над которыми в корпусе компрессора нанесено истираемое покрытие 5. За компрессором установлен регулируемый дроссель 6. В реальном двигателе роль дросселя 6 обычно играют поворотные лопатки спрямляющих аппаратов или регулируемые створки реактивного сопла. Компрессор приводится во вращение приводом (не показано). Привод обеспечивает регулирование частоты вращения ротора 3.

На входе компрессора размещено входное устройство, выполненное в виде лемнискаты. Входное устройство обеспечивает подачу равномерного газового потока на вход в турбомашину. Входное устройство может быть выполнено также в виде набора спрямляющих решеток или другого аналогичного устройства. Регулирование температуры и давления газового потока может быть осуществлено известными приемами: нагревом газового потока с использованием электрического нагревателя и предварительным сжатием потока в дополнительном компрессоре.

Способ осуществляется следующим образом.

На внутреннюю поверхность корпуса турбомашины в зоне вращения лопаток 4 рабочего колеса наносят истираемое покрытие 5. Используется штатно применяемое истираемое покрытие 5, которое наносят при изготовлении турбомашины. Толщина покрытия 5 выбирается из условия отсутствия радиального зазора на максимальной частоте вращения ротора 3, т.е. при максимальной частоте вращения ротора между торцами рабочих лопаток 4 и внутренней поверхностью покрытия 5 зазор должен быть нулевым.

С использованием воздуходувки (не показано) обеспечивают подачу равномерного газового потока. Равномерность потока обеспечивается также входным устройством компрессора, например лемнискатой. При необходимости корректируют температуру и давление газового потока. Далее приводят турбомашину во вращение при раскрытом дросселе 6 и устанавливают заданную частоту вращения ротора 3.

Уменьшая проходное сечение регулируемого дросселя 6, дросселируют турбомашину. Предварительно устанавливают такое положение регулируемого дросселя 6, при котором заведомо не возникает флаттер лопаток 4 на исследуемой частоте вращения турбомашины. Затем устанавливают заданные (рабочие) температуру, давление, положение органов регулирования и частоту вращения турбомашины fр, при которой необходимо диагностировать наличие флаттера лопаток 4. С помощью регулируемого дросселя 6 дросселируют турбомашину вплоть до линии рабочих режимов или до любой другой точки напорной характеристики при данной частоте вращения. Затем производят раздросселирование и останов турбомашины. Производят осмотр поверхности истираемого покрытия 5 и по характерным волновым особенностям износа покрытия 5 судят о наличии или отсутствии флаттера и номере диаметральной формы колебаний, по которому реализовался флаттер на данном режиме работы турбомашины. Определенные волновые особенности износа покрытия 5 свойственны реализации вполне определенных диаметральных форм колебаний при флаттере.

Из фиг.2 следует, что в данном случае реализовался флаттер с тремя волнами деформации, т.е. реализовалась третья диаметральная форма колебаний. Диаметры колебаний показаны пунктирными линиями. Характер износа истираемого покрытия показан в виде круговой диаграммы толстой волнистой линией.

Таким образом, простым наблюдением за характером износа истираемого покрытия удается сделать однозначный вывод о наличии или отсутствии флаттера на данном режиме работы турбомашины. Характер износа истираемого покрытия позволяет также сделать вывод о номере диаметральной формы колебаний.


СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ФЛАТТЕРА ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА В СОСТАВЕ ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ФЛАТТЕРА ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА В СОСТАВЕ ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 46 items.
10.09.2013
№216.012.6765

Авиационная силовая установка на базе топливных элементов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к авиационной силовой установке на базе топливных элементов. Авиационная силовая установка содержит воздушный винт, электродвигатель, батарею твердооксидных топливных элементов и устройство поддержания ее рабочей температуры. Воздушный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492116
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.10.2013
№216.012.7423

Способ измерения термогазодинамических параметров потока

Изобретение относится к области радиационной пирометрии, в частности к измерению параметров радиационного излучения, особенно к измерению параметров высокотемпературных потоков. Способ измерения термогазодинамических параметров потока включает формирование измерительного канала, измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495388
Дата охранного документа: 10.10.2013
27.10.2013
№216.012.7a65

Поршневой двигатель с компрессионным зажиганием и способ его работы

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет расширить диапазон рабочих режимов двигателя с компрессионным зажиганием за счет повышения устойчивости воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре ДВС. Техническим результатом является упрощение конструкции двигателя и снижение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496995
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.10.2013
№216.012.7a67

Двигатель внутреннего сгорания и способ его работы

Изобретение относится к области двигателестроения и обеспечивает низкоэмиссионное сгорание топливовоздушной смеси, снижает риск взрыва топливовоздушной смеси. Техническим результатом является упрощение конструкции двигателя, повышение надежности и снижение токсичности продуктов сгорания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496997
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.01.2014
№216.012.9c6b

Камера сгорания газотурбинного двигателя и способ ее работы

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, жаровую трубу с зонами горения и разбавления, систему подачи топлива, систему подачи первичного и вторичного потоков воздуха, снабженную устройством воздействия на поток вторичного воздуха в полости кольцевого канала между стенками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505749
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.03.2014
№216.012.ad72

Бесконтактный магнитный электростатический подшипник

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых узлах. Изобретение позволяет создать подшипник, имеющий высокий срок службы и обеспечивающий высокую устойчивость к осевым и радиальным нагрузкам при минимизации габаритов и веса. Кроме этого,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510117
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.04.2014
№216.012.bab7

Камера сгорания газотурбинного двигателя и способ ее работы

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, расположенную в корпусе перфорированную жаровую трубу с зонами горения и разбавления, систему подачи топлива, систему подачи первичного и вторичного потоков воздуха и устройство зажигания топливовоздушной смеси. Система подачи потоков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513527
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.05.2014
№216.012.c3e6

Кольцевая малоэмиссионная камера сгорания газотурбинного двигателя

Кольцевая малоэмиссионная камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус с расположенной в нем кольцевой жаровой трубой, включающей две отстоящие друг от друга кольцевые оболочки, соединенные между собой в передней по потоку части жаровой трубы фронтовым устройством, систему подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515909
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c713

Ротор с компенсатором дисбаланса

Ротор с компенсатором дисбаланса содержит рабочее колесо ступени турбомашины и компенсатор дисбаланса колеса в виде балансировочного груза, выполненного в форме сегмента с круговыми внешней и внутренней поверхностями и стопорным элементом. Ротор имеет, по меньшей мере, с одной стороны в теле...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516722
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.06.2014
№216.012.cbfa

Способ определения характеристик композиционного материала

Изобретение относится к области измерения, в частности определения механических свойств материалов. Способ заключается в возбуждении колебаний образца композиционного материала в виде прямоугольной пластины со свободными краями и определении частот и картин форм собственных колебаний пластины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517989
Дата охранного документа: 10.06.2014
Showing 1-10 of 35 items.
10.09.2013
№216.012.6765

Авиационная силовая установка на базе топливных элементов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к авиационной силовой установке на базе топливных элементов. Авиационная силовая установка содержит воздушный винт, электродвигатель, батарею твердооксидных топливных элементов и устройство поддержания ее рабочей температуры. Воздушный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492116
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.10.2013
№216.012.7423

Способ измерения термогазодинамических параметров потока

Изобретение относится к области радиационной пирометрии, в частности к измерению параметров радиационного излучения, особенно к измерению параметров высокотемпературных потоков. Способ измерения термогазодинамических параметров потока включает формирование измерительного канала, измерение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495388
Дата охранного документа: 10.10.2013
27.10.2013
№216.012.7a65

Поршневой двигатель с компрессионным зажиганием и способ его работы

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет расширить диапазон рабочих режимов двигателя с компрессионным зажиганием за счет повышения устойчивости воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндре ДВС. Техническим результатом является упрощение конструкции двигателя и снижение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496995
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.10.2013
№216.012.7a67

Двигатель внутреннего сгорания и способ его работы

Изобретение относится к области двигателестроения и обеспечивает низкоэмиссионное сгорание топливовоздушной смеси, снижает риск взрыва топливовоздушной смеси. Техническим результатом является упрощение конструкции двигателя, повышение надежности и снижение токсичности продуктов сгорания....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496997
Дата охранного документа: 27.10.2013
27.01.2014
№216.012.9c6b

Камера сгорания газотурбинного двигателя и способ ее работы

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, жаровую трубу с зонами горения и разбавления, систему подачи топлива, систему подачи первичного и вторичного потоков воздуха, снабженную устройством воздействия на поток вторичного воздуха в полости кольцевого канала между стенками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505749
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.03.2014
№216.012.ad72

Бесконтактный магнитный электростатический подшипник

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых узлах. Изобретение позволяет создать подшипник, имеющий высокий срок службы и обеспечивающий высокую устойчивость к осевым и радиальным нагрузкам при минимизации габаритов и веса. Кроме этого,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510117
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.04.2014
№216.012.bab7

Камера сгорания газотурбинного двигателя и способ ее работы

Камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус, расположенную в корпусе перфорированную жаровую трубу с зонами горения и разбавления, систему подачи топлива, систему подачи первичного и вторичного потоков воздуха и устройство зажигания топливовоздушной смеси. Система подачи потоков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513527
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.05.2014
№216.012.c3e6

Кольцевая малоэмиссионная камера сгорания газотурбинного двигателя

Кольцевая малоэмиссионная камера сгорания газотурбинного двигателя содержит корпус с расположенной в нем кольцевой жаровой трубой, включающей две отстоящие друг от друга кольцевые оболочки, соединенные между собой в передней по потоку части жаровой трубы фронтовым устройством, систему подачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515909
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c713

Ротор с компенсатором дисбаланса

Ротор с компенсатором дисбаланса содержит рабочее колесо ступени турбомашины и компенсатор дисбаланса колеса в виде балансировочного груза, выполненного в форме сегмента с круговыми внешней и внутренней поверхностями и стопорным элементом. Ротор имеет, по меньшей мере, с одной стороны в теле...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516722
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.06.2014
№216.012.cbfa

Способ определения характеристик композиционного материала

Изобретение относится к области измерения, в частности определения механических свойств материалов. Способ заключается в возбуждении колебаний образца композиционного материала в виде прямоугольной пластины со свободными краями и определении частот и картин форм собственных колебаний пластины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517989
Дата охранного документа: 10.06.2014
+ добавить свой РИД