×
10.07.2014
216.012.db4e

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ СВАРКИ ТРУБОПРОВОДОВ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПОДОГРЕВА СТЫКОВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способу сварки трубопроводов без предварительного подогрева стыков. Способ включает в себя соединение 2-х и более цилиндрических металлических труб, трубных секций, трубных плетей сварным кольцевым стыком с применением дуговой сварки по всему периметру трубы. Каждый проход сварного шва выполняется параллельным наложением двух валиков. Второй валик полностью перекрывает первый валик и является отжигающим. Изобретение позволяет повысить несущую способность трубопроводов, изготовленных с применением сваренных в стык труб, трубных секций, трубных плетей. 1 табл., 4 ил.
Основные результаты: Способ сварки трубопроводов без предварительного подогрева стыков, включающий разделку соединяющих торцов труб под сварку, отличающийся тем, что производят сборку элементов сварки, подготавливают кромки свариваемых элементов сварных соединений, выполняют сварку элементов кольцевым стыком с применением дуговой сварки по всему периметру трубы и охлаждением сварного соединения, при этом каждый проход, формирующий сварной шов, выполняют параллельным наложением двух валиков с контролем межслойной температуры между накладываемыми валиками сварного шва, при этом каждый второй валик является отжигающим и полностью перекрывает первый валик, а охлаждение сварного соединения обеспечивают со скоростью 200°С в час путем укрытия теплоизолирующими поясами, снятие которых производят после достижения температуры стыка 80°С для возможности снятия остаточных сварочных напряжений и предотвращения образования закалочных структур с низким сопротивлением образованию трещин, возникающих при охлаждении стыка.

Изобретение относится к строительству, в частности к сварке трубопроводов подземной и надземной прокладки.

Известен способ сварки стыковых сварных соединений труб, включающий соединение двух труб с разделкой соединяемых торцов под сварку и трубчатую вставку-подкладку в зоне шва, причем во вставке-подкладке выполнена под углом к оси вставки продольная прорезь, а прилежащие к прорези участки вставки-подкладки смещены вдоль прорези вставки-подкладки в разные стороны (см. патент РФ №112325 от 10.01.2012).

Недостатком данного способа является возможность фиксации вставки внутри трубы только с помощью корневого стыкового шва, являющимся для вставки наплавочным на ее поверхность, т.е. имеющим малую прочность на растяжение. Кроме того, из-за овальности трубы и вставки, невозможно собрать стык без зазора или с равномерным зазором по периметру трубы. В результате сварной получается низкого качества.

Известен способ сварки стыковых соединений в несколько проходов с помощью валиков. При этом каждый слой выполняется за один проход (см. фиг. 1). Начиная с 3-го прохода, каждый слой выполняется за два и большее число проходов путем наложения отдельных валиков. Количество слоев не ограничено и зависит от толщины свариваемых элементов.

Недостатком данного способа является то, что сварка каждого слоя на проход приводит к появлению значительных деформаций, как сварочных, так и послесварочных, что приводит к образованию горячих (полиганизационных) и холодных трещин. Образование трещин вызывается тем, что предыдущий слой, перед наложением последующего, успевает остыть. Напряжения, возникающие при остывании неравномерно нагретого металла, концентрируются в металле шва, что приводит к потере пластичности и трещинообразованию (см. Демянцевич В.П. Металлургические и технологические основы дуговой сварки. М.-Л., 1962, 296 стр.с илл.).

Известен способ сварки угловых соединений, при котором наплавка сварных валиков выполняется участками, на которых один за другим укладываются 2 или 3 параллельных валика (см. фиг.2). Валики накладывают один за другим на длину сжигания электрода. Каждый последующий валик частично перекрывает предыдущий валик. Заполнение сварного соединения выполняют последовательно короткими участками, равными длине сжигания электрода (см. РД- 23.040.00-КТН-386-09 «Технология ремонта магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов с давлением до 6,3 МПа»).

Недостатком данного технического решения является высокая скорость охлаждения сварного соединения из-за сравнительно небольшой длины свариваемых участков, что требует постоянного проведения сопутствующего подогрева сварного соединения, и, связанная с этим, низкая производительность сварочного процесса.

Известен также способ сварки сварных соединений труб, включающий сварку двух труб в специальную узкую разделку соединяющих торцов труб под сварку (см. фиг.3). При этом наложение валиков выполняют последовательно - один на другой. Сварочные работы выполняют методом автоматической сварки с помощью сварочных автоматов способом «на спуск» (см. РД-25.160.00-КТН-011-10). Данной способ наиболее близок по своему техническому решению к предлагаемому изобретению и принят за прототип.

Признаком аналога, совпадающий с существенными признаками заявляемого изобретения, является разделка соединяющих торцов труб под сварку.

Причинами, препятствующими получению технического результата, которые обеспечиваются изобретением, являются необходимость изготавливать специальную разделку, выполнять предварительный, сопутствующий и межслойный подогрев стыков, выдерживать высоту сварочных валиков на уровне не более 1,5 мм, низкая стойкость сварного соединения к образованию горячих, холодных и усталостных трещин.

Задача, на решение которой направлена изобретение,

- заключается в получение сварного шва с высоким металлургическим качеством и высокими вязко-пластическими свойствами, что повышает его сопротивляемость трещинообразованию; повышает несущую способность трубопровода;

- отказ от проведения предварительного и сопутствующего подогрева стыков перед сваркой и в процессе сварки, повышение вязко-пластических свойств металла сварного соединения, снижение уровня остаточных сварочных напряжений в сварном стыке, получение оптимальной структуры сварного шва, стойкой к трещинообразованию, повышение несущей способности трубопровода, изготовленного с применением сваренных в стык труб и трубных секций.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении настоящего изобретения, заключается в получении сварного шва с высоким металлургическим качеством и высокими вязко-пластическими свойствами, что повышает его сопротивляемость трещинообразованию; повышает несущую способность трубопровода.

Проведенные НИОКР и экспериментальные исследования показали, что снятие остаточных сварочных напряжений и предотвращение образования закалочных структур с низким сопротивлением к образованию трещин обеспечиваются применением многослойного кольцевого стыкового сварного соединения трубных заготовок, выдержкой межслойного контроля температуры между накладываемыми валиками сварного шва, наложения теплоизолирующего пояса, обеспечивающего охлаждение сварного соединения со скоростью 200°С в час до температуры 80°С, наложением сварных валиков, формирующих сварной шов, с перекрытием на 100%.

Совокупность существенных признаков, характеризующих изобретение, обеспечивающее получение указанного технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны и находящиеся в причинно-следственной связи с указанным результатом способ сварки трубопроводов без предварительного и сопутствующего подогрева стыков, включающий разделку соединяющих торцов труб под сварку, согласно изобретению, производят сборку элементов сварки, подготавливают кромки свариваемых элементов сварных соединений, выполняют сварку элементов кольцевым стыком с применением дуговой сварки по всему периметру трубы, при этом каждый проход, формирующий сварной шов, выполняется параллельным наложением двух валиков, при этом каждый второй валик является отжигающим и полностью перекрывает первый валик, с соблюдением межслойного контроля температуры между накладываемыми валиками сварного шва, а охлаждение сварного соединения со скоростью 200°С в час обеспечивают за счет укрытия теплоизолирующими поясами, снятие которых производят после достижения температуры стыка 80°С, с возможностью снятия остаточных сварочных напряжений и предотвращения образования закалочных структур с низким сопротивлением образованию трещин, возникающим при охлаждении стыка.

Способ поясняется чертежом (см. фиг.4), на котором представлена схема наложения сварных валиков кольцевого сварного шва. На рисунке приняты следующие обозначения: 1-1, 2-1, n-1 - номера основных валиков; 1-2, 2.2, n-2 - номера отжигающих валиков; Е - ширина облицовочного слоя шва; δ - толщина свариваемого элемента.

Данное изобретение применяется для сварки труб при строительстве надземных и подземных трубопроводов при отрицательных температурах окружающей среды.

Проведенные научно-исследовательские работы в ООО «НИИ ТНН» и дочерними предприятиями компании ОАО «АК «Транснефть», а также трассовые испытания при прокладке трассы в районе Крайнего Севера с температурой воздуха до минус 50°С показали, что необходимо накладывать сварные валики, формирующие сварной шов, с перекрытием на 100%, с соблюдением межслойного контроля температуры между накладываемыми валиками сварного шва, а возможность охлаждения сварного соединения со скоростью 200°С в час обеспечивать за счет укрытия теплоизолирующими поясами, снятие которых производят после достижения температуры стыка 80°С, что обеспечивает снятие остаточных сварочных напряжений и предотвращение образования закалочных структур с низким сопротивлением к образованию трещин.

Работа.

Способ сварки трубопроводов без предварительного подогрева стыков включает разделку соединяемых торцов труб под сварку, сборку элементов под сварку, подготовку кромок свариваемых элементов сварных соединений, наложение сварных валиков, формирующих сварной шов, с перекрытием на 100%, с соблюдением межслойного контроля температуры между накладываемыми валиками сварного шва, обеспечение охлаждения сварного соединения со скоростью 200°С в час за счет укрытия теплоизолирующими поясами, снятие теплоизолирующего пояса после достижения температуры стыка 80°С. Предлагаемый способ сварки позволяет снизить остаточные сварочные напряжения в сварном соединении, повысить его вязко-пластические свойства за счет предотвращения образования закалочных структур, повысить сопротивляемость к образованию холодных трещин.

Сварка выполняется электродами типа Э50А, Э60 по ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75.

Сварка стыковых сварных швов выполняется наложением не менее 4-х основных и 4-х отжигающих валиков, при этом каждый последующий валик перекрывает предыдущий на 100%.

С целью определения работоспособности конструкции и ее оптимальных характеристик были проведены натурные опытные работы в производственных условиях при температурах до минус 50°С включительно. Плеть длиной 72 м из труб диаметром 1220 мм с толщиной стенки 14 мм из трубы класса прочности К56 была сварена в надземном исполнении на инвентарных опорах. Неразрушающий контроль показал отсутствие дефектов сварочного происхождения, а также механических повреждений и трещин.

В результате были установлены параметры технологии сварки, указанные в таблице 1.

Таблица 1
Параметр Обозначение Величина, мм
Класс прочности трубы по ГОСТ Р 52079-2003
К К60, до
Тип сварочных электродов по ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75
Э Э50А, Э60
Параметры разделки кромок:
- угол скоса, град α 16-52
- притупление c 1,8±0,8
Степень перекрытия основного валика отжигающим, %
N 100
Диапазон толщин свариваемых элементов, мм
S 8-32
Минимальное количество накладываемых основных и отжигающих валиков
n 4
Диапазон межслойной температуры, °С
Т 150-250
Максимальная скорость охлаждения стыка после сварки, °С/час
V 200
Температура окружающего воздуха при проведении сварочных работ
Т минус 50, до

Минимальная температура, при которой стык может охлаждаться на воздухе без защитных укрытий
Т 80

Применение предложенного способа обеспечивает получение сварного шва с высоким металлургическим качеством и высокими вязко-пластическими свойствами, что повышает его сопротивляемость трещинообразованию; повышает несущую способность трубопровода.

Способ сварки трубопроводов без предварительного подогрева стыков, включающий разделку соединяющих торцов труб под сварку, отличающийся тем, что производят сборку элементов сварки, подготавливают кромки свариваемых элементов сварных соединений, выполняют сварку элементов кольцевым стыком с применением дуговой сварки по всему периметру трубы и охлаждением сварного соединения, при этом каждый проход, формирующий сварной шов, выполняют параллельным наложением двух валиков с контролем межслойной температуры между накладываемыми валиками сварного шва, при этом каждый второй валик является отжигающим и полностью перекрывает первый валик, а охлаждение сварного соединения обеспечивают со скоростью 200°С в час путем укрытия теплоизолирующими поясами, снятие которых производят после достижения температуры стыка 80°С для возможности снятия остаточных сварочных напряжений и предотвращения образования закалочных структур с низким сопротивлением образованию трещин, возникающих при охлаждении стыка.
СПОСОБ СВАРКИ ТРУБОПРОВОДОВ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПОДОГРЕВА СТЫКОВ
СПОСОБ СВАРКИ ТРУБОПРОВОДОВ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПОДОГРЕВА СТЫКОВ
СПОСОБ СВАРКИ ТРУБОПРОВОДОВ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПОДОГРЕВА СТЫКОВ
СПОСОБ СВАРКИ ТРУБОПРОВОДОВ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПОДОГРЕВА СТЫКОВ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 90 items.
10.04.2013
№216.012.342a

Способ обучения операторов высокоточного оружия

Изобретение относится к способам обучения операторов высокоточного оружия стрельбе. Способ обучения операторов высокоточного оружия включает использование штатной аппаратуры для формирования стабилизированной линии прицеливания и съюстированного с ней информационного канала координатора,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478897
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.05.2013
№216.012.3dae

Способ получения противотурбулентной присадки суспензионного типа, снижающей гидродинамическое сопротивление углеводородных жидкостей

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта жидких углеводородов, а именно к методам уменьшения их гидродинамического сопротивления. Описан способ получения противотурбулентной присадки суспензионного типа. Способ включает получение тонкоизмельченного полимера, растворимого в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481357
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.05.2013
№216.012.451e

Способ обучения операторов танкового вооружения

Изобретение относится к военной области, в частности к способам обучения операторов танкового вооружения с управляемыми снарядами и ракетами. На имитаторе цели устанавливают имитатор источника света управляемого снаряда, а на прицеле - имитаторы выстрела, пуска, захвата и динамики полета...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483271
Дата охранного документа: 27.05.2013
20.06.2013
№216.012.4d8a

Способ жизнеобеспечения

Изобретение относится к жизнеобеспечению, а более конкретно, к способам жизнеобеспечения в изолированных объектах. Способ жизнеобеспечения, например, экипажа военного транспортного средства заключается в подаче воздуха, тепловой и электрической энергии, создании запасов воды и продуктов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485432
Дата охранного документа: 20.06.2013
27.06.2013
№216.012.4f4a

Способ определения состояния человека-оператора

Изобретение относится к области медицины, а конкретно - к способам определения состояния человека-оператора. Испытуемому предъявляют в отдохнувшем и утомленном состояниях сигналы переменной частоты, сформированные в виде требующих решения тестов, количество которых задают одинаковым для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485891
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.07.2013
№216.012.5a69

Способ жизнеобеспечения

Изобретение относится к способам жизнеобеспечения, в частности, в изолированных объектах. В обитаемом помещении изолированного объекта энергию выхлопных газов двигателя энергетической установки, энергию системы электроснабжения преобразуют в тепловую энергию, аккумулируют и используют для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488766
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.08.2013
№216.012.5d5b

Установка для ингибирования воздуха летучим ингибитором

Изобретение относится к средствам хранения, в частности к оборудованию для защиты деталей машин, приборов в период межоперационного хранения, консервации и транспортировки с использованием летучего ингибитора. Внутри корпуса установки размещены кассеты из сеток для мелкопористого силикагеля,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489520
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.09.2013
№216.012.6ce8

Установка для ингибирования жидким ингибитором воздуха в закрытых объемах методом безвоздушного распыления

Изобретение относится к средствам хранения, в частности к оборудованию для защиты деталей машин, приборов в период межоперационного хранения, консервации и транспортировки. Установка для ингибирования жидким ингибитором воздуха в закрытых объемах методом безвоздушного распыления содержит корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493531
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.11.2013
№216.012.84b9

Способ удлинения сваи

Изобретение относится к строительству, в частности к свайным фундаментам, закладываемым в грунты с вечной мерзлотой. Способ включает разделку торцов элементов сваи. После разделки осуществляют сборку элементов сваи. Затем осуществляют приварку четырех шестигранных усиливающих накладок к внешней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499655
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.11.2013
№216.012.85d6

Способ восстановления проектной высоты неподвижной опоры нефтепровода

Изобретение относится к строительству нефтепроводного транспорта и используется в случае просадки неподвижных опор нефтепровода, расположенного в сложных геологических условиях. В способе восстановления проектной высоты неподвижной опоры нефтепровода, заключающемся в вертикальном перемещении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499940
Дата охранного документа: 27.11.2013
Showing 1-10 of 90 items.
10.05.2013
№216.012.3dae

Способ получения противотурбулентной присадки суспензионного типа, снижающей гидродинамическое сопротивление углеводородных жидкостей

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта жидких углеводородов, а именно к методам уменьшения их гидродинамического сопротивления. Описан способ получения противотурбулентной присадки суспензионного типа. Способ включает получение тонкоизмельченного полимера, растворимого в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481357
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.08.2013
№216.012.5d5b

Установка для ингибирования воздуха летучим ингибитором

Изобретение относится к средствам хранения, в частности к оборудованию для защиты деталей машин, приборов в период межоперационного хранения, консервации и транспортировки с использованием летучего ингибитора. Внутри корпуса установки размещены кассеты из сеток для мелкопористого силикагеля,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489520
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.09.2013
№216.012.6ce8

Установка для ингибирования жидким ингибитором воздуха в закрытых объемах методом безвоздушного распыления

Изобретение относится к средствам хранения, в частности к оборудованию для защиты деталей машин, приборов в период межоперационного хранения, консервации и транспортировки. Установка для ингибирования жидким ингибитором воздуха в закрытых объемах методом безвоздушного распыления содержит корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493531
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.11.2013
№216.012.84b9

Способ удлинения сваи

Изобретение относится к строительству, в частности к свайным фундаментам, закладываемым в грунты с вечной мерзлотой. Способ включает разделку торцов элементов сваи. После разделки осуществляют сборку элементов сваи. Затем осуществляют приварку четырех шестигранных усиливающих накладок к внешней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499655
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.11.2013
№216.012.85d6

Способ восстановления проектной высоты неподвижной опоры нефтепровода

Изобретение относится к строительству нефтепроводного транспорта и используется в случае просадки неподвижных опор нефтепровода, расположенного в сложных геологических условиях. В способе восстановления проектной высоты неподвижной опоры нефтепровода, заключающемся в вертикальном перемещении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499940
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.12.2013
№216.012.89c1

Способ прокладки параллельных цилиндрических трубопроводов в непроходном тоннеле с поперечным сечением кругового очертания

Изобретение относится к трубопроводному транспорту. Трубопроводы размещают в соосных отверстиях-ложементах, связанных между собой тросами опорных элементов. Сформированный пакет трубопроводов протягивают в тоннель. Тяговое усилие прилагают к первому и последнему по ходу движения опорным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500947
Дата охранного документа: 10.12.2013
27.02.2014
№216.012.a5c0

Состав пенообразователя для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов

Изобретение относится к отрасли пожаротушения, в частности к водным растворам пенообразователей на основе поверхностно-активных веществ, применяемых для тушения пеной низкой, средней и высокой кратности. Пенообразователь включает смесь поверхностно-активных веществ Штамекс CFM, фторированный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508147
Дата охранного документа: 27.02.2014
20.05.2014
№216.012.c3c9

Способ изготовления замкнутого полого изделия из полиуретанового эластомера и литейная разборная форма для осуществления способа

Группа изобретений относится к способу литья полимерных материалов и к литейной форме для пластиков, а именно: полиуретановых эластомеров. Способ изготовления полого изделия из полиуретанового эластомера включает подачу расплава полиуретанового эластомера в литейную форму для формования полого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515880
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c473

Способ теплоизоляции шиберной задвижки

Изобретение относится к теплоизоляции магистральных и технологических нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а именно к способу теплоизоляции шиберной задвижки. Способ теплоизоляции шиберной задвижки включает проектирование и изготовление теплоизоляционной конструкции из пеностекла с защитной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516050
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c58b

Способ получения заготовки замка трубопровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, а именно к способам получения заготовок замка трубопровода, который может быть использован для соединения и герметизации труб сборно-разборного трубопровода. Способ включает изготовление полухомута из листового металлического материала и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516330
Дата охранного документа: 20.05.2014
+ добавить свой РИД