×
27.06.2014
216.012.d704

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СУДОВОЙ ЕДИНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Для управления судовой единой электроэнергетической системой (ЕЭЭС) осуществляют обработку информации о состоянии и параметрах ЕЭЭС, гребного электропривода и других потребителей, параметрах управления движения судна и условий его плавания и производят расчеты прогнозируемого изменения нагрузки. Осуществляют управление запуском, в том числе с упреждением, остановкой и включением на параллельную работу генераторных агрегатов, в зависимости от необходимого их количества, достаточного для обеспечения режима работы ЕЭЭС, с учетом параметров управления движением судна и условий его плавания. Осуществляют управление включением и отключением второстепенных потребителей с целью обеспечения наиболее экономичной работы генераторных агрегатов и лучшего качества питающего напряжения. Осуществляют управление динамикой разгона и торможения гребного электропривода и его мощностью в зависимости от параметров движения судна, условий плавания, текущей, прогнозируемой мощностей и параметров качества электроэнергии. Осуществляют управление динамикой разворота движительно-рулевой колонки при ее наличии на судне в зависимости от генерируемой и прогнозируемой мощностей генераторных агрегатов. Обеспечивается уменьшение расхода топлива, повышается быстродействие и маневренность судна и качество электроэнергии. 1 ил.
Основные результаты: Способ управления судовой единой электроэнергетической системой, заключающийся в осуществлении координированного управления элементами единой электроэнергетической системы в процессе эксплуатации, отличающийся тем, чтоосуществляют обработку информации о состоянии и параметрах электроэнергетической системы, гребного электропривода и других потребителей, параметрах управления движения судна и условий его плавания,по полученной информации производят расчеты прогнозируемого изменения нагрузки, ив соответствии с произведенными расчетами: осуществляют управление запуском, в том числе с упреждением, остановкой и включением на параллельную работу генераторных агрегатов, в зависимости от необходимого их количества, достаточного для обеспечения режима работы электроэнергетической системы, с учетом параметров управления движением судна и условий его плавания, осуществляют управление включением и отключением второстепенных потребителей с целью обеспечения наиболее экономичной работы генераторных агрегатов и лучшего качества питающего напряжения, осуществляют управление динамикой разгона и торможения гребного электропривода и его мощностью в зависимости от параметров движения судна, условий плавания, текущей, прогнозируемой мощностей и параметров качества электроэнергии,осуществляют управление динамикой разворота движительно-рулевой колонки при ее наличии на судне в зависимости от генерируемой и прогнозируемой мощностей генераторных агрегатов.

Изобретение относится к единым электроэнергетическим системам (ЕЭЭС) судов с электродвижением и предназначено для использования на судах, морских подвижных объектах и других транспортных средствах.

Известна система автоматического управления судовым двигателем, содержащая микропроцессор, выход которого подключен к входу органа управления дроссельной заслонкой (см. патент ФРГ N 3827884, кл. F02D 9/08, 1990).

Недостатком данной системы является использование способа управления без учета условий плавания и прогнозирования изменения нагрузки при маневрировании, а также отсутствие управляющих воздействий на комплекс оборудования, включая энергетическую установку, движительно-рулевой комплекс и другое оборудование судна.

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению и выбранной в качестве прототипа является система управления электроэнергетической системой корабля [УДК 629.12.681.518. Управление резервом электрической мощности авианесущих кораблей. Нахимова О.Я., Шилов Ю.К. // Системы управления и обработки информации: Науч.-техн. сб./ФНПЦ «НПО «Аврора». СПб, - 2005 - Вып.10 - С.50-60]. Прототип представляет собой систему управления резервом мощности судовой электростанции в номинальных режимах работы корабля. Величина уровня потребляемой мощности понижается путем отключения фидерных выключателей. При управлении резервом мощности используются сигналы о предупредительном отклонении показателей качества электроэнергии и теплотехнических параметров состояния генераторных агрегатов.

Недостатками способа управления реализуемого такой системой управления являются: обеспечение оптимальной по расходу топлива работы электроэнергетической системы (ЭЭС) только в основных расчетных режимах работы судна, управление без учета параметров движения судна и условий плавания, управление ЭЭС по фактической потребляемой мощности без прогноза ее изменения, вследствие чего повышается расход топлива и снижается маневренность судна.

Предлагаемое изобретение позволит обеспечить возможность оптимального управления ЕЭЭС судна с электродвижением по критерию минимального расхода топлива для любых режимов работы электроэнергетической системы судна с учетом качества переходных процессов в электроэнергетической системе, а также по критерию маневренности судна в целом.

Это достигается за счет следующего:

1. Выбор генераторного агрегата для запуска (остановки) и определение времени запуска с упреждением в зависимости от параметров движения судна и условий плавания. При этом максимальный эффект достигается при использовании в судовой электростанции максимально целесообразного количества генераторных агрегатов различных мощностей для обеспечения большего количества комбинаций их совместной работы, что обеспечит возможность работы первичных двигателей в районе оптимального потребления топлива для большего количества нагрузочных режимов.

2. Управление запуском, остановкой и включением на параллельную работу генераторных агрегатов с учетом параметров управления движением судна и условий его плавания.

3. Управление динамикой разворота движительно-рулевой колонки (ДРК) в зависимости от генерируемой и прогнозируемой мощности генераторных агрегатов (для судов с ДРК).

4. Управление включением и отключением второстепенных потребителей с целью обеспечения наиболее экономичной работы генераторных агрегатов и лучшего качества питающего напряжения.

5. Управление динамикой разгона и торможения гребного электропривода и его мощностью в зависимости от параметров движения судна, условий плавания, текущей, прогнозируемой мощности и параметров качества электроэнергии.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в том, что в результате использования такого способа управления в работе будут находиться только генераторные агрегаты, количество которых достаточно для обеспечения режима работы электроэнергетической системы, при этом система будет функционировать в режиме минимального расхода топлива. Кроме того, будет повышено быстродействие управления и маневренность судна в целом, за счет упреждающего управления генерируемой мощностью, а также будут минимизированы резкие изменения режимов работы электроэнергетической системы, что приведет к повышению качества электроэнергии.

Изобретение поясняется схемой, где на фиг.1 изображена функциональная схема системы управления ЕЭЭС.

ЕЭЭС состоит из электростанции 1, в состав которой входят генераторные агрегаты (генераторы) 2, главный распределительный щит 3 с генераторными 4, фидерными 5 и секционным 6 выключателями, потребители электроэнергии 7, в том числе гребной электропривод, обеспечивающий требуемую частоту вращения движительного комплекса 8. Система управления единой электроэнергетической системой 10 состоит из блока обработки информации 9 о состоянии и параметрах электроэнергетической системы, гребного электропривода и других потребителей 7, блока управления 11 электростанцией 1, гребным электроприводом и потребителями 7 и расчетного блока 12. Управление движительным комплексом и контроль параметров движения судна осуществляется системой управления 13 движением и маневрированием судна.

Система управления единой электроэнергетической системой 10 работает следующим образом. При изменении системой управления 13 движением и маневрированием судна задающего воздействия на изменение режима движения судна, например изменение угла перекладки пера руля движительного комплекса 8, равно как при изменении условий плавания (направление ветра, интенсивность волнения и т.п.), от системы управления 13 поступает сигнал, характеризующий изменение, в расчетный блок 12. В расчетном блоке 12 выполняется расчет прогнозируемого изменения нагрузки электроэнергетической системы с учетом других характеристик маневрирования, непрерывно поступающих от системы управления 13, в которую поступают сигналы от движительного комплекса 8, а также текущего состояния электроэнергетической системы, поступающего от блока обработки информации 9, в который поступают значения параметров судовой электростанции 1 и потребителей электроэнергии 7. По результатам расчета в блок управления 11 из расчетного блока 12 поступают расчетные данные необходимые для оптимального управления электроэнергетической системой, а именно прогнозируемые время изменения и траектория потребляемой мощности, ее значение и длительность соответствующего режима. При этом в блоке управления 11 определяются:

- номера генераторных агрегатов 2 для их включения в работу;

- номера генераторных агрегатов 2 для исключения из работы;

- время запуска соответствующих генераторных агрегатов 2;

- номера и время включаемых (отключаемых) потребителей электроэнергии 7;

- траектории изменения частоты вращения гребных электродвигателей гребного электропривода 7;

- ограничение мощности гребных электродвигателей гребного электропривода 7;

- скорость разворота движительно-рулевой колонки (ДРК) движительного комплекса 8.

Блок управления 11, в соответствии с алгоритмом оптимального управления, генерирует управляющие воздействия на:

- включение генераторов 2, посредством включения генераторных 4 и секционного 6 выключателей;

- отключение генераторов 2, посредством включения генераторных 4 и секционного 6 выключателей;

- подключение и отключение второстепенных потребителей электроэнергии 7, посредством включения и отключения фидерных 5 выключателей;

- задание траектории изменения частоты вращения гребных электродвигателей гребного электропривода 7.

Система управления единой электроэнергетической системой 10, в соответствии с алгоритмом оптимального управления, генерирует управляющие воздействия на задание скорости разворота ДРК движительного комплекса 8.

Таким образом, при использовании данного способа управления обеспечивается минимизация расхода топлива в зависимости от режимов движения судна и условий плавания, повышается маневренность судна в целом, а также уменьшается количество резких изменений режимов работы единой электроэнергетической системы, что приводит к повышению качества электроэнергии.

Способ управления судовой единой электроэнергетической системой, заключающийся в осуществлении координированного управления элементами единой электроэнергетической системы в процессе эксплуатации, отличающийся тем, чтоосуществляют обработку информации о состоянии и параметрах электроэнергетической системы, гребного электропривода и других потребителей, параметрах управления движения судна и условий его плавания,по полученной информации производят расчеты прогнозируемого изменения нагрузки, ив соответствии с произведенными расчетами: осуществляют управление запуском, в том числе с упреждением, остановкой и включением на параллельную работу генераторных агрегатов, в зависимости от необходимого их количества, достаточного для обеспечения режима работы электроэнергетической системы, с учетом параметров управления движением судна и условий его плавания, осуществляют управление включением и отключением второстепенных потребителей с целью обеспечения наиболее экономичной работы генераторных агрегатов и лучшего качества питающего напряжения, осуществляют управление динамикой разгона и торможения гребного электропривода и его мощностью в зависимости от параметров движения судна, условий плавания, текущей, прогнозируемой мощностей и параметров качества электроэнергии,осуществляют управление динамикой разворота движительно-рулевой колонки при ее наличии на судне в зависимости от генерируемой и прогнозируемой мощностей генераторных агрегатов.
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СУДОВОЙ ЕДИНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 167 items.
20.02.2013
№216.012.2680

Гребная электрическая установка с многоуровневыми преобразователями частоты

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств, в частности к гребной электрической установке. Гребная электрическая установка содержит источники электроэнергии, главный распределительный щит с генераторными, фидерными и секционным выключателями, многообмоточные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475376
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.28aa

Устройство защиты матричного каскадного преобразователя частоты

Использование: в области электротехники. Технический результат - увеличение надежности срабатывания при упрощении процесса реализации. Устройство защиты матричного каскадного преобразователя частоты, содержащего в каждой m-фазе силовой части n-каскадов (матриц) мостовых схем на IGBT-модулях,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475930
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.3479

Способ выделения сигнала шума источника из суммарного шума

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и решает задачу выделения исследуемого сигнала из смеси с помехой. С этой целью после приведения исследуемого и суммарного сигналов к единому временному масштабу, в результате которого происходит сжатие их спектров вблизи частот...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478976
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.347f

Способ определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники, в частности к способу определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля. Сущность: способ определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля включает синхронный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478982
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.34f8

Гребная электрическая установка с устройством включения

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств и электроприводу. Согласно изобретению в гребной электрической установке с устройством включения использован трансформатор малой мощности, который соединен с выпрямителем, который в свою очередь через RL-цепь соединен с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479103
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.05.2013
№216.012.3efd

Способ включения трансформатора

Использование: в области электроэнергетики. Технический результат заключается в уменьшении значения пускового тока силового трансформатора, что ведет к улучшению качества электроэнергии в сети. Способ включения трансформатора заключается в использовании трансформатора малой мощности, первичная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481692
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.06.2013
№216.012.47d2

Ледокольное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала. Ледокольное судно содержит корпус, состоящий из основного головного корпуса и жестко связанных с ним побортно расположенных симметрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483966
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.08.2013
№216.012.5c8a

Способ преобразования напряжения гребного электропривода и гребной электропривод для его осуществления

Изобретение относится к области судовых энергетических установок. Способ преобразования напряжений гребного электропривода основан на согласовании напряжения питания, выпрямлении согласованного и инвертировании выпрямленного напряжений. Задают допустимые значения напряжений, токов и скоростей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489311
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.11.2013
№216.012.7f35

Способ локализации зон шумоизлучения движущегося транспортного средства

Использование: в способе локализации зон шумоизлучения движущегося транспортного средства. Сущность: в способе локализации зон шумоизлучения по длине движущегося транспортного средства, включающем прием сигналов в двух произвольных точках его волнового поля, полосовую фильтрацию принятых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498238
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.11.2013
№216.012.7f95

Устройство для испытаний частотно-управляемого гребного электропривода системы электродвижения в условиях стенда

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в судовых системах электродвижения с частотно-управляемым гребным электродвигателем при проведении приемосдаточных испытаний гребного электродвигателя (ГЭД) и системы электродвижения (СЭД) в условиях стенда. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498334
Дата охранного документа: 10.11.2013
Showing 1-10 of 83 items.
20.02.2013
№216.012.2680

Гребная электрическая установка с многоуровневыми преобразователями частоты

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств, в частности к гребной электрической установке. Гребная электрическая установка содержит источники электроэнергии, главный распределительный щит с генераторными, фидерными и секционным выключателями, многообмоточные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475376
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.28aa

Устройство защиты матричного каскадного преобразователя частоты

Использование: в области электротехники. Технический результат - увеличение надежности срабатывания при упрощении процесса реализации. Устройство защиты матричного каскадного преобразователя частоты, содержащего в каждой m-фазе силовой части n-каскадов (матриц) мостовых схем на IGBT-модулях,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475930
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.3479

Способ выделения сигнала шума источника из суммарного шума

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и решает задачу выделения исследуемого сигнала из смеси с помехой. С этой целью после приведения исследуемого и суммарного сигналов к единому временному масштабу, в результате которого происходит сжатие их спектров вблизи частот...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478976
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.347f

Способ определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники, в частности к способу определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля. Сущность: способ определения звукового давления движущегося протяженного источника акустического поля включает синхронный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478982
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.34f8

Гребная электрическая установка с устройством включения

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств и электроприводу. Согласно изобретению в гребной электрической установке с устройством включения использован трансформатор малой мощности, который соединен с выпрямителем, который в свою очередь через RL-цепь соединен с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479103
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.47d2

Ледокольное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала. Ледокольное судно содержит корпус, состоящий из основного головного корпуса и жестко связанных с ним побортно расположенных симметрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483966
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.08.2013
№216.012.5c8a

Способ преобразования напряжения гребного электропривода и гребной электропривод для его осуществления

Изобретение относится к области судовых энергетических установок. Способ преобразования напряжений гребного электропривода основан на согласовании напряжения питания, выпрямлении согласованного и инвертировании выпрямленного напряжений. Задают допустимые значения напряжений, токов и скоростей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489311
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.11.2013
№216.012.7f35

Способ локализации зон шумоизлучения движущегося транспортного средства

Использование: в способе локализации зон шумоизлучения движущегося транспортного средства. Сущность: в способе локализации зон шумоизлучения по длине движущегося транспортного средства, включающем прием сигналов в двух произвольных точках его волнового поля, полосовую фильтрацию принятых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498238
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.11.2013
№216.012.7f95

Устройство для испытаний частотно-управляемого гребного электропривода системы электродвижения в условиях стенда

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в судовых системах электродвижения с частотно-управляемым гребным электродвигателем при проведении приемосдаточных испытаний гребного электродвигателя (ГЭД) и системы электродвижения (СЭД) в условиях стенда. Техническим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498334
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.12.2013
№216.012.8962

Устройство для снижения поперечных колебаний пролетного строения мостов, вызванных ветровым воздействием

Изобретение относится к области аэрогидродинамики плохообтекаемых конструкций и касается вопроса поперечных колебаний пролетных строений мостов, вызванных ветровым воздействием, решает задачу уменьшения колебаний пролетного строения моста, вызванных ветровым воздействием при одновременном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500852
Дата охранного документа: 10.12.2013
+ добавить свой РИД