×
27.04.2014
216.012.bd09

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА ДЛЯ РАДИОТЕЛЕФОННЫХ СООБЩЕНИЙ НА АВТОМАГИСТРАЛЯХ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002514132
Дата охранного документа
27.04.2014
Аннотация: Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности, защиты и спасения человека в условиях движения на крупных автомагистралях и на железнодорожных переездах. Технический результат заключается в повышении безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах путем автоматического определения расстояния от приближающегося поезда до аварийного железнодорожного переезда и в случае его критического значения автоматизированного экстренного торможения поезда. Система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях содержит солнечную батарею 1, оптические концентраторы, планки, фотодиоды, отражатели, сельсины, прозрачный полусферический колпак, герметичную коробку, микрофоны, кнопки вызова, штырьевые приемопередающие антенны, разделительный барьер, микропроцессор, генераторы высокой частоты, многоотводную линию задержки 15.i (I = 1, 2,…n), фазоинверторы 16.j (j = l, 2,…m), сумматор, телеграфный ключ, усилители мощности, радиопередатчики, дуплексеры, гетеродины, смесители, первый усилитель промежуточной частоты, фазовые детекторы, блок памяти, блок сравнения кодов, исполнительные блоки, звуковой сигнализатор, световой сигнализатор, сигнальную панель, радиоприемники, перемножители, полосовые фильтры, блок регистрации и анализа, источник цифровых сообщений, фазовый манипулятор, логический элемент ИЛИ, ключ, коррелятор, фильтр нижних частот, экстремальный регулятор, блок регулируемой задержки, индикатор дальности, блок формирования критической дальности, блок сравнения. 4 ил.
Основные результаты: Система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, использующая солнечную энергию для электропитания радиопередатчика в дневное и ночное время и состоящая из многоячеистой панели солнечных параболоидных концентраторов, в фокусах которых расположены арсенид-галлиевые фотоприемники, имеющие возможность преобразовывать концентрированную солнечную энергию с КПД до 20% и с удельной мощностью 200 Вт/м, по бокам солнечной батареи установлены фотодиоды в цилиндрических отражателях, имеющие возможность ориентировать батарею на солнце с помощью сельсинов с точностью ±2°, а сама батарея размещается в герметичной прозрачной полусфере, на которой сверху установлена штыревая антенна, соединенная с коробкой, в которой размещены буферная щелочная батарея, радиопередатчик, микрофоны и кнопки вызова, при этом коробки крепятся к разделительному барьеру автомагистрали на расстоянии 0,8…1 км друг от друга, в коробке, которая крепится к распределительному барьеру автомагистрали в непосредственной близости от железнодорожного переезда, размещена аппаратура, состоящая из первого радиопередатчика и первого радиоприемника и выполненная в виде последовательно включенных второго генератора высокой частоты, фазового манипулятора, второй вход которого соединен с выходом источника цифровых сообщений, четвертого смесителя, второй вход которого соединен с выходом четвертого гетеродина, и усилителя третьей промежуточной частоты, последовательно включенных четвертого усилителя мощности, первого дуплексера, вход-выход которого связан с первой приемопередающей антенной, третий усилитель мощности, первый смеситель, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина, первый усилитель второй промежуточной частоты, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом четвертого гетеродина, второй полосовой фильтр, первый фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина, и блок сравнения кодов, второй вход которого соединен с выходом блока памяти, а выход подключен к первому и второму исполнительным блокам, звуковому и световому сигнализаторам, на локомотиве установлена аппаратура, состоящая из второго радиопередатчика и второго радиоприемника и выполненная в виде последовательно включенных микропроцессора, первого генератора высокой частоты и многоотводной линии задержки, кодовые отводы которой через фазоинверторы, обеспечивающие на своих выходах поворот фазы на 180° в соответствии с идентификационным кодом, подключены к сумматору, первый вход которого соединен с выходом первого генератора высокой частоты, а к выходу последовательно подключены телеграфный ключ, второй вход которого соединен со вторым выходом микропроцессора, второй смеситель, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина, усилитель первой промежуточной частоты, первый усилитель мощности, второй дуплексер, вход-выход которого связан со второй приемопередающей антенной, второй усилитель мощности, третий смеситель, второй вход которого соединен с выходом третьего гетеродина, второй усилитель второй промежуточной частоты, первый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина, первый полосовой фильтр, второй фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом третьего гетеродина, и блок регистрации и анализа, при этом частоты ω и ωгетеродинов разнесены на значение второй промежуточной частоты ω-ω=ω, второй радиопередатчик, установленный на локомотиве, излучает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ω=ω, а второй радиоприемник, установленный на локомотиве, принимает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ω=ω, первый радиопередатчик, установленный на железнодорожном переезде, излучает сложные сигналы с фазовой манипуляцией, наоборот, на частоте ω, а первый радиоприемник, установленный на железнодорожном переезде, принимает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ω, отличающаяся тем, что первый радиопередатчик, установленный на железнодорожном переезде, снабжен логическим элементом ИЛИ, причем к выходу усилителя третьей промежуточной частоты подключен логический элемент ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом второго полосового фильтра, а выход подключен к входу четвертого усилителя мощности, второй радиоприемник, установленный на локомотиве, снабжен ключом, третьим перемножителем, фильтром нижних частот, экстремальным регулятором, блоком регулируемой задержки, индикатором дальности, блоком формирования критической дальности, блоком сравнения и третьим исполнительным блоком, причем к выходу второго усилителя второй промежуточной частоты последовательно подключены ключ, второй вход которого соединен с третьим выходом микропроцессора, третий перемножитель, второй вход которого через блок регулируемой задержки соединен с выходом сумматора, фильтр нижних частот и экстремальный регулятор, выход которого соединен с вторым входом блока регулируемой задержки, ко второму выходу которого подключены индикатор дальности и последовательно соединенные блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока формирования критической дальности, и третий исполнительный блок, вход микропроцессора соединен с выходом блока сравнения.

Предлагаемая система относится к средствам обеспечения безопасности, защиты и спасения человека в условиях движения на крупных автомагистралях и на железнодорожных переездах.

В последнее время на крупных автомагистралях иностранных государств (США, Германия, Южная Корея и др.) в целях оперативного сообщения о дорожно-транспортных происшествиях по обеим сторонам магистрали через каждый километр устанавливаются системы SOS-телефоны прямой радиосвязи с ближайшими пунктами оказания медицинской и технической помощи. Эти системы имеют автономные источники питания и постоянно настроены на волну соответствующего пункта. Чаще всего имеются автономные системы с солнечными источниками энергии с устройствами их ориентации на Солнце.

Известны системы для радиотелефонных сообщений на автомагистралях и на железнодорожных переездах (авт.свид. СССР №№1.342.796, 1.592.206, 1.796.521, 1.801.849; патенты РФ №№2.090.777, 2.137.644 2.170.187, 2.183.351, 2.282.897, 2.319.212, 2.397.893; Дикарев В.И. Безопасность, защита и спасение человека. Санкт-Петербург, 2007, с.78-104 и др.).

Из известных систем наиболее близкой к предлагаемой является «Система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях» (патент РФ №2.397.548, G08В 25/12, 2008), которая и выбрана в качестве прототипа.

Указанная система обеспечивает между дежурным по переезду и машинистами приближающихся к железнодорожному переезду поездов дуплексную радиосвязь с использованием двух частот ω1, ω2 и сложных сигналов с фазовой манипуляцией.

Следует отметить, что большое количество железнодорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями происходит именно на железнодорожных переездах. Одна из основных причин - это недостаточно предупредить о том, что приближается поезд. Необходимо своевременно сообщить также машинисту приближающегося поезда о чрезвычайной ситуации на железнодорожном переезде, чтобы избежать происшествия.

Однако известная система в ряде случаев не в полной мере обеспечивает безопасность дорожного движения на железнодорожных переездах. К этим случаям относятся и случаи выключения внимания машиниста в различных экстремальных ситуациях (усталость, обморок, сон и т.п.). В таких экстремальных ситуациях необходимы автоматическое определение расстояния от приближающегося поезда до железнодорожного переезда и в случае его критического значения - автоматизированное экстренное торможение поезда. Критическое расстояние между приближающимся поездом и аварийным железнодорожным переездом определяется длиной тормозного пути поезда, которая в среднем равна 1000 м и более.

Технической задачей изобретения является повышение безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах путем автоматического определения расстояния от приближающегося поезда до аварийного железнодорожного переезда и в случае его критического значения - автоматизированного экстренного торможения поезда.

Поставленная задача решается тем, что система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, использующая солнечную энергию для электропитания радиопередатчика в дневное и ночное время и состоящая, в соответствии с ближайшим аналогом, из многоячеистой панели солнечных параболоидных концентраторов, в фокусах которых расположены арсенид-галлиевые фотоприемники, имеющие возможность преобразовывать концентрированную солнечную энергию с КПД до 20% и с удельной мощностью 200 Вт/м2, по бокам солнечной батареи установлены фотодиоды в цилиндрических отражателях, имеющие возможность ориентировать батарею на солнце с помощью сельсинов с точностью ±2°, а сама батарея размещается в герметичной прозрачной полусфере, на которой сверху установлены штыревая антенна, соединенная с коробкой, в которой размещены буферная щелочная батарея, радиопередатчик, микрофоны и кнопки вызова, при этом коробки крепятся к разделительному барьеру автомагистрали на расстоянии 0,8… 1 км друг от друга, в коробке, которая крепится к разделительному барьеру автомагистрали в непосредственной близости от железнодорожного переезда, размещена аппаратура, состоящая из первого радиопередатчика и первого радиоприемника и выполненная в виде последовательно включенных второго генератора высокой частоты, фазового манипулятора, второй вход которого соединен с выходом источника цифровых сообщений, четвертого смесителя, второй вход которого соединен с выходом четвертого гетеродина, и усилителя третьей промежуточной частоты, последовательно включенных четвертого усилителя мощности, первого дуплексира, вход-выход которого связан с первой приемопередающей антенной, третий усилитель мощности, первый смеситель, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина, первый усилитель второй промежуточной частоты, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом четвертого гетеродина, второй полосовой фильтр, первый фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина, и блок сравнения кодов, второй вход которого соединен с выходом блока памяти, а выход подключен к первому и второму исполнительным блокам, звуковому и световому сигнализаторам, на локомотиве установлена аппаратура, состоящая из второго радиопередатчика и второго радиоприемника и выполненная в виде последовательно включенных микропроцессора, первого генератора высокой частоты и многоотводной линии задержки, кодовые отводы которой через фазоинверторы, обеспечивающие на своих выходах поворот фазы на 180° в соответствии с идентификационным кодом, подключены к сумматору, первый вход которого соединен с выходом первого генератора высокой частоты, а к выходу последовательно подключены телеграфный ключ, второй вход которого соединен со вторым выходом микропроцессора, второй смеситель, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина, усилитель первой промежуточной частоты, первый усилитель мощности, второй дуплексер, вход-выход которого связан с второй приемопередающей антенной, второй усилитель мощности, третий смеситель, второй вход которого соединен с выходом третьего гетеродина, второй усилитель второй промежуточной частоты, первый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина, первый полосовой фильтр, второй фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом третьего гетеродина, и блок регистрации и анализа, при этом частота ω1 и ωг2 гетеродинов разнесены на значение второй промежуточной частоты ωг2 - ωг1 = ωпр2, второй радиопередатчик, установленный на локомотиве, изучает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ωг1 - ωг2, а второй радиопередатчик, установленный на локомотиве, изучает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ωг1 = ωг2, а второй радиоприемник, установленный на локомотиве, принимает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ω2 = ωг1, первый радиопередатчик, установленный на железнодорожном переезде, излучает сложные сигналы с фазовой манипуляцией, наоборот, на частоте ω2, а первый радиоприемник, установленный на железнодорожном переезде, принимает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ω1, отличается от ближайшего аналога тем, что первый радиопередатчик, установленный на железнодорожном переезде, снабжен логическим элементом ИЛИ, причем к выходу усилителя третьей промежуточной частоты подключен логический элемент ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом второго полосового фильтра, а выход подключен к входу четвертого усилителя мощности, второй радиоприемник, установленный на локомотиве, снабжен ключом, третьим перемножителем, фильтром нижних частот, экстремальным регулятором, блоком регулируемой задержки, индикатором дальности, блоком формирования критической дальности, блоком сравнения и третьим исполнительным блоком, причем к выходу второго усилителя второй промежуточной частоты последовательно подключены ключ, второй вход которого соединен с третьим выходом микропроцессора, третий перемножитель, второй вход которого через блок регулируемой задержки соединен с выходом сумматора, фильтр нижних частот и экстремальный регулятор, выход которого соединен с вторым входом блока регулируемой задержки, к второму выходу которого подключены индикатор дальности, и последовательно соединенные блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока формирования критической дальности, и третий исполнительный блок, вход микропроцессора соединен с выходом блока сравнения.

Общий вид предлагаемой SOS-системы изображен на фиг.1. Структурная схема второго радиопередатчика 40 и второго радиоприемника 49, устанавливаемых на локомотиве, представлена на фиг.2. Структурная схема первого радиопередатчика 21 и первого радиоприемника 35, устанавливаемых в коробке на железнодорожном переезде, изображена на фиг.3. Частотная диаграмма, поясняющая преобразование сигналов, представлена на фиг.4.

Второй радиопередатчик 40 содержит последовательно включенные микропроцессор 13, первый генератор 14 высокой частоты и многоотводную линию задержки 15.i (i=l, 2,…,n), кодовые отводы которой через фазоинверторы 16.j (j=l, 2,… m), обеспечивающие на своих выходах поворот фазы на 180° в соответствии с идентификационным кодом Mi(t), подключены к сумматору 17, первый вход которого соединен с выходом генератора 14 высокой частоты, а к выходу последовательно подключены телеграфный ключ 18, второй вход которого соединен со вторым выходом микропроцессора 13, второй смеситель 37, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина 36, усилитель 38 первой промежуточной частоты и первый усилитель 19 мощности, выход которого подключен к входу второго дуплексера 39, вход-выход которого связан со второй приемопередающей антенной 20.

Второй радиоприемник 49 содержит последовательно подключенные к выходу второго дуплексера 39 второй усилитель 41 мощности, третий смеситель 43, второй вход которого соединен с выходом третьего гетеродина 42, второй усилитель 44 второй промежуточной частоты, первый перемножитель 45, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина 36, первый полосовой фильтр 46, второй фазовый детектор 47, второй вход которого соединен с выходом третьего гетеродина 42, и блок 48 регистрации и анализа.

К выходу второго усилителя 44 второй промежуточной частоты последовательно подключены ключ 61, второй вход которого соединен с третьим выходом микропроцессора 13, третий перемножитель 63, второй вход которого через блок 66 регулируемой задержки соединен с выходом сумматора 17, фильтр 64 нижних частот и экстремальный регулятор 65, выход которого соединен со вторым входом блока 66 регулируемой задержки, к второму выходу которого подключены индикатор 67 дальности, и последовательно соединенные блок 69 сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока 68 формирования критической дальности, и третий исполнительный блок 70, вход микропроцессора 13 соединен с выходом блока 69 сравнения, третий перемножитель 63, фильтр 64 нижних частот, экстремальный регулятор 65 и блок 66 регулируемой задержки образуют коррелятор 62.

Первый радиопередатчик 21 содержит последовательно включенные второй генератор 53 высокой частоты, фазовый манипулятор 55, второй вход которого соединен с выходом источника 54 цифровых сообщений, четвертый смеситель 57, второй вход которого соединен с выходом четвертого гетеродина 56, усилитель 58 третьей промежуточной частоты, логический элемент ИЛИ 60, второй вход которого соединен с выходом второго полосового фильтра 52, и четвертый усилитель 59 мощности, выход которого подключен к входу первого дуплексера 22, вход-выход которого связан с первой приемопередающей антенной 11.

Первый радиоприемник 35 содержит последовательно подключенные к выходу первого дуплексера 22 третий усилитель 50 мощности, первый смеситель 24, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина 23, первый усилитель 25 второй промежуточной частоты, второй перемножитель 51, второй вход которого соединен с выходом четвертого гетеродина 56, второй полосовой фильтр 52, первый фазовый детектор 27, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина 23, и блок 29 сравнения кодов, второй вход которого соединен с выходом блока 28 памяти, а выход подключен к первому 30 и второму 31 исполнительным блокам, звуковому 33 и световому 34 сигнализаторам. Звуковой 33 и световой 34 сигнализаторы размещаются на сигнальной панели 32, которая устанавливается на железнодорожном переезде так, чтобы приближающий участник движения мог в любое время заметить ее перед выездом на железнодорожные пути.

Частоты ωг1 и ωг2 гетеродинов разнесены на значение второй промежуточной частоты ωпр2

ωг2rlnp

Второй радиопередатчик 40 излучает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ωlг2. Второй радиоприемник 49 принимает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ω2г1. Первый радиопередатчик 21 излучает сложные сигналы с фазовой манипуляцией, наоборот, на частоте ω2. Первый радиоприемник 35 принимает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ω1.

Солнечная батарея 1 представляет собой набор солнечных параболоидных оптических концентраторов 2, сфокусированных на арсенид-галлиевые преобразователи, размещенные на тыловой стороне планок 3. Для азимутально-зенитальной ориентации по бокам батареи установлены фотодиоды 4 с отражателями 5, управляющие сельсинами 6.

Батарея установлена в герметичном прозрачном полусферическом колпаке 7 на герметичной коробке 8, внутри которой расположены буферная щелочная батарея, радиопередатчик 21, дуплексер 22 и радиоприемник 35, а на противоположных стенах коробки размещены микрофоны 9 и кнопки вызова 10. Штыревая приемопередающая радиоантенна 11 установлена в верхней части полусферы, а вся система закреплена на разделительном барьере 12 автомагистрали в непосредственной близости от железнодорожного переезда.

Система работает следующим образом.

При возникновении дорожно-транспортного происшествия его участники нажимают кнопку 10 и через микрофон 9 сообщают в дежурную часть о подробностях случившегося.

В течение дня солнечную батарею ориентируют на солнце (или на наиболее освещенную часть неба) при помощи фотодиодов 4 с отражателями 5, которые на основе достижения равносигнальной зоны управляют сельсинами 6. При этом подзаряжают буферную батарею для работы в ночное время.

При приближении локомотива к железнодорожному переезду на расстоянии R1 микропроцессор 13 включает радиопередатчик и генератор 14 высокой частоты, который формирует радиоимпульс:

Uc(t) = υcCos(ωct+φс), 0<t<τN,

где υC, ωс, φс, τN - амплитуда, несущая частота, начальная фаза и длительность радиоимпульса.

Сформированный импульс с выхода генератора 14 высокой частоты поступает на первый вход сумматора 17 и на вход многоотводной линии задержки 15.i (I = 1, 2,…, n). В многоотводной линии задержки 15.i время задержки между ближайшими соседними отводами равно длительности радиоимпульса (τi τN, I = 1, 2,…, n). В некоторых отводах линии задержки включены фазоинверторы 16.j (j = 1, 2,…, m), обеспечивающие на своих выходах поворот фазы на 180° в соответствии с идентификационным кодом M1(t). На выходе сумматора 17 образуется сложный фазоманипулированный (ФМн) радиосигнал в виде алгебраической суммы радиоимпульсов со всех отводов линии задержки 15.i (i = 1, 2,…, n) и с выхода генератора 14 высокой частоты:

U1(t)=υcCos[ωct+φk1 (t)+φc], 0<t<ТCl,

где φkl(t) ={0, π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M1(t), причем φk1(t)= const при kτи<t<(k+l) τи и может изменяться скачком при t = k τи, т.е. на границах между элементарными посылками (радиоимпульса) (k= l, 2,…, n);

τи, n - длительность и количество элементарных радиоимпульсов, из которых составлен сигнал длительностью TCl (TCl= τи n).

Данный сигнал поступает на первый вход второго смесителя 37, на второй вход которого подается напряжение второго гетеродина 36:

Uгl(t) = υгl·Cos(ωгlгl).

На выходе смесителя 37 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 38 выделяется напряжение первой промежуточной (суммарной) частоты:

Unpl(t) = υпрlτ·Cos [ωnplt+φkl(t)+φnpl], 0<t<TCl;

где υnpl= l/2υcl · υгl;

ωnpl = ωcгl - первая промежуточная (суммарная) частота.

φпр 1 = φсгl

Это напряжение после усиления в усилителе 19 мощности через дуплексер 39 поступает в приемопередающую антенну 20, излучается ею в эфир на частоте ωl = ωпрl, улавливается приемопередающей антенной 11 и через дуплексер 22 и усилитель 50 мощности поступает на первый вход смесителя 24, на второй вход которого подается напряжение UГl(t) гетеродина 23. На выходе смесителя 24 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 25 выделяется напряжение второй промежуточной (разностной) частоты:

Uпр2(t)=υпр2·Cos[ωпр2t+φkl(t)+φпр2], 0≤t≤TCl;

где υпр2=1/2υпр1;· υг1; φпр2 = φпр1 - φГ1

φпр2 = ωпрl - ωгl - вторая промежуточная (разностная) частота;

которое поступает на первый вход перемножителя 51. На второй вход перемножителя 51 подается напряжение гетеродина 56:

Ur2(t) = υг2·Cos(ωг2t+φг2).

На выходе перемножителя 52 образуется напряжение:

U2(t) = υ2 · Cos[ωгlt - φkl(t)+φгl], 0<t<ТCl,

где υ2=1/2υпр2 · υг2;

которое выделяется Полосовым фильтром 52 и поступает на первый (информационный) вход фазового детектора 27, на второй (опорный) вход подается напряжение Url(t) гетеродина 23. На выходе фазового детектора 27 выделяется низкочастотное напряжение:

UHl(t) = υнl · Cosφkl(t), 0<t<TCl,

где υнl = 1/2υ2 · υгl;

пропорциональное модулирующему коду Ml(t). Это напряжение поступает на первый вход блока 29 сравнения кодов, на второй вход которого подается модулирующий код Ml(t), заранее записанный в блок 28 памяти. Так как на два входа блока 29 сравнения кодов поступают идентичные коды, то на его выходе формируется постоянное управляющее напряжение, которое поступает на управляющие входы двух исполнительных блоков 30 и 31, звукового 33 и светового 34 сигнализаторов.

Исполнительные блоки 30 и 31 срабатывают и обеспечивают опускание двух шлагбаумов, препятствующих с двух сторон движению транспорта через железнодорожный переезд.

Звуковой 33 и световой 34 сигнализаторы срабатывают и извещают о приближении к железнодорожному переезду локомотива.

Для повышения достоверности приема ФМн-сигнала последний дублируется несколько раз с интервалом, например, в 5 секунд. Это обеспечивается микропроцессором 13, который замыкает цепь телеграфного ключа 18 через тот же интервал времени. При этом звуковой 33 и световой 34 сигнализаторы работают в проблесковом режиме с периодом следования ТСЛ=5 секунд.

При достижении локомотивом второго рубежа R.2 (критического) микропроцессор 13 замыкает цепь телеграфного ключа 18 накоротко. При замкнутой накоротко цепи телеграфного ключа 18 звуковой 33 и световой 34 сигнализаторы досылают в пространство непрерывные звуковой и световой сигналы.

При проследовании локомотива через железнодорожный переезд шлагбаумы поднимаются, а звуковой 33 и световой 34 сигнализаторы прекращают свою работу.

При приближении локомотива к очередному железнодорожному переезду работа системы происходит аналогичным образом. Если на железнодорожном переезде возникает чрезвычайная ситуация, например заглох двигатель транспортного средства, пересекающего железнодорожный переезд, то включается генератор 53 высокой частоты, который формирует гармоническое колебание:

UC2(t) = υc2 · Cos(ωсt+φc2), 0≤t≤ТC2,

которое поступает на первый вход фазового манипулятора 55, на второй вход которого подается модулирующий код M2(t) с выхода источника 54 цифровых сообщений. Данный код содержит сведения о чрезвычайной ситуации, возникшей на железнодорожном переезде. На выходе фазового манипулятора 55 образуется сложный сигнал с фазовой манипуляцией:

U3(t) = υс2 · Cos[ωct+φk2(t)+φc2], 0<t<Тс2,

где φк2(t) = {0, π} - манипулируемая составляющая фазы, отображающая закон фазовой манипуляции в соответствии с модулирующим кодом M2(t); который поступает на первый вход смесителя 57, на второй вход которого подается напряжение UГ2(t) гетеродина 56. На выходе смесителя 57 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 58 выделяется напряжение третьей промежуточной (разностной) частоты:

Uпр3(t) = υпр3 · Cos[ωпр3t - φк2(t)+φпр3], 0≤t≤Tc2

где υпр3 = 1/2· υc2· υг2;

ωпр3 = ωг2 - ωс - третья промежуточная (разностная) частота;

φпр3 = φг2 - φс2

Это напряжение после прохождения логического элемента ИЛИ 60 и усиления в усилителе 59 мощности через дуплексер 22 поступает в приемопередающую антенну 11, излучается ею в эфир на частоте ω2пр3, улавливается приемопередающей антенной 20 и через дуплексер 39 и усилитель 41 мощности поступает на первый вход смесителя 43. На второй вход смесителя 43 подается напряжение UГ2(t) гетеродина 42. На выходе смесителя 43 образуются напряжения комбинационных частот. Усилителем 44 выделяется напряжение второй промежуточной частоты:

Uпp4(t) = υпр4 · Cos[ωпр2t+φk2(t)+φпр4], 0≤t≤Tc2,

где υпp4 = 1/2 · υпр3 · υг2;

ωпр2 = ωг2 - ωпр3 - вторая промежуточная (разностная) частота;

φпр4 = φг2 - φпр3,

которое поступает на первый вход перемножителя 45, на второй вход которого подается напряжение UГl(t) гетеродина 36. На выходе перемножителя 45 образуется напряжение

U4(t) = υ4 · Cos[ωг2t+φk2(t)+φг2], 0≤t≤Tc2, где υ4=1/2 · υпр4· υгl;

ωг2 = ωпр2 - ωгl,

которое выделяется полосовым фильтром 46 и поступает на первый (информационный) вход фазового детектора 47. На второй (опорный) вход фазового детектора 47 подается напряжение Ur2(t) гетеродина 42. На выходе фазового детектора 47 образуется низкочастотное напряжение:

UH2(t) = υн2 · Cosφk2(t), 0<t<Тс2,

где υн2=1/2 · υ4· υг2;

пропорциональное модулирующему коду M2(t), которое поступает на вход блока 48 регистрации и анализа. Тем самым машинист локомотива оперативно получает информацию о чрезвычайной ситуации на железнодорожном переезде и принимает меры для предотвращения катастрофы.

Описанная выше работа системы для радиотелефонных сообщений на автомагистралях соответствует штатному режиму, когда окончательное решение о торможении локомотива, приближающегося к аварийному железнодорожному переезду, принадлежит машинисту.

При возникновении различных нештатных режимов, в том числе и чрезвычайных ситуаций, когда выключается внимание машиниста (усталость, обморок, сон и т.п.), определение дальности от приближающегося локомотива до аварийного железнодорожного переезда и в случае его критического значения - автоматизированное экстренное торможение локомотива возлагаются на автоматическую систему, входящую в состав второго радиоприемника 49, устанавливаемого на локомотиве. При достижении локомотивом второго рубежа R2 (критического) усилителя 38 первой промежуточной (суммарной) частоты выделяется напряжение

Uпpl(t) = Vпpl · Cos[wпplt+φkl(t)+φпpl], 0≤t≤TCl,

которое после усиления в усилителе 19 мощности через дуплексер 30 поступает в приемопередающую антенну 20, излучается ею в эфир на частоте ωl = ωпрl, улавливается приемопередающей антенной 11 и через дуплексер 22 поступает на вход первого радиоприемника 35. Полосовым фильтром 52 выделяется напряжение

U2 (t) = V2 · Cos[wгlt - φkl (t)+φгl], 0≤t≤TCl,

которое через логический элемент ИЛИ 60, усилитель 59 мощности и дуплексер 22 поступает в приемопередающую антенну 11, излучается ею в эфир, улавливается приемопередающей антенной 20 и через дуплексер 39 и усилитель 41 мощности поступает на первый вход смесителя 43, на второй вход которого подается напряжение третьего гетеродина 42

UГ2(t) = VГ2 · Cos(wГ2t+φГ2).

На выходе смесителя 43 образуются напряжения комбинационных частот. Усилитель 44 выделяется напряжение второй промежуточной частоты

Uпp5(t) = Vпp5 · Cos[wпp2t+φкl(t)+φпp5], 0≤t≤TC,

где Vпp5 = ;

ωпp2 = ωг2 - ωг1 - вторая промежуточная (разностная) частота;

φпp2 = φг2 - φгl ,

которое через открытый ключ 61 поступает на первый вход перемножителя 63. Ключ 61 открывается управляющим напряжением с третьего выхода микропроцессора 13. На второй вход перемножителя 63 через блок 66 регулируемой задержки подается ФМн-сигнал

U1(t)=Vc · Cos[ωct+φкl(t)+φc],0<t<Тс1

с выхода сумматора 17.

Полученное на выходе третьего перемножителя 63 напряжение пропускается через фильтр 64 нижних частот, на выходе которого формируется корреляционная функция R(τ), где τ текущая временная задержка. Экстремальный регулятор 65, предназначенный для поддержания максимального значения корреляционной функции R(τ) и подключенный к выходу фильтра 64 нижних частот, воздействует на управляющий вход блока 66 регулируемой задержки и поддерживает вводимую им временную задержки τ равной τ3(τ=τ3), что соответствует максимальному значению корреляционной функции R(r). Указатель 67 дальности, связанный со шкалой блока 66 регулируемой задержки (со вторым выходом блока 66 регулируемой задержки), позволяет непосредственно считывать измеренное значение дальности R от приближающегося локомотива до аварийного железнодорожного переезда

где с - скорость распространения радиоволн.

Следовательно, задача автоматического измерения дальности R от приближающегося локомотива до аварийного железнодорожного переезда сводится к измерению временной задержки ФМн-сигнала, ретранслированного аппаратурой аварийного железнодорожного переезда, относительно зондирующего ФМн-сигнала.

Измеренное значение дальности R сравнивается в блоке 69 сравнения с критическим значением дальности Rкp, формируемым в блоке 68 (Rкp=1000 м). При значении дальности R меньше критического значения R<Rкp в блоке 69 сравнения формируется постоянное напряжение, которое поступает в третий исполнительный блок 70. Последний включается и приводит в действие тормозную систему локомотива, которая осуществляет экстренное торможение и остановку локомотива, приближающегося к аварийному железнодорожному переезду. Одновременно постоянное управляющее напряжение с выхода блока 69 сравнения поступает в микропроцессор 13. Последний при достижении локомотивом второго рубежа R2 (критического Rкp) замыкает цепь телеграфного ключа 18 накоротко. При замкнутой накоротко цепи телеграфного ключа 18 звуковой 33 и световой 34 сигнализаторы посылают в пространство непрерывные звуковой и световой сигналы.

Предлагаемая система обеспечивает своевременное предупреждение о приближении поезда к железнодорожному переезду. Для предупреждения используется сигнальная панель 32 со звуковой и световой сигнализацией, которая монтируется на железнодорожном переезде так, чтобы приближающийся участник движения мог в любое время заметить ее перед въездом на железнодорожные пути.

Указанная система обеспечивает повышение безопасности на железнодорожных переездах. Это достигается установлением дуплексной радиосвязи между локомотивом и железнодорожным переездом с использованием двух частот ω1 и ω2 и сложных сигналов с фазовой манипуляцией. При этом частоты ωг1 и ωг2 разнесены на значение второй промежуточной частоты ωг2г1пр2. Второй радиопередатчик 40, установленный на локомотиве, излучает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ω1г2пр1, а второй радиоприемник 49, установленный на локомотиве, принимает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ω2г1пр3. А первый радиопередатчик 21, установленный на железнодорожном переезде, излучает сложные сигналы с фазовой манипуляцией, наоборот, на частоте ω2, а первый радиоприемник 35, установленный на железнодорожном переезде, принимает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ω1.

Таким образом, предлагаемая система по сравнению с прототипом и другими техническими решениями аналогичного назначения обеспечивает повышение безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах в различных экстремальных ситуациях, когда выключается внимание машиниста (усталость, обморок, сон и т.п.). Это достигается автоматическим определением расстояния от приближающегося локомотива до аварийного железнодорожного переезда и в случае его критического значения автоматизированного экстренного торможения локомотива.

Автоматическое измерение расстояния от приближающегося локомотива до аварийного железнодорожного переезда осуществляется корреляционным методом с использованием замечательного свойства корреляционной функции сложных сигналов с фазовой манипуляцией, которая имеет значительный главный лепесток и относительно низкий уровень боковых лепестков. Это обстоятельство позволяет повысить точность изменения указанной дальности.

Система для радиотелефонных сообщений на автомагистралях, использующая солнечную энергию для электропитания радиопередатчика в дневное и ночное время и состоящая из многоячеистой панели солнечных параболоидных концентраторов, в фокусах которых расположены арсенид-галлиевые фотоприемники, имеющие возможность преобразовывать концентрированную солнечную энергию с КПД до 20% и с удельной мощностью 200 Вт/м, по бокам солнечной батареи установлены фотодиоды в цилиндрических отражателях, имеющие возможность ориентировать батарею на солнце с помощью сельсинов с точностью ±2°, а сама батарея размещается в герметичной прозрачной полусфере, на которой сверху установлена штыревая антенна, соединенная с коробкой, в которой размещены буферная щелочная батарея, радиопередатчик, микрофоны и кнопки вызова, при этом коробки крепятся к разделительному барьеру автомагистрали на расстоянии 0,8…1 км друг от друга, в коробке, которая крепится к распределительному барьеру автомагистрали в непосредственной близости от железнодорожного переезда, размещена аппаратура, состоящая из первого радиопередатчика и первого радиоприемника и выполненная в виде последовательно включенных второго генератора высокой частоты, фазового манипулятора, второй вход которого соединен с выходом источника цифровых сообщений, четвертого смесителя, второй вход которого соединен с выходом четвертого гетеродина, и усилителя третьей промежуточной частоты, последовательно включенных четвертого усилителя мощности, первого дуплексера, вход-выход которого связан с первой приемопередающей антенной, третий усилитель мощности, первый смеситель, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина, первый усилитель второй промежуточной частоты, второй перемножитель, второй вход которого соединен с выходом четвертого гетеродина, второй полосовой фильтр, первый фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом первого гетеродина, и блок сравнения кодов, второй вход которого соединен с выходом блока памяти, а выход подключен к первому и второму исполнительным блокам, звуковому и световому сигнализаторам, на локомотиве установлена аппаратура, состоящая из второго радиопередатчика и второго радиоприемника и выполненная в виде последовательно включенных микропроцессора, первого генератора высокой частоты и многоотводной линии задержки, кодовые отводы которой через фазоинверторы, обеспечивающие на своих выходах поворот фазы на 180° в соответствии с идентификационным кодом, подключены к сумматору, первый вход которого соединен с выходом первого генератора высокой частоты, а к выходу последовательно подключены телеграфный ключ, второй вход которого соединен со вторым выходом микропроцессора, второй смеситель, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина, усилитель первой промежуточной частоты, первый усилитель мощности, второй дуплексер, вход-выход которого связан со второй приемопередающей антенной, второй усилитель мощности, третий смеситель, второй вход которого соединен с выходом третьего гетеродина, второй усилитель второй промежуточной частоты, первый перемножитель, второй вход которого соединен с выходом второго гетеродина, первый полосовой фильтр, второй фазовый детектор, второй вход которого соединен с выходом третьего гетеродина, и блок регистрации и анализа, при этом частоты ω и ωгетеродинов разнесены на значение второй промежуточной частоты ω-ω=ω, второй радиопередатчик, установленный на локомотиве, излучает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ω=ω, а второй радиоприемник, установленный на локомотиве, принимает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ω=ω, первый радиопередатчик, установленный на железнодорожном переезде, излучает сложные сигналы с фазовой манипуляцией, наоборот, на частоте ω, а первый радиоприемник, установленный на железнодорожном переезде, принимает сложные сигналы с фазовой манипуляцией на частоте ω, отличающаяся тем, что первый радиопередатчик, установленный на железнодорожном переезде, снабжен логическим элементом ИЛИ, причем к выходу усилителя третьей промежуточной частоты подключен логический элемент ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом второго полосового фильтра, а выход подключен к входу четвертого усилителя мощности, второй радиоприемник, установленный на локомотиве, снабжен ключом, третьим перемножителем, фильтром нижних частот, экстремальным регулятором, блоком регулируемой задержки, индикатором дальности, блоком формирования критической дальности, блоком сравнения и третьим исполнительным блоком, причем к выходу второго усилителя второй промежуточной частоты последовательно подключены ключ, второй вход которого соединен с третьим выходом микропроцессора, третий перемножитель, второй вход которого через блок регулируемой задержки соединен с выходом сумматора, фильтр нижних частот и экстремальный регулятор, выход которого соединен с вторым входом блока регулируемой задержки, ко второму выходу которого подключены индикатор дальности и последовательно соединенные блок сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока формирования критической дальности, и третий исполнительный блок, вход микропроцессора соединен с выходом блока сравнения.
СИСТЕМА ДЛЯ РАДИОТЕЛЕФОННЫХ СООБЩЕНИЙ НА АВТОМАГИСТРАЛЯХ
СИСТЕМА ДЛЯ РАДИОТЕЛЕФОННЫХ СООБЩЕНИЙ НА АВТОМАГИСТРАЛЯХ
СИСТЕМА ДЛЯ РАДИОТЕЛЕФОННЫХ СООБЩЕНИЙ НА АВТОМАГИСТРАЛЯХ
СИСТЕМА ДЛЯ РАДИОТЕЛЕФОННЫХ СООБЩЕНИЙ НА АВТОМАГИСТРАЛЯХ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 130 items.
10.01.2013
№216.012.19ea

Устройство для дистанционного измерения давления

Устройство относится к приборостроению и может быть использовано в системах дистанционного сбора информации о давлении в различных отраслях промышленности. Техническим результатом изобретения является повышение чувствительности устройства при измерении малых фазовых сдвигов, соответствующих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472126
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.19ed

Система мониторинга безопасной эксплуатации зданий и инженерно-строительных сооружений

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для мониторинга безопасной эксплуатации зданий и инженерно-строительных сооружений. Система содержит автоматизированное рабочее место (АРМ), объекты диагностики, цифровую линию связи, блоки предварительной обработки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472129
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.1e8f

Трость для инвалида по зрению

Предложенная трость относится к медицинской технике, в частности к устройствам для ориентирования слепых в окружающем пространстве, и может быть использована при самостоятельном передвижении слепого. Трость содержит палку с рукояткой, в которой размещены приемоизлучатель, установленный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473324
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.20b4

Система дистанционного контроля и диагностики состояния конструкций и инженерно-строительных сооружений

Заявленное устройство относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для дистанционного контроля, оценки и прогнозирования технического состояния конструкций и инженерно-строительных сооружений. Устройство содержит пункт контроля, состоящий из радиостанции и связанной с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473873
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.2116

Система контроля расхода и утечек бытового газа в многоквартирных домах

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к системам и устройствам формирования измерительной и управляющей информации по первичным параметрам, определяющим расход природного газа и контроль его утечек в многоквартирных домах. Технический результат - повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473971
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.24a4

Экологическая система сбора информации о состоянии региона

Изобретение относится к области контрольных устройств (систем) и может быть использовано при конструировании систем экологического мониторинга городов и регионов. Технический результат - повышение помехоустойчивости и достоверности приема сложных сигналов с фазовой манипуляцией путем ослабления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474882
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.2862

Система охраны и наблюдения

Изобретение относится к охранным средствам видеонаблюдения и может быть использовано для защиты от несанкционированного доступа на охраняемые объекты, например, жилые квартиры и помещения. Техническим результатом является повышение надежности охраны и наблюдения за жилыми помещениями и другими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475858
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.03.2013
№216.012.3196

Способ идентификации транспортных средств и выявления заявленных на поиск автомобилей при прохождении контрольных пунктов и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области систем контроля потока транспортных средств (ТС). В способе идентификации транспортных средств и выявления заявленных на поиск автомобилей, при прохождении ТС контрольных пунктов сравнивают коды сигналов, принятых на контрольных пунктах, с кодами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478232
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.04.2013
№216.012.32b4

Способ управления самолетом при заходе на посадку

Предлагаемый способ относится к области авиации и может быть использован в приборном оборудовании летательного аппарата для упрощения восприятия и переработки приборной информации летчиком при выполнении захода на посадку, посадке и полете по маршруту, в ручном и автоматическом режимах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478523
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3509

Радиоприемное устройство для обнаружения широкополосных сигналов с фазовой манипуляцией

Устройство относится к радиотехнике и может быть использовано в аппаратуре, предназначенной для приема и анализа фазоманипулированных (ФМн) сигналов с бинарным значением фазы. Техническим результатом является повышение помехоустойчивости и достоверности обнаружения широкополосных сигналов с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479120
Дата охранного документа: 10.04.2013
Showing 1-10 of 179 items.
10.01.2013
№216.012.19ea

Устройство для дистанционного измерения давления

Устройство относится к приборостроению и может быть использовано в системах дистанционного сбора информации о давлении в различных отраслях промышленности. Техническим результатом изобретения является повышение чувствительности устройства при измерении малых фазовых сдвигов, соответствующих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472126
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.19ed

Система мониторинга безопасной эксплуатации зданий и инженерно-строительных сооружений

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для мониторинга безопасной эксплуатации зданий и инженерно-строительных сооружений. Система содержит автоматизированное рабочее место (АРМ), объекты диагностики, цифровую линию связи, блоки предварительной обработки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472129
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.01.2013
№216.012.1e8f

Трость для инвалида по зрению

Предложенная трость относится к медицинской технике, в частности к устройствам для ориентирования слепых в окружающем пространстве, и может быть использована при самостоятельном передвижении слепого. Трость содержит палку с рукояткой, в которой размещены приемоизлучатель, установленный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473324
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.20b4

Система дистанционного контроля и диагностики состояния конструкций и инженерно-строительных сооружений

Заявленное устройство относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для дистанционного контроля, оценки и прогнозирования технического состояния конструкций и инженерно-строительных сооружений. Устройство содержит пункт контроля, состоящий из радиостанции и связанной с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473873
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.2116

Система контроля расхода и утечек бытового газа в многоквартирных домах

Изобретение относится к области приборостроения, в частности к системам и устройствам формирования измерительной и управляющей информации по первичным параметрам, определяющим расход природного газа и контроль его утечек в многоквартирных домах. Технический результат - повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473971
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.24a4

Экологическая система сбора информации о состоянии региона

Изобретение относится к области контрольных устройств (систем) и может быть использовано при конструировании систем экологического мониторинга городов и регионов. Технический результат - повышение помехоустойчивости и достоверности приема сложных сигналов с фазовой манипуляцией путем ослабления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474882
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.2862

Система охраны и наблюдения

Изобретение относится к охранным средствам видеонаблюдения и может быть использовано для защиты от несанкционированного доступа на охраняемые объекты, например, жилые квартиры и помещения. Техническим результатом является повышение надежности охраны и наблюдения за жилыми помещениями и другими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475858
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.03.2013
№216.012.3196

Способ идентификации транспортных средств и выявления заявленных на поиск автомобилей при прохождении контрольных пунктов и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области систем контроля потока транспортных средств (ТС). В способе идентификации транспортных средств и выявления заявленных на поиск автомобилей, при прохождении ТС контрольных пунктов сравнивают коды сигналов, принятых на контрольных пунктах, с кодами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478232
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.04.2013
№216.012.32b4

Способ управления самолетом при заходе на посадку

Предлагаемый способ относится к области авиации и может быть использован в приборном оборудовании летательного аппарата для упрощения восприятия и переработки приборной информации летчиком при выполнении захода на посадку, посадке и полете по маршруту, в ручном и автоматическом режимах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478523
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3509

Радиоприемное устройство для обнаружения широкополосных сигналов с фазовой манипуляцией

Устройство относится к радиотехнике и может быть использовано в аппаратуре, предназначенной для приема и анализа фазоманипулированных (ФМн) сигналов с бинарным значением фазы. Техническим результатом является повышение помехоустойчивости и достоверности обнаружения широкополосных сигналов с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479120
Дата охранного документа: 10.04.2013
+ добавить свой РИД