Вид РИД
Изобретение
Предполагаемое изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано для проверки параллельности рельсовых путей к продольной оси лесопильных станков, заданной в виде струны, туго натянутой по направлению подачи распиливаемого лесоматериала, в частности, для проверки параллельности рельсовых путей у ЛР.
Известен способ проверки параллельности рельсовых путей к продольной оси ЛР путем переноса направления струны на уровень рельсов при помощи вертикальной нити отвеса, подвешиваемого к струне в нужных контрольных точках по длине рельсов, и измерения при помощи линейки расстояния от головки рельсов до нити отвеса (Лашманов В.И., Пластов Е.Ф.. Выверка лесопильных рам. М.: Лесн. пром-сть, 1971.С.45.)
Недостатками способа являются:
1) ненадежность нити отвеса в качестве измерительной базы (непригодность для контактных измерений);
2) длительность «успокоения» отвеса в вертикальном положении;
3) неудобство отсчета положения нити по масштабной линейке на уровне рельсов.
Известен также способ вертикального переноса контрольных точек при помощи горизонтальной плоской опоры и поверочного угольника, полки которого являются надежными метрологическими базами для контактных измерений.
Недостатком этого способа является отсутствие методики его применения в данном случае.
Известен способ проверки параллельности рельсового пути к продольной оси лесопильной рамы Боярского М.В. и Тарасовой О.Г. (патент №2388593 «Способ и устройство для проверки параллельности рельсового пути к продольной оси лесопильной рамы (ЛР)) при помощи устройства, включающего плоскопараллельную опору с регулировочным винтом и упорами; перенос направления струны на уровень рельсов осуществляется при помощи поверочного угольника, а измерение расстояния до него - индикатором часового типа или штангенинструментом.
Недостатком этого способа является фиксированное положение регулировочного винта по ширине рельсовых путей (при изменении ширины колеи устройство неприемлемо).
Задачей предполагаемого изобретения является устранение перечисленных недостатков.
Технический результат:
- обеспечивается возможность применения устройства на рельсовых путях разной ширины и при наличии разноширинности колеи;
- повышается надежность и точность переноса направления продольной оси ЛР с туго натянутой струны на уровень рельсов;
- обеспечивается возможность применения контактных методов для измерения отклонений рельсов от продольной оси ЛР, в частности, при помощи индикатора часового типа;
- снижается трудоемкость, ускоряется процесс и повышается надежность и точность измерений.
Технический результат достигается тем, что вертикальный перенос направления струны на уровень рельсов осуществляется при помощи поверочного угольника и устройства в виде двух плоскопараллельных опор основной и вспомогательной с упорами - нижним на основной опоре, для базирования ее по внутренней поверхности головки рельса, и верхним - на вспомогательной, служащим метрологической базой для контактных измерений отклонения проверяемого рельса от полученной проекции струны - вертикальной полки угольника, индикатором часового типа или штангенинструментом.
Схема устройства показана на фиг.1 в поперечном сечении и на фиг.2 в плане. На схеме обозначены: 1 - струна, 2 - поверочный угольник. 3 - уровень, 4 - регулировочный винт, 5 и 6 - вспомогательная плоскопараллельная (ВПО) и соответственно основная плоскопараллельная (ОПО) опоры в виде плоскопараллельных брусков, 7 - рельсы, 8 - нижний упор, 9 - верхний упор, 10 - индикатор.
Проверку параллельности одного из рельсов, имеющего с наименьшие дефекты по отношению к проекции струны, представляющей продольную ось ЛР, выполняют следующим образом:
1) на рельсах выполняют разметку контрольных сечений;
2) в каждом контрольном сечении поочередно укладывают ОПО 6 на рельсы 7, прижимая нижний упор 8 к внутренней поверхности головки проверяемого рельса;
3) устанавливают уровень 3 на ВПО 5, укладываемую на ОПО 6, и приводят опору в горизонтальное положение при помощи регулировочного винта 4;
4) устанавливают поверочный угольник 2 на ВПО 5 так, чтобы его вертикальная полка касалась струны 1;
5) верхний упор 9 с индикатором 10 закрепляют на ВПО 5 в удобном для измерения месте так, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в полку угольника со смещением стержня индикатора в среднее положение (например, отсчет смещения 5,00 мм на шкале индикатора ИЧ 10); этот отсчет регистрируют в качестве исходного;
6) затем снимают угольник и, не меняя положения приборов (индикатора и уровня), переносят все устройство на следующее контрольное сечение, снова базируют на проверяемый рельс, корректируют горизонтальное положение опоры 5 по уровню, устанавливают угольник 2 по касательной к струне 1 и регистрируют новый отсчет по индикатору 10;
7) действия по п.6 повторяют во всех контрольных сечениях и выбирают из показаний индикатора максимальную разность для оценки параллельности рельса продольной оси ЛР.