×
10.03.2014
216.012.a933

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩИМСЯ СУДНОМ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к управлению движущимся судном при его позиционировании в заданной точке плоскости в заданном направлении. Используют поперечные смещения двух разнесенных по длине объекта точек и продольные отклонения условной точки. Условная точка расположена в диаметральной плоскости (ДП) судна. Заданное направление судна совпадает с направлением ДП судна при его положении на поверхности воды, соответствующем минимальному внешнему силовому воздействию факторов окружающей среды (ветер, волнение, течение). Текущее положение разнесенных по длине судна точек на плоскости в любой заданный момент времени определяют с использованием спутниковой навигационной системы. Текущее положение условной точки рассчитывают с использованием значений текущих координат носовой и кормовой точек судна. Используют заданную точку. Заданная точка расположена на заданной линии. Формируют дополнительный сигнал управления по закону δS=kd, где k - коэффициент усиления по продольному смещению заданной точки от линии, перпендикулярной заданной линии и проходящей через условную точку. Реализация изобретения заключается в обеспечении удержания позиционирующего судна на заданной линии и в заданной точке, расположенной на заданной линии. 5 ил.
Основные результаты: Способ управления движущимся судном, характеризующийся тем, что в пределах контура судна в его диаметральной плоскости (ДП) выбирают две точки, одна из которых расположена к носу судна - точка F, а другая к корме судна - точка А относительно плоскости мидель-шпангоута, заданную линию L1, направление которой совпадает с направлением ДП судна при его положении на поверхности воды, соответствующем минимальному внешнему силовому воздействию факторов окружающей среды, непрерывно определяют с высокой точностью (±1,0 м) координаты этих точек и вычисляют поперечные смещения точки F (d) и точки A (d) от заданной линии L1, возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа судна по закону:σ=- k×d+k×d,где k, k - коэффициенты усиления по поперечным смещениям носовой и кормовой точек судна от заданной линии L1, дополнительно используют условную точку С, расположенную в пределах корпуса судна в его ДП, текущее положение которой определяют исходя из значений текущих координат носовой F и кормовой А точек, и заданную точку D, расположенную на заданной линии L1, при этом положения точек С и D совпадают на плоскости, формируют дополнительный сигнал управления по законуδS=kd,где k - коэффициент усиления по продольному смещению заданной точки D от линии, перпендикулярной заданной линии L1 и проходящей через условную точку С, условно линия L2.

Изобретение относится к управлению движущимся судном и может быть использовано при позиционировании его в заданной точке плоскости.

Известен способ управления движущимся объектом (Пат. РФ №2263606, опубл. 10.11.2005), например судном, по величине поперечных смещений двух разнесенных по длине судна точек, условно называемых носовой F и кормовой А. В пределах контура судна в его диаметральной плоскости выбирают две точки, одна из которых расположена к носу судна (точка F на фиг.1-4), а другая к корме судна (точка А на фиг.1-4) относительно плоскости мидель-шпангоута. Расстояние между точками F и A выбирают в зависимости от технической возможности размещения в этих точках приемных антенн спутниковой навигационной системы (СНС). Чем больше это расстояние, тем качественнее работа системы управления движением судна для удержания его на заданной линии.

Координаты этих точек определяют непрерывно с высокой точностью (±1,0 м), это стало возможным с введением в СНС береговых станций, вычисляющих и передающих на судно дифференциальные поправки.

Значения координат позволяют непрерывно вычислять поперечные смещения точки F (dF) и точки A (dA) от заданной линии. Причем поперечное смещение точки от заданной линии считается положительным, если она смещается вправо, и отрицательным, если она смещается влево (фиг.1-4).

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал для работы отдельных элементов или всего движительно-рулевого комплекса судна по закону:

σ=-kF×dF+kA×dA,

где kF, kA - коэффициенты усиления по поперечным смещениям носовой и кормовой точек судна от заданной линии. Это положительные величины, причем kF больше kA. Сигнал σ считается положительным при вращении судна по часовой стрелке и отрицательным при вращении судна против часовой стрелки. На фиг.1-4 изображены основные варианты возможных отклонений судна 1 от заданной линии 2. Например, на фиг.1, 2 ДП судна 3 пересекает заданную линию 2 под некоторым углом, величина которого характеризуется значениями поперечных смещений точки F(dF) и точки A(dA), причем dF больше 0, dA меньше 0 (фиг.1) и dF меньше 0, dA больше 0 (фиг.2). В первом случае (фиг.1) согласно закону элементы движительно-рулевого комплекса будут обеспечивать вращение судна против часовой стрелки, что приведет к уменьшению dF и dA и в конечном итоге к выходу судна на заданную линию; во втором случае (фиг.2) сигнал управления будет иметь положительное значение и движительно-рулевой комплекс обеспечит вращение судна по часовой стрелке, что приведет к уменьшению dF, dA и к выходу судна на заданную линию.

На фиг.3, 4 ДП 3 судна 1 не пересекает заданную линию 2, а поперечные смещения точек F, А имеют одинаковые знаки, положительные (фиг.3) и отрицательные (фиг.4). Знак σ и соответствующее ему направление вращения судна, обеспечиваемое его движительно-рулевым комплексом, зависят от соотношения значений коэффициентов kF и kA (kF больше kA, если знаки поперечных смещений точек F и A одинаковы, фиг.3, 4; kF и kA будут равны по величине, если знаки поперечных смещений точек F и А противоположны, фиг.1, 2). Соотношение значений коэффициентов kF и kA выбирают из различных соображений. Например, если считать, что отклонение направления движения судна от заданного будет находиться в пределах ±90°, то указанное соотношение будет определяться выражением:

,

где l - расстояние между точками F и А.

Однако для позиционирования управляемого судна в заданной точке и в заданном направлении рассматриваемый в качестве прототипа способ управления движущимся объектом (Пат. РФ №2263606) не обеспечивает выполнение условия вывода судна в позицию, когда текущее положение условной точки C (фиг.5) в горизонтальной плоскости будет совпадать с положением заданной точки D.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, состоит в соблюдении условия удержания позиционирующего судна в заданной точке, расположенной на заданной линии.

Для достижения указанного технического результата в способе управления движущимся судном, когда в пределах контура судна в его диаметральной плоскости выбирают две точки, одна из которых расположена к носу судна (точка F на фиг.1-4), а другая к корме судна (точка A на фиг.1-4) относительно плоскости мидель-шпангоута. Расстояние между точками F и A выбирают в зависимости от технической возможности размещения в этих точках приемных антенн спутниковой навигационной системы (СНС). Чем больше это расстояние, тем качественнее работа системы управления положением судна относительно заданной линии.

Координаты этих точек определяют непрерывно с высокой точностью (±1,0 м), это стало возможным с введением в СНС береговых станций, вычисляющих и передающих на судно дифференциальные поправки.

Значения координат позволяют непрерывно вычислять поперечные смещения точки F (dF) и точки A (dA) от заданной линии. Причем, поперечное смещение точки от заданной линии считается положительным, если она смещается вправо, и отрицательным, если она смещается влево (фиг.1-4).

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал для работы отдельных элементов или всего движительно-рулевого комплекса судна по закону:

σ=-kF×dF+kA×dA,

где kF, kA - коэффициенты усиления по поперечным смещениям носовой и кормовой точек судна от заданной линии. Это положительные величины, причем kF больше kA. Сигнал σ считается положительным при вращении судна по часовой стрелке и отрицательным при вращении судна против часовой стрелки. На фиг.1-4 изображены основные варианты возможных отклонений судна 1 от заданной линии 2. Например, на фиг.1, 2 ДП 3 судна 1 пересекает заданную линию 2 под некоторым углом, величина которого характеризуется значениями поперечных смещений точки F(dF) и точки A(dA), причем dF больше 0, dA меньше 0 на фиг.1 и dF меньше 0, dA больше 0 (фиг.2). В первом случае (фиг.1) согласно закону элементы движительно-рулевого комплекса будут обеспечивать вращение судна против часовой стрелки, что приведет к уменьшению dF и dA и в конечном итоге к выходу судна на заданную линию; во втором случае (фиг.2) сигнал управления будет иметь положительное значение и движительно-рулевой комплекс обеспечит вращение судна по часовой стрелке, что приведет к уменьшению dF, dA и к выходу судна на заданную линию.

На фиг.3, 4 ДП 3 судна 1 не пересекает заданную линию 2, а поперечные смещения точек F, А имеют одинаковые знаки, положительные на фиг.3 и отрицательные на фиг.4. Знак σ и соответствующее ему направление вращения судна, обеспечиваемое его движительно-рулевым комплексом, зависят от соотношения значений коэффициентов kF и kA (kF больше kA, если знаки поперечных смещений точек F и A одинаковы, фиг.3, 4; kF и kA будут равны по величине, если знаки поперечных смещений точек F и A противоположны, фиг.1, 2). Соотношение значений коэффициентов kF и kA выбирают из различных соображений. Например, если считать, что отклонение направления движения судна от заданного будет находиться в пределах ±90°, то указанное соотношение будет определяться выражением:

,

где l - расстояние между точками F и А.

Однако для позиционирования управляемого судна в заданной точке в заданном направлении рассматриваемый в качестве прототипа способ управления не обеспечивает выполнение условия вывода судна в позицию, когда положение условной точки C (фиг.5) на плоскости будет совпадать с положением заданной точки D.

Отличительным признаком предлагаемого способа от указанного выше известного, наиболее близкого к нему, является следующий:

дополнительно для обеспечения вывода позиционирующего судна в заданную точку D, условием которого является совпадение положений точек C и D на плоскости, формируют дополнительный сигнал управления по закону

δS=kSdS,

где kS - коэффициент усиления по продольному смещению условной точки D (фиг.5) от линии, перпендикулярной заданной линии (условно линия L1) и проходящей через заданную точку C (условно линия L2), это положительная величина. На фиг.5 показаны два возможных варианта отклонения точки C от линии L2, здесь же указаны знаки соответствующих отклонений dS. Текущее положение точки C, расположенной в пределах корпуса судна в его ДП, определяют исходя из значений текущих координат носовой F и кормовой A точек.

Предлагаемый способ управления движущимся судном при позиционировании его в заданном направлении в заданной точке горизонтальной плоскости осуществляют следующим способом:

в пределах контура судна в его диаметральной плоскости выбираются две точки, одна из которых расположена к носу судна (точка F на фиг.1-4), а другая к корме судна (точка A на фиг.1-4) относительно плоскости мидель-шпангоута. Расстояние между точками F и A выбирают в зависимости от технической возможности размещения в этих точках приемных антенн спутниковой навигационной системы (СНС). Чем больше это расстояние, тем качественнее работа системы управления движением судна относительно заданной линии. При этом направление заданной линии L1, например, совпадает с направлением ДП судна при его положении на поверхности воды, соответствующем минимальному внешнему силовому воздействию факторов окружающей среды (ветер, волнение, течение).

Координаты этих точек определяют непрерывно с высокой точностью (±1,0 м), это стало возможным с введением в СНС береговых станций, вычисляющих и передающих на судно дифференциальные поправки.

Значения координат позволяют непрерывно вычислять поперечные смещения точки F(dF) и точки A(dA) от заданной линии. Причем поперечное смещение точки от заданной линии считается положительным, если она смещается вправо, и отрицательным, если она смещается влево (фиг.1-4).

Возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал для работы отдельных элементов или всего движительно-рулевого комплекса судна по закону:

σ=-kF×dF+kA×dA,

где kF, kA - коэффициенты усиления по поперечным смещениям носовой и кормовой точек судна от заданной линии. Это положительные величины, причем kF больше kA. Сигнал σ считается положительным при вращении судна по часовой стрелке и отрицательным при вращении судна против часовой стрелки. На фиг.1-4 изображены основные варианты возможных отклонений судна 1 от заданной линии 2. Например, на фиг.1, 2 ДП 3 судна 1 пересекает заданную линию 2 под некоторым углом, величина которого характеризуется значениями поперечных смещений точки F(dF) и точки A(dA), причем dF больше 0, dA меньше 0 (фиг.1) и dF меньше 0, dA больше 0 (фиг.2). В первом случае (фиг.1) согласно закону элементы движительно-рулевого комплекса будут обеспечивать вращение судна против часовой стрелки, что приведет к уменьшению dF и dA и в конечном итоге к выходу судна на заданную линию; во втором случае (фиг.2) сигнал управления будет иметь положительное значение и движительно-рулевой комплекс обеспечит вращение судна по часовой стрелке, что приведет к уменьшению dF, dA и к выходу судна на заданную линию.

На фиг.3, 4 ДП 3 судна 1 не пересекает заданную линию 2, а поперечные смещения точек F, А имеют одинаковые знаки, положительные на фиг.3 и отрицательные на фиг.4. Знак σ и соответствующее ему направление вращения судна, обеспечиваемое его движительно-рулевым комплексом, зависят от соотношения значений коэффициентов kF и kA (kF больше kA, если знаки поперечных смещений точек F и A одинаковы, фиг.3, 4; kF и kA будут равны по величине, если знаки поперечных смещений точек F и А противоположны, фиг.1, 2). Соотношение значений коэффициентов kF и kA выбирают из различных соображений. Например, если считать, что отклонение направления движения судна от заданного будет находиться в пределах ±90°, то указанное соотношение будет определяться выражением:

,

где l - расстояние между точками F и А.

Однако для позиционирования управляемого судна в заданной точке рассматриваемый в качестве прототипа способ управления не обеспечивает выполнение условия вывода судна в позицию, когда положение условной точки C (фиг.5) на плоскости будет совпадать с положением заданной точки D.

Для обеспечения вывода позиционирующего судна в заданную точку D, условием которого является совпадение положений точек C и D на плоскости, формируют дополнительный сигнал управления по закону

δS=kSdS,

где kS - коэффициент усиления по продольному смещению заданной точки D (фиг.5) от линии, перпендикулярной заданной линии (условно линия L1) и проходящей через условную точку C (условно линия L2), это положительная величина. На фиг.5 показаны два возможных варианта отклонения точки C от линии L2, здесь же указаны знаки соответствующих отклонений dS. Текущее положение условной точки C, расположенной в пределах корпуса судна в его ДП, определяют исходя из значений текущих координат носовой F и кормовой A точек.

В результате применения данного изобретения достигается возможность получения технического результата - обеспечение удержания позиционирующего объекта, например судна, на заданной линии и в заданной точке, расположенной на заданной линии.

Способ управления движущимся судном, характеризующийся тем, что в пределах контура судна в его диаметральной плоскости (ДП) выбирают две точки, одна из которых расположена к носу судна - точка F, а другая к корме судна - точка А относительно плоскости мидель-шпангоута, заданную линию L1, направление которой совпадает с направлением ДП судна при его положении на поверхности воды, соответствующем минимальному внешнему силовому воздействию факторов окружающей среды, непрерывно определяют с высокой точностью (±1,0 м) координаты этих точек и вычисляют поперечные смещения точки F (d) и точки A (d) от заданной линии L1, возникающие поперечные смещения вырабатывают сигнал на отклонение рулевого органа судна по закону:σ=- k×d+k×d,где k, k - коэффициенты усиления по поперечным смещениям носовой и кормовой точек судна от заданной линии L1, дополнительно используют условную точку С, расположенную в пределах корпуса судна в его ДП, текущее положение которой определяют исходя из значений текущих координат носовой F и кормовой А точек, и заданную точку D, расположенную на заданной линии L1, при этом положения точек С и D совпадают на плоскости, формируют дополнительный сигнал управления по законуδS=kd,где k - коэффициент усиления по продольному смещению заданной точки D от линии, перпендикулярной заданной линии L1 и проходящей через условную точку С, условно линия L2.
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩИМСЯ СУДНОМ
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩИМСЯ СУДНОМ
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩИМСЯ СУДНОМ
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩИМСЯ СУДНОМ
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩИМСЯ СУДНОМ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 13 items.
20.02.2013
№216.012.26a2

Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к управлению движением швартующегося судна при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера. Сближение судов выполняют в три этапа, при этом на каждом этапе сближения используют свои заданные точки на плоскости. На первом этапе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475410
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.09.2013
№216.012.6b05

Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна

Изобретение относится к области судовождения и может быть использовано для прогнозирования движения судна при маневрировании. Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна включает использование математической модели движения судна, двух разнесенных по длине...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493048
Дата охранного документа: 20.09.2013
10.12.2013
№216.012.884a

Способ определения поперечной гидродинамической силы и ее момента при выполнении сложного маневрирования судна

Используют кормовую А и носовую F точки в диаметральной плоскости судна. В точки А и F устанавливают акселерометры и измеряют продольные и поперечные ускорения точек А и F. Определяют текущие значения составляющих линейных скоростей точек А и F. Рассчитывают абсциссу полюса поворота и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500572
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.12.2013
№216.012.8a36

Способ управления траекторией движения судна

Изобретение относится к судовождению и может быть использовано для автоматизации управления траекторией движения любых типов судов, выполняющих сложное маневрирование, в частности, с большими углами дрейфа. Техническим результатом является повышение эффективности использования средств...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501064
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.02.2014
№216.012.a1b3

Способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при управлении траекторией движения судна, выполняющего сложное маневрирование. Способ определения демпфирующих составляющих нормальной гидродинамической силы и момента включает определение текущего значения абсциссы центра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507110
Дата охранного документа: 20.02.2014
10.03.2014
№216.012.a932

Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна-партнера, лежащего в дрейфе

Изобретение относится к водному транспорту и касается управления движением швартующегося судна при выполнении им швартовной операции к судну-партнеру, лежащему в дрейфе. Текущее положение траектории сближения определяют в виде прямой линии, проходящей через две заданные точки на плоскости....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509029
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.03.2014
№216.012.a934

Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера, стоящего на якоре

Изобретение относится к водному транспорту. Способ управления заключается в том, что текущее положение траектории сближения определяют в виде прямой линии, которая проходит через две заданные точки на плоскости, текущее положение которых на плоскости в любой заданный момент времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509031
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.03.2014
№216.012.a935

Способ определения поперечной гидродинамической силы, образующейся на корпусе судна при выполнении сложного маневрирования

Изобретение относится к управлению траекторией движения судна, выполняющего сложное маневрирование при швартовке, динамическом позиционировании или дрейфе. Способ характеризуется тем, что перед выполнением сложного маневрирования судно выполняет вращение под воздействием средств активного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509032
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.03.2014
№216.012.abbc

Способ управления движением судна по заданной траектории

Изобретение относится к управлению судном при следовании по заданной траектории и касается автоматического управления рулём или другим рулевым средством управления, которым оборудовано судно. Управление осуществляют по величинам поперечных смещений носовой А и кормовой В точек. Точки А и В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509679
Дата охранного документа: 20.03.2014
20.06.2015
№216.013.5640

Способ управления движущимся судном

Способ управления движущимся судном. При данном способе в пределах контура судна в его диаметральной плоскости (ДП) выбирают на носу и корме судна точки, относительно которых производят непрерывные измерения координат с высокой точностью (±1м) и непрерывно вычисляют смещения этих точек от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553610
Дата охранного документа: 20.06.2015
Showing 1-10 of 18 items.
20.02.2013
№216.012.26a2

Способ управления судном при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера

Изобретение относится к водному транспорту, в частности к управлению движением швартующегося судна при выполнении им швартовной операции к борту судна партнера. Сближение судов выполняют в три этапа, при этом на каждом этапе сближения используют свои заданные точки на плоскости. На первом этапе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475410
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.04.2013
№216.012.3335

Электрохимический способ очистки хондроитина сульфата

Изобретение относится к способу очистки хондроитина сульфата и может быть использовано в пищевой и косметической промышленности и медицине. Способ предусматривает электрохимическое осаждение с получением гидрогеля хондроитина сульфата, стабилизацию, снятие с электрода, промывание и сушку. При...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478652
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.06.2013
№216.012.491b

Вантовая ветроэнергетическая установка

Изобретение относится к ветряным двигателям и расширяет парк ветроэнергетических установок с вертикальной осью вращения. Вантовая ветроэнергетическая установка содержит как минимум один ветрогенератор и электрогенератор, установленные на устройстве подвеса, нижний конец которого закреплен к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484295
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.49e2

Способ определения местоположения объекта

Изобретение относится к области радионавигации с использованием радиоволн и может быть использовано в транспортной навигации для определения местоположения объекта в условиях высоких широт и при наличии полярных сияний. Изобретение может быть также использовано для освоения природных ископаемых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484494
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.09.2013
№216.012.6b05

Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна

Изобретение относится к области судовождения и может быть использовано для прогнозирования движения судна при маневрировании. Способ определения гидродинамических параметров математической модели судна включает использование математической модели движения судна, двух разнесенных по длине...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493048
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.74df

Способ получения консервов из рыбы полугорячего копчения

Изобретение относится к пищевой промышленности. Способ предусматривает подготовку сырья, подсушку, копчение, фасование в банки, закатывание и стерилизацию. Подсушку и копчение проводят при одинаковой и постоянной жесткости режима. Жесткость режима определяется формулой , где - средняя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495579
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.12.2013
№216.012.884a

Способ определения поперечной гидродинамической силы и ее момента при выполнении сложного маневрирования судна

Используют кормовую А и носовую F точки в диаметральной плоскости судна. В точки А и F устанавливают акселерометры и измеряют продольные и поперечные ускорения точек А и F. Определяют текущие значения составляющих линейных скоростей точек А и F. Рассчитывают абсциссу полюса поворота и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500572
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.12.2013
№216.012.8a36

Способ управления траекторией движения судна

Изобретение относится к судовождению и может быть использовано для автоматизации управления траекторией движения любых типов судов, выполняющих сложное маневрирование, в частности, с большими углами дрейфа. Техническим результатом является повышение эффективности использования средств...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501064
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.01.2014
№216.012.9495

Способ извлечения никеля

Изобретение относится к способу извлечения никеля из его растворов цементацией. Способ включает цементацию никеля путем пропускания раствора соли никеля через порошок восстановленного железа. Пропускание раствора ведут со скоростью 0,5-1,0 мл/мин. При этом реакционную смесь подвергают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503731
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.01.2014
№216.012.95f0

Способ квазитрансавроральной радиосвязи в дкмв-диапазоне

Изобретение относится к области техники радиосвязи и может быть использовано для связи в ДКМВ диапазоне в высоких широтах. Технический результат состоит в увеличении времени связи в ДКМВ диапазоне на высокоширотных радиотрассах за счет использования аномального механизма распространения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504078
Дата охранного документа: 10.01.2014
+ добавить свой РИД