×
20.01.2014
216.012.9789

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С РЕЛЬСОМ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к железнодорожному транспорту и направлено на повышение реализуемой силы тяги локомотива при движении поезда по рельсовому пути в реальных условиях эксплуатации, например на карьерах в горной промышленности в зимних условиях. Способ увеличения сцепления колеса с рельсом колесо-рельс в зимний период заключается в том, что песок подают в зону контакта предварительно подогретым, например, при помощи индукционного нагревателя, а величину нагрева песка определяют с учетом температуры окружающей среды (рельса). В результате уменьшения пробуксовки уменьшится износ бандажей колесных пар тягового оборудования и рельсов, что позволит избежать дополнительных энергетических потерь, связанных с буксованием. В связи с универсальностью, этот способ может быть применен для всех видов железнодорожных транспортных средств независимо от типа приводного механизма колесных пар: локомотивов с электрической и тепловой тягой, различных путевых машин, используемых на железнодорожном транспорте, а также для тяговых агрегатов, применяемых в горной промышленности. Технический результат заключается в повышении коэффициента сцепления колес с рельсами и увеличении тягового усилия локомотива. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способам повышения реализуемой силы тяги локомотива при движении поезда по рельсовому пути в реальных условиях эксплуатации, например на карьерах в горной промышленности в зимних условиях.

На железных дорогах Северного региона и Сибири в зимних условиях на рельсах появляется ледяная корка в виде так называемого «черного налета», толщина которого может доходить до 1 мм. Название ледяной корки обусловлено наличием в ее структуре мелкодисперсных продуктов износа колес, рельсов, тормозных колодок подвижного состава и частиц смазки [1].

В процессе движения подвижного состава при повышенных углах подъема рельсового пути в условиях промышленных карьеров (до 60-80 промилле) колесные пары локомотива при наличии на рельсах ледяной корки могут двигаться с пробуксовкой, что приведет к снижению коэффициента сцепления и, следовательно, к уменьшению тягового усилия локомотива.

Известен способ увеличения сцепления колеса локомотива с рельсом, заключающийся в подаче сухого песка к точкам контакта колес с рельсами [2]. Данный способ для применения в зимних условиях не пригоден, так как непрерывно подаваемое, при этом, в зону контакта количество песка значительно превышает требуемое количество и его избыток засоряет рельсовый путь. Кроме того, следует учесть условия зимнего климата, длящегося в России несколько месяцев при температуре -25°…-40°C, и повышенные углы подъема карьерного рельсового пути.

Известен способ увеличения сцепления колеса локомотива с рельсом, заключающийся в применении регулируемой импульсной подачи песка в зону контакта колеса и рельса [3]. В данном способе за счет регулирования количества подачи песка несколько уменьшен его расход, однако он также не обеспечивает увеличение коэффициента сцепления колес с рельсами в зимних условиях и существенное снижение расхода песка.

Следует отметить, что при наличии на рельсах в зоне их контакта с колесами значительного слоя песка, их взаимодействие осуществляется не непосредственно по схеме «металл-металл», а при участии многослойной прослойки песка. При этом передача нагрузки от колеса к рельсу происходит при взаимодействии частиц песка друг с другом, что приводит к снижению тяговых характеристик локомотива.

Известен также способ увеличения сцепления колеса локомотива с рельсом, заключающийся в том, что применяют дополнительные форсунки и электропневматические клапаны, отрегулированные на другую подачу песка [4]. Техническим результатом известного способа является решение, обеспечивающее регулируемое количество песка, подаваемого под колеса локомотива. Это техническое решение принято нами в качестве прототипа. Недостатком прототипа при реализации данного способа является невозможность обеспечения увеличения сцепления колеса с рельсом в зимних условиях.

Техническим результатом изобретения является увеличение сцепления колеса с рельсом и повышение тягового усилия локомотива в зимних условиях.

На фиг.1 изображена схема реализации способа увеличения сцепления колеса с рельсом в зимних условиях.

Способ увеличения сцепления колеса с рельсом и повышения тягового усилия локомотива в зимних условиях заключается в следующем.

Абразивный материал, например сухой кварцевый песок, из бункера 1 перемещают в индуктор 2, нагревая до требуемой температуры, транспортируют через отрегулированные на разное количество подачи песка форсунки 3, подают в зону контакта 4 колеса 5 с рельсом 6 по трубопроводам 7, 8, 9 через сопло 10. Далее нагретый песок, попав в зону 4 на ледяную корку перед колесом 5 на поверхности рельса 6, интенсивно растапливает ее и создает условия для обеспечения нормальных условий взаимодействия нагретых частиц песка с колесом и рельсом.

В зависимости от условий эксплуатации в зону 4 подают необходимое количество песка путем включения той или иной форсунки с помощью электропневматических клапанов 11, 12, 13. Нажатием кнопок 14, 15, 16 воздух от питающей магистрали 17 через разобщающий кран 18 и соответствующие электропневматические клапаны подводят к песочным форсункам.

Температуру нагрева песка в индукторе 2 определяют исходя из следующих соображений. Согласно имеющимся сведениям при нагреве поверхности на 18…20°С выше температуры окружающего воздуха происходит интенсивная сухая возгонка льда [1], (с.82). Здесь приводится формула для определения температуры подогрева рельса tр.

где tв - температура воздуха в °С.

Учитывая вышеизложенное, приняв температуру нагретого рельса равной температуре песка, формулу (1) можно представить в виде

где tn - температура нагрева песка, °С;

Kп - коэффициент, учитывающий тепловые потери вследствие адиабатического расширения поступающей из трубопровода 3 воздушно-песочной смеси при доставке песка через пескоподающие трубы 7, 8, 9 из индуктора 2 к соплу 10. Коэффициент Kп также зависит от технических характеристик устройства, реализующего подачу песка согласно данному способу. В среднем Kп можно принять равным 1,2…1,5.

Например, при температуре воздуха: -30°, принимая Kп=1,35 по формуле (2), получим tn=1,16·(-30)+1,35·16=-13,2.

Таким образом, при температуре воздуха -30°С достаточно довести температуру песка до -13.2°С. Значение коэффициента Kп следует уточнять в зависимости от реальных параметров системы нагреватель - транспортирующая пескопроводная система.

Предлагаемое изобретение позволяет обеспечить повышение коэффициента сцепления и, следовательно, увеличение тягового усилия локомотива. В результате уменьшения пробуксовки колесных пар уменьшится износ бандажей колесных пар тягового оборудования и рельсов, что позволит избежать дополнительных энергетических потерь, связанных с буксованием. Кроме того, нагрев песка способствует уменьшению вероятности его смерзания в пескоподающей системе в зимних условиях.

В связи с универсальностью этот способ может быть применен для всех видов железнодорожных транспортных средств независимо от типа приводного механизма колесных пар: локомотивов с электрической и тепловой тягой, различных путевых машин, используемых на железнодорожном транспорте, а также для тяговых агрегатов, применяемых в горной промышленности.

Источники информации

1. Косиков С.И. Фрикционные свойства железнодорожных рельсов. М., Наука, 1967, 111 с.

2. Филонов С.П., Гибалов А.И. и др. Тепловоз 2ТЭ116. Песочная система. М., Транспорт, 1985.

3. Способ регулирования подачи песка под колеса рельсового подвижного состава, а.с. 935356, кл. B61C 15/10, B60B 39/04.

4. Устройство для подачи песка под колеса локомотива, а.с. 1507619, B 61 C 15/10.


СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С РЕЛЬСОМ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 23 items.
10.04.2013
№216.012.3439

Способ взрывания разнопрочных массивов горных пород

Изобретение относится к горной промышленности и строительству, а именно к способам взрывания разнопрочных массивов горных пород на открытых горных работах. Способ включает бурение вертикальных основных и дополнительных скважин внутри контура в плане твердых включений в центрах квадратов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478912
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.343a

Способ взрывания разнопрочных массивов горных пород

Изобретение относится к горной промышленности и строительству, а именно к способам взрывания разнопрочных массивов горных пород на открытых горных работах. Способ включает бурение вертикальных скважин и расширение скважин внутри контура в плане твердых включений на участках пересечения ими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478913
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.345c

Способ контроля качества материалов методом акустической эмиссии

Использование: для контроля качества материалов методом акустической эмиссии. Сущность: заключается в том, что выполняют нагружение и регистрацию сигналов, возникающих при акустической эмиссии, по которым определяют наличие трещиновидных дефектов, причем нагружение материала осуществляют путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478947
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3487

Способ сейсмического мониторинга массива горных пород, вмещающих подземное хранилище углеводородов

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано в процессе мониторинга подземных хранилищ углеводородов. Согласно заявленному способу бурится, по крайней мере, одна наблюдательная скважина в окрестности продуктивной скважины, связывающей хранилище с поверхностью. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478990
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ab0

Исполнительный орган горной машины

Изобретение предназначено для разрушения горными машинами полезных ископаемых при добыче, например, угля, сланцев, каменных солей и известняков как подземным, так и открытым способами. Обеспечивает повышение эффективности извлечения полезного ископаемого, повышение его сортности и безопасность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480585
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.05.2013
№216.012.44e5

Способ определения удельной поверхностной энергии разрушения твердых тел

Изобретение относится к механике разрушения твердых тел и может быть использовано при определении прочностных свойств композиционных материалов и горных пород в строительной и горной областях промышленности. Техническим результатом является высокая точность экспериментального определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483214
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.08.2013
№216.012.5c71

Устройство для обнаружения начала процесса буксования колесных пар локомотива

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к средствам обнаружения начала процесса буксования колесных пар локомотива при движении поезда по рельсовому пути в реальных условиях эксплуатации. Для обнаружения начала процесса буксования колесных пар локомотива использован...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489286
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.09.2013
№216.012.68c1

Акустико-эмиссионный способ контроля качества материалов на образцах

Использование: для выявления трещиновидных дефектов в образцах скальных геоматериалов посредством акустической эмиссии. Сущность заключается в том, что механические напряжения создают путем нагревания до 90°C локальной области образца, расположенной на равном расстоянии от его верхней и нижней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492464
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.09.2013
№216.012.7042

Способ контроля качества материала образца методом акустической эмиссии

Использование: для контроля качества материала образца методом акустической эмиссии. Сущность: способ заключается в том, что выполняют термическое с возрастающей температурой воздействие на образец и регистрацию возникающих в нем сигналов акустической эмиссии, при этом термическому воздействию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494389
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.11.2013
№216.012.819d

Способ измельчения минерального сырья

Изобретение относится к области вибрационного помола и может быть использовано при обогащении минерального сырья, а также в металлургической, химической, пищевой и других отраслях промышленности. Способ измельчения заключается в том, что подают измельчаемый материал в помольную камеру 1 на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498857
Дата охранного документа: 20.11.2013
Showing 1-10 of 25 items.
10.04.2013
№216.012.3439

Способ взрывания разнопрочных массивов горных пород

Изобретение относится к горной промышленности и строительству, а именно к способам взрывания разнопрочных массивов горных пород на открытых горных работах. Способ включает бурение вертикальных основных и дополнительных скважин внутри контура в плане твердых включений в центрах квадратов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478912
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.343a

Способ взрывания разнопрочных массивов горных пород

Изобретение относится к горной промышленности и строительству, а именно к способам взрывания разнопрочных массивов горных пород на открытых горных работах. Способ включает бурение вертикальных скважин и расширение скважин внутри контура в плане твердых включений на участках пересечения ими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478913
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.345c

Способ контроля качества материалов методом акустической эмиссии

Использование: для контроля качества материалов методом акустической эмиссии. Сущность: заключается в том, что выполняют нагружение и регистрацию сигналов, возникающих при акустической эмиссии, по которым определяют наличие трещиновидных дефектов, причем нагружение материала осуществляют путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478947
Дата охранного документа: 10.04.2013
10.04.2013
№216.012.3487

Способ сейсмического мониторинга массива горных пород, вмещающих подземное хранилище углеводородов

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано в процессе мониторинга подземных хранилищ углеводородов. Согласно заявленному способу бурится, по крайней мере, одна наблюдательная скважина в окрестности продуктивной скважины, связывающей хранилище с поверхностью. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478990
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3ab0

Исполнительный орган горной машины

Изобретение предназначено для разрушения горными машинами полезных ископаемых при добыче, например, угля, сланцев, каменных солей и известняков как подземным, так и открытым способами. Обеспечивает повышение эффективности извлечения полезного ископаемого, повышение его сортности и безопасность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480585
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.05.2013
№216.012.44e5

Способ определения удельной поверхностной энергии разрушения твердых тел

Изобретение относится к механике разрушения твердых тел и может быть использовано при определении прочностных свойств композиционных материалов и горных пород в строительной и горной областях промышленности. Техническим результатом является высокая точность экспериментального определения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483214
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.08.2013
№216.012.5c71

Устройство для обнаружения начала процесса буксования колесных пар локомотива

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к средствам обнаружения начала процесса буксования колесных пар локомотива при движении поезда по рельсовому пути в реальных условиях эксплуатации. Для обнаружения начала процесса буксования колесных пар локомотива использован...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489286
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.09.2013
№216.012.68c1

Акустико-эмиссионный способ контроля качества материалов на образцах

Использование: для выявления трещиновидных дефектов в образцах скальных геоматериалов посредством акустической эмиссии. Сущность заключается в том, что механические напряжения создают путем нагревания до 90°C локальной области образца, расположенной на равном расстоянии от его верхней и нижней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492464
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.09.2013
№216.012.7042

Способ контроля качества материала образца методом акустической эмиссии

Использование: для контроля качества материала образца методом акустической эмиссии. Сущность: способ заключается в том, что выполняют термическое с возрастающей температурой воздействие на образец и регистрацию возникающих в нем сигналов акустической эмиссии, при этом термическому воздействию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494389
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.11.2013
№216.012.819d

Способ измельчения минерального сырья

Изобретение относится к области вибрационного помола и может быть использовано при обогащении минерального сырья, а также в металлургической, химической, пищевой и других отраслях промышленности. Способ измельчения заключается в том, что подают измельчаемый материал в помольную камеру 1 на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498857
Дата охранного документа: 20.11.2013
+ добавить свой РИД