×
20.10.2013
216.012.76a4

ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, а точнее к упорным газодинамическим подшипникам скольжения (подпятникам), используемым в турбомашинах и других высокоскоростных машинах, в частности в турбогенераторах, используемых на газораспределительных станциях. Газодинамический подшипник содержит пяту, корпус, в котором размещена кольцевая несущая плата (3) с упругими, перекрывающими друг друга упругими лепестками (4). В плате (3) напротив лепестков (4) выполнены секторные прорези (5). Несущая плата (3) с лепестками (4) выполнена из набора пластинчатых профилированных элементов (6), скрепленных между собой, например, точечной сваркой в четырех местах (7). Размеры пластинчатых профилированных элементов (6) подбирают так, чтобы при скреплении их между собой образовывалась цельная кольцевая несущая плата (3) с упругими лепестками (4). Технический результат: упрощение конструкции газодинамического подшипника. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Область техники

Изобретение относится к области машиностроения, а точнее к упорным газодинамическим подшипникам (ГДП) скольжения (подпятникам), используемым в турбомашинах и других высокоскоростных машинах, в частности в турбогенераторах, используемых на газораспределительных станциях.

Характеристика аналога

Известен ГДП (см. патент США №3382014, кл. 308-9), содержащий размещенные в корпусе опорную шайбу с радиальными гофрами и смонтированную над ней несущую плату с упругими плоскими лепестками.

Недостатком аналога является невысокая осевая жесткость.

Характеристика прототипа

Ближайшим из аналогов является ГДП (см. АС СССР №637563), содержит корпус, в котором на установочных штифтах размещена опорная шайба с радиальными гофрами. На этих же штифтах установлены две несущие платы с секторными прорезями и закрепленными на перемычках упругими лепестками. Лепестки одной из плат пропущены через прорези второй платы. Гофры опорной шайбы введены в прорези обеих плат. Применение сочетания дополнительной несущей платы и гофр опорной шайбы позволило увеличить осевую жесткость ГДП в сравнении с аналогом.

Недостатком прототипа является усложнение конструкции, приводящее к удорожанию конечной продукции.

Техническая задача

Технической задачей, вытекающей из уровня техники является упрощение конструкции.

Поставленная задача решается за счет того, что заявляемый ГДП содержит корпус, в котором размещена кольцевая несущая плата с упругими, перекрывающими друг друга упругими лепестками, в плате напротив лепестков выполнены секторные прорези.

Причем несущая плата с лепестками выполнена из набора пластинчатых профилированных элементов, скрепленных между собой.

Благодаря выполнению несущей платы из профилированных элементов, скрепленных между собой, позволило упростить конструкцию заявляемого ГДП т.к. позволило удалить из конструкции опорную плату и вторую несущую плату.

Кроме того, выполнение несущей платы из профилированных элементов позволяет более экономно вести раскрой пластинчатого материала, из которого изготавливается несущая плата.

Пластинчатые профилированные элементы выполнены одинаковыми, что является одним из наиболее экономичных вариантов их изготовления.

Пластинчатые профилированные элементы скреплены между собой в четырех местах, что является одним из вариантов их скрепления между собой.

Пластинчатые профилированные элементы скреплены между собой сварными швами, что является одним из вариантов их скрепления между собой.

На поверхности упругих лепестков выполнено антифрикционное покрытие, снижающее износ упругих лепестков в периоды разгона и торможения.

В результате проведенных патентных исследований не выявлено аналогичных технических решений, что позволяет предположить соответствие заявляемого изобретения критерию новизна и изобретательский уровень.

На фиг.1 представлен пластинчатый профилированный элемент, из набора которых собирается заявляемый ГДП.

На фиг.2 представлены два профилированных элемента, скрепленных между собой.

На фиг.3 представлен заявляемый ГДП в плане.

На фиг.4 - поперечный разрез.

Пример конкретного исполнения

Заявляемый ГДП содержит пяту 1, корпус 2 в котором размещена кольцевая несущая плата 3 с упругими, перекрывающими друг друга упругими лепестками 4. В плате 3 напротив лепестков 4 выполнены секторные прорези 5. Несущая плата 3 с лепестками 4 выполнена из набора пластинчатых профилированных элементов 6, скрепленных между собой, например точечной сваркой в четырех местах 7. Размеры пластинчатых профилированных элементов 6 подбирают так, чтобы при скреплении их между собой, образовывалась цельная кольцевая несущая плата 3 с упругими лепестками 4.

Работает заявляемый ГДП аналогично другим известным ГДП: в момент пуска (разгона, как и торможения) имеет место механический контакт лепестков 4 с пятой 1. По мере разгона образуется газодинамический смазочный зазор. Прорези 5 обеспечивают свободный доступ газа в смазочный зазор. При вращении(например турбогенератора) повышается давление газа, которое сохраняется в смазочном зазоре. Давление газа, умноженное на площадь подшипника, создает несущую способность, благодаря которой он воспринимает осевую нагрузку. Антифрикционное покрытие на поверхности упругих лепестков позволяет снизит износ упругих лепестков в периоды разгона и торможения, когда действие газодинамического эффекта недостаточно для образования газодинамического смазочного зазора.

Благодаря выполнению несущей платы 3 из профилированных элементов 6, скрепленных между собой, позволило упростить конструкцию заявляемого ГДП, т.к. позволило удалить из конструкции опорную плату и вторую несущую плату.

Кроме того, выполнение несущей платы 3 из профилированных элементов 6 позволяет более экономно вести раскрой пластинчатого материала, из которого изготавливается несущая плата 3.

Таким образом, благодаря новой совокупности существенных признаков в заявляемом устройстве, решается полностью поставленная техническая задача, вытекающая из уровня техники, и, следовательно, оно соответствует критерию «промышленная применимость».

Изобретение находится на стадии опытно-промышленных испытаний. Планируется серийное производство заявляемого устройства и использование в турбогенераторах в отечественной газодобывающей и газоперерабатывающей промышленности.


ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-5 of 5 items.
10.05.2013
№216.012.3e3f

Антифрикционное покрытие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к антифрикционным покрытиям, используемым в подшипниках скольжения и других сопряженных деталей, работающих в условиях воздействия высоких температур и нагрузок, в частности к покрытиям для лепестковых газодинамических подшипников....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481502
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.08.2013
№216.012.5c80

Навигационный буй (варианты)

Изобретение относится к плавучим средствам навигационного оборудования, в частности к бую, предназначенному для ограждения фарватеров и отдельных навигационных опасностей на судоходных акваториях. Навигационный буй содержит обтекаемый герметичный корпус, разделенный водонепроницаемыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489301
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.05.2014
№216.012.c57c

Опорная стойка-якорь морской платформы

Изобретение относится к строительству в море платформ, на которых монтируется буровое и нефтедобывающее оборудование. Опорная стойка-якорь морской платформы содержит связанные между собой верхнюю секцию с верхней опорной площадкой, балластные цистерны-секции и нижнюю буровую секцию, в которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516315
Дата охранного документа: 20.05.2014
13.01.2017
№217.015.6bb7

Способ изготовления ротора электростатического гироскопа

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при изготовлении роторов электростатических гироскопов. Способ предназначен для использования при изготовлении роторов чувствительных элементов электростатических гироскопов. Процесс изготовления ротора включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592748
Дата охранного документа: 27.07.2016
29.12.2017
№217.015.f118

Способ изготовления ротора электростатического гироскопа и устройство для осуществления этого способа

Изобретение относится к способу и устройству для изготовления ротора электростатического гироскопа. Процесс изготовления ротора включает формообразование сферической заготовки ротора, его балансировку и нанесение тонкопленочного износостойкого покрытия переменной толщины. Образуют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638870
Дата охранного документа: 18.12.2017
Showing 1-7 of 7 items.
10.05.2013
№216.012.3e3f

Антифрикционное покрытие

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к антифрикционным покрытиям, используемым в подшипниках скольжения и других сопряженных деталей, работающих в условиях воздействия высоких температур и нагрузок, в частности к покрытиям для лепестковых газодинамических подшипников....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481502
Дата охранного документа: 10.05.2013
10.08.2013
№216.012.5c80

Навигационный буй (варианты)

Изобретение относится к плавучим средствам навигационного оборудования, в частности к бую, предназначенному для ограждения фарватеров и отдельных навигационных опасностей на судоходных акваториях. Навигационный буй содержит обтекаемый герметичный корпус, разделенный водонепроницаемыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489301
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.05.2014
№216.012.c57c

Опорная стойка-якорь морской платформы

Изобретение относится к строительству в море платформ, на которых монтируется буровое и нефтедобывающее оборудование. Опорная стойка-якорь морской платформы содержит связанные между собой верхнюю секцию с верхней опорной площадкой, балластные цистерны-секции и нижнюю буровую секцию, в которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516315
Дата охранного документа: 20.05.2014
13.01.2017
№217.015.6bb7

Способ изготовления ротора электростатического гироскопа

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при изготовлении роторов электростатических гироскопов. Способ предназначен для использования при изготовлении роторов чувствительных элементов электростатических гироскопов. Процесс изготовления ротора включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592748
Дата охранного документа: 27.07.2016
29.12.2017
№217.015.f118

Способ изготовления ротора электростатического гироскопа и устройство для осуществления этого способа

Изобретение относится к способу и устройству для изготовления ротора электростатического гироскопа. Процесс изготовления ротора включает формообразование сферической заготовки ротора, его балансировку и нанесение тонкопленочного износостойкого покрытия переменной толщины. Образуют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002638870
Дата охранного документа: 18.12.2017
10.07.2018
№218.016.6ee5

Способ изготовления ротора шарового гироскопа

Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть использовано при изготовлении роторов шаровых гироскопов, в частности криогенного гироскопа. Согласно изобретению формообразование заготовки ротора осуществляют посредством изготовления сферы диаметром, большим, чем конечный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660756
Дата охранного документа: 09.07.2018
05.02.2020
№220.017.fe5d

Способ изготовления ротора шарового гироскопа

Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть использовано при разработке технологии изготовления роторов шаровых гироскопов (далее - ШГ). Технический результат - совершенствование технологического процесса изготовления тонкостенных роторов ШГ, повышение точности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713033
Дата охранного документа: 03.02.2020
+ добавить свой РИД