×
20.10.2013
216.012.75a9

КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования кормовой оконечности судна, имеющей водометные движители. Кормовая оконечность судна туннельного типа имеет надводный корпус и подводный корпус с днищем, выполненным, по крайней мере, с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна ниже конструктивной ватерлинии. Профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы. Днищевые поверхности побортно между стенками бортов и канала выполнены в виде двух полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса. В кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены водометные движители. В верхней части продольного канала в кормовой оконечности встроен дополнительный водометный движитель. Технический результат заключается в повышении пропульсивных и мореходных качеств судна. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования кормовой оконечности судна, имеющей водометные движители.

Известна кормовая оконечность судна туннельного типа (патент RU №2302971, кл. В63В 1/00, 1/40, 2006), содержащая надводный корпус и подводный корпус, имеющий днище по крайней мере с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна и расположенным ниже конструктивной ватерлинии, причем профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы, а днищевые поверхности побортно между стенками бортов и канала выполнены в виде полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса, при этом в кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования ниже конструктивной ватерлинии встроены водометные движители. Это устройство принято в качестве прототипа.

Как следует из описания к устройству-прототипу в днище ниже конструктивной ватерлинии выполняется, по меньшей мере, один продольный канал аркообразной формы в поперечном сечении. За счет предлагаемой геометрии формы подводного корпуса удается достичь минимального волнового сопротивления.

В другом варианте, когда выполняются в днище два продольных канала симметрично диаметральной плоскости судна, то позволит дополнительно улучшить мореходные качества судна, в частности повысить управляемость судна и уменьшить бортовую качку на волнении за счет разнесения несущих подводных частей корпуса.

Установка в кормовой оконечности подводного корпуса ниже конструктивной ватерлинии водометных движителей с неподвижными насадками, встроенными непосредственно в полуконические образования подводного корпуса, позволит при работе водометных движителей в кормовой зоне продольного канала уменьшить толщину пограничного слоя в этом районе, а следовательно, уменьшить вероятность возникновения подпорной области в канале, что уменьшит сопротивление воды движению судна и приведет к существенному увеличению пропульсивных качеств судна.

Также известно техническое решение (патент US №4823722, кл. B63G 8/22, 1989), когда движитель располагают посередине за продольным каналом для улучшения эффективного водозабора движителем. Посредством водозабора движителем осуществляется увеличение скорости протекания воды через продольный канал и управление пограничным слоем на поверхности подводного корпуса судна в продольном канале.

Целью предлагаемого изобретения является повышение пропульсивных и мореходных качеств судна за счет дополнительной утилизации пограничного слоя в районе верхней части продольного канала посредством установки в этом районе дополнительного водометного движителя.

Цель достигается тем, что в кормовой оконечности судна туннельного типа, содержащей надводный корпус и подводный корпус, имеющий днище по крайней мере с одним продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна и расположенным ниже конструктивной ватерлинии, причем профиль сечения подводного корпуса по конструктивной ватерлинии имеет максимальную ширину в районе кормы, а днищевые поверхности побортно между стенками бортов и канала выполнены в виде полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях корпуса, при этом в кормовой оконечности подводного корпуса в его полуконические образования встроены водометные движители, согласно предлагаемому техническому решению в верхней части продольного канала в кормовой оконечности встроен дополнительный водометный движитель.

Кроме того, в каждом водометном движителе, встроенном в полуконические образования ниже конструктивной ватерлинии, выполнены водозаборные отверстия, расположенные в стенках продольного канала.

Целесообразно дополнительный водометный движитель встроить выше верхней стенки продольного канала с водозаборным отверстием, выполненным в верхней стенке продольного канала.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где:

фиг.1 - вид в корму на корпус с дополнительным водометным движителем, расположенным ниже верхней стенки продольного канала, и водометными движителями, установленными в полуконические образования с водозаборными отверстиями в продольном канале;

фиг.2 - сечение А-А кормовой оконечности судна туннельного типа на фиг.1;

фиг.3 - вид в корму на корпус с дополнительным водометным движителем, расположенным выше верхней стенки продольного канала, с водозаборным отверстием, выполненным в верхней стенке продольного канала, и водометными движителями, установленными в полуконические образования, с водозаборными отверстиями, выполненными в стенках продольного канала;

фиг.4 - сечение В-В кормовой оконечности судна туннельного типа на фиг.3;

фиг.5 - вид в корму на корпус с двумя продольными каналами. Корпус судна содержит надводный корпус 1 выше конструктивной ватерлинии 2 и подводный корпус 3 ниже конструктивной ватерлинии 2. Надводный корпус 1 может быть любой формы в зависимости от назначения судна. Подводный корпус 3 имеет днище 4 по крайней мере с одним продольным каналом 5 и криволинейные борта 6, сходящиеся к носу. Продольный канал 5 расположен ниже конструктивной ватерлинии 2 и выполнен аркообразной формы в поперечном сечении. Профиль сечения подводного корпуса 3 по конструктивной ватерлинии 2 имеет максимальную ширину в районе кормы. Поверхности днища 4 побортно между стенками бортов 6 и канала 5 выполнены в виде полуконусов с вершинами в носовой и основаниями в кормовой оконечностях подводного корпуса 3. В кормовой оконечности подводного корпуса 3 в полуконические образования встроены водометные движители 7 с водозаборными отверстиями 8, выполненными в стенках продольного канала 5. В верхней части каждого продольного канала 5 в кормовой оконечности встроен дополнительный водометный движитель 9 с водозаборным отверстием 10. Как варианты: дополнительный водометный движитель 9 с водозаборным отверстием 10 может располагаться ниже верхней стенки продольного канала 5 (фиг.1 и 2) и выше верхней стенки продольного канала 5 с водозаборным отверстием 10, выполненным в верхней стенке продольного канала 5 (фиг.3 и 4). На фиг.5 представлен вариант с двумя продольными каналами 5, в котором в полуконические образования встроены водометные движители 7, а в верхней части кормовой оконечности каждого продольного канала 5 встроены дополнительные водометные движители 9.

При движении судна на всей его поверхности ниже конструктивной ватерлинии 2 образуется пограничный слой. Причем на стенках продольного канала 5 величина этого пограничного слоя вследствие интерференции будет больше, чем по наружным бортам 6 и днищу 4. Судно при движении увлекает с собой дополнительные массы воды в пограничном слое, на перемещение которой расходуется дополнительная энергия.

Дополнительный водометный движитель 9, установленный в районе верхней части продольного канала 5, утилизирует пограничный слой на верхней поверхности продольного канала 5, что также повысит пропульсивные качества судна.

Водометные движители 7 с водозаборными отверстиями 8, выполненными непосредственно в стенках продольного канала 5, позволят более эффективно утилизировать пограничный слой в продольном канале 5. При этом продольные оси водозаборных отверстий 8 для водометных движителей 7 можно выполнить не ниже оси рабочего колеса водометных движителей 7, что позволит убрать потери на подъем воды, по сравнению с обычными водометными движителями с днищевым водозабором, что повысит КПД водометных движителей 7, а следовательно, повысит пропульсивные качества судна.

При этом водометные движители 7 с водозаборными отверстиями 8 в продольном канале 5 и дополнительный водометный движитель 9 с водозаборным отверстием 10 в верхней части продольного канала 5 позволят за счет подсоса потока воды в продольном канале 5 утилизировать пограничный слой, а следовательно, уменьшится вероятность возникновения подторможенного потока воды в продольном канале 5, который при малой относительной ширине продольного канала 5 может привести к увеличению сопротивления воды движению судна.

Следует отметить, что при движении судна туннельного типа на волнении могут частично оголяться борта 6 и днище 4. При расположении в этих районах водозаборного отверстия водометного движителя может произойти прорыв воздуха, что резко снизит его гидродинамические характеристики, а, следовательно, привести к понижению пропульсивных качеств судна. В то время как в продольном канале 5 будет отсутствовать волнение. Поэтому расположение водозаборных отверстий 8 и 10 в продольном канале 5 исключит возможность прорыва воздуха в водометные движители 7 и дополнительный водометный движитель 9, а следовательно, обеспечит надежную их работу при различных условиях эксплуатации судна туннельного типа.

При работе только водометных движителей 7 установка дополнительного водометного движителя 9 с водозаборным отверстием 10 выше верхней стенки продольного канала 5 своими выступающими частями не будет создавать сопротивление воды в продольном канале 5 при движении судна.

Выполнение в днище 4 двух и более продольных каналов 5 позволит улучшить мореходные качества судна, в частности повысить управляемость судна и уменьшить бортовую качку на волнении за счет разнесения несущих частей подводного корпуса 3.

В результате предложенные варианты кормовой оконечности судна туннельного типа с водометными движителями за счет утилизации пограничного слоя в продольном канале позволят повысить пропульсивные и мореходные качества судна.


КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ТУННЕЛЬНОГО ТИПА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 20 items.
20.03.2013
№216.012.2fca

Устройство для вытрамбовывания котлована

Изобретение относится к строительной техники, применяемой при устройстве фундаментов в вытрамбованных котлованах. Устройство для вытрамбовывания котлована содержит установленную на базовую машину лебедку с гибким тяговым элементом, направляющий ствол, опорный кольцевой элемент, трамбовку. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477769
Дата охранного документа: 20.03.2013
20.09.2013
№216.012.6aff

Танкер ледового класса

Изобретение относится к области судостроения, в частности к танкерам ледового класса. Корпус танкера содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными последовательно грузовыми танками в виде ряда, ориентированного по длине судна,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493042
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.11.2013
№216.012.84fb

Корпус судна туннельного типа

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования обводов корпуса судна. Корпус судна туннельного типа имеет надводный корпус и подводный корпус с днищем, выполненным с продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499721
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.12.2014
№216.013.14e1

Способ и система дальнего оптического обнаружения и определения местоположения летящего в стратосфере или на большой высоте со сверхзвуковой скоростью объекта по критериям конденсационного следа его силовой установки в атмосфере

Изобретение относится к области обнаружения в атмосфере объектов, преимущественно малозаметных, и их координатометрии. Согласно способу дальнего оптического обнаружения по признакам конденсационного следа в атмосфере обеспечивают оптимальные условия обзора с размещением приемных постов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536769
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.07.2015
№216.013.5ca2

Корпус судна туннельно-скегового типа

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования корпуса судна туннельно-скегового типа. Корпус судна имеет надводный корпус и подводный корпус, имеющий криволинейные борта ниже конструктивной ватерлинии, сходящиеся к носу. Подводный корпус имеет днище с продольным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555255
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.07.2015
№216.013.5fd3

Дезинтегратор

Изобретение относится к устройствам для измельчения различных материалов и может быть использовано, например, при производстве строительных материалов. Дезинтегратор содержит цилиндрический корпус с осевым загрузочным и тангенциальным разгрузочным патрубками. В цилиндрическом корпусе размещены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556072
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.08.2015
№216.013.6ea7

Ударно-центробежная мельница

Изобретение относится к устройствам для измельчения различных материалов и может быть использовано при производстве строительных материалов, а также в других отраслях промышленности. Ударно-центробежная мельница содержит ступенчатый корпус 3, горизонтально расположенный в корпусе ступенчатый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559897
Дата охранного документа: 20.08.2015
20.09.2015
№216.013.7d60

Дезинтегратор

Изобретение относится к устройствам для измельчения хрупких малоабразивных материалов влажностью до 4% и может быть использовано при производстве строительных материалов, а также в других отраслях промышленности. Дезинтегратор содержит корпус (1), роторы (2, 3) с рабочими элементами (4),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563693
Дата охранного документа: 20.09.2015
20.09.2015
№216.013.7d62

Дезинтегратор

Изобретение относится к устройствам для измельчения хрупких малоабразивных материалов влажностью до 4% и может быть использовано при производстве строительных материалов, а также в других отраслях промышленности. Дезинтегратор содержит корпус (1) с роторами (2, 3), загрузочное устройство (4),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563695
Дата охранного документа: 20.09.2015
20.10.2015
№216.013.8378

Дезинтегратор

Изобретение предназначено для измельчения хрупких малоабразивных материалов влажностью до 4% при производстве строительных материалов и в других отраслях промышленности. Дезинтегратор содержит корпус (1) с общим для камеры помола и дополнительного рабочего объема нормально закрепленным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565259
Дата охранного документа: 20.10.2015
Showing 1-10 of 34 items.
20.03.2013
№216.012.2fca

Устройство для вытрамбовывания котлована

Изобретение относится к строительной техники, применяемой при устройстве фундаментов в вытрамбованных котлованах. Устройство для вытрамбовывания котлована содержит установленную на базовую машину лебедку с гибким тяговым элементом, направляющий ствол, опорный кольцевой элемент, трамбовку. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477769
Дата охранного документа: 20.03.2013
20.09.2013
№216.012.6aff

Танкер ледового класса

Изобретение относится к области судостроения, в частности к танкерам ледового класса. Корпус танкера содержит днище, второе дно, вертикальные борта, балластные цистерны, верхнюю палубу, грузовую зону с размещенными последовательно грузовыми танками в виде ряда, ориентированного по длине судна,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493042
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.11.2013
№216.012.84fb

Корпус судна туннельного типа

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования обводов корпуса судна. Корпус судна туннельного типа имеет надводный корпус и подводный корпус с днищем, выполненным с продольным аркообразным в поперечном сечении каналом, простирающимся вдоль всего корпуса судна....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499721
Дата охранного документа: 27.11.2013
27.12.2014
№216.013.14e1

Способ и система дальнего оптического обнаружения и определения местоположения летящего в стратосфере или на большой высоте со сверхзвуковой скоростью объекта по критериям конденсационного следа его силовой установки в атмосфере

Изобретение относится к области обнаружения в атмосфере объектов, преимущественно малозаметных, и их координатометрии. Согласно способу дальнего оптического обнаружения по признакам конденсационного следа в атмосфере обеспечивают оптимальные условия обзора с размещением приемных постов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536769
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.07.2015
№216.013.5ca2

Корпус судна туннельно-скегового типа

Изобретение относится к области судостроения и касается конструирования корпуса судна туннельно-скегового типа. Корпус судна имеет надводный корпус и подводный корпус, имеющий криволинейные борта ниже конструктивной ватерлинии, сходящиеся к носу. Подводный корпус имеет днище с продольным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555255
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.07.2015
№216.013.5fd3

Дезинтегратор

Изобретение относится к устройствам для измельчения различных материалов и может быть использовано, например, при производстве строительных материалов. Дезинтегратор содержит цилиндрический корпус с осевым загрузочным и тангенциальным разгрузочным патрубками. В цилиндрическом корпусе размещены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556072
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.08.2015
№216.013.6ea7

Ударно-центробежная мельница

Изобретение относится к устройствам для измельчения различных материалов и может быть использовано при производстве строительных материалов, а также в других отраслях промышленности. Ударно-центробежная мельница содержит ступенчатый корпус 3, горизонтально расположенный в корпусе ступенчатый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559897
Дата охранного документа: 20.08.2015
20.09.2015
№216.013.7d60

Дезинтегратор

Изобретение относится к устройствам для измельчения хрупких малоабразивных материалов влажностью до 4% и может быть использовано при производстве строительных материалов, а также в других отраслях промышленности. Дезинтегратор содержит корпус (1), роторы (2, 3) с рабочими элементами (4),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563693
Дата охранного документа: 20.09.2015
20.09.2015
№216.013.7d62

Дезинтегратор

Изобретение относится к устройствам для измельчения хрупких малоабразивных материалов влажностью до 4% и может быть использовано при производстве строительных материалов, а также в других отраслях промышленности. Дезинтегратор содержит корпус (1) с роторами (2, 3), загрузочное устройство (4),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563695
Дата охранного документа: 20.09.2015
20.10.2015
№216.013.8378

Дезинтегратор

Изобретение предназначено для измельчения хрупких малоабразивных материалов влажностью до 4% при производстве строительных материалов и в других отраслях промышленности. Дезинтегратор содержит корпус (1) с общим для камеры помола и дополнительного рабочего объема нормально закрепленным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565259
Дата охранного документа: 20.10.2015
+ добавить свой РИД