×
10.10.2013
216.012.7103

ЛЕМЕХ ПЛУГА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к изготовлению и восстановлению лемехов с одновременным их упрочнением. Лемех плуга содержит несущую часть лемеха с отверстиями для крепления к плугу и режущую носовую часть. На носовой части лемеха нанесена вдоль ее режущей кромки полоса износостойкого материала. Несущая часть и режущая носовая часть выполнены в виде отдельных пластин, соединенных друг с другом сварным швом. Пластина режущей носовой части имеет меньшую толщину, чем пластина несущей части и выполнена из материала, имеющего твердость HRC больше, чем твердость HRC пластины несущей части. Ширина пластины режущей носовой части превышает ширину упомянутой полосы покрытия из износостойкого материала. Такое конструктивное выполнение позволит увеличить ресурс лемеха и повысить ремонтопригодность. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к изготовлению и восстановлению лемехов с одновременным их упрочнением.

Основной проблемой современной технологии обработки почвы является увеличение срока службы пахотных орудий. Для этой цели широко используются различные варианты плугов с заменяемой режущей частью.

Из описания к патенту РФ на изобретение №2413601 МКИ A01B 15/04 от 10.03.2011 известно использование для повышения общего срока службы плуга сменной режущей носовой части лемеха, формирующей часть режущей кромки лемеха. Сменная режущая носовая часть лемеха представляет собой пластину из стали с повышенной твердостью поверхностного слоя, привариваемую вручную на месте к нижней части лемеха. Данное решение обеспечивает при смене режущей носовой части лемеха последующую работу восстановленного лемеха с ресурсом, соответствующим ресурсу лемеха заводского изготовления. Однако для достижения такого ресурса требуется использование для сменной пластины высокопрочных марок сталей. Для присоединения пластины к лемеху требуются специальные электроды. При этом требуется точное соблюдение режимов сварки, что сложно осуществить при ручной сварке на месте. Кроме того, сменная пластина формирует только часть режущей кромки лемеха.

Известен лемех плуга, который имеет долото, изготовленное из полосы стали повышенной твердости отдельно от лемеха. Долото приваривается к корпусу лемеха, и затем подвергается упрочнению наплавочным армированием путем наваривания валиков перпендикулярно сварочному шву и полевому обрезу с шагом 30-40 мм (патент РФ на полезную модель №101891 A01B 15/06 от 10.02.2011). Недостатками такого лемеха являются: невозможность повторного использования долота после достижения им предельного износа; возможность коробления носовой части лемеха, из-за высоких местных термических нагрузок при сварке и наплавке, недостаточный срок службы и сложность технологии восстановления непосредственно в составе лемеха с шагом 30-40 мм перпендикулярно этому шву. Кроме того, конструкция лемеха обеспечивает повышение износостойкости только носовой области и не учитывает износ лезвийной части; замена приваренного долота при достижении предельного износа возможна только при удалении оставшейся части; применение армирования наплавкой валиков электродом для сварки углеродистых сталей будет снижать эффективность упрочняющей термообработки привариваемого долота вследствие воздействия термических полей от наплавки.

Наиболее близким к заявленному лемеху является лемех по патенту РФ на полезную модель №41564 МКИ A01B 15/04 от 10.11.2004. Известный лемех плуга имеет несущую часть лемеха с отверстиями для крепления лемеха к плугу и режущую носовую часть лемеха с нанесенной вдоль ее режущей кромки полосой покрытия из износостойкого материала. К боковой кромке лемеха с помощью сварки присоединено долото. Хотя в этом лемехе имеется слой покрытия из износостойкого материала, для повышения стойкости лемеха к абразивному износу необходимо весь лемех изготавливать из высокопрочной стали. Кроме того, для изготовления лемеха требуется специализированный прокат, что удорожает производство лемеха и практически исключает возможность восстановления лемеха.

Целью изобретения является разработка лемеха плуга с увеличенным сроком службы, конструкция которого требует меньшего расхода высокопрочных сталей и позволяет выполнить качественный восстановительный ремонт лемеха как в заводских условиях, так и в любой специализированной мастерской.

Поставленная цель достигается тем, что в лемехе плуга, содержащем несущую часть лемеха с отверстиями для крепления лемеха к плугу и режущую носовую часть лемеха с нанесенной вдоль ее режущей кромки полосой покрытия из износостойкого материала, согласно предлагаемого изобретения несущая часть и режущая носовая часть выполнены в виде отдельных пластин, соединенных друг с другом сварным швом, при этом пластина режущей носовой части имеет меньшую толщину чем пластина несущей части и выполнена из материала, имеющего твердость HRC больше чем твердость HRC пластины несущей части, при этом ширина пластины режущей носовой части превышает ширину упомянутой полосы покрытия из износостойкого материала.

Кроме того, на несущей части лемеха выполнены отверстия для крепления долота.

Предпочтительно, что пластина режущей носовой части выполнена из стали твердостью 35-38 HRC.

Предпочтительно, покрытие выполнено из износостойкого материала с твердостью 55-60 HRC.

При этом покрытие из износостойкого материала выполнено из высокопрочной стали, твердых сплавов или из металлокерамики.

Указанные факторы, а именно: наличие у лемеха плуга несущей части и режущей носовой части, выполненных в виде отдельных пластин, соединенных друг с другом сварным швом, при этом пластина режущей носовой части имеет меньшую толщину чем пластина несущей части и выполнена из материала имеющего твердость HRC больше чем твердость HRC пластины несущей части, при этом ширина пластины режущей носовой части превышает ширину упомянутой полосы покрытия из износостойкого материала, обеспечивает возможность периодической замены носовой части после ее истирания, и создают условия для увеличения срока службы лемеха и обеспечения его ремонтопригодности. Выполнение пластины режущей носовой части с меньшей толщиной чем пластина несущей части уменьшает тяговое сопротивление при пахоте даже при постоянной толщине пластины режущей носовой части, что обычно достигается использованием дорогостоящего проката переменной толщины. Соединение пластин лемеха между собой и нанесение износостойкого покрытия на режущую носовую часть может быть осуществлено в стационарных условиях (на заводе или в специализированной мастерской) с использованием универсальных сварочных станков с контролируемым режимом работы, что гарантирует высокое качество сварного шва и нанесенного покрытия, обеспечивая таким образом высокий ресурс службы лемеха.

Изобретение поясняется рисунками.

На фиг.1 общий вид лемеха в плане, на фиг.2 показано сечение А-А на фиг.1.

В качестве примера рассматривается конструкция лемеха со сменным долотом, однако, подобная конструкция может быть распространена и на цельнометаллические лемеха.

Лемех плуга включает в себя несущую часть 1 лемеха с отверстиями 2 для крепления лемеха к плугу и режущую носовую часть 3 лемеха с нанесенной вдоль ее режущей кромки полосой 4 покрытия из износостойкого материала. Несущая часть 1 и режущая носовая часть 3 выполнены в виде отдельных пластин, соединенных встык друг с другом двухсторонним сварным швом 5, при этом пластина режущей носовой части имеет меньшую толщину чем пластина несущей части. Пластина режущей носовой части 3 выполнена из стали твердостью 35-38 HRC и имеет твердость HRC больше чем твердость HRC пластины несущей части 1. Ширина пластины режущей носовой части превышает ширину упомянутой полосы покрытия из износостойкого материала. Износостойкое покрытие на пяточной зоне 6 режущей носовой части 3 нанесено по всей ширине пластины режущей новой части на длине не менее 20 мм. Размеры пластины режущей носовой части определяются предельным износом лемеха плуга. На несущей части лемеха в зоне 7 крепления долота выполнены отверстия 8 для крепления долота.

Покрытие выполнено из износостойкого материала с твердостью 55-60 HRC. В качестве износостойкого покрытия могут использоваться высокопрочные стали, твердые сплавы и металлокерамики, имеющие в своем составе карбиды металлов, нитриды металлов или другие керамические материалы.

Сварка производится с двух сторон без разделки. При наложении шва с тыльной стороны следует обращать внимание на то, чтобы шов не превышал ширину плоскости крепления. В противном случае крепление лемеха к стойке будет затруднительно, если вообще возможно.

Для увеличения износостойкости лемеха рекомендуется наваривать износостойкое покрытие в виде валиков электродом для износостойкой наплавки с тыльной стороны в области лезвия на всю его длину шириной 15-20 мм, обеспечивающие твердость получаемого покрытия 55-60 HRC. Как правило, наваривается не менее 3-х швов.

Приваривание режущей и лезвийной части производится электродом для сварки углеродистых сталей.

Лемеха эксплуатируются до полного истирания режущей носовой части, достигая при этом предельного состояния (для лемехов отечественного производства - 30 мм, для лемехов импортного производства - до 60 мм), и затем приваривается новая режущая носовая часть. При таком технологическом подходе конструкция лемеха, состоящая из несущей, режущей части и долота позволит неоднократно производить замену этой режущей части, увеличивая ресурс детали и повышая ремонтопригодность. Режущая часть изнашивается значительно быстрее несущей области, что позволяет производить восстановление деталей не менее трех раз.

Результатом применения предлагаемой конструкции является: увеличение долговечности лемеха за счет применения термообработанных режущих частей повышенной твердости с тыльной наплавкой лезвийной части твердым сплавом и неоднократной их замены; повышение степени ремонтопригодности.

Производство лемеха состоит из следующих операций: 1. изготовление несущей части 1 лемеха, соответствующей геометрии с учетом будущей формы износа; 2. изготовление износостойкой пластины режущей носовой части 3, соответствующей по размерам геометрии износа; 3. приваривание пластины режущей носовой части 3 к несущей части 1 лемеха двумя швами 5 с двух сторон; 4. наваривание полосы 4 твердого сплава (например, электродом Т-590) согласно представленному чертежу (фиг.1).

Восстановление лемеха производится по описанному выше порядку, только операция 1 заменяется операцией удаления неровностей от износа и формированием соответствующей геометрии под приварку пластины. При этом в качестве материала режущей и лезвийной части можно использовать листы рессор после их выбраковки, т.к., утратив нужные упругие свойства, они сохраняют свойства не менее 35 HRC.


ЛЕМЕХ ПЛУГА
ЛЕМЕХ ПЛУГА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 28 items.
10.01.2013
№216.012.16c8

Плужный отвал повышенной долговечности и ремонтопригодности

Изобретение может быть использовано при изготовлении и ремонте деталей рабочих органов плуга. Отвал корпуса плуга содержит вставку из упрочненной стали, вваренную в его носовую часть короткими швами, расположенными со стороны поверхности отвала, контактирующей с почвой. Вставка выполнена с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471324
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1cba

Композиция присадки к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания и приработочное масло

Использование: для обкатки и приработки сопряжений трения новых и отремонтированных агрегатов двигателей внутреннего сгорания. Сущность: присадка содержит, мас.%: наноструктурированный бемит 15-20, поверхностно-активные вещества 15-20 и маловязкое минеральное масло - остальное. Приработочное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472848
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.1ee8

Способ нанесения покрытия на поверхность деталей с помощью электроконтактной сварки с использованием порошкового присадочного материала, содержащего железный порошок, и присадочный материал для его осуществления

Изобретение относится к области металлургии, в частности к нанесению порошковых покрытий с помощью электроконтактной сварки, и может быть использовано для восстановления и упрочнения рабочих поверхностей. Способ нанесения покрытия на поверхность деталей с помощью электроконтактной сварки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473413
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.1eea

Способ изготовления конструктивного элемента рабочего органа машины, эксплуатируемой в почвенной среде

Изобретение может быть использовано при изготовлении деталей машин, работающих в почвенной среде в условиях абразивного изнашивания, а именно лемеха плуга. На рабочей поверхности лемеха в области ожидаемого износа перпендикулярно обрезу носка лемеха прорезают пазы на расстоянии между ними 20-30...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473415
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.2434

Теплообменная система, использующая тепловые насосы (варианты)

Изобретение относится к области теплотехники и может быть использовано в теплосистемах, использующих тепловые насосы. Предлагаемая теплообменная система содержит два тепловых насоса, каждый из которых содержит рабочий цилиндр, поршень, разделяющий полость цилиндра на рабочую полость,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474770
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.04.2013
№216.012.37c5

Способ определения остаточного ресурса цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к техническому обслуживанию двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности к диагностированию технического состояния ДВС. Способ заключается в том, что измеряют давления остаточного вакуума Р и компрессии двигателя Р, по крайней мере, для одного цилиндра...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479830
Дата охранного документа: 20.04.2013
20.04.2013
№216.012.37c6

Способ определения остаточного ресурса цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к техническому обслуживанию двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности, к диагностированию технического состояния ДВС. Способ заключается в том, что измеряют давления полного вакуума Р, и компрессии двигателя Р, по крайней мере, для одного цилиндра диагностируемого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479831
Дата охранного документа: 20.04.2013
27.04.2013
№216.012.3849

Отвал корпуса плуга

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к рабочим органам плугов общего назначения. Отвал имеет пазы (3) в области наиболее вероятного износа (2) (носовая часть), расположенные перпендикулярно перемещению почвенного пласта. Глубина пазов (3) составляет 4…5...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479970
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.04.2013
№216.012.3a0e

Комбинированный способ очистки сточных вод, содержащих органические загрязнения

Изобретение относится к очистке жидких стоков, содержащих органические загрязнения в промышленных, сельскохозяйственных и бытовых предприятиях. Способ очистки сточных вод включает обработку исходных сточных вод коагулянтом и флокулянтом, разделение их на ил и осветленные сточные воды. Далее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480423
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3c2f

Долото плужного лемеха

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к подрезающим конструктивным элементам почвообрабатывающих машин. Долото содержит пластину, имеющую заточенную кромку и отверстия для крепления к лемеху. Пластина выполнена из двух частей, соединенных между собой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480974
Дата охранного документа: 10.05.2013
+ добавить свой РИД