×
27.07.2013
216.012.5975

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБТЕКАНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002488522
Дата охранного документа
27.07.2013
Аннотация: Способ управления обтеканием летательного аппарата характеризуется тем, что вблизи аэродинамической поверхности летательного аппарата периодически создают автоэмиссионные электроны плотностью более 1000 А/м при напряженности электрического поля не менее 1 В/мкм, генерируют отрицательно заряженные ионы кислорода воздуха, ускоряют их электрическим полем распределенной по аэродинамической поверхности секционированной электродной системы, и формируют поток ионизированного воздуха в окрестности аэродинамической поверхности и подъемную силу, действующую на летательный аппарат. Изобретение направлено на повышение энергоэффективности летательного аппарата. 2 ил.
Основные результаты: Способ управления обтеканием летательного аппарата, характеризующийся тем, что вблизи аэродинамической поверхности летательного аппарата периодически создают автоэмиссионные электроны плотностью более 1000 А/м при напряженности электрического поля не менее 1 В/мкм, генерируют отрицательно заряженные ионы кислорода воздуха, ускоряют их электрическим полем распределенной по аэродинамической поверхности секционированной электродной системы и формируют поток ионизированного воздуха в окрестности аэродинамической поверхности и подъемную силу, действующую на летательный аппарат.

Изобретение относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, в частности к способам создания подъемной силы у летательных аппаратов с электрической силовой установкой.

Известен способ управления обтеканием летательного аппарата (патент RU №2415373 С1, МПК F42B 10/32, В64С 1/38, В64С 21/08, 19.01.2010), основанный на выдуве в носовой части летательного аппарата под давлением рабочего тела плотностью менее 0,06 г/см3, содержащего диссоциированный водород, и формировании в пульсирующем режиме вокруг фюзеляжа аэродинамического конуса в виде энтропийного слоя, в котором аккумулируют энергию набегающего потока для утилизации в камере сгорания силовой установки.

Недостатком известного способа управления обтеканием летательного аппарата является то, что он эффективен лишь на высоких скоростях полета, например, беспилотного летательного аппарата.

Известен электрогазодинамический способ уменьшения аэродинамического сопротивления, основанный на электрогазодинамическом воздействии на ламинарно-турбулентный переход в пограничном слое (Ватажин А.Б., Грабовский В.И., Лихтер В.А., Шульгин В.И. Электрогазодинамические течения, М.: Изд. Наука, 1983; Курячий А.П. О затягивании перехода пограничного слоя электрогидродинамическим методом // ПММ.Т. 49, Вып.1, 1985 г.).

Недостатком известного электрогазодинамического способа уменьшения аэродинамического сопротивления являются высокие энергетические затраты на генерацию заряженных частиц, вводимых в пограничный слой.

Наиболее близким из известных технических решений предлагаемому способу управления обтеканием летательного аппарата является способ полета в воздухе и устройство для его осуществления в виде летательного аппарата (Патент RU № 2184685 С2, МПК В64С 29/00, 39/00, 11.01.2001 г.), основанный на создании подъемной силы на аэродинамической поверхности за счет вращения над ней ротора с горизонтальными лопастями и создания области пониженного давления.

Недостатком известного технического решения являются высокие потери на трение и низкая энергоэффективность.

Задачей данного изобретения является повышение энергоэффективности на режимах взлета, висения, полета и посадки летательного аппарата.

Технический результат реализации изобретения заключается в улучшении массогабаритных характеристик и энергоэффективности силовой установки летательного аппарата.

Решение поставленной задачи и технический результат достигаются тем, что в способе управления обтеканием летательного аппарата периодически вблизи аэродинамической поверхности летательного аппарата создают автоэмиссионные электроны плотностью более 1000 А/м при напряженности электрического поля не менее 1 В/мкм, генерируют отрицательно заряженные ионы кислорода воздуха, ускоряют их электрическим полем распределенной по аэродинамической поверхности секционированной электродной системы и формируют поток ионизированного воздуха в окрестности аэродинамической поверхности и подъемную силу, действующую на летательный аппарат.

Схема беспилотного летательного аппарата для реализации предлагаемого способа управления обтеканием летательного аппарата показана на фиг.1. Механизм генерации отрицательно заряженных ионов кислорода воздуха, их ускорения, перезарядки и формирования реактивной струи вблизи аэродинамической поверхности иллюстрирует рисунок на фиг.2.

Беспилотный летательный аппарат, содержащий планер 1 с аэродинамической поверхностью 7, электрическую силовую установку 2, средства взлета/посадки 3, энергопитания 4, коммуникации 5 и управления 6, имеет устройства 8 и 9, обеспечивающие автоэмиссию электронов, генерацию и ускорение отрицательно заряженных ионов кислорода воздуха для формирования потока воздуха 10 вблизи аэродинамической поверхности 7, реактивной струи и подъемной силы F, действующий на планер 1 за счет разности давлений над его нижней и верхней поверхностями.

Предлагаемый способ управления обтеканием летательного аппарата работает следующим образом. Автоэмиссионные электроны вырывают с холодного эмиттера, покрытого углеродными нанотрубками, электрическим полем и они прилипают к молекулам кислорода 11 из-за их высокой энергии сродства к электрону (~0,87 эВ). Образовавшиеся отрицательно заряженные ионы кислорода воздуха 12 ускоряют электрическим полем секционированной электродной системы 8, 9 аэродинамической поверхности 7 планера 1 беспилотного летательного аппарата. Ионы в градиентном электрическом поле на длине свободного пробега приобретают скорость направленного движения , которая пропорциональна этому градиенту и может составлять десятки м/с.

Двигаясь со скоростью , ионы кислорода 12 при столкновении с нейтральными молекулами окружающего воздуха передают им свою энергию направленного движения или участвуют в перезарядке частиц (см., например, Месси Г., Бархоп Е. Электронные и ионные столкновения, М.: Издательство Иностранной литературы, 1958 г., с.428). При перезарядке ион кислорода 12 отдает свой электрон нейтральной молекуле 11, становясь нейтральной молекулой 11 с направленной скоростью . В свою очередь нейтральная молекула 11, приобретя электрон, становится отрицательно заряженной частицей с тепловой скоростью v и может начать ускоряться в градиентном электрическом поле, формируя поток 10 вблизи аэродинамической поверхности 7. Возникшая при перезарядке нейтральная молекула с направленной скоростью в дальнейшем при столкновениях может передать свою энергию направленного движения другим молекулам воздуха или, присоединив к себе новый электрон за счет сродства к электрону, продолжать увеличение скорости направленного движения , в градиентном электрическом поле аэродинамической поверхности 7. Процесс циклически повторяют вдоль аэродинамической поверхности 7, условно разбитой на чередующиеся зоны: генерации отрицательно заряженных ионов 13, ускорения ионов 14 и перезарядки частиц 15. При этом постоянно усиливают поток ионизированного воздуха 10.

Оценки показывают, что оптимальные параметры потока 10 и формирующейся реактивной струи могут быть получены при создании средствами микрографии распределенной по аэродинамической поверхности 7 секционированной системы электродов 8, 9 электрической силовой установки 2 с отношением шага между электродами к длине свободного пробега частиц окружающего воздуха на уровне 50.

За счет движения воздуха над аэродинамической поверхностью 7 возникает область пониженного давления и появляется дополнительная подъемная сила F, действующая на аппарат.

Управление реактивной тягой потока 10 и подъемной силой F обеспечивает летательному аппарату режимы взлета, висения, горизонтального полета и посадки.

Таким образом, полезность реализации предлагаемого технического решения состоит в том, что за счет:

- автоэмиссии электронов с углеродных нанотрубок и генерации отрицательно заряженных ионов кислорода воздуха, практически, исключены затраты энергии на ионизацию воздуха;

- создания, ускорения и перезарядки отрицательно заряженных ионов кислорода воздуха существенно повышена энергоэффективность прямого преобразования электроэнергии в кинетическую энергию реактивной струи силовой установки летательного аппарата;

- распределенной по аэродинамической поверхности летательного аппарата электрической силовой установки улучшены экологические и массогабаритные характеристики.

В настоящее время завершается разработка проекта демонстратора технологий и беспилотного летательного аппарата с электрической силовой установкой.

Способ управления обтеканием летательного аппарата, характеризующийся тем, что вблизи аэродинамической поверхности летательного аппарата периодически создают автоэмиссионные электроны плотностью более 1000 А/м при напряженности электрического поля не менее 1 В/мкм, генерируют отрицательно заряженные ионы кислорода воздуха, ускоряют их электрическим полем распределенной по аэродинамической поверхности секционированной электродной системы и формируют поток ионизированного воздуха в окрестности аэродинамической поверхности и подъемную силу, действующую на летательный аппарат.
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБТЕКАНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОБТЕКАНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 21 items.
27.02.2013
№216.012.2a48

Летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой

Изобретение относится к воздушному транспорту с вертикальным взлетом и посадкой. Аппарат содержит корпус в виде летающей тарелки с верхней и нижней аэродинамическими поверхностями, силовую установку и средства взлета/посадки, энергопитания, коммуникации и управления. Силовая установка выполнена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476351
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.10.2013
№216.012.7253

Вертолет

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям вертолетов. Вертолет содержит фюзеляж с кабиной, средствами взлета и посадки, органами управления и силовую установку с несущим и толкающим винтами. Фюзеляж имеет обтекаемую дискообразную форму и на нем установлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494924
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.02.2014
№216.012.9e2e

Несущий винт вертолета

Изобретение относится к вертолетостроению. Несущий винт вертолета содержит втулку винта, сбалансированные и совмещенные на одной оси одним из двух своих концов несколько лопастей с рабочими аэродинамическими поверхностями, имеющими по диаметру винта передние и задние кромки. На нижних рабочих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506202
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.04.2014
№216.012.b479

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель и способ организации горения

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит воздухозаборник с центральным телом, камеру сгорания, топливную форсунку, соединенную пилонами с воздухозаборником, и систему управления. Топливная форсунка установлена в центральном теле воздухозаборника и выполнена в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511921
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.05.2014
№216.012.c720

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель и способ организации горения

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит воздухозаборник, топливную форсунку, расположенную в носовой части перед воздухозаборником по его оси и соединенную с ним пилонами, камеру сгорания, воспламенитель и сопло. Топливная форсунка выполнена в виде газоструйного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516735
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.06.2014
№216.012.d4bd

Способ разработки метангидратов и устройство для его реализации

Изобретение относится к техническим средствам освоения ресурсов Мирового океана и может быть применено для добычи метангидратов. Способ разработки залежей метангидратов основан на их дроблении струями воды при температуре выше 285К со скоростью более 1 м/с в пульсирующем режиме с частотой в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520232
Дата охранного документа: 20.06.2014
27.06.2014
№216.012.d6de

Способ организации детонационного режима горения в камере сгорания гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя

Способ организации детонационного режима горения в камере сгорания гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя включает сжатие воздуха в системе внешних и внутренних скачков уплотнения, возникающих на фиксированных и регулируемых элементах фюзеляжа и силовой установки, подачу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520784
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.10.2014
№216.012.fa59

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель и способ организации рабочего процесса

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) содержит корпус, воздухозаборник с центральным телом, внутри которого установлена топливная форсунка в виде газоструйного резонатора с острой передней кромкой, соединенной пилонами с воздухозаборником, камеру сгорания,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529935
Дата охранного документа: 10.10.2014
20.10.2014
№216.012.ff38

Устройство для очистки воздуха

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для очистки воздуха от твердых частиц, капель морской воды и соли на входе судовых газотурбинных двигателей. Устройство включает инерционный сепаратор в виде, по крайней мере, одного пакета вертикально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531192
Дата охранного документа: 20.10.2014
20.12.2014
№216.013.1148

Система очистки воздуха

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам очистки воздуха на входе судовых газотурбинных двигателей. Система очистки воздуха включает сепаратор с конфузором, горловиной, диффузором и капле-пылеуловителем, установленные в воздуховоде, и устройство для сбора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535847
Дата охранного документа: 20.12.2014
Showing 1-10 of 25 items.
27.02.2013
№216.012.2a48

Летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой

Изобретение относится к воздушному транспорту с вертикальным взлетом и посадкой. Аппарат содержит корпус в виде летающей тарелки с верхней и нижней аэродинамическими поверхностями, силовую установку и средства взлета/посадки, энергопитания, коммуникации и управления. Силовая установка выполнена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476351
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.10.2013
№216.012.7253

Вертолет

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям вертолетов. Вертолет содержит фюзеляж с кабиной, средствами взлета и посадки, органами управления и силовую установку с несущим и толкающим винтами. Фюзеляж имеет обтекаемую дискообразную форму и на нем установлена...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494924
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.02.2014
№216.012.9e2e

Несущий винт вертолета

Изобретение относится к вертолетостроению. Несущий винт вертолета содержит втулку винта, сбалансированные и совмещенные на одной оси одним из двух своих концов несколько лопастей с рабочими аэродинамическими поверхностями, имеющими по диаметру винта передние и задние кромки. На нижних рабочих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506202
Дата охранного документа: 10.02.2014
10.04.2014
№216.012.b479

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель и способ организации горения

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит воздухозаборник с центральным телом, камеру сгорания, топливную форсунку, соединенную пилонами с воздухозаборником, и систему управления. Топливная форсунка установлена в центральном теле воздухозаборника и выполнена в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511921
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.05.2014
№216.012.c720

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель и способ организации горения

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель содержит воздухозаборник, топливную форсунку, расположенную в носовой части перед воздухозаборником по его оси и соединенную с ним пилонами, камеру сгорания, воспламенитель и сопло. Топливная форсунка выполнена в виде газоструйного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516735
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.06.2014
№216.012.d4bd

Способ разработки метангидратов и устройство для его реализации

Изобретение относится к техническим средствам освоения ресурсов Мирового океана и может быть применено для добычи метангидратов. Способ разработки залежей метангидратов основан на их дроблении струями воды при температуре выше 285К со скоростью более 1 м/с в пульсирующем режиме с частотой в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520232
Дата охранного документа: 20.06.2014
27.06.2014
№216.012.d6de

Способ организации детонационного режима горения в камере сгорания гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя

Способ организации детонационного режима горения в камере сгорания гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя включает сжатие воздуха в системе внешних и внутренних скачков уплотнения, возникающих на фиксированных и регулируемых элементах фюзеляжа и силовой установки, подачу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520784
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.10.2014
№216.012.fa59

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель и способ организации рабочего процесса

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) содержит корпус, воздухозаборник с центральным телом, внутри которого установлена топливная форсунка в виде газоструйного резонатора с острой передней кромкой, соединенной пилонами с воздухозаборником, камеру сгорания,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529935
Дата охранного документа: 10.10.2014
20.10.2014
№216.012.ff38

Устройство для очистки воздуха

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для очистки воздуха от твердых частиц, капель морской воды и соли на входе судовых газотурбинных двигателей. Устройство включает инерционный сепаратор в виде, по крайней мере, одного пакета вертикально...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531192
Дата охранного документа: 20.10.2014
20.12.2014
№216.013.1148

Система очистки воздуха

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам очистки воздуха на входе судовых газотурбинных двигателей. Система очистки воздуха включает сепаратор с конфузором, горловиной, диффузором и капле-пылеуловителем, установленные в воздуховоде, и устройство для сбора и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535847
Дата охранного документа: 20.12.2014
+ добавить свой РИД