×
27.06.2013
216.012.5254

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ГИСТЕРЕЗИСА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в качестве устройства электронного гистерезиса. Техническим результатом является создание устройства, принцип работы которого аналогичен триггеру Шмитта, но работа которого обеспечивается без внешнего источника питания. Устройство содержит два полевых транзистора, пять сопротивлений, два стабилитрона. 1 ил.
Основные результаты: Статический триггер, построенный, например, на полевых транзисторах, включающий в себя первое и второе плечо, выходом которого является исток полевого транзистора второго плеча, отличающийся тем, что в первое плечо триггера дополнительно введены первый и второй стабилитроны и сопротивление, причем первый вывод первого стабилитрона подключен к затвору полевого транзистора первого плеча, второй вывод первого стабилитрона подключен к входной шине, первый вывод второго стабилитрона подключен к стоку полевого транзистора второго плеча и нулевой шине схемы, а второй вывод второго стабилитрона подключен к стоку полевого транзистора первого плеча и к сопротивлению, второй вывод которого подключен к входной шине.

Изобретение относится к импульсной технике, а именно к устройствам, аналогичным триггеру Шмитта.

Известны триггеры Шмитта на основе операционного усилителя (http://rus12.on.ufanet.ru/el/39.htm). Это устройство является компаратором с гистерезисом передаточной характеристики и реализуется при охвате его положительной обратной связью по неинвертирующему входу. Особенностью такого построения является необходимость двух источников питания для работы операционного усилителя и наличие дополнительного опорного напряжения, что существенно сужает спектр применения схемы.

Существуют триггеры Шмитта, имеющие релейную характеристику с гистерезисом, построенные на двух транзисторах одной проводимости (http://radioforall.ru/2010-01-11-19-05-54/311-2010-01-14-15-06-33). Ширина петли гистерезиса определяется разностью падений напряжения на общем эмиттерном сопротивлении транзисторов, создаваемых токами первого и второго коллекторов. Схема триггера на транзисторах проще, однако в ней сохраняется необходимость внешнего источника питания и сохраняется зависимость порогов срабатывания и отпускания триггера от значения питающего напряжения, что существенно снижает область применения такой схемы.

За прототип изобретения взято устройство, представленное в авторском свидетельстве SU 1213522. Устройство решает задачу обеспечения возможности передачи величины амплитуды входного напряжения на выход триггера при превышении некоторого порогового уровня на входе. Достоинством указанного прототипа является возможность обеспечения работы устройства без внешнего источника питания. Однако значение порогов срабатывания и отпускания схемы прототипа одинаковы, и теряется свойство гистерезисной передаточной функции.

Целью предлагаемого изобретения является создание схемы электронного гистерезиса, принцип работы которой аналогичен триггеру Шмитта, но работа которого обеспечивается без внешнего источника питания.

Указанная цель достигается введением дополнительных элементов - двух стабилитронов и одного резистора, в первое плечо статического триггера, построенного, например, на полевых транзисторах. Входом схемы является шина питания триггера, а выходом - выход второго плеча триггера.

Сущностью изобретения является то, что первый вывод первого стабилитрона подключен к затвору полевого транзистора первого плеча, второй вывод первого стабилитрона подключен к входной шине, первый вывод второго стабилитрона подключен к стоку полевого транзистора второго плеча и нулевой шине схемы, а второй вывод второго стабилитрона подключен к стоку полевого транзистора первого плеча и к сопротивлению, второй вывод которого подключен к входной шине.

На фиг.1 представлена электрическая схема предлагаемого устройства.

Схема включает в себя шину входного сигнала 1, шину выходного сигнала 2, активные сопротивления 3-7, полевые транзисторы одного типа проводимости 8 и 9, стабилитроны 10 и 11, нулевую шину 12.

Представленная на фиг.1 схема работает следующим образом.

В начальный момент времени на входе схемы, то есть на входной шине 1, нулевой уровень напряжения. Оба транзистора 8 и 9 находятся в закрытом состоянии. На выходе схемы также отсутствует сигнал, то есть на выходной шине 2 нулевой уровень напряжения.

При нарастании сигнала на входной шине 1 входное напряжение через сопротивления 3 и 4 поступает на управляющий вход (в данном случае - затвор) транзистора 9 и одновременно через сопротивление 7 на его сток. Транзистор 9 остается в закрытом состоянии до тех пор, пока напряжение «затвор-сток» равно 0, то есть пока не сработает стабилитрон 11. В это же время входное напряжение с шины 1 через сопротивления 6 и 5 поступает на управляющий вход (в данном случае - затвор) транзистора 8. Транзистор 8 начинает открываться, и через цепь «исток-сток» начинает протекать ток. С ростом напряжения на входной шине 1 транзистор 8 полностью открывается и на истоке транзистора 8 поддерживается нулевой уровень напряжения, который через сопротивление 4 поддерживает закрытое состояние транзистора 9. Схема принимает одно из устойчивых состояний: транзистор 8 открыт, а транзистор 9 закрыт, при котором напряжение с входной шины 1 не проходит на выход схемы и на выходной шине 2 поддерживается нулевой уровень напряжения.

Данное состояние схемы сохраняется при дальнейшем росте напряжения на входной шине 1, пока не достигнет значения срабатывания стабилитрона 10. После срабатывания стабилитрона 10 напряжение «затвор-сток» транзистора 9 начинает расти. При достижении напряжения «затвор-сток» транзистора 9 уровня отпирания потенциал точки 14 начинает снижаться, а значит, снижается напряжение на затворе транзистора 8 и он начинает закрываться. Это приведет к повышению потенциала точки 13 и еще большему открытию транзистора 9. Происходит лавинообразный процесс, схема переходит во второе устойчивое состояние, при котором транзистор 9 открыт, транзистор 8 закрыт, а сигнал на выходной шине 2 полностью повторяет сигнал на входной шине 1.

При снижении напряжения на входной шине 1 ниже некоторого порогового значения (уровня отпускания) схема перейдет в исходное состояние. Транзистор 8 откроется, а транзистор 9 закроется. Напряжение на выходной шине 2 будет равно нулю и не будет повторять напряжение на входной шине 1.

Таким образом, представленная схема обладает явно выраженной гистерезисной передаточной функцией и не требует дополнительного источника питания.

Статический триггер, построенный, например, на полевых транзисторах, включающий в себя первое и второе плечо, выходом которого является исток полевого транзистора второго плеча, отличающийся тем, что в первое плечо триггера дополнительно введены первый и второй стабилитроны и сопротивление, причем первый вывод первого стабилитрона подключен к затвору полевого транзистора первого плеча, второй вывод первого стабилитрона подключен к входной шине, первый вывод второго стабилитрона подключен к стоку полевого транзистора второго плеча и нулевой шине схемы, а второй вывод второго стабилитрона подключен к стоку полевого транзистора первого плеча и к сопротивлению, второй вывод которого подключен к входной шине.
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ГИСТЕРЕЗИСА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 28 items.
27.06.2013
№216.012.5253

Устройство электронного гистерезиса

Изобретение относится к импульсной технике, а именно к устройствам, аналогичным триггеру Шмитта. Технический результат - создание устройства, аналогичного триггеру Шмитта, при работе которого не требуется какого-либо внешнего источника питания, а параметры петли гистерезиса передаточной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486668
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.5255

Устройство электронного гистерезиса

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в качестве устройства электронного гистерезиса. Техническим результатом является создание устройства, принцип работы которого аналогичен триггеру Шмитта, но работа которого обеспечивается без внешнего источника питания, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486670
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.07.2013
№216.012.53ba

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к области безопасности движения в местах пересечения железнодорожного и автомобильного транспорта. Устройство управления переездной сигнализацией содержит на переезде схему управления переездными светофорами, рельсовую цепь участка приближения к переезду и аппаратуру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487037
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.09.2013
№216.012.674a

Способ контроля состояния рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к автоматике и телемеханике для регулирования движения железнодорожного транспорта. Способ контроля состояния рельсовой линии заключается в том, что в рельсовую линию подают сигнал переменного тока, а на другом конце к рельсам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492089
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.09.2013
№216.012.674c

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к сигнальным устройствам безопасности движения железнодорожного транспорта. Устройство управления переездной сигнализацией содержит на переезде схему управления переездными светофорами, рельсовую цепь участка приближения к переезду и аппаратуру питающего и релейного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492091
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.08.2014
№216.012.ec8c

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к сигнальным устройствам, предупреждающим дорожный транспорт о приближении поезда. Устройство управления переездной сигнализацией содержит схему управления переездными светофорами, соединенную с переездными светофорами, и рельсовую цепь участка приближения к переезду,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526364
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.03.2015
№216.013.320a

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики и обеспечивает автоматическое управление движением на железнодорожных переездах, позволяющим закрывать переезд в зависимости от координат, скорости и ускорения приближающегося поезда. В устройстве управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544285
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.04.2015
№216.013.4025

Способ управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, а именно к системам ограждения переезда, позволяющим закрывать переезд в зависимости от координат, скорости и ускорения, приближающегося поезда. Технический результат изобретения - увеличение длины участка приближения и расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547909
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.06.2015
№216.013.57ff

Безопасный логический элемент "и"

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, а именно к устройствам коммутации и блокировки, которые обеспечивают сопряжение выходных сигналов контроллеров и других управляющих устройств с поляризованным реле в системах железнодорожной автоматики и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554057
Дата охранного документа: 20.06.2015
27.08.2015
№216.013.74f7

Способ управления движением поездов на перегоне при диспетчерской централизации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в системах диспетчерского управления. Предлагаемый способ включает автоматическое поддержание локомотивными бортовыми устройствами управления безопасных скоростей и интервала между поездами, оборудованными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561518
Дата охранного документа: 27.08.2015
Showing 1-10 of 38 items.
27.06.2013
№216.012.5253

Устройство электронного гистерезиса

Изобретение относится к импульсной технике, а именно к устройствам, аналогичным триггеру Шмитта. Технический результат - создание устройства, аналогичного триггеру Шмитта, при работе которого не требуется какого-либо внешнего источника питания, а параметры петли гистерезиса передаточной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486668
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.5255

Устройство электронного гистерезиса

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в качестве устройства электронного гистерезиса. Техническим результатом является создание устройства, принцип работы которого аналогичен триггеру Шмитта, но работа которого обеспечивается без внешнего источника питания, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486670
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.07.2013
№216.012.53ba

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к области безопасности движения в местах пересечения железнодорожного и автомобильного транспорта. Устройство управления переездной сигнализацией содержит на переезде схему управления переездными светофорами, рельсовую цепь участка приближения к переезду и аппаратуру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487037
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.09.2013
№216.012.674a

Способ контроля состояния рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к автоматике и телемеханике для регулирования движения железнодорожного транспорта. Способ контроля состояния рельсовой линии заключается в том, что в рельсовую линию подают сигнал переменного тока, а на другом конце к рельсам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492089
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.09.2013
№216.012.674c

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к сигнальным устройствам безопасности движения железнодорожного транспорта. Устройство управления переездной сигнализацией содержит на переезде схему управления переездными светофорами, рельсовую цепь участка приближения к переезду и аппаратуру питающего и релейного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492091
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.08.2014
№216.012.ec8c

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к сигнальным устройствам, предупреждающим дорожный транспорт о приближении поезда. Устройство управления переездной сигнализацией содержит схему управления переездными светофорами, соединенную с переездными светофорами, и рельсовую цепь участка приближения к переезду,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526364
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.03.2015
№216.013.320a

Устройство управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и телемеханики и обеспечивает автоматическое управление движением на железнодорожных переездах, позволяющим закрывать переезд в зависимости от координат, скорости и ускорения приближающегося поезда. В устройстве управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544285
Дата охранного документа: 20.03.2015
10.04.2015
№216.013.4025

Способ управления переездной сигнализацией

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, а именно к системам ограждения переезда, позволяющим закрывать переезд в зависимости от координат, скорости и ускорения, приближающегося поезда. Технический результат изобретения - увеличение длины участка приближения и расширение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547909
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.06.2015
№216.013.57ff

Безопасный логический элемент "и"

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, а именно к устройствам коммутации и блокировки, которые обеспечивают сопряжение выходных сигналов контроллеров и других управляющих устройств с поляризованным реле в системах железнодорожной автоматики и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554057
Дата охранного документа: 20.06.2015
27.08.2015
№216.013.74f7

Способ управления движением поездов на перегоне при диспетчерской централизации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в системах диспетчерского управления. Предлагаемый способ включает автоматическое поддержание локомотивными бортовыми устройствами управления безопасных скоростей и интервала между поездами, оборудованными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561518
Дата охранного документа: 27.08.2015
+ добавить свой РИД