×
20.05.2013
216.012.417d

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ НАСОСА, РАБОТАЮЩИХ НА ПЕРЕКАЧИВАЕМОЙ СРЕДЕ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002482335
Дата охранного документа
20.05.2013
Аннотация: Изобретение относится к области насосостроения, в частности к насосам, работающим на подшипниках скольжения, смазываемых перекачиваемой средой. Способ диагностирования износа подшипников скольжения, работающих на перекачиваемой среде, по увеличению расхода ее через подшипники, заключается в том, что на трубопроводе подвода жидкости к подшипникам устанавливают дроссель. Перепад давления на дросселе контролируют дифференциальным манометром, сигнал от последнего о величине перепада давления выводят в цифровой индикатор, и по его показаниям судят о состоянии износа подшипников. Изобретение направлено на обеспечение диагностики состояния подшипников скольжения. 2 ил.
Основные результаты: Способ диагностирования износа подшипников скольжения, работающих на перекачиваемой среде, по увеличению расхода ее через подшипники, отличающийся тем, что на трубопроводе подвода жидкости к подшипникам устанавливают дроссель, перепад давления на котором контролируют дифференциальным манометром, сигнал от последнего о величине перепада давления выводят в цифровой индикатор, и по его показаниям судят о состоянии износа подшипников.

Изобретение относится к области насосостроения, в частности к насосам, работающим на подшипниках скольжения, смазываемых перекачиваемой средой, и предназначено для диагностирования состояния (износа) подшипников скольжения.

Известны насосы, например типа «Д», ротор которых вращается во встроенных подшипниках скольжения, на смазку которых подается жидкость из полости нагнетания насоса и возвращается на всасывание (П.Н.Пак «Насосы для АЭС», М.: Энергоатомиздат, 2003).

Недостатком подшипников скольжения является то, что в отличие от подшипников качения их диагностика затруднена, так как ни вибрация, ни температура не отражают истиной картины их состояния (износа). В результате износа ротор может задевать за уплотнения рабочего колеса, и авария развиваться единообразно.

Задачей настоящего изобретения является создание способа, позволяющего обеспечить диагностику состояния подшипников скольжения.

Поставленная задача решается следующим образом. Как известно, критерием износа подшипника является величина зазора в подшипнике. При достижении предельного значения подшипники следует заменить или восстановить зазор до номинального.

Так как подшипник представляет собой кольцевую щель-сопротивление, то расход через подшипник определяется зависимостью , где µ - коэффициент расхода, F=πDδ, где D - диаметр подшипника, δ - радиальный зазор, H - напор насоса.

Таким образом, если зазор в подшипнике возрастет в два раза, то и расход возрастет также практически в два раза, так как напор в диапазоне рабочих подач меняется незначительно от 10% до 20% от номинального. Эта зависимость позволяет использовать ее для диагностики состояния зазора в подшипнике.

Способ реализуется при помощи конструкции, показанной на чертеже, где на фиг.1 показан разрез насоса, в корпусе 1 которого установлены подшипники скольжения 2 и 3, трубопровод 4 подвода для жидкости от нагнетания насоса к подшипникам с установленным на нем дросселем 5 с дифференциальным манометром 6; на фиг.2 показана принципиальная схема диагностирования. От насоса 7 по трубопроводу 8, на котором установлен дроссель 9 с цифровым индикатором 10, перекачиваемая среда (вода) подается на подшипники, условно показанные как два дросселя 11 и от которых вода возвращается на всасывание насоса. Измеряемый перепад давления на дросселе 9 является диагностируемым параметром.

Способ диагностирования износа подшипников скольжения, работающих на перекачиваемой среде, осуществляют следующим образом. Способ реализуют, используя имеющееся при износе увеличение расхода перекачиваемой насосом среды, для чего согласно изобретению на трубопроводе 4 подвода жидкости устанавливают дроссель 5, перепад давления на котором контролируют дифференциальным манометром 6. Затем данные последнего о величине перепада давления выводят в цифровой индикатор 10 и по его показаниям судят о состоянии износа подшипников.

Величина перепада давления на дросселе фиксируется при испытаниях насоса, при сборке на заводе-изготовителе контролируется в процессе эксплуатации. При увеличении зазора на подшипнике вдвое, перепад на дросселе возрастет на 40%. Величина предельного износа и диагностируемого параметра оговаривается в паспорте насоса и программируется в общей системе диагностирования, где установлен насос. Например, при испытании на заводе номинальное значение перепада составило 100 кПа. При увеличении зазора в подшипниках вдвое, суммарный расход через них возрастет в 4 раза (подшипники установлены параллельно), а перепад на дросселе - в два. То есть величина 180 кПа будет иметь предельно допустимое значение и сигнализировать о приближении к предельному износу.

Способ диагностирования износа подшипников скольжения, работающих на перекачиваемой среде, по увеличению расхода ее через подшипники, отличающийся тем, что на трубопроводе подвода жидкости к подшипникам устанавливают дроссель, перепад давления на котором контролируют дифференциальным манометром, сигнал от последнего о величине перепада давления выводят в цифровой индикатор, и по его показаниям судят о состоянии износа подшипников.
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ НАСОСА, РАБОТАЮЩИХ НА ПЕРЕКАЧИВАЕМОЙ СРЕДЕ
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ НАСОСА, РАБОТАЮЩИХ НА ПЕРЕКАЧИВАЕМОЙ СРЕДЕ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-9 of 9 items.
27.02.2013
№216.012.2bbc

Стенд для испытания насосов

Изобретение относится к области испытания центробежных, осевых и других насосов и предназначено для снятия энергетических, виброшумовых, кавитационных характеристик насосов, ресурсных испытаний, в том числе на горячей воде. Стенд состоит из бака 1 с водой, всасывающего трубопровода 2 с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476723
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.10.2013
№216.012.7a83

Вертикальный насос

Изобретение относится к вертикальным полупогружным насосам для подачи охлаждающей воды из водоемов и погружаемым в ограниченные по радиальным габаритам места установки, например для откачки нефти из подземных резервуаров. Вертикальный насос содержит корпус и ротор с рабочим колесом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497025
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.12.2013
№216.012.8cb7

Движитель (винт)

Изобретение относится к области судовых и авиационных движителей с пропеллерными рабочими колесами. Винт содержит ступицу и лопасти с входными и выходными участками. В выходной кромке лопастей выполнены гибкие вставки в виде пластин или нитей вдоль всей кромки лопасти. Длина вставок L...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501706
Дата охранного документа: 20.12.2013
27.03.2014
№216.012.ae62

Лопастная система водометного движителя

Изобретение относится к устройствам для перемещения окружающей среды - воды, воздуха. Лопастная система водометного движителя помещена в неподвижный цилиндрический насадок и содержит ступицу и расположенные на ней лопасти. Выходные участки лопасти имеют волнистую структуру выходной кромки. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510357
Дата охранного документа: 27.03.2014
20.05.2014
№216.012.c487

Устройство для откачки нефти из трубопроводов

Изобретение относится к области насосостроения и предназначено для откачки нефти и других жидкостей из трубопроводов при их ремонте, когда необходимо максимально осушить трубопровод. Устройство для откачки нефти из трубопроводов содержит насос, состоящий из корпуса, ротора с рабочим колесом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516070
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.07.2014
№216.012.e24e

Водометный движитель

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям, предназначенным для привода быстроходных судов, кораблей и яхт. Водометный движитель содержит цилиндрическую ступицу, лопасти с входными и выходными участками, неподвижный цилиндрический насадок, шаг лопасти и неподвижные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523720
Дата охранного документа: 20.07.2014
27.07.2014
№216.012.e561

Движитель (винт)

Изобретение относится к судостроению и авиастроению, а именно к судовым и воздушным винтам, где в качестве двигателей используют винты. Движитель (винт) содержит ступицу, лопасти с входными и выходными участками, амплитуду и шаг отклонения профиля выходной кромки лопасти. Выходные участки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524511
Дата охранного документа: 27.07.2014
10.01.2015
№216.013.1c94

Судовой винт (движитель)

Изобретение относится к судовым винтам и может быть использовано как в обычных судах, так и быстроходных, а также в качестве рабочего органа в водометных движителях. Судовой винт (движитель) содержит втулку и лопасти. На рабочей стороне лопастей расположены выступы, ориентированные по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538744
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.02.2015
№216.013.221f

Водометный движитель

Водометный движитель предназначен для привода быстроходных судов, кораблей, яхт. Водометный движитель содержит цилиндрическую ступицу с расположенными на ней лопастями с входными и выходными участками и неподвижный цилиндрический насадок. В насадке расположены неподвижные лопатки. На входе в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540188
Дата охранного документа: 10.02.2015
Showing 1-9 of 9 items.
27.02.2013
№216.012.2bbc

Стенд для испытания насосов

Изобретение относится к области испытания центробежных, осевых и других насосов и предназначено для снятия энергетических, виброшумовых, кавитационных характеристик насосов, ресурсных испытаний, в том числе на горячей воде. Стенд состоит из бака 1 с водой, всасывающего трубопровода 2 с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476723
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.10.2013
№216.012.7a83

Вертикальный насос

Изобретение относится к вертикальным полупогружным насосам для подачи охлаждающей воды из водоемов и погружаемым в ограниченные по радиальным габаритам места установки, например для откачки нефти из подземных резервуаров. Вертикальный насос содержит корпус и ротор с рабочим колесом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497025
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.12.2013
№216.012.8cb7

Движитель (винт)

Изобретение относится к области судовых и авиационных движителей с пропеллерными рабочими колесами. Винт содержит ступицу и лопасти с входными и выходными участками. В выходной кромке лопастей выполнены гибкие вставки в виде пластин или нитей вдоль всей кромки лопасти. Длина вставок L...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501706
Дата охранного документа: 20.12.2013
27.03.2014
№216.012.ae62

Лопастная система водометного движителя

Изобретение относится к устройствам для перемещения окружающей среды - воды, воздуха. Лопастная система водометного движителя помещена в неподвижный цилиндрический насадок и содержит ступицу и расположенные на ней лопасти. Выходные участки лопасти имеют волнистую структуру выходной кромки. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510357
Дата охранного документа: 27.03.2014
20.05.2014
№216.012.c487

Устройство для откачки нефти из трубопроводов

Изобретение относится к области насосостроения и предназначено для откачки нефти и других жидкостей из трубопроводов при их ремонте, когда необходимо максимально осушить трубопровод. Устройство для откачки нефти из трубопроводов содержит насос, состоящий из корпуса, ротора с рабочим колесом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516070
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.07.2014
№216.012.e24e

Водометный движитель

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям, предназначенным для привода быстроходных судов, кораблей и яхт. Водометный движитель содержит цилиндрическую ступицу, лопасти с входными и выходными участками, неподвижный цилиндрический насадок, шаг лопасти и неподвижные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523720
Дата охранного документа: 20.07.2014
27.07.2014
№216.012.e561

Движитель (винт)

Изобретение относится к судостроению и авиастроению, а именно к судовым и воздушным винтам, где в качестве двигателей используют винты. Движитель (винт) содержит ступицу, лопасти с входными и выходными участками, амплитуду и шаг отклонения профиля выходной кромки лопасти. Выходные участки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524511
Дата охранного документа: 27.07.2014
10.01.2015
№216.013.1c94

Судовой винт (движитель)

Изобретение относится к судовым винтам и может быть использовано как в обычных судах, так и быстроходных, а также в качестве рабочего органа в водометных движителях. Судовой винт (движитель) содержит втулку и лопасти. На рабочей стороне лопастей расположены выступы, ориентированные по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538744
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.02.2015
№216.013.221f

Водометный движитель

Водометный движитель предназначен для привода быстроходных судов, кораблей, яхт. Водометный движитель содержит цилиндрическую ступицу с расположенными на ней лопастями с входными и выходными участками и неподвижный цилиндрический насадок. В насадке расположены неподвижные лопатки. На входе в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540188
Дата охранного документа: 10.02.2015
+ добавить свой РИД