×
10.04.2013
216.012.345a

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КОНТРОЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ КРЕПЛЕНИЯ СИДЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к измерительной технике. Технический результат: возможность использования электромагнитного контроля для оценки механической прочности болтового крепления сидений транспортных средств. Сущность изобретения: используются два последовательных колебательных LC-контура одной частоты. Первый последовательный резонансный контур настраивается на резонансное явление, возникающее при условии равенства величины реактивного сопротивления конденсатора удвоенной величине реактивного сопротивления индуктивного преобразователя, т.е. X=2X. Его размещают на болтовом креплении сидений транспортных средств в нижней части пола транспортного средства. Второй последовательный резонансный контур настраивается на резонанс напряжений, возникающий при условии равенства величины реактивного сопротивления конденсатора величине реактивного сопротивления индуктивного преобразователя, т.е. X=X. Его размещают на заведомо исправном образце болтового крепления сидений. По отклонению от нулевого значения разности напряжений на первом и втором LC-колебательных контурах судят о прочности болтового крепления сидений. 3 ил.
Основные результаты: Способ электромагнитного контроля механической прочности крепления сидений транспортных средств, заключающийся в том, что болтовое крепление сидений к полу транспортного средства помещают в переменное магнитное поле неизменной частоты первого параметрического индуктивного преобразователя, включенного в последовательный LC-колебательный контур, а заведомо исправное болтовое крепление сидений на образце помещают в переменное магнитное поле неизменной частоты второго параметрического индуктивного преобразователя, включенного в последовательный LC-колебательный контур и соединенного по дифференциальной схеме с первым параметрическим индуктивным преобразователем LC-колебательного контура, отличающийся тем, что индуктивные преобразователи снабжены экранными ферритовыми кольцами, емкость конденсатора первого последовательного LC-колебательного контура устанавливают при условии равенства величины реактивного сопротивления конденсатора удвоенной величине реактивного сопротивления индуктивного преобразователя, т.е. X=2X, а емкость конденсатора второго LC-колебательного контура устанавливают при условии равенства величины реактивного сопротивления конденсатора величине реактивного сопротивления индуктивного преобразователя, т.е. X=X, а по отклонению разности напряжений от нулевого значения на первом и втором LC-колебательных контурах судят о механической прочности крепления сидений транспортных средств.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля магнитной проницаемости и электропроводности изделий из ферромагнитных материалов, например механической прочности крепления сидений транспортных средств.

Известен способ контроля физико-механических параметров изделий из ферромагнитных материалов (а.с. Способ контроля физико-механических параметров, SU 1259174, 23.09.86. Бюл. №35.)

На фиг.1 представлена блок-схема устройства, реализующего способ с частотным методом выделения сигнала.

Устройство содержит генератор 1 с изменяемой частотой, соединенные последовательно параметрический индуктивный преобразователь 2, ключ 3 и эталонный резистор 4, подключенные к выходу генератора 1 с изменяемой частотой, соединенные последовательно амплитудный детектор 5, подключенный к эталонному резистору 4, и индикатор 6. Устройство содержит также конденсатор 7, подключенный параллельно индуктивному преобразователю 2 и ключу 3, а также блок 8 измерений частоты, подключенный к генератору 1 с изменяемой частотой.

Для цепи из соединенных параллельно индуктивного преобразователя и компенсирующего конденсатора, подключенной к источнику переменного напряжения, удаление из цепи индуктивного преобразователя не изменяет амплитуды тока в неразветвленной части цепи, когда XC=2XL. Это видно из уравнения тока такой цепи ,

где - эквивалентная проводимость разветвления цепи;

- реактивная проводимость компенсирующего конденсатора;

q, bL - соответственно активная и реактивная проводимости индуктивного преобразователя. Из равенства получают ХС=2XL.

Способ осуществляют следующим образом. В переменное магнитное поле индуктивного преобразователя помещают контролируемое изделие (не показано). Изменением частоты питающего генератора 1 при неизменном на его выходе напряжении и постоянной величине емкости компенсирующего конденсатора 7 добиваются такого состояния, когда при работающем ключе 3 прекратятся колебания стрелки индикатора 6. В этот момент прекращают изменять частоту генератора 1 и при помощи блока 8 измерения частоты измеряют его рабочую частоту. Компенсация удвоенной величины реактивной составляющей полного сопротивления индуктивного преобразователя позволяет повысить надежность и стабильность измерений за счет того, что рабочая частота генератора , определяемая из условия XC=2XL, не зависит от активного сопротивления индуктивного преобразователя, поэтому влияние внешних условий, таких как изменение температуры, сказывается в меньшей степени. Это является существенным достоинством.

Недостатком этого способа контроля физико-механических параметров изделий из феррромагнитных материалов является недостаточная чувствительность к их незначительным изменениям.

Способ невозможно применить в тех случаях контроля физико-механических параметров изделий, когда необходимо сравнение с исправными изделиями, а неисправные изделия недоступны для непосредственной оценки их состояния.

Наиболее близким по своей сути является способ электромагнитного контроля физико-механических параметров изделий из ферромагнитных электропроводящих материалов, принятый за прототип. Он достигается путем сравнения полных сопротивлений индуктивных преобразователей, включенных в диффенциальную схему с двумя последовательными резонансными контурами (Неразрушающий контроль металлов и изделий. Справочник. Под ред. Г.С.Самойловича. М.: «Машиностроение», 1986, рис.78, стр.269). Резонансные контуры (фиг.2) настроены на резонанс напряжения, который возникает при равенстве реактивных сопротивлений индуктивной катушки XL и конденсатора XC, т.е. XL=XC. Использование последовательной резонансной электрической цепи при измерениях, например, электропроводности, толщины листов, стенки труб позволяет уменьшить влияние изменения зазора между индуктивной катушкой и изделием в пределах до 0,2 мм. Однако влияние температуры на результаты измерений исключить нельзя. Это является недостатком способа прототипа.

Задача предлагаемого изобретения - расширение возможностей применения способа электромагнитного контроля физико-механических параметров изделий из ферромагнитных материалов для оценки механической прочности крепления сидений транспортных средств.

На фиг.3 показана схема участка крепления сидений транспортных средств. На схеме обозначено 19 - болт, 20 - кронштейн крепления сидения, 21 - элементы конструкции пола транспортного средства, 18 - экранное ферритовое кольцо индуктивного преобразователя, 2 - обмотка индуктивного преобразователя, 22 - шайба, 23 - пружинная шайба, 24 - гайка. Экранное ферритовое кольцо 18 имеет большую величину магнитной проницаемости, выполненяется из марганец-цинковых ферритов (Электротехнический справочник. В 3-х т. T.1. Под общ. ред. профессора МЭИ В.Г.Герасимова и др. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Энергия, 1980. - 520 с., таблица 11-13 «Основные параметры марганец-цинковых ферритов», стр.340). Внутри кольца размещена обмотка индуктивного преобразователя 2. Экранное ферритовое кольцо служит для значительного уменьшения влияния на электромагнитное поле индуктивного преобразователя элементов конструкции пола транспортного средства 21.

Технический результат достигается тем, что электрическая схема, показанная на фиг.2, с помощью которой реализуется способ, содержит: генератор с изменяемой частотой переменного тока 1, к выводам которого подключена дифференциальная схема с двумя последовательными резонансными колебательными контурами. Первый колебательный контур содержит последовательно соединенные амперметр переменного тока 13, конденсатор с переменной величиной емкости 7, который может отключаться и включаться с помощью ключа 3, и индуктивный преобразователь 2. Второй колебательный контур содержит последовательно соединенные амперметр переменного тока 13, конденсатор с переменной величиной емкости 7 и индуктивный преобразователь 2. Вывод генератора 1, к которому подключены выходы индуктивных преобразователей 2, образуют электрическую шину (общий проводник, к которому подключаются другие электрические элементы).

Разностный сигнал переменного тока от входов индуктивных преобразователей 2 преобразуется в сигнал постоянного тока с помощью двух полупроводниковых детекторов диодов 14 и двух электрических RC-фильтров, состоящих из конденсаторов 15 и резисторов 16, имеющих потенциометрические выводы. К потенциометрическим выводам резисторов 16 подключен вольтметр 17 постоянного тока. Электромагнитные преобразователи 2 снабжены экранными ферритовыми кольцами 18.

Первый последовательный резонансный контур настраивается на резонансное явление, возникающее при условии равенства величины реактивного сопротивления конденсатора 7 удвоенной величине реактивного сопротивления индуктивного преобразователя 2. Это достигается следующим образом. Для цепи из последовательно соединенных конденсатора и индуктивного преобразователя, подключенной к источнику переменного напряжения, короткое замыкание пластин конденсатора не приводит к изменению амплитуды тока в индуктивном преобразователе, когда величина удвоенного реактивного сопротивления индуктивного преобразователя XL равна величине реактивного сопротивления конденсатора XC. Это видно из уравнения тока в преобразователе включением и выключением конденсатора цепи при условии XC=2XL.

,

где RД - активное сопротивление преобразователя (датчика).

При невыполнении условия XC=2XL уменьшается величина тока индуктивного преобразователя.

Второй последовательный резонансный контур настраивается на явление резонанса напряжений. Оно возникает при условии равенства величины реактивного сопротивления конденсатора 7 величине реактивного сопротивления индуктивного преобразователя 2, т.е. XC=XL.

Частота переменного тока генератора при электромагнитном контроле механической прочности крепления сидений транспортных средств (фиг.3) устанавливается такой, при которой глубина распределения вихревых токов, возникающих в электропроводящем материале, была бы равна не более суммы толщины резьбы болта и толщины резьбы гайки. Расчет распределения вихревых токов по глубине h электропроводящего материала производится по формуле (Неразрушающий контроль металлов и изделий. Справочник. Под ред. Г.С.Самойловича. М.: «Машиностроение», 1986, стр.208):

где f - частота переменного тока;

σ - электрическая проводимость;

µ - магнитная проницаемость.

Измерения по предлагаемому способу осуществляется следующим образом. В электромагнитное поле первого и второго индуктивных преобразователей размешают в доступных для контроля образцах с заведомо исправным резьбовым соединением.

Изменяют величину емкости конденсатора 7 первого резонансного контура и при работающем ключе 3 добиваются отсутствия колебания стрелки амперметра переменного тока 13. Так создают условие равенства XC=2XL, при котором работает первый резонансный контур. Ключ 3 оставляют в разомкнутом состоянии (фиг.2).

Изменяют величину емкости конденсатора 7 второго резонансного контура и добиваются максимального познания амперметра 13. Это одно из условий возникновения резонанса напряжений, когда XL=XC (фиг.2).

Изменяя положения потенциометрических выводов резисторов 16, добиваются отсутствия показания вольтметра 17 (фиг.2).

Индуктивный преобразователь первого резонансного контура помещают поочередно на гайки болтов крепления сидений в нижней части пола транспортного средства (фиг.3) и по отклонению от нулевого значения показания вольтметра постоянного тока 17 (фиг.2) судят о механической прочности крепления сидений транспортных средств. Болтовое крепление сидений может быть подвергнуто коррозионному разрушению в процессе эксплуатации транспортного средства.

Предлагаемый способ позволяет проводить инструментальный контроль прочности креплений сидений к кузову транспортного средства, по результатам которого принимается решение о замене поврежденного резьбового соединения. Учитывая, что крепления сидений оказывают влияние на пассивную безопасность транспортных средств, можно сделать вывод, что предлагаемый способ повысит безопасность их пассажиров.

Способ электромагнитного контроля механической прочности крепления сидений транспортных средств, заключающийся в том, что болтовое крепление сидений к полу транспортного средства помещают в переменное магнитное поле неизменной частоты первого параметрического индуктивного преобразователя, включенного в последовательный LC-колебательный контур, а заведомо исправное болтовое крепление сидений на образце помещают в переменное магнитное поле неизменной частоты второго параметрического индуктивного преобразователя, включенного в последовательный LC-колебательный контур и соединенного по дифференциальной схеме с первым параметрическим индуктивным преобразователем LC-колебательного контура, отличающийся тем, что индуктивные преобразователи снабжены экранными ферритовыми кольцами, емкость конденсатора первого последовательного LC-колебательного контура устанавливают при условии равенства величины реактивного сопротивления конденсатора удвоенной величине реактивного сопротивления индуктивного преобразователя, т.е. X=2X, а емкость конденсатора второго LC-колебательного контура устанавливают при условии равенства величины реактивного сопротивления конденсатора величине реактивного сопротивления индуктивного преобразователя, т.е. X=X, а по отклонению разности напряжений от нулевого значения на первом и втором LC-колебательных контурах судят о механической прочности крепления сидений транспортных средств.
СПОСОБ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КОНТРОЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ КРЕПЛЕНИЯ СИДЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
СПОСОБ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КОНТРОЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ КРЕПЛЕНИЯ СИДЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
СПОСОБ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КОНТРОЛЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ КРЕПЛЕНИЯ СИДЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 19 items.
10.06.2013
№216.012.47cd

Устройство для повышения прочности кузова транспортного средства при опрокидывании

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Устройство для повышения прочности кузова транспортного средства при опрокидывании содержит аккумуляторную батарею, электромагнит, замок, пружинную педаль, стержень, направляющие и датчик углового положения транспортного средства. Датчик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483961
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.06.2013
№216.012.5000

Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, снижающим вероятность опрокидывания транспортного средства в поперечной плоскости. Устройство содержит аккумулятор, упругий преобразователь углового положения транспортного средства с маятником и резистивной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486073
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.5013

Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Удерживающее средство пассажирского салона транспортного средства содержит источник постоянного тока - аккумулятор, преобразователь углового положения транспортного средства. Преобразователь состоит из двух дифференциально соединенных между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486092
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.07.2013
№216.012.53bd

Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства

Изобретение предназначено для предотвращения опрокидывания транспортного средства. Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства содержит аккумулятор, датчик углового положения (1), блок управления (2), газогенератор (3), пневмоцилиндр (4), поршень, выдвигающийся шток (5) с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487040
Дата охранного документа: 10.07.2013
20.07.2013
№216.012.56bc

Система повышения устойчивости транспортного средства против опрокидывания

Изобретение относится к устройствам безопасности и предназначено для предотвращения опрокидывания транспортного средства. Система повышения устойчивости транспортного средства содержит аккумулятор (6), маятник (1), расположенный вертикально, встроенный в пол (9) транспортного средства, пружину...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487812
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.11.2013
№216.012.84f7

Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, снижающим вероятность опрокидывания транспортного средства в поперечной плоскости. Устройство содержит аккумулятор, упругий преобразователь углового положения транспортного средства с маятником и резистивной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499717
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.12.2013
№216.012.8cb3

Удерживающее средство пассажирского салона транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, обеспечивающим пассивную безопасность пассажиров при опрокидывании в поперечной плоскости транспортного средства. Устройство содержит аккумулятор, упругий преобразователь углового положения транспортного средства с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501702
Дата охранного документа: 20.12.2013
20.01.2014
№216.012.98b4

Способ диагностики индуктивных обмоток

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для определения неисправного состояния индуктивных обмоток электрических машин. Сущность изобретения заключается в том, что вспомогательная трехфазная электрическая цепь содержит в первой фазе конденсатор с переменной величиной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504791
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.05.2014
№216.012.c83f

Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства

Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим безопасность транспортных средств. Устройство содержит аккумулятор, датчик положения, компаратор, контактор. Контакты контактора подключают аккумулятор к пиропатрону газогенератора с пневмоцилиндром, имеющим связь с механическим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517029
Дата охранного документа: 27.05.2014
20.07.2014
№216.012.e278

Устройство для диагностики индуктивных обмоток

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для определения неисправного состояния индуктивных обмоток электрических машин. Устройство для диагностики индуктивных обмоток содержит трехфазный трансформатор с регулируемым напряжением вторичной обмотки, соединенной по схеме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523762
Дата охранного документа: 20.07.2014
Showing 1-10 of 207 items.
27.01.2013
№216.012.204a

Адаптивная машина вращательного бурения

Изобретение относится к горной промышленности, к бурильным машинам вращательного типа. Машина содержит гидродвигатель вращения, гидроцилиндр подачи, напорную и сливную магистрали, подключаемые к маслостанции, регулируемые дросселя, гидрораспределители. Гидродвигатель вращения и гидроцилиндр...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473767
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.2102

Источник опорного напряжения

Изобретение относится к области электротехники и может использоваться при проектировании стабилизаторов напряжения, аналого-цифровых и цифроаналоговых преобразователей, и других элементов автоматики. Технический результат - упрощение схемы при высокой температурной стабильности выходного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473951
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.215a

Избирательный усилитель

Изобретение относится к области радиотехники и связи. Техническим результатом является повышение добротности АЧХ усилителя и его коэффициента усиления по напряжению на частоте квазирезонанса f. Избирательный усилитель, содержит первый (1) входной транзистор, источник входного сигнала (2),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474039
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.215b

Избирательный усилитель

Предлагаемое изобретение относится к области радиотехники и связи и может использоваться в устройствах СВЧ-фильтрации радиосигналов систем сотовой связи, спутникового телевидения, радиолокации и т.п. Техническим результатом является повышение добротности АЧХ усилителя и его коэффициента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474040
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.24ea

Операционный усилитель

Изобретение относится к области радиотехники и связи. Техническим результатом является уменьшение входного статического тока ОУ, а также повышение быстродействия ОУ при импульсных входных сигналах. Операционный усилитель содержит первый (1) и второй (2) входные транзисторы, неинвертирующий вход...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474952
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.24eb

Дифференциальный усилитель с расширенным диапазоном изменения входного синфазного сигнала

Изобретение относится к области радиотехники и связи. Техническим результатом является расширение допустимого диапазона изменения входных синфазных сигналов на 0,7÷0,8, что является существенным улучшением одного из важных качественных показателей ДУ. Дифференциальный усилитель с расширенным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474953
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.24ec

Токовое зеркало

Изобретение относится к области радиотехники и связи. Техническим результатом является повышение точности передачи малых входных токов токового зеркала Вильсона при его реализации на p-n-p транзисторах с изоляцией p-n переходами на подложку. Токовое зеркало содержит первый (1) входной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474954
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.282f

Источник опорного напряжения

Устройство относится к области электротехники. Техническим результатом является повышение температурной стабильности выходного напряжения источника опорного напряжения. Для этого предложен источник опорного напряжения, содержащий первый транзистор, база которого подключена к базе второго...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475807
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.28b1

Избирательный усилитель

Изобретение относится к области радиотехники и связи. Техническим результатом является повышение добротности АЧХ усилителя и его коэффициента усиления по напряжению на частоте квазирезонанса f. Избирательный усилитель содержит источник сигнала (1), связанный со входом устройства (2), первый (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475937
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.28b2

Избирательный усилитель

Изобретение относится к области радиотехники и связи. Техническим результатом является повышение добротности АЧХ усилителя и его коэффициента усиления по напряжению на частоте квазирезонанса f. Избирательный усилитель содержит входной транзистор (1), эмиттер которого через первый (2)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475938
Дата охранного документа: 20.02.2013
+ добавить свой РИД