×
27.03.2013
216.012.30dc

УСТРОЙСТВО НЕПРЕРЫВНОГО ТЕМПЕРАТУРНОГО КОНТРОЛЯ И АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАГРУЗКИ СИЛОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области электроподвижного состава и направлено на совершенствование систем контроля температуры и автоматического регулирования нагрузки силового электрооборудования, например, непрерывного температурного контроля сглаживающих реакторов и тяговых электрических двигателей электровоза. Устройство непрерывного температурного контроля и автоматического регулирования нагрузки силового электрооборудования электровоза содержит блоки силового электрооборудования, микропроцессорного контроллера, мониторинга локомотива. В блок силового электрооборудования включены датчики температуры, в блок микропроцессорного контроллера включены аналого-цифровые преобразователи, выходные усилители, элементы сравнения. В блок мониторинга локомотива включены данные о температуре силового электрооборудования и сигналы оповещения о ее перегреве. Технический результат заключается в повышении надежности и увеличении срока службы сглаживающих реакторов, тяговых двигателей и выпрямительной установки, экономии энергии на тягу поездов и предотвращения пожаров тягового электрооборудования. 1 ил.
Основные результаты: Устройство непрерывного температурного контроля и автоматического регулирования нагрузки силового электрооборудования электровоза, содержащее блоки силового электрооборудования, питания, микропроцессорного контроллера, мониторинга локомотива, отличающееся тем, что в блок силового электрооборудования включены датчики температуры, в блок микропроцессорного контроллера включены аналого-цифровые преобразователи, выходные усилители, элементы сравнения, в блок мониторинга локомотива включены данные о температуре силового электрооборудования и сигналы оповещения о ее перегреве.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к разделу совершенствования систем регулирования температуры и автоматического регулирования нагрузки силовых групп электрооборудования подвижного состава, а именно к области непрерывного температурного контроля сглаживающих реакторов (СР) и тяговых электрических двигателей (ТЭД) электровоза.

Главной задачей в области температурного контроля является контроль тепловых параметров выбранного объекта и обеспечение прямого или косвенного воздействия на него для сохранения и поддержания оптимальных условий работы объекта и его работоспособного состояния. Известны несколько способов достижения поставленной цели.

Известна система автоматизированного регулирования скорости вращения валов вентиляторов электровоза переменного тока [1], содержащая тяговый двигатель постоянного тока, в якорную цепь которого включены сглаживающий реактор, вентилятор, датчик тока, включенный в цепь тока якоря тягового двигателя, датчик вентиляции, расположенный в воздуховоде вентилятора, первый блок контакторов, подключенный к обмоткам собственных нужд силового трансформатора электровоза и к обмоткам асинхронного двигателя вентилятора, а также к одному из входов микропроцессора управления, второй блок контакторов, подключенный входами на второй выход микропроцессора управления и на выход тиристорного преобразователя, а своим выходом - к обмоткам приводного двигателя вентилятора, датчики вентиляции и задатчик режима, соединенные с микропроцессором управления, датчик температуры, установленный на шине сглаживающего реактора и соединенный через узел гальванической развязки с входом микропроцессора управления. Эта система релейного действия обладает следующими недостатками: в нем действительные значения температуры агрегатов тягового электрооборудования не измеряются, а рассчитываются в микропроцессоре управления по его тепловой модели с использованием значений выходных сигналов датчиков тока якоря и вентиляции. Это приводит к значительным колебаниям температуры тяговых двигателей, сглаживающего реактора и выпрямительной установки и к снижению их надежности. Амплитуда колебаний температуры этих агрегатов тягового электрооборудования значительно увеличивается при уменьшении температуры наружного охлаждающего воздуха. Кроме того, релейный характер работы вентиляторов приводит к увеличенным в несколько раз затратам энергии на их привод [2]. В процессе эксплуатации этого устройства на сети железных дорог выявлен также недостаток, заключающийся в том, что изменение скорости вращения валов вентиляторов происходит без учета действительной температуры выпрямительной установки, тяговых двигателей и сглаживающих реакторов, которые в отдельных режимах работы электровоза являются лимитирующими по нагреву. Это снижает эффективность этого устройства и надежность силового электрооборудования электровоза.

В рассматриваемой области, наиболее близкой, по технической сущности к заявленной, является система автоматической комбинированной микропроцессорной системы регулирования температуры СР тягового транспортного средства.

Это устройство (прототип) содержит: тяговый трансформатор, к вторичной обмотке которого подключена тяговая выпрямительная установка, соединенная с тяговым двигателем постоянного тока, в якорную цепь которого включен сглаживающий реактор; силовой трансформатор, подключенный к обмотке собственных нужд тягового трансформатора; статический преобразователь частоты, подключенный к силовому трансформатору; асинхронный двигатель, статорные обмотки которого подключены к преобразователю частоты, а вал соединен с валом вентилятора охлаждения, в воздуховодах которого расположены тяговый двигатель, сглаживающий реактор и тяговая выпрямительная установка. Тяговая выпрямительная установка дополнительно содержит устройство коррекции коэффициента передачи регулятора температуры по подаче вентилятора, содержащее математическую модель систем охлаждения сглаживающего реактора, тягового двигателя и тяговой выпрямительной установки как объекта регулирования температуры в статике и предназначенное для автоматического изменения коэффициента передачи регулятора температуры по отклонению таким образом, чтобы коэффициент передачи системы регулирования оставался бы постоянным во всех диапазонах изменения тока тягового двигателя, температуры наружного охлаждающего воздуха и подачи вентилятора. Первое измерительное устройство, предназначенное для измерения температуры сглаживающего реактора. Второе измерительное устройство, предназначенное для измерения тока тягового двигателя. Третье измерительное устройство, предназначенное для измерения температуры наружного охлаждающего воздуха. Четвертое измерительное устройство, предназначенное для измерения подачи вентилятора. Первое, второе и третье задающие устройства; первое, второе и третье сравнивающие устройства. Третье сравнивающее устройство связано с устройством коррекции, третьим измерительным устройством и третьим задающим устройством, второе сравнивающее устройство связано с устройством коррекции, со вторым измерительным устройством и вторым задающим устройством, а первое сравнивающее устройство связано с устройством коррекции, с первым измерительным устройством, первым задающим устройством. Устройство коррекции, в свою очередь, связано с четвертым измерительным устройством и статическим преобразователем частоты.

Недостатками данной системы являются: сложность предлагаемой установки, не учтена работа асинхронной машины при пониженных напряжениях, ненадежным элементом является статический преобразователь частоты, что, несомненно, влияет на работу асинхронного двигателя. Данное устройство не способно влиять на электрические параметры (ток и напряжение) цепи выпрямительно-инверторный преобразователь - сглаживающий реактор - тяговые электрические двигатели (ВИЛ - СР - ТЭД), а лишь способно считывать информацию с определенной точностью и воздействовать на данную цепь путем увеличения количества охлаждающего воздуха, чего явно недостаточно в эксплуатации и что также не исключает возникновения пожара на электровозе.

Задачей, поставленной перед разработчиками, было создание устройства непрерывного температурного контроля и автоматического регулирования нагрузки силового электрооборудования электровоза при типовой системе управления с целью повышения надежности и, как следствие, уменьшения пожаров на электровозе.

Поставленная задача решается тем, что устройство непрерывного температурного контроля и автоматического регулирования нагрузки силового электрооборудования электровоза, содержащее блоки силового электрооборудования, питания, микропроцессорного контроллера, мониторинга локомотива, отличающееся тем, что в блок силового электрооборудования включены датчики температуры, в блок микропроцессорного контроллера включены аналого-цифровые преобразователи, выходные усилители, элементы сравнения, а в блок мониторинга локомотива включены данные о температуре силового электрооборудования и сигналы оповещения о его перегреве.

Данное устройство поясняется чертежом, представленным на фиг.1.

Функциональная схема предлагаемого устройства содержит:

I - блок силового электрооборудования;

II - блок питания;

III - блок микропроцессорного контроллера;

IV - блок мониторинга локомотива.

Блок силового электрооборудования (поз.I) содержит: формирователи импульсов (СФИ - поз.1), формирующие и распределяющие по тиристорам ВИП управляющие импульсы требуемых параметров с заданной фазой и в заданной алгоритмом последовательности; выпрямительно-инверторный преобразователь (ВИП - поз.2) предназначен для выпрямления однофазного переменного тока частотой 50 Гц в постоянный, плавного регулирования напряжения питания тяговых двигателей в режиме тяги и преобразования постоянного тока в однофазный переменный ток частотой 50 Гц и плавного регулирования противо-ЭДС инвертора в режиме рекуперативного торможения; сглаживающий реактор (СР - поз.3) предназначен для сглаживания пульсаций выпрямленного тока в цепи тяговых двигателей; датчики температуры (Д - поз.4), предназначенные для определения температуры СР и тяговых электрических двигателей; тяговые электрические двигатели (ТД - поз.5) предназначены для преобразования электрической энергии, получаемой из контактной сети, в механическую, передаваемую с вала двигателя на колесную пару электровоза; датчики тока двигателей (ДТ - поз.6), предназначенные для формирования электрического сигнала, пропорционального току двигателей.

Блок питания (поз.II) содержит элемент питания (БП - поз.7) датчиков температуры.

Блок микропроцессорного контроллера (поз.III) содержит: два идентичных микропроцессорных контроллера МПК1 и МПК2 (поз.8 и 9), они предназначены для управления коллекторными тяговыми двигателями; каждый МПК включает в себя: формирователи входных сигналов (БВС - поз.10) слежения α0 за потенциальными условиями открытия тиристоров; формирователи сигналов (БФ - поз.11), содержащие схему обработки сигналов датчиков углов коммутации; аналого-цифровые преобразователи (БАЦП - поз.12), содержащие схему обработки аналоговых сигналов датчиков токов, напряжений и температуры, а также задатчиков пульта машиниста; микропроцессорный контроллер (БМК - поз.13), осуществляющий логическую обработку и вычислительные операции реализуемыми программными методами в микроконтроллере; формирователи дискретных сигналов ввода/вывода (БВВ - поз.14), предназначены для задания режима работы и формирования сигналов управления контакторами ослабления поля, песочницами, преобразователем частоты фаз вентиляторов и панелью индикации пульта машиниста, а также обеспечивают стыковку МПК с оборудованием электровоза, работающего с уровнем напряжения бортовой сети 50 В и гальваническую развязку цепей микроконтроллера; выходные усилители (БВУ - поз.15 и 16) служат для гальванической развязки цепей выходных сигналов от цепей микроконтроллера и элементы согласования с внешними устройствами усиливают сигналы, сформированные БМК.

В блок микропроцессорного контроллера дополнительно установлены выходные усилители (БВУ - поз.17) и аналого-цифровые преобразователи (БАЦП - поз.18). Дополнительные элементы применяются для оцифровки сигналов, поступающих от аналоговых температурных датчиков на элемент сравнения (или мах - поз.19), а далее в блок БМК и для усиления сигналов управления ВИП на выходе БМК, предназначенные для управления ВИПами электровоза.

Блок мониторинга локомотива (поз.IV) содержит сигнальную аппаратуру, позволяющую на пульте машиниста увидеть температуру электрооборудования, этот же блок подаст сигнал о тепловом перегреве оборудования. Использование сигнализации (поз.20) позволит предупредить машиниста о перегреве силовой группы сглаживающий реактор - тяговые двигатели.

Согласно разработанной функциональной схеме устройства непрерывного температурного контроля и автоматического регулирования нагрузки силового электрооборудования электровоза в эксплуатации предлагается применить датчики температуры (поз.4), измеряющие температуру на крайних витках сглаживающих реакторов (поз.3) и на статоре тягового двигателя. Таким образом температура СР и ТД измеряются непрерывно при эксплуатации электровоза. Данные сигналов температурных датчиков (поз.4) поступают в блок микропроцессорного контроллера (поз.II), где сигналы преобразуются и поступают на вход БМК (поз.13). БМК (поз.13) по специально разработанной программе с заданной частотой проводит последовательный опрос каналов температурных датчиков (поз.4) и выявляет наибольший по величине сигнал, выявляя, таким образом, максимально-допустимую температуру СР (поз.3) и ТД (поз.5). БМК проводит селективное управление ВИП (поз.2) электровоза посредством алгоритма замыкания электронных ключей через дополнительный БВУ (поз.17). Сигналы управления от БМК увеличивают фазу тиристоров плеч ВИП (поз.2). В результате токовая нагрузка с более нагруженного блока силового электрооборудования (поз.I) распределяется равномерно между остальными группами двигателей (поз.5), снижая ток перегретой силовой группы, без существенной потери силы тяги электровоза. Блок мониторинга локомотива (поз.IV) оповещает машиниста о перегреве блока силового электрооборудования (поз.I), показывая температуру сглаживающего реактора (поз.3) и ТД (поз.5). Таким образом, производятся непрерывный температурный контроль и защита силового оборудования от возгорания в эксплуатации.

Технический результат заключается в повышении надежности и продлении срока службы сглаживающих реакторов (поз.3), тяговых двигателей (поз.5) и выпрямительно-инверторных преобразователей (поз.2), экономии энергии на тягу поездов на 3,5-7% и предотвращения пожаров тягового электрооборудования.

Список использованной литературы

1. Патент РФ №2295461, МПК B60L 1/12, заявлен 09.09.2005 г.

2. Патент РФ №2406622 С2, МПК B60L 1/12, заявлен 16.05.2008 г.

Устройство непрерывного температурного контроля и автоматического регулирования нагрузки силового электрооборудования электровоза, содержащее блоки силового электрооборудования, питания, микропроцессорного контроллера, мониторинга локомотива, отличающееся тем, что в блок силового электрооборудования включены датчики температуры, в блок микропроцессорного контроллера включены аналого-цифровые преобразователи, выходные усилители, элементы сравнения, в блок мониторинга локомотива включены данные о температуре силового электрооборудования и сигналы оповещения о ее перегреве.
УСТРОЙСТВО НЕПРЕРЫВНОГО ТЕМПЕРАТУРНОГО КОНТРОЛЯ И АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАГРУЗКИ СИЛОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗА
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 21 items.
20.02.2013
№216.012.267e

Способ повышения коэффициента мощности при рекуперативном торможении электровоза переменного тока и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к способу повышения коэффициента мощности при рекуперативном торможении электровоза переменного тока и устройству для реализации способа рекуперативного торможения электровоза. Способ заключается в том, что для получения тока возбуждения коллекторных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475374
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2cb8

Устройство для сушки обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при техническом обслуживании и ремонте электрических машин. Предлагаемое устройство для сушки изоляции обмоток электрических машин содержит систему нагрева и подачу воздуха, а также систему контроля за изменением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476975
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.06.2013
№216.012.49de

Устройство диагностики асинхронных электрических двигателей

Изобретение относится к области диагностики электромеханического оборудования, применяемого на железнодорожном транспорте, а также других отраслях промышленности, в частности к диагностике асинхронных электрических двигателей. Устройство диагностики асинхронных электрических двигателей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484490
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.07.2013
№216.012.54da

Способ измерения растягивающих усилий, действующих на рельс, и устройство для его реализации

Изобретения относятся к измерительной технике, в частности к средствам и методам измерения растягивающих усилий, действующих на рельсы. Согласно одному способу измерение растягивающих усилий, действующих на рельс, может реализовываться следующим образом. Рельс закрепляется в двух или более...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487325
Дата охранного документа: 10.07.2013
27.09.2013
№216.012.6eab

Устройство ослабления магнитного поля тягового электрического привода с повышенными энергетическими показателями

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговым электрическим приводом. Устройство ослабления магнитного поля тягового электрического привода состоит из якорной обмотки, обмотки возбуждения тягового двигателя, резистора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493982
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.09.2013
№216.012.70c2

Трехцикловой амплитудно-широтно-прерывный способ сушки изоляции электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано преимущественно при техническом обслуживании и ремонте электрических машин и аппаратов. Технический результат - создание наиболее оптимального режима сушки изоляции, обеспечивающего ее надежность. Предложенный трехцикловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494517
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.11.2013
№216.012.7d1c

Комбинированное двухрежимное рессорное подвешивание грузового вагона (варианты)

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к тележкам грузового вагона. Комбинированное двухрежимное рессорное подвешивание предполагает два варианта исполнения и содержит большую пружину (7) повышенной жесткости, в которую вложен стакан (8), в стакан вставлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497701
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.11.2013
№216.012.8031

Многозонный выпрямительно-инверторный преобразователь и способ управления преобразователем

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электроподвижном составе, получающем питание от однофазной сети переменного тока. Техническим результатом является увеличение коэффициента мощности. Многозонный выпрямительно-инверторный преобразователь переменного тока...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498490
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.04.2014
№216.012.b4da

Устройство ослабления магнитного поля тягового электрического привода с повышенными энергетическими показателями

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговым электрическим приводом. Устройство ослабления магнитного поля тягового электрического привода состоит из якорной обмотки, обмотки возбуждения тягового двигателя, резистора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512022
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.04.2014
№216.012.b7fe

Колесная пара вагона с фрикционно-упругой связью между колесами

Изобретение предназначено для применения на железнодорожном транспорте и относится к ходовым частям вагона. Колесная пара состоит из оси дифференциального исполнения, подшипникового узла, две вложенных одна в другую полуоси. Во внутреннем подшипниковом узле применяют связующий стакан, который...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512829
Дата охранного документа: 10.04.2014
Showing 1-9 of 9 items.
20.02.2013
№216.012.2633

Способ получения серосодержащих сорбентов для очистки сточных вод от тяжелых металлов

Изобретение относится к области промышленной экологии. Сорбент получают из отходов производства эпихлоргидрина. Отходы подают на поликонденсацию с полисульфидом натрия NaS(n=3-4) в присутствии частиц нефтекокса с диаметром 0,15 мм и менее. Полисульфид натрия получают взаимодействием элементной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475299
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.267e

Способ повышения коэффициента мощности при рекуперативном торможении электровоза переменного тока и устройство для его реализации

Группа изобретений относится к способу повышения коэффициента мощности при рекуперативном торможении электровоза переменного тока и устройству для реализации способа рекуперативного торможения электровоза. Способ заключается в том, что для получения тока возбуждения коллекторных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475374
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.274c

Балластная призма для скоростных грузонапряженных участков бесстыкового железнодорожного пути

Изобретение относится к балластному слою с порозаполняющим веществом. Балластная призма содержит щебень, соединенный связующим материалом на основе синтетического латекса в упругий монолит с открытыми сквозными порами. При этом 0,15-0,20 объема составляет резиноподобная фракция 10-20 мм,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475580
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.274d

Установка для реализации способа механизированного определения загрязнения балласта

Изобретение относится к обновлению или очистке балласта. Установка имеет возможность подключения к бензогенератору. Данная установка содержит дебалансный маховик (6) с цепным приводом (9) и редуктором (10). Амортизатор (11) представляет собой пружинное крепление днища. Решение направлено на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475581
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.279a

Способ регулирования жесткости виброзащитной системы и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к машиностроению. Способ включает двухступенчатое гашение вибрации основным и дополнительными элементами. На дополнительную промежуточную платформу прикладывают две силы, направленные в противоположном направлении, обеспечивающие взаимное гашение горизонтальных колебаний....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475658
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2cb8

Устройство для сушки обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при техническом обслуживании и ремонте электрических машин. Предлагаемое устройство для сушки изоляции обмоток электрических машин содержит систему нагрева и подачу воздуха, а также систему контроля за изменением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476975
Дата охранного документа: 27.02.2013
20.05.2013
№216.012.40f0

Способ лазерной термической обработки рабочей поверхности зубьев шестерни

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к лазерной термической обработке деталей. Поверхностный слой шестерни изготовлен из ванадиевой стали. Поверхностный слой нагревают сфокусированным лучом лазера плотностью мощности в интервале 10…10 Вт/м со скоростью перемещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482194
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.49de

Устройство диагностики асинхронных электрических двигателей

Изобретение относится к области диагностики электромеханического оборудования, применяемого на железнодорожном транспорте, а также других отраслях промышленности, в частности к диагностике асинхронных электрических двигателей. Устройство диагностики асинхронных электрических двигателей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484490
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.11.2013
№216.012.7d1c

Комбинированное двухрежимное рессорное подвешивание грузового вагона (варианты)

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам, в частности к тележкам грузового вагона. Комбинированное двухрежимное рессорное подвешивание предполагает два варианта исполнения и содержит большую пружину (7) повышенной жесткости, в которую вложен стакан (8), в стакан вставлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497701
Дата охранного документа: 10.11.2013
+ добавить свой РИД