×
17.05.2023
223.018.64aa

Защитный экран котла цистерны

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции вагонов-цистерн для перевозки жидких и газообразных продуктов. Защитный экран котла цистерны содержит опорный лист с ребрами жесткости, расположенными со стороны днища котла цистерны. Опорный лист выполнен гнутым с образованием двух участков (1.1, 1.2), расположенных под углом по отношению друг к другу. Одним участком (1.2) опорный лист жестко прикреплен к раме цистерны, а на другом участке (1.1) опорного листа выполнены ребра жесткости в виде концентрических колец (4), расположенных симметрично относительно продольной оси котла цистерны. Высота колец жесткости уменьшается от наружного кольца к внутреннему, толщина колец жесткости увеличивается от наружного кольца к внутреннему. Изобретение повышает амортизационные свойства защитного экрана и его энергоэффективность, обеспечивает перераспределения ударной нагрузки по всему защитному экрану и поглощение энергии от столкновения с выступающими элементами смежного вагона, а также повышает прочность и надежность экрана и упрощает конструкцию. 5 з.п. ф-лы, 9 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использована в конструкции вагонов-цистерн для перевозки жидких и газообразных продуктов.

Из патента РФ № 84325 на полезную модель известна цистерна, содержащая раму, котел, ходовую часть, загрузочный люк с крышкой, разгрузочный узел и защитные экраны, выполненные в виде двух или нескольких поверхностей, сопрягаемых между собой под углом, при этом защитные элементы выполнены в виде экранов и установлены на раме у днища котла. Защитный экран выполнен с продольными и поперечными ребрами жесткости.

Из патента РФ № 190679 на полезную модель известен экран защитный котла вагона-цистерны, содержащий плоский лист с продольными и поперечными рёбрами жёсткости, расположенными со стороны котла вагона-цистерны, при этом он содержит накладки, прикреплённые к поперечным рёбрам жёсткости, а высоты h продольных рёбер составляют не менее 100 мм. Упомянутые накладки могут быть расположены под углом к поперечным рёбрам, заданным из диапазона от 75° до 105°. Упомянутые накладки могут быть расположены перпендикулярно к поперечным рёбрам. Продольные рёбра могут представлять собой прямые пластины. Высоты h продольных рёбер могут изменяться в диапазоне от 100 мм до 300 мм. Поперечные рёбра жёсткости могут быть расположены на расстоянии не более 50 мм от края плоского листа. Поперечные рёбра жёсткости расположены по всей ширине плоского листа.

Недостатком защитных экранов, известных из патентов № 84325 и № 190679, является их низкая прочность и жёсткость под воздействием местных ударных нагрузок, что не обеспечивает перераспределение ударной нагрузки по всему защитному экрану и поглощение энергии от столкновения с выступающими элементами смежного вагона.

Защитный экран по патенту РФ № 190679 на полезную модель выбран в качестве наиболее близкого аналога.

Техническая проблема, решаемая предлагаемым изобретением, - устранение недостатков аналогов.

Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в повышении амортизационных свойств защитного экрана, повышении его энергоэффективности, обеспечении перераспределения ударной нагрузки по всему защитному экрану и поглощения энергии от столкновения с выступающими элементами смежного вагона, а также в повышении прочности и надежности экрана. Одновременно обеспечивается упрощение конструкции.

Технический результат достигается за счет того, что в защитном экране котла цистерны, содержащем опорный лист с ребрами жесткости, расположенными со стороны котла цистерны, согласно изобретению опорный лист выполнен гнутым с образованием двух участков, расположенных под углом по отношению друг к другу, одним участком опорный лист жестко прикреплен к раме цистерны, а на другом участке опорного листа выполнены ребра жесткости в виде концентрических колец, расположенных симметрично относительно продольной оси котла цистерны, высота колец жесткости уменьшается от наружного кольца к внутреннему, толщина колец жесткости увеличивается от наружного кольца к внутреннему.

Кольца жесткости расположены на равном расстоянии друг от друга.

Каждое кольцо жесткости выполнено из одного листа, соединенного с опорным листом посредством сварки.

Высота колец жесткости уменьшается от наружного кольца к внутреннему на величину Δh ≥ 20 мм, при этом минимальная высота составляет hmin ≥ 70 мм, а максимальная высота – hmax ≥ 150 мм.

Толщина колец жесткости увеличивается от наружного кольца к внутреннему на величину ΔS ≥ 2 мм, при этом минимальная толщина составляет Smin ≥ 4 мм, а максимальная толщина – Smax ≥ 12 мм.

Диаметр колец жесткости уменьшается от наружного кольца к внутреннему на величину ΔD ≥ 250 мм, при этом минимальный диаметр составляет Dmin ≥ 250 мм.

Заявляемое изобретение поясняется фигурами.

На фиг. 1 изображен частичный вид котла цистерны.

На фиг. 2 изображен общий вид заявляемого защитного экрана.

На фиг. 3 изображен вид спереди заявляемого защитного экрана.

На фиг. 4 изображен вид сбоку заявляемого защитного экрана.

На фиг. 5 изображены экраны наиболее близкого аналога и заявляемый экран с результирующими силами.

На фиг. 6 показано в сравнении диаграммы напряженно-деформированного состояния защитного экрана наиболее близкого аналога (поз. а) и заявляемого экрана (поз. б).

На фиг. 7 показана диаграмма линейных перемещений защитного экрана наиболее близкого аналога (поз. а) и заявляемого экрана (поз. б).

На фиг. 8 показана диаграмма распределения суммарной энергии деформации защитного экрана наиболее близкого аналога (поз. а) и заявляемого экрана (поз. б).

На фиг. 9 показана диаграмма напряженно-деформированного состояния днища котла цистерны при использовании защитного экрана наиболее близкого аналога (поз. а) и заявляемого экрана (поз. б).

Позиции на фигурах:

1 – опорный лист;

1.1, 1.2 – участки опорного листа;

2 – котел цистерны;

3 – рама цистерны;

4 – кольца жесткости;

5 – днище котла цистерны.

Заявляемый защитный экран котла цистерны содержит опорный лист 1 с ребрами жесткости, расположенными со стороны днища 5 котла 2 цистерны. Опорный лист 1 выполнен гнутым с образованием двух участков 1.1, 1.2, расположенных под углом по отношению друг к другу, одним участком 1.2 опорный лист жестко прикреплен к раме 3 цистерны, а на другом участке 1.1 опорного листа выполнены ребра жесткости в виде концентрических колец 4, расположенных симметрично относительно продольной оси котла 2 цистерны; высота колец 4 жесткости уменьшается от наружного кольца к внутреннему центральному; толщина колец 4 жесткости увеличивается от наружного кольца к внутреннему центральному. Кольца 4 жесткости расположены на равном расстоянии друг от друга.

Каждое кольцо 4 жесткости целесообразно выполнять из одного листа, соединенного с листом 1 посредством сварки.

Высота колец 4 жесткости уменьшается от наружного кольца к внутреннему на величину Δh ≥ 20 мм, при этом минимальная высота составляет hmin ≥ 70 мм, а максимальная высота – hmax ≥ 150 мм.

Толщина колец 4 жесткости увеличивается от наружного кольца к внутреннему на величину ΔS ≥ 2 мм, при этом, минимальная толщина составляет Smin ≥ 4 мм, а максимальная толщина – Smax ≥ 12 мм.

Диаметр колец жесткости уменьшается от наружного кольца к внутреннему на величину ΔD ≥ 250 мм, при этом минимальный диаметр составляет Dmin ≥ 250 мм.

Выбранная форма опорного листа 1 в виде гнутого листа, к участку 1.1 которого прикреплены кольца 4 жесткости обеспечивает удобство соединения участка 1.1 опорного листа с кольцами 4.

Симметричное расположение колец 4 относительно продольной оси котла 2 цистерны равномерно усиливает местную жесткость конструкции во всех направлениях.

Геометрия колец жесткости выбрана с учетом обеспечения необходимого демпфирования исходя из реакции на каждой поверхности кольца 4 при их взаимодействии с днищем 5 котла цистерны.

Внутреннее центральное кольцо жесткости имеет наибольшую реакцию (фиг. 5), а следовательно, там должны быть сконцентрированы наибольшие нагрузки и перемещения, при которых соприкосновение кольца экрана и днища – неизбежно с вероятностью прямого удара без поглощения энергии. Поэтому внутреннее центральное кольцо должно быть максимально низким по высоте и максимальной толщины относительно колец, удаленных к периметру защитного экрана, для того, чтобы соприкосновение с ним произошло в последний момент, после того, как начнут соприкасаться крайние кольца поочередно, в соответствии с их высотами. Реакции в этих кольцах от минимальной (крайнее наружное кольцо) к максимальной (внутреннее центральное кольцо) позволят максимально демпфировать удар и поглотить энергию, снижая при этом нагрузку на днище вагона цистерны.

Высота колец 4 выбрана таким образом, чтобы приблизить форму поверхности огибающей кольца по их вершинам к форме поверхности днища котла, что позволяет распределять возникающие продольные динамические нагрузки по большей поверхности контакта экрана и днища при одновременном обеспечении их более равномерного распределения по большей площади днища, что, естественно, снижает напряжения в 1.99 раза (фиг. 6).

В результате проведенных расчетов установлено, что вместе со снижением напряжений происходит и снижение линейных перемещений в 1.91 раза (фиг. 7), что, в свою очередь, доказывает эффективность изобретения, соответственно жесткого удара защитного экрана с днищем не произойдет, ввиду последовательного вступления в контакт последующих, удаленных к периметру колец, а величина перемещений центрального кольца находится внутри диапазонов высот остальных колец.

Таким образом, обеспечивается повышение энергоэффективности при защите от продольных воздействий по сравнению с наиболее близким аналогом в 1.89 раза (фиг. 8) за счет упругого и более равномерного восприятия продольных нагрузок.

Соответственно, при выявленных свойствах заявляемого защитного экрана, его влияние при поглощении энергии на днище котла имеет тенденцию к снижению общего напряженного-деформированного состояния в 1.66 раза (фиг. 9).

Следовательно, заявляемое изобретение обеспечивает повышение энергоэффективности защитного экрана для предотвращения повреждения котла от продольных ударов в аварийных ситуациях, обеспечивает упругое восприятие нагрузок. Кроме того, предлагаемая конструкция с концентричным расположением ребер жесткости (колец жесткости) защитного экрана обеспечивает уменьшение концентрированных усилий, направленных на днище котла, за счет их равномерного распределения.

Кроме того, заявляемая конструкция защитного экрана является более простой по конструкции по сравнению с наиболее близким аналогом, за счет меньшего количества конструктивных элементов, за счет однотипности конструктивных элементов (колец жесткости), простоты их крепления.

Надежность и прочность заявляемого защитного экрана являются более высокими по сравнению с наиболее близким аналогом за счет существенного снижения местных, локальных напряженностей, которые могут приводить к преждевременному повреждению экрана, снижению его долговечности. Нагрузки на заявляемый экран распределяются более равномерно, что способствует сохранению целостности конструкции экрана.

Таким образом, заявляемое изобретение обеспечивает достижение технического результата, заключающегося в повышении амортизационных свойств защитного экрана, повышении его энергоэффективности, обеспечении перераспределения ударной нагрузки по всему защитному экрану и поглощения энергии от столкновения с выступающими элементами смежного вагона, а также в повышении прочности и надежности экрана, упрощении конструкции.


Защитный экран котла цистерны
Защитный экран котла цистерны
Защитный экран котла цистерны
Защитный экран котла цистерны
Защитный экран котла цистерны
Защитный экран котла цистерны
Защитный экран котла цистерны
Защитный экран котла цистерны
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 10.
18.10.2019
№219.017.d74c

Рессорное подвешивание тележки грузового вагона

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к рессорному подвешиванию тележек железнодорожных вагонов. Рессорное подвешивание включает два симметричных комплекта двухрядных витых пружин. Внутренние и/или наружные пружины выполнены конусообразной или бочкообразной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002703444
Дата охранного документа: 16.10.2019
22.11.2019
№219.017.e4ae

Тележка грузового железнодорожного вагона с центральным рессорным подвешиванием люлечного типа

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тележкам грузовых вагонов. Тележка содержит боковые рамы, надрессорную балку, колесные пары, тормозную рычажную передачу и комплекты центрального рессорного подвешивания. В нижних частях центральных рессорных проемов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002706677
Дата охранного документа: 19.11.2019
16.01.2020
№220.017.f576

Термоцистерна

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в железнодорожных цистернах для перевозки затвердевающих жидкостей, например пека, расплавленной серы и др. продуктов. Термоцистерна содержит нагреватели, теплоизолирующий кожух и раму с установленными на ней котлом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002710799
Дата охранного документа: 14.01.2020
17.02.2020
№220.018.0375

Устройство подключения к электропитанию термоцистерны

Изобретение относится к устройству подключения к электропитанию термоцистерны, которая содержит панель управления разогревом с тумблером, вилками для подключения питания к нагревателям и для подключения термореле. При этом устройство имеет минимум две панели управления разогревом, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714437
Дата охранного документа: 14.02.2020
25.03.2020
№220.018.0fba

Рама вагона-платформы

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к рамам грузовых вагонов-платформ. Рама содержит боковые балки, продольные балки, хребтовую балку и два вида поперечных балок - постоянного и переменного сечения. Высота поперечных балок переменного сечения увеличивается от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002717408
Дата охранного документа: 23.03.2020
19.06.2020
№220.018.27f1

Тележка двухосная грузового вагона

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к буксовым узлам двухосных тележек грузовых вагонов. В буксовом узле тележки установлен составной адаптер. Адаптер содержит корпус и сменную вставку. Сменная вставка конструктивно повторяет опорную и упорную поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723696
Дата охранного документа: 17.06.2020
23.04.2023
№223.018.5218

Устройство для крепления контейнеров на раме платформы (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к железнодорожному транспорту, и предназначено для использования в вагонах-платформах, транспортирующих контейнеры. Устройство для крепления контейнеров на раме платформы включает закрепленные на боковых балках рамы платформы фитинговый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002733679
Дата охранного документа: 06.10.2020
23.05.2023
№223.018.6c30

Железнодорожная платформа (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к железнодорожным платформам, предназначенным для транспортирования контейнеров. Железнодорожная платформа содержит ходовую часть (1), тормозную систему (2), несущую раму (3), устройство для крепления контейнеров (4) на раме платформы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002738495
Дата охранного документа: 14.12.2020
23.05.2023
№223.018.6ee9

Вагон-платформа для перевозки контейнеров (варианты)

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается железнодорожных платформ для перевозки контейнеров, в частности конструкции устройств для крепления контейнеров на железнодорожной платформе. Вагон-платформа для перевозки контейнеров содержит ходовые части, автосцепное и тормозное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002742588
Дата охранного документа: 08.02.2021
26.05.2023
№223.018.7069

Вагон-платформа для перевозки лесоматериалов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно: к конструктивным элементам вагонов-платформ, предназначенных для транспортировки лесоматериалов. Вагон-платформа для перевозки лесоматериалов содержит раму (1) с ходовыми частями (2), стойки (3), установленные вдоль боковых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002796173
Дата охранного документа: 17.05.2023
Показаны записи 1-10 из 28.
20.07.2014
№216.012.e02c

Способ защиты информации на материальном (бумажном) носителе

Изобретение относится к области средств защиты и верификации информации. Технический результат заключается в повышении подлинности и целостности данных, нанесенных на носитель. В способе формируют контрольную информацию в цифровой форме и подписывают электронной подписью, из последних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523174
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.08.2015
№216.013.6d96

Способ защиты лопаток турбомашин из легированных сталей от эрозии и солевой коррозии

Изобретение относится к способам защиты лопаток турбомашин из легированных сталей от эрозии и солевой коррозии. Проводят подготовку поверхности пера лопатки под нанесение покрытия электролитно-плазменным полированием в электролите в виде 4 - 8% водного раствора сульфата аммония при напряжении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559612
Дата охранного документа: 10.08.2015
27.05.2016
№216.015.429d

Способ защиты от эрозии и солевой коррозии лопаток турбомашин из легированных сталей

Изобретение относится к области машиностроения и металлургии и может быть использовано в авиационном и энергетическом турбостроении для защиты пера лопатки компрессора от эрозии и солевой коррозии при температурах эксплуатации до 800 °C. Способ включает подготовку поверхности пера лопатки под...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585580
Дата охранного документа: 27.05.2016
27.05.2016
№216.015.440d

Способ защиты лопаток турбомашин из легированных сталей от эрозии и солевой коррозии

Изобретение относится к области машиностроения и металлургии и может использоваться в авиационном и энергетическом турбостроении для защиты пера лопаток компрессора от эрозии и солевой коррозии при температурах эксплуатации до 800°C. Подготавливают поверхности пера лопатки под нанесение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585599
Дата охранного документа: 27.05.2016
13.01.2017
№217.015.80ef

Газогенератор газотурбинного двигателя

Газогенератор высокотемпературного газотурбинного двигателя содержит центробежное колесо-крыльчатку, диффузор-выпрямитель, отделенный от последнего полостью радиального кольцевого зазора и имеющий в нижней своей части кольцевой фланец, корпус силовой задний, камеру сгорания и турбину высокого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602029
Дата охранного документа: 10.11.2016
29.12.2017
№217.015.f2fb

Беспроводная электронная система контроля и диагностики авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к электронным системам контроля и диагностики авиационного газотурбинного двигателя, осуществляющим регистрацию информации о его параметрах и проводящим анализ его технического состояния. Система снабжена излучателем энергии, комплектом приемников энергии, входным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637801
Дата охранного документа: 07.12.2017
20.01.2018
№218.016.15cb

Способ получения интерметаллидного ортосплава на основе титана

Изобретение относится к получению интерметаллидного ортосплава на основе титана. Способ включает перемешивание порошков титана и ниобия с обеспечением механического легирования порошка титана порошком ниобия в течение 8-24 ч, затем проводят механическое перемешивание легированного ниобием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635204
Дата охранного документа: 09.11.2017
04.04.2018
№218.016.3507

Турбовинтовой двигатель

Турбовинтовой двигатель содержит турбовальный газотурбинный двигатель и редуктор воздушных винтов. Выводной вал турбовального газотурбинного двигателя соединен с редуктором воздушных винтов с помощью механической трансмиссии. Редуктор имеет выводные валы для привода соосных воздушных винтов, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645863
Дата охранного документа: 28.02.2018
11.06.2018
№218.016.6099

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит хотя бы один ротор турбокомпрессора, центробежный компрессор которого содержит хотя бы одно рабочее колесо и хотя бы одну электрическую машину, содержащую систему постоянных магнитов. Ротор электрической машины выполнен за единое целое с рабочим колесом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657051
Дата охранного документа: 09.06.2018
20.06.2018
№218.016.64cc

Огнетушащий порошок многоцелевого назначения

Изобретение относится к области противопожарной техники, а именно к огнетушащим порошковым составам (ОПС) многоцелевого назначения, которые могут быть использованы для тушения пожаров класса А, В, а также могут локализовать горящие розливы углеводородов за счет их адсорбции активным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658055
Дата охранного документа: 19.06.2018
+ добавить свой РИД