×
29.04.2019
219.017.3e87

РЕДУКТОР ЛЕГКОГО ВЕРТОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002263608
Дата охранного документа
10.11.2005
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике, в частности к трансмиссии редуктора соосных противоположного вращения несущих винтов вертолета. Редуктор легкого вертолета содержит корпус с узлами крепления редуктора к фюзеляжу, входной вал, соединяющий редуктор с двигателем, два соосных противоположного вращения выходных вала, на которых смонтированы несущие винты, выходную ступень редуктора, состоящую из двух ведомых цилиндрических колес, установленных на выходных валах, двух ведущих цилиндрических колес, коническую ступень редуктора с двумя ведомыми колесами, соединенными с ведущими колесами выходной ступени и ведущим колесом, соединенным с входным валом. Коническая ступень снабжена дополнительным ведущим колесом, которое установлено на общей оси с основным последовательно одно за другим и соединено с ним, и выполнена в виде двух конических передач, межосевой угол одной из которых больше ортогонального или равен ему, а другой - на ту же величину меньше ортогонального или также равен ему. Ведомые и ведущие колеса конической ступени выполнены с одинаковым количеством зубьев, но с разным модулем зуба каждой из конических передач. Ведомые колеса конической ступени и ведущие колеса выходной ступени расположены в корпусе редуктора в чередующемся порядке. Технический результат - повышение износостойкости и надежности работы редуктора, упрощение конструкции, модифицируемость его под компоновочное решение вертолета. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к трансмиссии (редуктора) соосных противоположного вращения несущих винтов вертолета.

Известно техническое решение редуктора по патенту РФ №2059535, кл. В 64 С 27/00 от 28.04.93 г., который содержит корпус с узлами крепления к фюзеляжу, входной вал, два соосных противоположного вращения выходных вала, выходную ступень редуктора, включающую два ведомых цилиндрических колеса, установленных на выходных валах, два ведущих цилиндрических колеса, коническую ступень редуктора с двумя ведомыми колесами, которые соответственно соединены с ведущими колесами выходной ступени, причем одно из соединений выполнено в виде упругого звена с относительно меньшей крутильной жесткостью, а ведущее колесо конической ступени соединено с входным валом.

Слабым звеном известного технического решения является коническая ступень, в которой ведущее колесо входит в зацепление с двумя ведомыми колесами. Это осложняет сборку и регулировку колес конической ступени для достижения равномерного контактного "пятна" на зубьях всех трех колес, необходимого для их равномерного нагружения, а соответственно повышения износостойкости и надежности работы. Кроме того, кинематическая схема прототипа допускает только ортогональный межосевой угол конической ступени редуктора, а следовательно, только ортогональное к оси валов несущих винтов положение входного вала. Это ограничивает компоновочное решение по размещению двигателя на вертолете относительно системы "редуктор - несущий винт", а соответственно и общее композиционное решение вертолета в целом.

Технической задачей изобретения является устранение отмеченных недостатков и ограничений, упрощение конструкции редуктора, модифицируемость его под компоновочное решение вертолета.

По предлагаемому изобретению решение задачи достигается тем, что редуктор легкого вертолета, содержащий корпус с узлами крепления редуктора к фюзеляжу, входной вал, соединяющий редуктор с двигателем, два соосных противоположного вращения выходных вала, на которых смонтированы несущие винты, выходную ступень редуктора, состоящую из двух ведомых цилиндрических колес, установленных на выходных валах, двух ведущих цилиндрических колес, коническую ступень редуктора с двумя ведомыми колесами, соответственно соединенными с ведущими колесами выходной ступени и ведущим колесом, соединенным с входным валом, причем коническая ступень снабжена дополнительным ведущим колесом, которое установлено на общей оси с основным последовательно одно за другим и соединено с ним, и выполнена в виде двух конических передач, межосевой угол одной из которых больше ортогонального или равен ему, а другой - на ту же величину меньше ортогонального или также равен ему, при этом ведомые и ведущие колеса конической ступени соответственно выполнены с одинаковым количеством зубьев, но с разным модулем зуба каждой из конических передач. Кроме того, ведомые колеса конической ступени и ведущие колеса выходной ступени расположены в корпусе редуктора в чередующемся порядке. Сам корпус редуктора имеет узлы крепления, выполненные в виде цапф и проушин с присоединенными стержнями, и при этом узлы соответственно расположены в нижней и верхней частях корпуса редуктора, симметрично по периметру и относительно продольной плоскости вертолета.

На фиг.1 показан редуктор вертолета в разрезе.

На фиг.2 - общий вид редуктора с узлами крепления его к фюзеляжу вертолета.

Редуктор легкого вертолета содержит корпус 1, входной вал 2, соединяющий редуктор с двигателем (не показан), два соосных противоположного вращения выходных вала 3 и 4, установленных на подшипниках 5, 6 и 7, 8 соответственно и имеющих посадочное место 9 под нижний несущий винт и посадочное место 10 под верхний несущий винт, выходную ступень редуктора, состоящую из двух ведомых цилиндрических колес 11, 12, установленных на выходных валах 3 и 4 соответственно, и двух ведущих цилиндрических колес 13 и 14, а также коническую ступень, состоящую из двух конических передач, каждая из которых соответственно содержит ведущие колеса 15, 16 и ведомые колеса 17, 18. Ведущие колеса 15, 16 установлены на общей оси 19 последовательно друг за другом, соединены между собой и через муфту свободного хода (не показано) соединены с входным валом 2. Межосевой угол (∑I) каждой конической передачи (пары) может быть как ортогональным (∑i=90), так и отличным от него, причем если у одной конической пары межосевой угол ∑1 больше ортогонального, как в предлагаемом примере у конической пары с колесами 15, 17, то у другой - (коническая пара с колесами 16, 18) межосевой угол ∑2 на ту же величину меньше ортогонального.

Для обеспечения одинакового числа оборотов выходных валов 3 и 4 ведущие колеса 15, 16 и ведомые колеса 17, 18 конической ступени выполнены с одинаковым количеством зубьев соответственно, но с разным модулем зуба каждой из конических пар. Так, в предлагаемом примере у конической пары с колесами 16, 18 модуль зуба больше, чем у конической пары с колесами 15, 17.

Ведущие колеса 13, 14 выходной ступени и ведомые колеса 17, 18 конической ступени расположены в корпусе 1 редуктора в чередующемся порядке, установлены на одной оси на подшипниках 20, 21, 22, 23 соответственно.

Регулировка контактной линии "пятна" соприкосновения зубчатых колес конических передач осуществляется регулировочными кольцами (не показано), устанавливаемыми на соответствующие валы зубчатых колес. Отстройка выходной ступени от резонансных явлений из-за динамики несущих винтов и двигателя осуществлена введением упругого на кручение звена 24 в виде тонкостенного вала со шлицами на концах, посредством которого одно из ведомых колес (колесо 18) конической ступени соединено с ведущим колесом (колесом 13) выходной ступени, и введением аналогичного упругого на кручение звена, соединяющего вал 25 ведущих конических колес 15, 16 с муфтой свободного хода (не показано).

Редуктор крепится к конструкции фюзеляжа 26 узлами 27, 28. Узлы 27 размещены в нижней части корпуса 1 редуктора, в предлагаемом примере - впереди от оси 29 несущего винта и выполнены в виде цапф, ответные устройства крепления 30 которых закреплены к конструкции фюзеляжа 26. Узлы 28 соответственно размещены в верхней части корпуса 1 редуктора и выполнены в виде проушин, к которым шарнирно присоединены стержни 31, противоположные концы которых шарнирно закреплены к кронштейнам 32 фюзеляжа. Узлы-цапфы 27 и проушины 28 расположены симметрично как по периметру корпуса 1 редуктора, так и относительно продольной плоскости вертолета.

Работает редуктор следующим образом.

При вращении входного вала 2 от двигателя вертолета (на фиг. не показано) приводится во вращение через муфту свободного хода (на фиг. не показано) вал 25, на котором установлены ведущие конические колеса 15, 16 и находящиеся в зацеплении с ними ведомые конические колеса 17, 18 соответственно. Вращение, а соответственно, и мощность от конического ведомого колеса 17 передается на соединенное с ним ведущее цилиндрическое колесо 14 и далее через ведомое цилиндрическое колесо 12 на выходной вал 4 верхнего несущего винта.

Аналогично вращение от конического колеса 18 посредством упругого звена 24 передается на ведущее цилиндрическое колесо 13, далее через ведомое цилиндрическое колесо 11 на выходной вал 3 нижнего несущего винта.

Таким образом, на конической ступени происходит изначальное разделение мощности от двигателя на два потока, что позволяет оптимизировать зубчатые передачи каждой ступени по совокупному критерию, учитывающему разбивку передаточного отношения по ступеням, геометрию зуба колес, его контрактную прочность и работоспособность подшипниковых опор, и как следствие получить относительно меньшую массу и габариты элементов зубчатых передач при заданной долговечности и эксплуатационной надежности.

В креплении редуктора цапфы 27 как опоры воспринимающие три степени свободы размещены в наиболее нагруженной части корпуса 1 редуктора, где сосредоточена большая часть усилий, собственно, как от зубчатых передач выходной и конической ступеней, так и внешних нагрузок от соосных несущих винтов, передающихся через радиально упорные подшипники 5, 8 и роликовый подшипник 7. Проушины 28 со стержнями 31 воспринимают, в основном, вертикальные силы от несущих винтов через радиально упорный и роликовый подшипники 22, 21 и большую часть горизонтальной силы.

Использование предлагаемого технического решения обеспечивает:

1. Модифицируемость редуктора под различное угловое размещение двигателя относительно валов несущих винтов (выходных валов 3, 4) за счет варьирования межосевых углов ∑i конических передач, что создает возможность различного компоновочного решения силовой установки, адаптированной к конструкции фюзеляжа вертолета.

2. Компактность размещения ступеней зубчатых передач в корпусе 1 редуктора за счет кинематической реализуемости чередования ведущих колес 13, 14 выходной ступени и ведомых колес 17, 18, конической ступени и позволяет этим существенно уменьшить размер корпуса 1 редуктора по высоте, что, в свою очередь, делает возможным размещение грузопассажирской кабины в зоне, близкой к оси 29 несущего винта (или под ним, что особенно важно для легких вертолетов).

3. Оптимальность распределения нагрузок на корпус 1 редуктора через узлы 27, 28 его крепления к фюзеляжу, низкую трудоемкость монтажа редуктора и простоту его нивелировки.

1.Редукторлегкоговертолета,содержащийкорпуссузламикрепленияредукторакфюзеляжу,входнойвал,двасоосныхпротивоположноговращениявыходныхвала,выходнуюступеньредуктора,состоящуюиздвухведомыхцилиндрическихколес,установленныхнавыходныхвалах,двухведущихцилиндрическихколес,коническуюступеньредукторасдвумяведомымиколесами,соответственносоединеннымисведущимиколесамивыходнойступени,ведущимколесом,соединеннымсвходнымвалом,отличающийсятем,чтоконическаяступеньснабженадополнительнымведущимколесом,котороеустановленонаобщейосисосновнымпоследовательнооднозадругимисоединеносним,ивыполненаввидедвухконическихпередач,межосевойуголоднойизкоторыхбольшеортогональногоилиравенему,адругой-натужевеличинуменьшеортогональногоилитакжеравенему,приэтомведомыеиведущиеколесаконическойступенисоответственновыполненысодинаковымколичествомзубьев,носразныммодулемзубакаждойизконическихпередач,крометого,ведомыеколесаконическойступенииведущиеколесавыходнойступенирасположенывкорпусередукторавчередующемсяпорядке.12.Редукторлегкоговертолетапоп.1,отличающийсятем,чтоузлыкрепленияредукторакфюзеляжувыполненыввидецапфипроушинсприсоединеннымистержнями,приэтомузлысоответственнорасположенывнижнейиверхнейчастяхкорпусаредуктора,симметричнопопериметруиотносительнопродольнойплоскостивертолета.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 39.
10.02.2013
№216.012.2490

Командно-пилотажный индикатор

Изобретение относится к устройствам отображения информации, используемой пилотом и членами экипажа при пилотировании летательными аппаратами (ЛА), а именно к командно-пилотажным индикаторам (КПИ) с визуализацией индексов "Лидер" и "Самолет". Техническим результатом является исключение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474862
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.06.2014
№216.012.d230

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов летательных аппаратов. Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей включает в себя лопасти, втулку с проушинами, количество которых равно количеству лопастей, и соединение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519579
Дата охранного документа: 20.06.2014
10.01.2015
№216.013.1b9d

Рулевой винт вертолета, установленный в туннеле

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкциям рулевых винтов, служащих для компенсации реактивного момента несущего винта и путевого управления вертолетом. Рулевой винт вертолета, установленный в туннеле, имеющем профилированную входную, цилиндрическую и выходную части,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538497
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.01.2015
№216.013.2044

Командно-пилотажный индикатор вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к устройствам отображения информации. Командно-пилотажный индикатор вертолета содержит экран, на котором индицируются неподвижный относительно центра отсчетный индекс «Самолет», обозначающий текущее положение вертолета в пространстве, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539708
Дата охранного документа: 27.01.2015
01.03.2019
№219.016.ca6a

Способ поддержания числа оборотов несущего винта вертолета в допустимых пределах и устройство для его реализации

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления, и может быть использовано в системах управления вертолетами. Способ поддержания постоянного числа оборотов несущего винта (НВ) в допустимых пределах включает в себя автоматическое изменение располагаемой мощности за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231479
Дата охранного документа: 27.06.2004
01.03.2019
№219.016.cdbc

Несущий винт винтокрылого летательного аппарата с системой складывания лопастей

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к многолопастному несущему винту винтокрылого летательного аппарата. Несущий винт с системой складывания лопастей включает лопасти, втулку с проушинами и соединение лопастей со втулкой. Соединение содержит горизонтальный шарнир, осевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002410287
Дата охранного документа: 27.01.2011
11.03.2019
№219.016.d6ba

Способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета

Изобретение относится к испытательной технике. Сущность: измеряют амплитуды угловых колебаний фюзеляжа вертолета ϕ относительно продольной оси вертолета от дисбаланса и продольного пробного дисбаланса ΔS в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247344
Дата охранного документа: 27.02.2005
20.03.2019
№219.016.e960

Быстросъемный болт

Изобретение относится к машиностроению, а именно к быстросъемному болту, и направлено на возможность увеличения несущей осевой нагрузки и увеличение надежности соединения при упрощении конструкции. Быстросъемный болт включает стержень, выполненный с одной стороны с головкой, в которой имеется...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002442911
Дата охранного документа: 20.02.2012
10.04.2019
№219.017.0084

Система охлаждения масла двигателей вертолета

Изобретение относится к области авиастроения, а именно к системе охлаждения масла двигателей многодвигательного вертолета. Система охлаждения масла включает в себя вентилятор обдува, сигнализацию отказа вентилятора, масляные радиаторы, масляные баки, масляные фильтры, сигнализаторы превышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002299157
Дата охранного документа: 20.05.2007
19.04.2019
№219.017.3062

Способ тушения пожаров в труднодоступных горящих объектах при помощи вертолетов, снабженных системой стабилизации

Изобретение относится к способам пожаротушения с использованием авиации, а именно вертолетов, применяемых для тушения пожаров в труднодоступных для наземной техники горящих объектах. Способ тушения пожаров в труднодоступных горящих объектах при помощи вертолетов, снабженных системой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002369527
Дата охранного документа: 10.10.2009
Показаны записи 1-9 из 9.
20.02.2019
№219.016.bc8f

Испытательный стенд

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при комплексном полунатурном моделировании функционирования авиационных и космических объектов. Сущность изобретения заключается в том, что испытательный стенд содержит головку наведения, динамический стенд...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263869
Дата охранного документа: 10.11.2005
11.03.2019
№219.016.d6dc

Вертолет с радиолокационной антенной

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к вертолетам. Радиолокационная антенна размещена под фюзеляжем и снабжена механизмами вращения относительно вертикальной оси и поворота относительно горизонтальной оси. Механизм вращения радиолокационной антенны содержит корпус, выполненный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002245820
Дата охранного документа: 10.02.2005
10.04.2019
№219.016.ff60

Сканирующая антенна бортовой радиолокационной станции вертолета (варианты)

Изобретение относится к антеннам бортовых радиолокационных станций. Технический результат заключается в обеспечении высокой средней мощности излучения в диапазоне излучаемых волн, обеспечивающих прохождение энергии в атмосфере в сложных метеоусловиях без заметного затухания. Сущность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263377
Дата охранного документа: 27.10.2005
19.04.2019
№219.017.34f9

Вертолет боевого применения

Изобретение относится к области авиастроения, а точнее к вертолетостроению, и может быть использовано на вертолете. Вертолет боевого применения содержит фюзеляж с проемом, поворотную платформу, турель с подвесным ракетно-пушечным вооружением, механизм уборки и выпуска в виде рычага и привод....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02155704
Дата охранного документа: 10.09.2000
29.04.2019
№219.017.3e81

Вертолет

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции вертолета с соосными несущими винтами и системе управления этими винтами. Вертолет содержит фюзеляж, силовую установку с трансмиссией и редуктором, на валах которого смонтирован соосный несущий винт, систему управления, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263607
Дата охранного документа: 10.11.2005
29.04.2019
№219.017.3eae

Кабина вертолета с травмобезопасными органами управления

Изобретение относится к органам управления для авиационной техники. Кабина содержит ручку 5 продольно-поперечного управления и ручку 29 общего шага, кинематически соединенные с размещенным под креслом 1 рычажным механизмом, который тягой 12 соединен с подвижным элементом 2 амортизатора кресла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002265556
Дата охранного документа: 10.12.2005
29.04.2019
№219.017.3eb0

Вертолет с соосными несущими винтами

Изобретение относится к авиационной технике и может быть применено при создании новых конструкций вертолетов с соосными несущими винтами. Последнее наиболее актуально для легких вертолетов. Вертолет содержит фюзеляж, включающий кабину экипажа с органами управления, редуктор с двумя соосными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002265554
Дата охранного документа: 10.12.2005
29.04.2019
№219.017.3f0c

Вертолет для борьбы с пожарами

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкциям вертолетов, применяемых для пожаротушения. В данном вертолете устройство пожаротушения снабжено дополнительным соплом, которое установлено на конце выносной штанги. Сопло связано с источником подачи воздуха. При этом внутри...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002248916
Дата охранного документа: 27.03.2005
09.06.2019
№219.017.7884

Способ изготовления лопасти из композиционного материала

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к изготовлению из слоистых композиционных материалов лопастей винтов летательных аппаратов. В способе изготовления лопасти из композиционного материала сборку производят на столе и в пресс-форме горизонтально, начиная с носовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002230004
Дата охранного документа: 10.06.2004
+ добавить свой РИД