×
10.04.2019
219.016.ff60

СКАНИРУЮЩАЯ АНТЕННА БОРТОВОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ ВЕРТОЛЕТА (ВАРИАНТЫ)

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002263377
Дата охранного документа
27.10.2005
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к антеннам бортовых радиолокационных станций. Технический результат заключается в обеспечении высокой средней мощности излучения в диапазоне излучаемых волн, обеспечивающих прохождение энергии в атмосфере в сложных метеоусловиях без заметного затухания. Сущность изобретения состоит в выполнении и размещении излучателей, линии возбуждения и петли связи, а также в том, что антенна выполнена в виде линейной решетки в "L" диапазоне волн и размещена в лопасти несущего винта вертолета, используемой в качестве механизма сканирования диаграммы направленности за счет вращения. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к области антенн бортовых радиолокационных станций (БРЛС) и может использоваться в вертолетах.

В последние годы на ряд типов вертолетов возлагаются задачи по уничтожению наземных, надводных и воздушных целей. Решение этих задач связано с необходимостью обнаружения этих целей в круговой зоне обзора. Известны разработанные и применяющиеся на вертолетах бортовые радиолокационные станции с обзором 360°.

Применительно к вертолету корабельного базирования Линкс такой БРЛС может быть РЛС фирмы Маркони SEASPRAI-2000, которая применяется для обнаружения морских целей. В боевом вертолете для сухопутных войск АПАЧ используется БРЛС APG-78(V) системы управления Longbow. Антенна БРЛС фирмы Маркони размещается на вертолете под фюзеляжем и осуществляет круговой обзор пространства под вертолетом, антенна БРЛС системы Longbow на вертолете АПАЧ размещается на верху колонки несущих винтов и осуществляет круговой обзор пространства выше лопастей и фюзеляжа вертолета.

Основным недостатком антенн приведенных БРЛС является их относительно большой вес и габариты и необходимость применения специального электромеханического привода.

Кроме того, их установка за пределами фюзеляжа нарушает аэродинамику вертолета, увеличивая лобовое сопротивление, что характерно для антенны БРЛС системы Longbow, размещенной над несущими винтами. Возможной альтернативой подобным антеннам является использование несущих лопастей вертолетов в качестве основы конструкции основной сканирующей антенны БРЛС.

Из известных технических решений наиболее близким к предлагаемому является антенна вертолетного радара (1), разработанного корпорацией объединенных исследований Малибу L. Kosowsky, Helicopter Rotorblade Radar System, U.S. Patent 6.054.947 НКИ:342-191 April 2000. В приведенном патенте в качестве антенны предлагается использовать нижнюю поверхность лопасти вертолета как отражательную решетку путем покрытия ее решеткой микрополосных накладок - тонкопленочных отражательных элементов, фазируемых для обеспечения необходимой диаграммы направленности или управления.

В другом варианте применения элементы отражательной решетки включаются в композитные слои лопасти.

На фиг.1 приведен эскиз конструкции из описания вышеуказанного патента США, где приведено размещение элементов такой антенны, где:

206 - колонка вертолета,

208 - лопасть вертолета с размещением элементов отражательной решетки в композитном слое,

220 - излучатель антенны,

222 - сканирующая антенна с использованием лопасти несущего винта,

274 - отражающее зеркало антенны.

Как следует из эскиза, антенна-прототип состоит из излучателя 220, отражающего зеркала 274 и пассивной отражательной решетки, размещенной в композитном слое лопасти вертолета 208.

Из представленной структуры антенны следует, что излучающий сигнал передающего устройства поступает в излучатель 220, который излучает энергию на отражающее зеркало 274. Отраженная волна от отражающего зеркала 274 падает на отражательную решетку в лопасти вертолета 208. Отражательная решетка формирует луч с необходимыми характеристиками диаграммы направленности и переизлучает падающую на нее энергию в пространство на подстилающую поверхность под вертолетом.

Недостатком построения такой антенны является неэффективное использование пассивной отражательной решетки, которая из-за ограничений по максимальному использованию поверхности лопасти применяется только на небольших вертолетах для БРЛС с малой дальностью действия. Кроме того, из-за потерь в такой антенне невозможно получить достаточные потенциальные характеристики БРЛС, а используемый диапазон радиоволн (λ=3мм÷1,2 см) не позволяет эффективно работать БРЛС в плохих метеоусловиях из-за затухания и отражений энергии при ее распространении в атмосфере.

Следует отметить, что при попытке использовать подобную конструкцию в «L» диапазоне излучатель 220 и отражающее зеркало 274 из-за больших размеров становятся конструктивно неприемлемыми для применения на вертолете.

Таким образом, задачей изобретения является создание сканирующей антенны с максимальным использованием длины лопасти вертолета, позволяющей получить высокую среднюю мощность излучения в диапазоне излучаемых волн, обеспечивающих прохождение энергии в атмосфере в сложных метеоусловиях без заметного затухания.

Поставленная задача достигается тем, что сканирующая антенна БРЛС вертолета (фиг.2) выполнена в виде линейной антенной решетки «L» диапазона с максимально возможной длиной, соответствующей максимальной длине лопасти вертолета, а следовательно, с максимальным усилением и относительно узкой шириной диаграммы направленности в горизонтальной плоскости. Решетка размещена в хвостовой части лопасти несущего винта вертолета, используемого в качестве механизма сканирования диаграммы направленности за счет вращения. Хвостовая часть лопасти выполнена из радиопрозрачного материала, например из слоев стеклоткани с сотовым наполнителем. Особенности выполнения антенной решетки подробно изложены далее в чертежах и описании.

Ниже приводится описание конструкции сканирующей антенны, иллюстрированное чертежами фиг.1-5, где:

Фиг.1 - Эскиз конструкции сканирующей антенны-прототипа.

Фиг.2 - Сканирующая антенна БРЛС вертолета.

Фиг.3 - Размещение линейной антенной решетки в лопасти вертолета.

Фиг.4 - Конструкция излучателей антенной решетки.

Фиг.5 - Конструкция излучателей антенной решетки второй конфигурации.

Сканирующая антенна БРЛС вертолета показана на фиг.2. Здесь:

1 - лопасть вертолета,

4 - коаксиальный кабель,

8 - диэлектрический короб,

9 - хвостовая часть лопасти,

18 - груз центровочный,

19 - лонжерон лопасти,

20 - высокочастотный разъем,

21 - линейная антенная решетка.

На фиг.3 приведено размещение элементов линейной антенной решетки в лопасти вертолета, где:

1 - лопасть вертолета;

2 - двухпроводная ленточная линия;

3 - симметрирующее устройство;

4 - питающий фидер (например, коаксиальный кабель);

5 - нагрузка (активное сопротивление);

6 - слой диэлектрика, на котором размещены ленты двухпроводной ленточной линии 2;

7 - платы с печатными излучателями;

8 - диэлектрический короб, в котором размещена линейная антенная решетка;

9 - хвостовая часть лопасти.

На фиг.4 приведена конструкция платы с печатными излучателями антенной решетки, где:

2 - двухпроводная ленточная линия;

6 - слой диэлектрика;

7 - платы с печатными излучателями конфигурации 10;

10 - конфигурация полосок печатных излучателей на платах 7, размещенных с обеих сторон слоя диэлектрика 6;

11 - петли связи с двухпроводной ленточной линией 2, выполненной в виде изогнутых полосок;

12 - нагрузки в виде активных сопротивлений между петлями связи 11;

13 - печатные полоски плат, образующие линию возбуждения излучателей конфигурации 10;

14 - платы с полосками, параллельными вибратору, образующими директорные излучатели для конфигурации 10;

15 - полоски, параллельные вибратору, на платах 7, образующие рефлекторные излучатели для конфигурации 10.

На фиг.5 приведена конструкция плат с печатными излучателями линейной антенной решетки другой конфигурации, где:

2 - двухпроводная ленточная линия;

6 - слой диэлектрика;

7 - платы с печатными излучателями конфигурации 16;

11 - петля связи с лентами 2;

14 - полоски, параллельные вибратору, образующие директорные излучатели;

15 - полоски, параллельные вибратору, образующие рефлекторные излучатели;

16 - конфигурация полосок печатного излучателя, выполненного в одной плоскости;

17 - полоски линии возбуждения излучателей.

Линейная антенная решетка 21 состоит из питающей линии и излучателей «L» диапазона, причем питающая линия выполнена в виде двухпроводной ленточной линии 2, ленты которой разделены в плоскости лопасти 1 вдоль ее длины слоем диэлектрика 6 и расположены внутри хвостовой части лопасти 9.

Начало линии 2 соединено через симметрирующее устройство 3 с питающим фидером 4 (например, с коаксиальным кабелем), а конец этой линии подключен к согласованной нагрузке 5 (фиг.3).

На ленты этой линии и на упомянутый слой диэлектрика 6 наложены и закреплены с двух сторон вдоль ленточной линии 2 с определенным шагом (например, - для режима поперечного излучения) платы 7 с печатными излучателями, выполненными из тонкого фольгированного диэлектрика. Конфигурация излучателей 10 и 16 выполнена в виде двух плеч вибратора и набора полосок 14, 15, параллельных вибратору, образующих рефлекторные и директорные элементы излучателя, а также полосок линии возбуждения излучателей 13 и 17, одним концом соединенных с плечами вибратора, а другим концом с петлей связи 11, расположенной с зазором, равным толщине диэлектрика платы, над лентами двухпроводной линии, и смещенной в плоскости антенны относительно краев этих лент. Концы петель связи 11 каждого излучателя соединены через согласованное нагрузочное сопротивление 12 (фиг.4).

При выполнении излучателей в конфигурации 16 (фиг.5), где петля связи 11 выполнена в одной плоскости с вибратором и также соединена с его плечами через полоски 17 линии возбуждения излучателей, в сканирующей антенне отсутствуют согласованные нагрузочные сопротивления 12, соединяющие концы петель связи 11. Однако такое выполнение излучателей не нарушает единства заявляемого технического решения. Линейная антенная решетка 21 размещена и закреплена в диэлектрическом коробе 8, установленном и закрепленном в хвостовой части лопасти.

Устройство (фиг.2, фиг.3) работает следующим образом.

Высокочастотная энергия через питающий фидер 4 и симметрирующее устройство 3 поступает на ленты двухпроводной ленточной линии 2 и распространяется по направлению к нагрузке 5.

Печатные излучатели на платах 7, расположенные с определенным шагом, ответвляют часть проходящей энергии и переизлучают ее (например, в режиме поперечного излучения при шаге ) во внешнее пространство.

Электромагнитная связь излучателей на платах 7 с двухпроводной ленточной линией 2 определяется величиной зазора в области связи 11 - на фиг.4 и фиг.5, что позволяет сформировать необходимое амплитудно-фазовое распределение по длине решетки для получения требуемой диаграммы направленности в плоскости решетки.

За счет вращения лопасти вертолета обеспечивается круговое сканирование этой диаграммы направленности по азимуту. В вертикальной плоскости ширина диаграммы определяется шириной диаграммы отдельного излучателя.

Для выполнения заявляемого устройства с минимальной массой могут быть использованы стеклоткань, стеклосотовые панели, тонкий фольгированный диэлектрик, например, типа ППФМ-2-18 ТУ2255-014-002035-36-95 или ППФ-1-35-0,1 ТУ6-49-0203534-98-92, в качестве фидера - кабель РК-50-4-46 (гибкий), ленты из тонкой фольги толщиной 0,1-0,15 мм, фторопластовые пленки и аналогичные материалы. Все элементы антенны собираются и крепятся между собой в единую конструкцию.

В качестве излучателей линейной антенной решетки могут быть использованы обе конфигурации исполнения, показанные на фиг.4 и 5, в зависимости от технологических возможностей производства.

Предложенная в изобретении конструкция антенны при минимальной дополнительной массе, вносимой в общую массу БРЛС, позволит использовать максимальную длину лопасти и тем самым обеспечить реализацию антенны с высокими потенциальными характеристиками. Возможность в предлагаемой антенне излучения высокой средней мощности и минимальные потери энергии электромагнитных волн «L» диапазона при их распространении даже в сверхсложных метеоусловиях дают такой БРЛС существенные преимущества перед БРЛС с антенной прототипа, работающей в диапазоне миллиметровых волн.

1.Сканирующаяантеннабортовойрадиолокационнойстанции(БРЛС)вертолета,состоящаяизлинейнойантеннойрешетки,размещеннойвлопастинесущеговинтавертолета,используемойвкачествемеханизмасканированиядиаграммынаправленностиантеннызасчетвращения,отличающаясятем,чтохвостоваячастьлопастивертолетавыполненаизрадиопрозрачногоматериала,линейнаяантеннаярешеткасостоитизпитающейлиниииизлучателей"L"диапазонаволн,причемпитающаялиниявыполненаввидедвухпроводнойленточнойлинии,лентыкоторойразделенывплоскостилопастивдольеедлиныслоемдиэлектрикаирасположенывнутрихвостовойчастилопасти,началодвухпроводнойленточнойлиниисоединеночерезсимметрирующееустройствоспитающимфидером,аконецподключенксогласованнойнагрузке,вдольдвухпроводнойленточнойлиниинаеелентыинаупомянутыйслойдиэлектриканаложеныизакрепленысдвухсторонсшагом,определяемымрежимомизлучения,платыспечатнымиизлучателями,выполненнымиизтонкогофольгированногодиэлектрика,конфигурацияизлучателейвыполненаввидедвухплечвибратораинабораполосок,параллельныхвибратору,образующихрефлекторныеидиректорныеэлементыизлучателя,атакжеполосоклиниивозбужденияизлучателей,однимконцомсоединенныхсплечамивибратора,адругимконцом-ссоответствующейпетлейсвязи,расположеннойсзазором,равнымтолщинедиэлектрикаплаты,надлентамидвухпроводнойлинииисмещеннойвплоскостиантенныотносительнокраевэтихлент,причемдругиеконцыпетельсвязикаждогоизлучателясоединенычерезсогласованноенагрузочноесопротивление,линейнаяантеннаярешеткаразмещенаизакрепленавдиэлектрическомкоробе,установленномизакрепленномвхвостовойчастилопасти.12.СканирующаяантеннаБРЛСвертолета,состоящаяизлинейнойантеннойрешетки,размещеннойвлопастинесущеговинтавертолета,используемойвкачествемеханизмасканированиядиаграммынаправленностиантеннызасчетвращения,отличающаясятем,чтохвостоваячастьлопастивертолетавыполненаизрадиопрозрачногоматериала,линейнаяантеннаярешеткасостоитизпитающейлиниииизлучателей"L"диапазонаволн,причемпитающаялиниявыполненаввидедвухпроводнойленточнойлинии,лентыкоторойразделенывплоскостилопастивдольеедлиныслоемдиэлектрикаирасположенывнутрихвостовойчастилопасти,началодвухпроводнойленточнойлиниисоединеночерезсимметрирующееустройствоспитающимфидером,аконецподключенксогласованнойнагрузке,вдольдвухпроводнойленточнойлиниинаеелентыинаупомянутыйслойдиэлектриканаложеныизакрепленысдвухсторонсшагом,определяемымрежимомизлучения,платыспечатнымиизлучателями,выполненнымиизтонкогофольгированногодиэлектрика,конфигурацияизлучателейвыполненаввидедвухплечвибратораинабораполосок,параллельныхвибратору,образующихрефлекторныеидиректорныеэлементыизлучателя,плечивибраторасоединеныполоскамилиниивозбужденияспетлейсвязи,выполненнойводнойплоскостисвибраторомирасположеннойсзазором,равнымтолщинедиэлектрикаплатынадлентамидвухпроводнойлинии,исмещеннойвплоскостиантенныотносительнокраевэтихлент,линейнаяантеннаярешеткаразмещенаизакрепленавдиэлектрическомкоробе,установленномизакрепленномвхвостовойчастилопасти.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 14.
30.03.2019
№219.016.f93c

Двухдиапазонный импульсно-доплеровский радиолокатор

Изобретение относится к радиолокационной технике, к двухдиапазонным импульсно-доплеровским радиолокаторам (РЛ), используемым преимущественно в радиолокационных системах высокомобильных объектов, например летательных аппаратов, катеров и др. Достигаемым техническим результатом является повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002273861
Дата охранного документа: 10.04.2006
30.03.2019
№219.016.f93f

Моноимпульсный пеленгатор

Моноимпульсный пеленгатор (МП) предназначен для измерения угловых координат радиолокационных целей и содержит суммарно-разностное приемное устройство, преобразователь угловой информации из соотношения амплитуд суммарного и разностного сигналов в соотношение фаз выходных сигналов и синхронный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002297645
Дата охранного документа: 20.04.2007
30.03.2019
№219.016.f941

Двухдиапазонный следящий угломер

Двухдиапазонный следящий угломер предназначен для измерения угловых координат радиоконтрастных объектов (РКО) и содержит два фильтра отслеживаемых координат для горизонтальной и вертикальной плоскостей, состоящие каждый из канала оценки значения угла визирования (РКО), канала оценки значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002252434
Дата охранного документа: 20.05.2005
30.03.2019
№219.016.f944

Способ управления инерционным приводом антенны

Изобретение относится к радиоэлектронным следящим системам по направлению. Технический результат заключается в повышении точности и устойчивости сопровождения. Способ управления приводом антенны заключается в том, что сигнал управления приводом антенны формируется на основе ошибок сопровождения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02216030
Дата охранного документа: 10.11.2003
10.04.2019
№219.017.00f2

Устройство формирования угловой ошибки при приеме шумового сигнала

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в моноимпульсных импульсно-доплеровских радиолокационных станциях, в которых для обеспечения жестких требований по массе и габаритам в приемниках суммарного и разностного каналов имеется по одной квадратуре. В этом случае...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255349
Дата охранного документа: 27.06.2005
10.04.2019
№219.017.01ce

Устройство захвата выбранной цели

Изобретение относится к радиолокации и может быть применено в бортовых прицельных радиолокационных станциях (БРЛС), установленных на летательных аппаратах, и предназначено для осуществления перехода БРЛС с механическим приводом антенны из режима обзора в режим непрерывного сопровождения....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02219557
Дата охранного документа: 20.12.2003
10.04.2019
№219.017.01d2

Способ измерения дальности до летательных аппаратов

Способ измерения дальности до летательных аппаратов, основан на управляемом изменении периода повторения зондирующих импульсов, заключается в том, что излучают пачки радиоимпульсов с базовым периодом повторения импульсов (ППИ) в пачке, равном Т, принимают отраженные от ЛА пачки радиоимпульсов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02219558
Дата охранного документа: 20.12.2003
10.04.2019
№219.017.0209

Универсальный способ наведения самолетов на наземные цели

Изобретение относится к системам наведения, в частности к системам самонаведения самолетов на наземные цели. Сущность изобретения заключается в том, что требуемые значения бортового пеленга и угловой скорости линии визирования цели в горизонтальной плоскости определяют по определенным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02210801
Дата охранного документа: 20.08.2003
10.04.2019
№219.017.02ed

Радиолокационная система для обнаружения проводов линий электропередач

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано на летательных аппаратах при совершении ими маловысотных полетов. Предлагаемая радиолокационная система для обнаружения проводов линий электропередач за счет использования специального вычислителя, оптимизированного на решение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002310885
Дата охранного документа: 20.11.2007
10.04.2019
№219.017.0363

Антенное устройство

Изобретение предназначено для работы на летательных аппаратах в составе радиолокационных станций и, в частности, их составных частей - антенн с механическим сканированием. Сущность изобретения заключается в том, что привод поворота внешней рамки карданного подвеса укреплен жестко на внешней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002387057
Дата охранного документа: 20.04.2010
Показаны записи 1-10 из 20.
20.02.2019
№219.016.bc8f

Испытательный стенд

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при комплексном полунатурном моделировании функционирования авиационных и космических объектов. Сущность изобретения заключается в том, что испытательный стенд содержит головку наведения, динамический стенд...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263869
Дата охранного документа: 10.11.2005
11.03.2019
№219.016.d6dc

Вертолет с радиолокационной антенной

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к вертолетам. Радиолокационная антенна размещена под фюзеляжем и снабжена механизмами вращения относительно вертикальной оси и поворота относительно горизонтальной оси. Механизм вращения радиолокационной антенны содержит корпус, выполненный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002245820
Дата охранного документа: 10.02.2005
30.03.2019
№219.016.f940

Система радиоуправления оружием

Изобретение относится к системам радиоуправления оружием, преимущественно зенитных ракетно-пушечных комплексов, содержащих средства радиовизирования цели и управляемого снаряда, объединенных с его пусковой установкой общей транспортной платформой. Технический результат: повышение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02204786
Дата охранного документа: 20.05.2003
10.04.2019
№219.017.00f2

Устройство формирования угловой ошибки при приеме шумового сигнала

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в моноимпульсных импульсно-доплеровских радиолокационных станциях, в которых для обеспечения жестких требований по массе и габаритам в приемниках суммарного и разностного каналов имеется по одной квадратуре. В этом случае...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255349
Дата охранного документа: 27.06.2005
10.04.2019
№219.017.0131

Устройство сопровождения по скорости с защитой от уводящей помехи

Изобретение относится к радиолокации. Технический результат заключается повышении эффективности защиты от уводящей по частоте помехи. Устройство фиксирует начало воздействия уводящей помехи по расширению полосы частот сопровождаемого сигнала и обеспечивает сопровождение сигнала цели при приеме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02234106
Дата охранного документа: 10.08.2004
10.04.2019
№219.017.0165

Способ обзора пространства в радиолокационной системе с фазированной антенной решеткой

Изобретение относится к радиолокации и заключается в том, что область пространства, в которой осуществляют поиск радиоконтрастных объектов (РКО), задают в виде телесного угла, разделенного на N угловых позиций. Проверяют наличие целеуказаний об угловой позиции, где предположительно находится...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02237909
Дата охранного документа: 10.10.2004
10.04.2019
№219.017.01ce

Устройство захвата выбранной цели

Изобретение относится к радиолокации и может быть применено в бортовых прицельных радиолокационных станциях (БРЛС), установленных на летательных аппаратах, и предназначено для осуществления перехода БРЛС с механическим приводом антенны из режима обзора в режим непрерывного сопровождения....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02219557
Дата охранного документа: 20.12.2003
10.04.2019
№219.017.0209

Универсальный способ наведения самолетов на наземные цели

Изобретение относится к системам наведения, в частности к системам самонаведения самолетов на наземные цели. Сущность изобретения заключается в том, что требуемые значения бортового пеленга и угловой скорости линии визирования цели в горизонтальной плоскости определяют по определенным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02210801
Дата охранного документа: 20.08.2003
10.04.2019
№219.017.0a95

Кодовый дальномер для импульсно-доплеровской радиолокационной станции

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано в импульсно-доплеровских радиолокационных станциях (ИД РЛС), в которых излучение производится последовательно повторяющимся дискретным набором, состоящим из N частот повторения. В результате обеспечивается прием периодической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02149422
Дата охранного документа: 20.05.2000
29.04.2019
№219.017.3e81

Вертолет

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции вертолета с соосными несущими винтами и системе управления этими винтами. Вертолет содержит фюзеляж, силовую установку с трансмиссией и редуктором, на валах которого смонтирован соосный несущий винт, систему управления, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002263607
Дата охранного документа: 10.11.2005
+ добавить свой РИД