×
27.03.2015
216.013.3608

УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ РАЗМЕРА И ФОРМЫ ГИЛЬЗ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, в частности к измерительной технике и касается устройства контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания. Устройство представляет собой нутромер с измерительной шкалой в мм и насадкой на корпусе, а также металлическую плиту, повторяющую форму головки блока цилиндров с газовым стыком и пятью технологическими отверстиями, из которых четыре отверстия выполнены по краям и одно отверстие посередине плиты. Технологические отверстия, расположенные по краям, одного размера и предназначаются для фиксации плиты при ее установке на блок двигателя с помощью крепежных болтов. Отверстие, расположенное посередине плиты, выполнено двухступенчатым, верхняя часть отверстия необходима для установки подвижной насадки нутромера, а нижняя часть отверстия имеет форму конуса и предназначается для перемещений нутромера при проведении измерений. Насадка нутромера представляет собой металлическое кольцо, с подвижным элементом в форме шара с отверстием внутри, в которое впрессована пластмассовая втулка. Насадка надевается на корпус нутромера, перед его сборкой и настройкой по эталону на рабочем столе. Техническим результатом использования устройства является обеспечение возможности измерения размеров и формы деталей при воздействии нагрузок, определение радиальных и осевых отклонений размеров гильз двигателя внутреннего сгорания после сборки. 1 ил.
Основные результаты: Устройство контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания отличается тем, что представляет собой нутромер с измерительной шкалой и насадкой на корпусе, а также металлическую плиту, которая повторяет форму головки блока цилиндров с газовым стыком и пятью технологическими отверстиями, из которых четыре отверстия выполнены по краям и одно отверстие посередине плиты, технологические отверстия, расположенные по краям, одного размера и предназначаются для фиксации плиты при ее установке на блок двигателя с помощью крепежных болтов, отверстие, расположенное посередине плиты, выполнено двухступенчатым, верхняя часть отверстия необходима для установки подвижной насадки нутромера, а нижняя часть отверстия имеет форму конуса и предназначается для перемещений нутромера при проведении измерений, а также содержит насадку нутромера, представляющую собой металлическое кольцо, внутри которого выполнен подвижный элемент в форме шара с отверстием, в которое впрессована пластмассовая втулка, на корпусе нутромера, с одной стороны нанесена измерительная шкала в мм, насадка надевается на корпус нутромера, перед его сборкой и настройкой по эталону на рабочем столе.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к измерительной технике, и может быть использовано при операциях контроля размеров и форм гильз, установленных в блок двигателя внутреннего сгорания.

Известен кругломер типа "Тейлеронд", в котором отклонения формы определяются на основе контакта щупа с измеряемой поверхностью гильзы, снятой с двигателя и установленной непосредственно в прибор, с последующим преобразованием полученных перемещений с помощью соответствующих электронных блоков и выводом информации на круглограмме. Отклонения формы гильзы определяются прямым относительным методом непосредственно в приборе, перед сборкой и не могут быть осуществлены в собранном двигателе.

Механизм нутромера представляет собой сочетание клиновой передачи с измерительным устройством с ценой деления от 0,01 до 0,002 мм. При измерениях нутромер располагается в руке, и в процессе измерений производятся его покачивания в плоскости проведения измерений при отсутствии его базирования по отношению к измеряемой поверхности (см. В.И. Берков. Технические измерения. М.: Высшая школа, 1983 г., сс. 68-72. Открытое издание. Прототип). Данное устройство является наиболее близким к предлагаемому техническому решению и взято за прототип.

Однако недостатком прототипа является то, что нутромер контролирует размеры и форму рабочей поверхности гильзы цилиндра только в свободном состоянии, до ее установки в блок двигателя и затяжки головкой блока цилиндров. При сборке двигателя внутреннего сгорания невозможно произвести измерение формы и размеров гильз, так как гильза закрыта сверху головкой цилиндра, а снизу коленчатым валом двигателя.

Известно, что гильза прижата по газовому стыку головкой к блоку цилиндров и вследствие больших нагрузок деформируется, изменяет форму, становится некруглой и не цилиндричной. Отклонения достигают величин от минус 0,05 мм до плюс 0,05 мм, что приводит к неудовлетворительной приработке и задирам по поверхности гильз и колец. Это вызывает необходимость проведения исследований и измерений, направленных на определение фактической формы и размеров гильзы после ее монтажа в блок двигателя внутреннего сгорания. При этом известное устройство не отражает состояние гильзы подверженной воздействию усилий от крепежных болтов через головку и газовый стык.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка простого измерительного устройства, позволяющего контролировать размеры и форму рабочей поверхности гильзы цилиндра не только в свободном состоянии, но и в состоянии собранного двигателя, а также обеспечение точности и снижение погрешностей проводимых измерений.

Техническим решением задачи контроля размера и формы гильзы цилиндра является обеспечение возможности измерения размеров и формы гильзы цилиндров, после сборки двигателя с одновременным снижением величин погрешностей измерений.

Устройство контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания отличается тем, что представляет собой нутромер с измерительной шкалой и насадкой на корпусе, а также металлическую плиту. Металлическая плита повторяет форму головки блока цилиндров с газовым стыком и пятью технологическими отверстиями, из которых четыре отверстия выполнены по краям и одно отверстие посередине плиты. Технологические отверстия, расположенные по краям, одного размера и предназначаются для фиксации плиты при ее установке на блок двигателя с помощью крепежных болтов. Отверстие, расположенное посередине плиты, выполнено двухступенчатым, верхняя часть отверстия необходима для установки подвижной насадки нутромера, а нижняя часть отверстия имеет форму конуса и предназначается для перемещений нутромера при проведении измерений. Насадка нутромера представляет собой металлическое кольцо, внутри которого выполнен подвижный элемент в форме шара с отверстием, в которое впрессована пластмассовая втулка. На корпусе нутромера, с одной стороны нанесена измерительная шкала в мм. Насадка надевается на корпус нутромера, перед его сборкой и настройкой по эталону на рабочем столе.

Изобретение поясняется фиг.1, на которой изображен общий вид устройства контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания,

где:

1 - нутромер;

2 - измерительная шкала;

3 - подвижная насадка;

4 - металлическая плита;

5 - пластмассовая вставка подвижной насадки;

6 - верхнее отверстие металлической плиты;

7 - гильза;

8 - блок двигателя;

9 - болты;

10 - двухступенчатое отверстие;

11 - измерительная головка нутромера;

12 - индикатор;

13 - подвижный стержень;

14 - неподвижный стержень.

Устройство контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания представляет собой нутромер 1 с измерительной шкалой 2, подвижной насадкой 3 и металлической плитой 4.

В отличие от прототипа в устройстве контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания для проведения измерений размеров и формы гильз после сборки двигателя используется нутромер 1, на корпусе которого нанесена измерительная шкала 2, позволяющая контролировать места замеров плоскости гильзы. На нутромер 1 насажена подвижная насадка 3 с пластмассовой вставкой 5, которая исключает повреждение корпуса и обеспечивает перемещение нутромера в осевом и радиальном направлениях. Подвижная насадка 3 вставляется в верхнее отверстие металлической плиты 6, диаметр которой больше, чем диаметр подвижной насадки 3. Разность в размерах обеспечивает возможность перемещения подвижной насадки 3 с нутромером 1 по плоскости металлической плиты 6 до нахождения перпендикуляра, затем подвижная насадка 3 прижимается к плоскости металлической плиты 6 и фиксируется.

В отличие от прототипа, конструкция устройства контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания позволяет проводить измерения гильз после сборки двигателя, дополнительная измерительная шкала и фиксация нутромера снижают погрешности и увеличивается точность производимых измерений.

Пример работы устройства. После впрессовки гильз 7, к блоку двигателя 8 четырьмя болтами 9 крепится металлическая плита 4, болты 9 затягиваются, а создаваемая нагрузка соответствует нагрузке, которая воздействует на гильзу при креплении штатной головки блока цилиндров двигателя. Нутромер 1 с подвижной насадкой 3 вставляется в двухступенчатое отверстие 10 металлической плиты 4 и опускается в гильзу 7. Подвижная насадка 3 располагается в верхнем отверстии металлической плиты 6, а разность в размерах обеспечивает возможность перемещения подвижной насадки 3 с нутромером 1 по плоскости верхнего отверстия металлической плиты 6 до нахождения перпендикуляра, затем подвижная насадка 3 прижимается к плоскости металлической плиты 4, фиксируется. Нутромер 1 располагается перпендикулярно относительно поверхности гильзы 7, измерительная головка нутромера 11 находится в свободном состоянии, при этом индикатор 12 обнуляется, первое деление измерительной шкалы 2 нутромера 1 совмещается с верхним краем подвижной насадки 3, что соответствует готовности устройства к измерению. Измерение размеров и формы гильзы 7 производится по трем поясам, каждый пояс делится на равные четыре плоскости замера, при этом измерения в поперечном сечении гильзы 7 производятся проворачиванием нутромера 1 на 360 градусов в подвижной насадке 3, а в продольном сечении - опусканием нутромера 1 на необходимую глубину и его покачиванием из стороны в сторону внутри гильзы 7.

Техническое преимущество предлагаемого устройства состоит в том, что обеспечивается возможность измерения размеров и формы гильз при воздействии нагрузок, определение радиальных и осевых отклонений размеров гильз двигателя внутреннего сгорания после сборки.

Конструкция устройства контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания обеспечивает возможность измерения размеров и формы гильз при сборке двигателя с одновременным снижением величин погрешностей измерений.

Все это повышает возможность использования средств линейных и угловых измерений, обеспечивает их основное свойство - точность.

Библиографические данные источников информации, содержащие приведенные аналоги.

В.И. Берков. Технические измерения. М.: Высшая школа, 1983 г., сс. 68-72. Прототип. Открытое издание.

Устройство контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания отличается тем, что представляет собой нутромер с измерительной шкалой и насадкой на корпусе, а также металлическую плиту, которая повторяет форму головки блока цилиндров с газовым стыком и пятью технологическими отверстиями, из которых четыре отверстия выполнены по краям и одно отверстие посередине плиты, технологические отверстия, расположенные по краям, одного размера и предназначаются для фиксации плиты при ее установке на блок двигателя с помощью крепежных болтов, отверстие, расположенное посередине плиты, выполнено двухступенчатым, верхняя часть отверстия необходима для установки подвижной насадки нутромера, а нижняя часть отверстия имеет форму конуса и предназначается для перемещений нутромера при проведении измерений, а также содержит насадку нутромера, представляющую собой металлическое кольцо, внутри которого выполнен подвижный элемент в форме шара с отверстием, в которое впрессована пластмассовая втулка, на корпусе нутромера, с одной стороны нанесена измерительная шкала в мм, насадка надевается на корпус нутромера, перед его сборкой и настройкой по эталону на рабочем столе.
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ РАЗМЕРА И ФОРМЫ ГИЛЬЗ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 19.
10.07.2013
№216.012.5397

Способ ремонта упрочненных азотированием шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технологии ремонта деталей, в частности коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. Проводят обработку детали в установленные ремонтные размеры, предварительно проводят снятие с шейки материала оставшегося упрочненного азотированием слоя с помощью электроэрозионной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487002
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.12.2013
№216.012.89b2

Подшипник турбокомпрессора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам турбокомпрессора. Подшипник включает моновтулку с центральным маслоподводящим каналом и маслораспределительной полостью, на концах которой выполнены опорные пояски. Центральный маслоподводящий канал выполнен глухим,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500932
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.01.2014
№216.012.9527

Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при конструировании, производстве и ремонте двигателей внутреннего сгорания. Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания содержит масляный насос с клапанами смазочной системы - редукционным и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503877
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.03.2014
№216.012.a8fa

Способ ремонта фрикционных дисков узла сцепления

Изобретение относится к способу ремонта узлов сцепления. Согласно способу производят разборку и дефектацию узла сцепления с фрикционным диском. Металлическую основу диска подготавливают к склеиванию путем механической обработки. Обработанные поверхности подвергают обезжириванию обезжиривающими...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002508973
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.06.2014
№216.012.d20a

Турбокомпрессор

Турбокомпрессор включает корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку. В корпусе турбокомпрессора установлен поворотный угольник с болтом поворотного угольника. Осевое отверстие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519541
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.01.2015
№216.013.1b24

Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к двигателестроению. Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания содержит подшипниковый узел, в котором установлен вал ротора, с турбинным и компрессорным колесами, корпус центростремительной турбины, закрепленный на корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538376
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.01.2015
№216.013.20f9

Способ ремонта блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области ремонта корпусных конструкций агрегатов, содержащих элементы с трещинами, в частности к ремонту блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В способе ремонтируемый блок размещают горизонтально заплатой вниз, в отверстия в вершинах трещины вставляют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539889
Дата охранного документа: 27.01.2015
10.02.2015
№216.013.228b

Устройство очистки и омывания боковых стекол транспортных средств

Изобретение относится к устройству очистки боковых стекол транспортных средств. Устройство представляет собой очиститель, устанавливаемый в двери транспортного средства, и омыватель с дополнительным электронасосом и форсунками. Подрулевой переключатель имеет дополнительное положение по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540296
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.02.2015
№216.013.2952

Способ ремонта цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области технологических процессов при ремонте металлических конструкций, и в частности при ремонте цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), пример, двигателей КамАЗ. Установку поршня осуществляют путем центрирования по днищу канавки под...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542035
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.29dd

Способ регулирования турбонаддува двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом. Техническим результатом является расширение диапазона регулирования турбонаддува ДВС. Сущность изобретения заключается в изменении частоты вращения ротора с использованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542174
Дата охранного документа: 20.02.2015
Показаны записи 1-10 из 17.
10.01.2014
№216.012.9527

Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при конструировании, производстве и ремонте двигателей внутреннего сгорания. Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания содержит масляный насос с клапанами смазочной системы - редукционным и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503877
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.01.2015
№216.013.1b24

Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к двигателестроению. Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания содержит подшипниковый узел, в котором установлен вал ротора, с турбинным и компрессорным колесами, корпус центростремительной турбины, закрепленный на корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538376
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.01.2015
№216.013.20f9

Способ ремонта блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области ремонта корпусных конструкций агрегатов, содержащих элементы с трещинами, в частности к ремонту блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В способе ремонтируемый блок размещают горизонтально заплатой вниз, в отверстия в вершинах трещины вставляют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539889
Дата охранного документа: 27.01.2015
10.02.2015
№216.013.228b

Устройство очистки и омывания боковых стекол транспортных средств

Изобретение относится к устройству очистки боковых стекол транспортных средств. Устройство представляет собой очиститель, устанавливаемый в двери транспортного средства, и омыватель с дополнительным электронасосом и форсунками. Подрулевой переключатель имеет дополнительное положение по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540296
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.02.2015
№216.013.2952

Способ ремонта цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области технологических процессов при ремонте металлических конструкций, и в частности при ремонте цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), пример, двигателей КамАЗ. Установку поршня осуществляют путем центрирования по днищу канавки под...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542035
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.29dd

Способ регулирования турбонаддува двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом. Техническим результатом является расширение диапазона регулирования турбонаддува ДВС. Сущность изобретения заключается в изменении частоты вращения ротора с использованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542174
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.05.2015
№216.013.4ccf

Узел сцепления

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к узлам сцепления. Узел сцепления содержит маховик, ведущие средний и нажимной диски, отлитые из серого чугуна, соединенные одним комплектом сопряжений шип-паз, состоящим из четырех пазов на маховике, выполненных при его изготовлении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551177
Дата охранного документа: 20.05.2015
20.05.2015
№216.013.4d71

Способ восстановления изношенного отверстия поршня под поршневой палец и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к области машиностроения и могут быть использованы на предприятиях при ремонте и восстановлении поршневой группы ДВС автомобилей, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. В способе осуществляют дефектовку поршня и обработку его изношенного отверстия на станке с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551339
Дата охранного документа: 20.05.2015
20.08.2015
№216.013.72da

Способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания. Способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателей внутреннего сгорания заключается в измерении давления в масленой магистрали при работе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560972
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.12.2015
№216.013.9897

Способ обработки гильзы блока цилиндров с созданием антифрикционного покрытия

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при производстве поршневых машин. Способ включает первичную токарную обработку, закаливание внутренней рабочей поверхности гильзы токами высокой частоты и ее финишную обработку на хонинговальном станке. После финишной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570683
Дата охранного документа: 10.12.2015
+ добавить свой РИД